Новое время - учим по-новому
статья

Жиленко Лилия Евгеньевна

Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это веяние времени.

Познание мира человеком начинается в пространства, к котором он живет. Именно в семье ребенок на примере жизни своих родителей учится постигать азы нравственности. В общении с родителями дети получают первые уроки морали, то есть правила доброго поведения. Мы не будем думать, что воспитание ребенка происходит только тогда, когда с ним разговаривают, или поучают его, или приказывают ему. Воспитание продолжается в каждый момент нашей жизни…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_vremya_-_uchim_po-novomu.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Новое время – учим по-новому

На дворе XXI век. Современные ученые все больше поражают нас своими открытиями. Не является исключением и медицина – сейчас научились лечить то, от чего раньше погибали тысячи людей. Но, несмотря на это, есть то, что сложно вылечить даже первоклассным специалистам – человеческую душу. Городской ритм жизни, постоянный стресс рождают все больше людей с психическими отклонениями различного характера. И среди них больше всего, конечно же, страдают дети. Как же, мы, педагоги, родители, общество – можем им помочь?

Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это веяние времени.

Познание мира человеком начинается в пространства, к котором он живет. Именно в семье ребенок на примере жизни своих родителей учится постигать азы нравственности. В общении с родителями дети получают первые уроки морали, то есть правила доброго поведения. Мы не будем думать, что воспитание ребенка происходит только тогда, когда с ним разговаривают, или поучают его, или приказывают ему. Воспитание продолжается в каждый момент нашей жизни…

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых эта личность взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Это показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью. Сейчас наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И хотя наша страна не ведет никаких военных действий, но война идет, идет внутри самого общества, в душе каждого человека. И самая большая опасность не в развале экономики, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Недостаточное общение детей с высоким искусством, синтезирующим культурно-исторический опыт и формирующим «здоровую» гуманитарную среду для духовно-нравственного восприятия мира, приводит к изменениям в системе ценностей, размыванию четких границ между добром и злом, между нравственным и безнравственным. Много ли ребят, достигших призывного возраста, идут служить Отечеству? Нет. Статистика говорит об обратном.

Также в качестве примера хочу привести такую ситуацию. Родители одного из моих учеников, Сережи К., за оценку «пять» или «четыре» дают ему деньги, при этом не заботясь о том, как любовь к деньгам влияет на нравственность мальчика, на его восприятие мира. И в результате, что мы имеем? Маниакальная любовь к деньгам, выпрашивание хороших оценок, вплоть до истерики. Деньги развращают ребенка: они лишают его искренности, честности, щедрости, у него создается впечатление, что все в мире можно купить или продать. Правильно ли это? Неужели можно купить интерес мальчика деньгами? Или это прости нежелание родителей уделить время своему драгоценному чаду, чтобы заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. Вот так и происходит подмена ценностей. Как же мы можем предотвратить это?

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в обучении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд и знают ему цену. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на учебу, вселять уверенность в свои силы, надежду на успех.  Принципиальное отличие новых ФГОС для обучающихся с ОВЗ заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важное, прежде всего, увидеть личность ребенка и изменения, происходящие с ней в процессе обучения.

Главная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, и ни в коем случае, не пугать их непреодолимыми трудностями. Цель педагога – создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим и национальным идеалам. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения через совместную деятельность. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное – его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между учеником и учителем. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, и в конечном итоге – эффективнее.

Решению этих и других проблем может послужить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно-ориентированной педагогике, а также использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея этой технологии – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуются самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Мельникова Е.Л. Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009.
  3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский. – М., 1980. – т.2.
  4. Обществознание, 6 класс: рабочие программы по учебнику/под ред. Боголюбова Л.Н. – М., Просвещение, 2012.
  5. Асеев А.А. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Просвещение, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Классный час Новое время - новые профессии

Разработка классного часа в форме деловой игры по профориентации. Рассказывается о таких новых профессиях, как мерчендайзер, логист, криэйтор, арт-директор, медиапленнер, бренд-менеджер и других....

Статья "Новое время - новые дети"

Формы и методы работы с трудными подростками....

Классный час на тему: "Новое время — новые профессии"

познакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности;дать возможность учащимся “примерить” на себя разные профессии....

Новое время - новые профессии

– В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются. “Медиапленнер”, “криэйтор”, “бренд-менеджер” привлекают внимание и вызывают необъ...

Открытый классный час для 10-11 классе на тему :Новое время — новые профессии

Составитель :Маер Елена Владимировна ,учитель географии,классный руководитель 10 классаМКОУ Киргинцевская СОШ  Классный час Новое время — новые профессии  Цели:познакомить уча...