Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе
статья по алгебре

Сашкова Марина Васильевна

Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, гдесоздаются улучшенные возможности для воспитания подрастающего поколения.Такие школы напоминают большую семью.Отношения между педагогическим коллективо и обучающимися здесь ближе и теплее,чем в больших школах.Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством детей и социальной средой, которая не всегда оказывает положительное влияние на процесс развития сельского ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 14 пос.Приэтокского

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе»

Автор: Сашкова Марина Васильевна,

учитель математики и физики

2019-2020 учебный год

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Формировать УУД должны все предметы учебного плана. Большая роль при формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий отводится математике.

Математика – наука, требующая умения делать выводы, анализировать текст, видеть главные мысли, доказывать утверждения, находить необходимые и достаточные условия для решения задач, абстрагироваться от действительности.

Малокомплектная школа - это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как :

  • низкая информационная насыщенность школ на селе;
  • отсутствие специальной литературы;
  • недостаточность научно - методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой;
  • низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
  • отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров.

Поэтому при построении урока математики в классе - комплекте особое внимание уделяется развитию умения работать с учебной литературой: учебником, справочником, интернет-сайтами. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

Для этого можно использовать такие задания как:

  1. Разбери примеры в тексте учебника и придумай свои.
  2. Составь схемы, рисунки, таблицы, чертежи, используя свои обозначения.
  3. Прочитай параграф и найди, о чём на уроке мы не говорили.
  4. Прочитай материал учебника и поставь на полях значки: ? – не понятно, прошу объяснить; ! – понятно, могу объяснить однокласснику, > - надо запомнить.
  5. Составь тезисы по изученному материалу, которые необходимы для выполнения заданий по изучаемой теме.
  6. Ответь на вопросы, используя материал учебника и дополнительной литературы.
  7. Найди историческую справку по изучаемой теме, используя информацию Интернет.
  8. Докажи теорему по составленному плану, обосновывая каждый этап доказательства.
  9. Подготовь сообщение по изучаемой теме используя информацию из сети Интернет.
  10. Сравни изучение такой же темы из учебника прошлого года (например, изучение темы: Решение уравнений), чем они похожи и чем различаются.
  11. Подготовь вопросы для проверки знаний по изучаемой теме
  12. Рассмотри задания в учебнике к изучаемой теме и распредели их на типы, составь задания на выделенные типы.

Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания) оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно - воспитательной работы в малокомплектной школе. Малая наполняемость классов имеет и ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

  • индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
  •  личностно - ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат" друг друга;
  • практическую направленность учебной деятельности учащихся ( экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.)

      В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной школы существенно возрастает роль организации учебно -воспитательного процесса .Оптимальны является объединение разновозрастных классов и рекомендуем его учителям. Это традиционное, опробованное многими поколениями учителей, такое объединение педагогически целесообразно, т. к. позволяет организовать самостоятельную работу старших, работу в переменных парах, высвобождая время учителя для младших, требующих усиленного внимания; учителю легче переключать свое внимание, не смешивать учебные программы, не снижать требований к старшим, приноравливаясь к младшим, что случается при смежном комплектовании.

   При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:

  • численность учеников в каждом классе;
  • сложность программы;
  •  степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке;
  • опыт и квалификацию педагога;
  • площади классной комнаты.

Методика обучения математике в малокомплектной школе одной из центральных своих задач считает разумное сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся.

 Дети, обучающиеся в сельских малокомплектных школах отличаются от городских, их опыт общения  отличается углубленностью. Во многом на селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста (нет спортивных секций, театров, кинозалов и т.д.), но сельская природная среда естественна и приближена к людям. Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Обеспечение доступности качественного образования для каждого учащегося независимо от его места жительства и уровня дохода семьи приобретает особую актуальность в специфических условиях малочисленной сельской школы.

        Качество образования в малочисленных сельских школах во многом связано с фронтальной организацией обучения: ученики класса все вместе продвигаются от темы к теме вне зависимости от готовности каждого из них осваивать учебный материал. Отсюда нарастающие пробелы в знаниях многих учеников, не позволяющие в дальнейшем успешно обучаться. При этом отсутствует возможность возвращаться к ранее изученному материалу столько раз, сколько необходимо для его усвоения.

        Малочисленность класса позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности учащегося. Взаимодействие педагогов и учеников отличается интенсивностью. Урокам в малочисленной сельской школе, как правило, свойственны камерность, меньшая заорганизованность

  Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу. Основные требования к организации самостоятельной работы таковы. Содержание и характер её определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы , при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти ( слуховая, зрительная, двигательная ). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка , лаконична, понятна ребёнку, характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. В зависимости от конкретных задач урока, подготовка учителя и учащихся , наличия средств обучения самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала : при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым ; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.

     Итак, самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется прежде всего задачами урока, особенностями формирования определённого вида понятий, подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, учитель определяет: на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом: какими должны быть характер и форма задания

Итак, труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе

Демографическое   положение  в стране привело к резкому снижению рождаемости, оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд - м...

Реферат «Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе».

В реферате изложено теоретическое обоснование проблемы разновозрастного обучения на уроках математики и дано описание  организации разновозрастных занятий в основной школе...

Формы организации учебной деятельности на уроках математики

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас ос...

Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы.

Технология индивидуального продвижения - это авторская модель организации образовательного процесса в КГКОУ "КВСОШ №11". В данном материале обобщается опыт работы в школе при исправительном учреждении...

"Формы организации учебной деятельности на уроках математики"

Выступление на методическом объединении учителей математики...