Построение графика квадратичной функции
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Лозовая Раиса Михайловна

Во время фронтального опроса рассматривается соответствие между формулой квадратичной функции и координатой вершины параболы. Во время изучения нового материала рассматривается зависимость ветвей параболы и старшего коэффициента, описывается алгоритм построения. На этапе закрепления, имея перед собой алгоритм,  учащиеся учатся самостоятельно строить график функции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Построение графика квадратичной функции»

Лозовая Раиса Михайловна

учитель математики

МБОУ Федосеевская СОШ

Тема: «Построение графика квадратичной функции»

Задачи урока: Познакомить учащихся с построением графика квадратичной функции.

Цель:

Образовательная:

  • проверить знания и умения учащихся по предыдущей теме "Сдвиг графика  y= ax2 вдоль осей координат";
  • сформулировать с учащимися алгоритм построения графика квадратичной функции;
  •  первичное закрепление умений и навыков учащихся по теме.

Развивающая:

  • продолжать формировать общие учебные умения и навыки;
  •  развивать    навыки работы по алгоритму;
  •  навыки самостоятельной работы;
  •  логическое мышление;
  • познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая:

  • воспитывать внимательность, аккуратность, ответственность.

Средства обучения:

  • мультимедийная доска;
  •  проектор;
  • презентация;

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

 I.Организационный этап (приветствие, проверка готовности к уроку).

 Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, мотивирует учащихся, объявляет план урока.

II. Всесторонняя проверка знаний . Фронтальный опрос.  (Слайды 2-4)

III. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. (Слайды5 -11) IV. Изучение нового материала:

  • тема урока сообщается после совместных выводов полученных при просмотре слайдов ( Слайд 12);
  • озвучиваются  цели и задачи изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению;

Дается определение квадратичной функции (Слайд13 ).

 Определение:  квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида  y = ax²  +  bx+ c, где х – независимая переменная, a, b и с – некоторые числа (причем, а ≠ 0).

 Приводятся примеры квадратичных функций.

 Например:

  • у = 5х² + 6х+ 3,
  • у = – 7х²+8х – 2,
  • у = 0,8х² + 5,
  • у = х² – 8х,
  • у = – 12х²

        Дается определение графика квадратичной функции. (Слайд 14)

Определение : Графиком квадратичной функции является парабола, ветви которой направлены вверх (если а > 0) или вниз (если а < 0).

Приводятся примеры графиков квадратичной функции, акцентирующие внимание  на разное направления ветвей.

  • у = 2х² + 4х – 1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а = 2, а > 0).
  • у= – 7х² – х + 3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а = -7, а < 0).

 Алгоритм  построения графика функции. (Слайд15 )

  1. Описать функцию:
  • название функции, что является графиком функции
  • направление  ветвей  параболы.

Пример: у = х²– 2х – 3 –графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а = 1, а > 0). (Слайд15 )

  1. Найти координаты вершины параболы А(m;n) по формулам:

m =  и  n = у(m) (Слайд1 6) ,

т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение.

 Прямая x=m  является осью симметрии параболы.

Пример: у = х² – 2х – 3, (а = 1; b = – 2; с = – 3)

Найдем координаты вершины параболы: А(1;-4) – вершина параболы.

Прямая  х = 1 – ось симметрии параболы.

  1. Заполнить таблицу значений функции. (Слайд 17)

 Прямая x=m является осью симметрии параболы, т.е. точки графика симметричны относительно этой прямой. В таблице расположить вершину в середине таблицы и взять соседние симметричные значения х, посчитать значение функции в выбранных значениях х.

Пример: у = х² – 2х – 3. Составим таблицу значений функции:

x

-1

0

1

2

3

y

0

-3

-4

-3

0

  1. Построить график функции: отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице  и соединить их плавной линией.

 Построение графика функции подробно показывается на слайде 18.

Попробуйте построить в тетради график функции у = – 2х² + 8х – 3. Опираясь на алгоритм. (Слайд1 9)

  1. Описать функцию:
  • что является графиком функции;
  • куда направлены ветви параболы.
  1. Найти координаты вершины параболы А(m; n).
  2. Заполнить таблицу значений функции.
  3. Построить график функции:
  • отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице;
  •  соединить их плавной линией.

Самопроверка. (Слайд 20)

Ваше задание должно быть выполнено следующим образом:

у = – 2х² + 8х – 3 –графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а = -2, а < 0);

Найдем координаты вершины параболы:

А (2; 5) – вершина параболы.

х = 5 – ось симметрии параболы.

Составим таблицу значений функции.

x

0

1

2

3

4

y

-3

3

5

3

-3

Если у вас получилось тоже самое –  молодцы, примите поздравления!!!

 (Слайд 21)

Если вы допустили ошибку – не огорчайтесь! У вас все еще впереди!

Перед продолжением работы запишите домашнее задание.(ссылка на слайд  24)

V.  Закрепление изученного  материала (Слайд 23):

Выполните следующую работу в тетрадях по вариантам.

Постройте графики  функции.

I вариант.

у = -х²+6х-8

II вариант

у = -х²-6х-7

VI. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА Построение графика квадратичной функции Лозовая Раиса Михайловна учитель математики МБОУ Федосеевская СОШ

Слайд 2

Повторим? Назовите координаты вершин парабол, ось симметрии.

Слайд 3

Х У 1 1 4 9 2 3 -1 Х У 1 1 4 9 2 3 -1 2 Х 1 1 4 9 3 -1 У Установите соответствие между графиком функции формулой и координатами вершины параболы :

Слайд 4

Х У 1 1 4 9 2 3 -1 Х У 1 1 4 9 2 3 -1 2 Х 1 1 4 9 3 -1 У Установите соответствие между графиком функции, формулой и координатами вершины параболы :

Слайд 5

Опираясь на ранее изученный материал определить, по какому признаку можно объединить следующие рисунки

Слайд 6

Падение баскетбольного мяча

Слайд 7

Параболический фонтан

Слайд 8

Библиотека с крышей в форме параболы в Норвегии

Слайд 9

Лучи прожектора

Слайд 10

Параболическая солнечная электростанция в Калифорнии (США)

Слайд 11

Вращающийся сосуд с жидкостью

Слайд 12

Цели урока: Сформулировать алгоритм построения графика квадратичной функции, т. е. функции вида y = ax 2 +bx+c . Выработать умение строить график квадратичной функции по алгоритму. ТЕМА УРОКА: Построение графика квадратичной функции

Слайд 13

Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=ax² + bx+c , где x - независимая переменная, a, b и с -некоторые числа (причём а≠0 ). Например: у = 5х ² +6х+3, у = -7х ² +8х-2, у = 0,8х ² +5, у = ¾ х ² -8х, у = -12х ²

Слайд 14

Графиком квадратичной функции является парабола , ветви которой направлены вверх (если а >0 ) или вниз (если а < 0). Например: у= 2 х ² +4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а= 2 , а > 0 ). у= -7 х ² -х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а= -7 , а < 0 ). О х у О х

Слайд 15

Чтобы построить график функции надо 1. Описать функцию: что является графиком функции куда направлены ветви параболы Пример: у = х ² -2х-3 графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=1, а > 0 )

Слайд 16

Чтобы построить график функции надо 2. Найти координаты вершины параболы А( m ; n ) по формулам: m = - n = у( m ) т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение. Прямая x=m является осью симметрии параболы. Пример: y=x 2 -2x-3 (a=1, b=-2, c=-3) Найдём координаты вершины параболы: m =- =1; n =1 2 -2-3=-4 A (1;-4)- вершина параболы x =1-ось симметрии параблы

Слайд 17

Чтобы построить график функции надо х m -2 m -1 m m +1 m +2 у n 3. Заполнить таблицу значений функции: прямая x=m ось симметрии вершину параболы расположить в середине таблицы посчитать значение функции в выбранных значениях х Пример : у = х ² -2х-3 А(1;- 4) – вершина параболы х =1 – ось симметрии параболы. Составим таблицу значений функции: х - 1 0 1 2 3 у 0 - 3 - 4 - 3 0

Слайд 18

Чтобы построить график функции надо: 4. Построить график функции: - отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; - соединить их плавной линией. У 4 у = х ² -2х-3 3 2 1 -4 -3 -2 -1 0 -1 1 2 3 4 5 6 х -2 -3 -4 -5 х -1 0 1 2 3 у 0 -3 -4 -3 0

Слайд 19

Постройте график функции у = -2х ² +8х-3 План построения : 1. Описать функцию: что является графиком функции; куда направлены ветви параболы 2. Найти координаты вершины параболы А( m ; n ) по формулам: m = - n = у( m ) 3. Заполнить таблицу значений функции. 4. Построить график функции: отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; соединить их плавной линией.

Слайд 20

Проверьте себя . Ваше задание должно быть выполнено следующим образом: у = -2х ² +8х-3 - графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к . а=-2, а < 0 ); Найдём координаты вершины параболы m = - =2 n = -2 · 2 ² +8 · 2-3 =5 А ( 2; 5 ) – вершина параболы. х=5- ось симметрии параболы. Составим таблицу значений функции. Х 0 1 2 3 4 у -3 3 5 3 -3 у 7 6 5 у = -2х ² +8х-3 4 3 2 1 -3 -2 -1 0 -1 1 2 3 4 5 6 х -2 -3 -4

Слайд 21

Если у вас получилось тоже самое – вы молодец и я вас поздравляю!!!

Слайд 22

Перед продолжением работы запишите домашнее задание Д/З

Слайд 23

Запишите домашнее задание: П.2.4; №265( а,в ),№ 268( а,в ),№270. Желаем успехов!

Слайд 24

Выполните следующую работу в тетрадях по вариантам. Постройте графики функций: I вариант у = - х ² +6х-8 II вариант у = - х ² -6х-7 Желаем успеха!

Слайд 25

Оцените своё настроение и состояние после проведённого урока.

Слайд 26

Спасибо за внимание!

Слайд 27

Список литературы: Макарычев. Алгебра 9 класс .Учебник. М.:Просвещение , 2011г. Минаева С.С. Алгебра .Рабочая тетрадь.Просвещение ,2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Тема: «Построение графика квадратичной функции».

В данной работе представлен вариант практической работы по алгебре для учащихся 8 класса.  В данном тексте также приложены листы с напечатанной основой для работы на уроке для каждого ...

Методика построения графика квадратичной функции и использование графика для решения неравенств. (развивающее обучение)

Каждому  учителю необходимо помнить о следующих структурных элементах урока:·       Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.·...

ЦОР «Построение графиков квадратичной функции».8 класс

ЦОР представляет собой интерактивную модель для демонстрации  движения графика.  Исходя, из информационного содержательного обеспечения цифровой об...

Конспект урока "Построение графика квадратичной функции"

Конспект урока алгебры в 8 классе "Построение графика квадратичной функции" разработан с применением матричной технологии и содержит алгоритм учебной деятельности: познавательный мотив,  учебная ...

"Построение графиков квадратичной функции"

Интегрированный урок(алгебра + информатика)"Построение графиков квадратичной функции" презентация...

"Построение графиков квадратичной функции"

Интегрированный урок(алгебра + информатика)"Построение графиков квадратичной функции"...

Урок по теме «Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции»

Урок контроля и коррекции знаний.Основная дидактическая цель: выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений....