Открытый урок на тему: "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Урок на тему Пифагори пифагоровы штаны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока по алгебре. 8 Б класс.

Подготовила: учитель математики МКОУ «СОШ № 2»  г. Южно-Сухокумск

 Шпирко Оксана Александровна

Тема урока. Введение новой темы «Теорема Пифагора».

Цели:

Обучающие: знать и уметь применять теорему Пифагора для решения задач.

Развивающие: развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные: воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.

Виды работ:

1. устная;

2. фронтальная.

Оборудование:

Алгебра. 8 класс. Учебник. Г.В. Дорофеев, С. Б. Суворова. 2015 год .

Название этапа

Действия учителя

Действия ученика

Постановка проблемы (3 мин)

Здравствуйте, 8 класс. Присаживайтесь.  Для работы на уроке вам понадобится: тетрадь, учебник, ручка, дневник. Проверьте все ли  у Вас есть.

Ребята, помогите решить задачку:

(на экране текст задачи и чертёж)(слайд 2)

Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

1. Подскажите что нам необходимо найти для решения задачи?

2. А какие фигуры вы видите на чертеже?

3. какие элементы этих треугольников мы знаем? Какие нужно найти?

А для нахождения гипотенузы прямоугольного треугольника существует теорема, с которой мы сегодня познакомимся.

Читают задачу

1. Расстояние от флажка до конца пятиметрового отрезка

2. прямоугольные треугольники

3. нам известны катеты, а найти необходимо гипотенузу.

Объяснение нового материала

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тема «Теорема Пифагора»(слайд )

Какую цель мы поставим на уроке?

А при помощи чего мы будем её (теорему) изучать?

Запишем формулировку теоремы Пифагора: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

 (слайд 3)

к примеру:  найдём гипотенузу этого треугольника

Применяя теорему Пифагора, получим

(записывают)

24.10.2017  

Классная работа

Теорема Пифагора»

Изучить теорему Пифагора

Изучение формулировки, Решение задач.

Записывают формулировку теоремы.

(делают чертёж, записывают решение)

Практическая часть (12 минут)

(слайд с первой картинкой) (слайд 5)

Тогда вернёмся к нашей задаче и постараемся ответить на вопрос.

Следовательно длина 1 троса должна быть 13 м, а длина 4 тросов . Т.о. 50 метрового троса не хватит для закрепления мачты.

1) Рассмотрим следующую задачу: (слайд 6 )

Какой длины должна быть лестница, чтобы она достала до окна дома на высоте 8м, если её нижний конец отстоит от дома на 6м?

 

а теперь запишите доказательство в тетрадь

Ребята, а теперь давайте посмотрим, где можно применить теорему Пифагора в природе:

(слайд 7-11) город, речка, олень, зима

2) А теперь решим задачку из экзамена ОГЭ по математике (слайд 12 )

Лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,8 м

Что нужно сделать? Как решать?

3) (слайд 13 )

 Мальчик прошел от дома по направлению на восток 800 м. Затем повернул на север и прошел 600 м. На каком расстоянии (в метрах) от дома оказался мальчик?

Как здесь решать?

1) (делают чертёж и записывают решение задачи)

Следовательно длина 1 троса должна быть 13 м, а длина 4 тросов . Т.о. 50 метрового троса не хватит для закрепления мачты.

(читают задачу)

Т.к. АВС – прямоугольный треугольник, то можно применить теорему Пифагора для нахождения гипотенузы.

(записывают доказательство)

(читают задачу)

(лестница, дерево и земля образуют прямоугольный треугольник, где лестница будет гипотенузой, а высота дерева – катетом. Тогда для того чтобы найти расстояние от ствола дерева до нижнего края лестницы можем применить теорему Пифагора: )  (все записывают решение в тетради, один ученик – у доски)

 

Ответ. 2.4

3) т.к. восток и север находятся под прямым углом, то опять образуется прямоугольный треугольник, а это значит, что мы можем применить теорему Пифагора

Подведение итогов домашнее задание.(3 минуты)

Ребята, напомните мне, чем мы сегодня занимались на уроке?

Как звучит теорема Пифагора?

А если в прямоугольном треугольнике известны один из катетов и гипотенуза можно ли тогда найти другой катет?

За работу на уроке оценки получают….

Открываем дневники, записываем домашнее задание: выучить формулировку теоремы. №276, 277

Изучали теорему Пифагора, решали задачи по этой теме

в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Да, можно. Надо из квадрата гипотенузы вычесть квадрат известного катета.

Директор МКОУ «СОШ №2»:                                      М.А. Шапиев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Старинная задача На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой 20 локтей. Расстояние между их основаниями 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли ее одновременною. На каком расстоянии от более высокой пальмы появилась раба.

Слайд 3

Переведем задачу на математический язык Дано: АС=30, ВД=20, АВ=50.

Слайд 4

Нужно знать зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике. Эту зависимость подметили еще в глубокой древности и доказали теорему, которую знают теперь почти все школьники. Эта теорема носит имя Пифагора .

Слайд 5

Биография Пифагора Пифагор-это не имя, а прозвище, данное ему за то , что он высказывал истину также постоянно, как дельфийский аракул, («Пифагор» значит «убеждающий речью») жил в Древней Греции. О жизни его известно немного, зато с именем его связан ряд легенд. Рассказывают, что он много путешествовал, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран.

Слайд 6

Пифагорейская школа Вернувшись на родину, Пифагор организовал кружок молодежи из представителей аристократии. В кружок принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так на юге Италии, которая была тогда греческой колонией, возникла пифагорейская школа.

Слайд 7

Пифагорейская школа Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии. В школ существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору. Звездчатый пятиугольник, или пентаграмма, - пифагорейский символ здравия и тайный опознавательный знак

Слайд 8

Заповеди Пифагора и его учеников актуальны и сейчас и могут быть приемлемы для любого здравомыслящего человека. Вот они!

Слайд 9

Заповеди пифагорийцев Делать то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться; Не делай никогда того, что не знаешь, но научись всему, что следует знать; Не пренебрегай здоровьем своего тела; Приучайся жить просто и без роскоши.

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

Построим на сторонах прямоугольного треугольника квадраты со стронами а, в,с

Слайд 12

Попробуйте сформулировать теорему!

Слайд 13

Так звучала теорема во времена Пифагора Площадь квадрата построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.

Слайд 14

А так звучит современная формулировка: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Слайд 15

1 ученик. Квадраты построенные на катетах, состоят из 2-х одинаковых треугольников. А квадрат, построенный на гипотенузе состоит из 4-х такаих треугольников

Слайд 16

2-й ученик. Еслизакрасить 4 треугольника на одном рисунке, то останется квадрат площадью с 2 , а если закрасить такие же 4 треугольника на втором рисунке, то останутся квадраты площадью a2 и b2 Вот и получится с 2 = a2 + b2

Слайд 17

3-й ученик Я использовал этот же прием, но по-другому. Поставил рядом квадраты площадью a 2 и b 2. Теперь отрежем от них два одинаковых треугольника с катетами a и b и гипотенузой с, и переложим так, как показано на рисунке. Получим квадрат площадью с2 . Значит, опять получается, что a 2+ b 2= c 2 .

Слайд 19

4 ученик. А я не смог сделать неочевидное очевидным, но я доказал теорему, используя уже известные, ранее доказанные факты. Дано: ΔАВС – прямоугольный. Угол с-прямой; АС=в, АВ=с, ВС=а. Доказать: а2+в2=с2 .

Слайд 20

В чем достоинство этого способа доказательства? Этот способ доступен пониманию каждого, кто занимается геометрией. Для того, чтобы его освоить, не надо обладать воображением или еще какими-то особенными способностями.

Слайд 21

А сейчас вернемся к нашей задаче На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой 20 локтей. Расстояние между их основаниями 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли ее одновременною. На каком расстоянии от более высокой пальмы появилась раба.

Слайд 22

Дано: АС=30, ВД=20, АВ=50.

Слайд 23

Рассмотрим еще одну задачу, для решения которой нам необходимо знать теорему Пифагора. Над озером тихим, С полфута размером, Высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом Отнес его в сторону. Нет боле цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной В двух футах от места, где рос. Итак, предложу я вопрос: Как озера вода глубока?

Слайд 24

Решение СД – глубина озера СД – Х, СВ=2 фута АД=ВД=Х+0,5 Треугольник ВСД прямоуг. ВД2-ВС2=СД2 Х2=(Х+0,5)2 - 22 Х2=Х2+Х+0,25-4 Х=3,75 футов Ответ: 3,75 футов

Слайд 25

Итог. 1 . Возможно было решение задач данного типа без знания теоремы Пифагора? Почему? 2. В чем суть теоремы Пифагора? 3. О чем надо помнить, применяя теорему Пифагора?

Слайд 26

4 . Древние египтяне для построения прямоугольных треугольников пользовались веревкой с завязанными на ней на одинаковых расстояниях узелками. По одной стороне они откладывали 3 отрезка, на другой 4, а на третьей 5. Правильно ли они поступали?

Слайд 27

Треугольник со сторонами 3, 4, 5 теперь мы называем египетским.

Слайд 28

Вам, наверное, известны также детские стишки о пифагоровых штанах. Данный рисунок подтверждает их содержание. Пифагоровы штаны Во все стороны равны.

Слайд 29

До нас дошли и другие шуточные рисунки к теореме

Слайд 30

Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдём: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим И таким простым путём К результату мы придём.

Слайд 31

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»8 класс  ТЕМЕ:   ТЕОРЕМА ПИФАГОРАЦЕЛЬ УРОКА:   Рассмотреть теорему Пифагора и показать её...

Конспект открытого урока по теме "Теорема Пифагора" 8 класс

Конспект открытого урока по геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора". Первый вводный урок по данной теме. На уроке рассказывается о Пифагоре, о теореме Пифагора, простейшие доказательства и зад...

Открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Этапы урока: Актуализация знаний. Постановка проблемы. Доказательство теоремы. Решение задач. Подведение итогов урока....

Открытый урок в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"

План-конспект открытого урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора" поможет не только изучить саму теорему, но и увидеть ее приложения....

Открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока, презентация, приложения и самоанализ урока....

открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу учёному принесла доказанная им теорема, которая сейчас носит его имя....

Открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

1. Познакомить учащихся с великим греческим учёным Пифагором и его знаменитой теоремой; доказать теорему, уметь её применять при решении задач; 2. Развитие вычислительных навыков, грамотной матем...