Рабочая программа учебного курса «Алгебра учит рассуждать» для 8 класса
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Елена Васильевна Гончарова

Решение алгебраических задач является одним из важнейших элементов учебной деятельности школьника. Задачи способствуют мотивации введения понятий, выявлению их свойств, усвоению терминологии и символики; раскрытию взаимосвязи одного понятия с другими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_mat_8_fgos_05_algebra_uchit_rassuzhdat.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Колыбельская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Методическое объединение

МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа

_________/Лютикова Г.В./

                           

Протокол №___

от «___» __________201__ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа»

__________/Козинцева Л.В./

                           

 «___» ___________201__ г

«Утверждаю»

И.о. директора МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа»

__________/Козинцева Л.В./

                           

 Приказ № 104/1-О

от « 20 »  августа  2019 г

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Алгебра учит рассуждать»

для 8 класса

Учитель: Гончарова Елена Васильевна

Квалификационная категория  первая

 

2019 г.

Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона « Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года № 1897
  4. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  5. Учебного плана МКОУ «Колыбельская СОШ» на 2019-2020 учебный год Приказ № 88-О от 07 августа 2019 года.
  6.         Примерной авторской программы  по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г. и «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011. Составитель Т. А. Бурмистрова.

Решение алгебраических задач является одним из важнейших элементов учебной деятельности школьника. Задачи способствуют мотивации введения понятий, выявлению их свойств, усвоению терминологии и символики; раскрытию взаимосвязи одного понятия с другими.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Он призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых.

Отличительные особенности данного курса в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Алгебраические задачи являются хорошей основой для формирования умения рассуждать. Рассуждения при их выполнении являются, как правило, простыми, и это позволяет эффективно учить учащихся разбираться в структуре логического доказательства. Алгебраические задачи целесообразно использовать для выработки умения применять общие и специфические методы рассуждений и доказательств. Многие задачи на доказательство решаются с использованием тождественных преобразований. Это особый способ доказательства, специфический для школьного курса алгебры.

Цели данного курса:

- повышение интереса к предмету;

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования;

- развитие умения рассуждать и доказывать;

Задачи курса:

- систематизировать, обобщить и углубить учебный материал;

- сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, развить мышление учащихся;

- формировать познавательный интерес к математике, развить творческие способности;

- формировать умение выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза;

- расширить сферы ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

2. Планируемые результаты  изучения учебного курса

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации),                                                                        точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую                                                       терминологию и символику; развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;                                                                      
  • Умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения  математических задач и задач,
  • Умение пользоваться изученными математическими формулами; применять изученные понятия, результаты                                                                    и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению                           известных алгоритмов.

- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач,

- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

Регулятивные УУД

-Умение выдвигать версии решения проблемы;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, класси-фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли-вать причинно-следственные связи и делать выводы.

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учите-лем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, по-нимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, активность при решении математических задач;

- умение контролировать процесс учебной математической деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Личностные результа

Планируемые результаты изучения учебного курса

В предметном направлении:

Обучающийся научится:

-решать  сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

-строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

-осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

-составлять план решения задачи;

-выделять этапы решения задачи;

-интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

-знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

-решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;

-решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

-находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;

-решать  логические задачи методом рассуждений.

-выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;

Обучающийся получит возможность:

-решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;

-использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;

-различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;

-знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);

-моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;

-выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;

-уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;

-анализировать затруднения при решении задач;

-выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;

3. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА

0,5  часа в неделю,

всего 17 часов за год

   Текстовые задачи и техника их решения (1 час)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами ( по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их схемы. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

           Задачи на движение (3 часа)

Движение тел по  течению и против течения реки, навстречу друг другу и в противоположных направлениях. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Зачет по теме. 

        Задачи на проценты (3 часа)

Понятие процента. Перевод процентов в дробь. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби.

        Задачи на сплавы, смеси, растворы (3 часа)

Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации . Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

       Задачи на работу (3 часа)

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

       Задачи на составление систем уравнений (3 часа)

По условиям задач на составление систем уравнений с двумя переменными рассмотреть разные типы задач.

Итоговая контрольная работа (1 час)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

17

1

1

Текстовые задачи и техника их решения

1

0

2

Задачи на движение

3

0

3

Задачи на проценты

3

0

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

3

0

5

Задачи на работу

3

0

6

Задачи на составление систем уравнений

3

0

7

Итоговая контрольная работа

1

1

4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Алгебра учит рассуждать

8 класс

По программе – 17 ч.

По  годовому учебному календарному графику  - 16 ч.

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и темы

Дата  проведения урока

План

Факт

1.

Текстовые задачи и техника их решения

1

Задачи на движение

3

2.

Движение тел по течению и против него.

3.

Движение навстречу и в противоположном направлении.

4.

Движение навстречу и в противоположном направлении.

Задачи на проценты

3

5.

Понятие процента. Перевод процентов в дробь.

6.

Решение задач на проценты

7.

Решение задач на проценты

Задачи на сплавы, смеси, растворы

3

8.

Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации.

9.

Задачи на сплавы и смеси.

10.

Задачи на сплавы, смеси, растворы

Задачи на работу

3

11.

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения.

12.

Задачи на совместную работу.

13.

Задачи на совместную работу.

       Задачи на составление систем уравнений

3

14.

Задачи на составление систем уравнений

Обьединение тем уроков см.лист коррект

15.

Задачи на составление систем уравнений

16.

Задачи на составление систем уравнений

17.

Итоговая контрольная работа

1

Итого

17

Итого по рабочей программе – 17 часов, по годовому учебному графику 16 часов.

Причина корректировки: несоответствие часов, отведенных на изучение предмета по рабочей программе, годовому учебному календарному графику.

Лист корректировки рабочей программы учителя Гончаровой Е.В. по учебному курсу «Алгебра учит рассуждать» для 8 класса

В связи с тем, что количество часов, отведённых на изучение предмета по программе не соответствует годовому календарному учебному графику, в данном календарно-тематическом плане была произведена следующая корректировка с целью приведения к единым показателям выполнения содержательной и временной частей учебной программы:

  1. В разделе «Задачи на составление систем уравнений» содержание уроков №14 и №15 тема которых совпадает («Задачи на составление систем уравнений») будет изучено за один урок 11.12.2019

Лист корректировки тематического планирования

по учебному курсу «Алгебра учит рассуждать»» для 8 класса

 учителя Гончаровой Е.В.

Раздел

тематичес

кого плана

Колич-во

часов

отмены занятий в  четверти

по плану

Дата

по плану

Форма изучения пропущенного материала

Количество часов

Причины корректи-ровки

Время изучения

пропущенного материала

Самостоятельное изучение

2 темы за один урок

Сводная таблица

«Выполнения рабочих программ»

Предмет

Количество часов по плану

   

                  класс

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

четверти

1

2

3

4


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Перечень литературы и средств обучения

1. Гольдич В.А.Алгебра 7. Задачи повышенной сложности. Изд.  «Эксмо»,2012

2. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

 Изд. «Просвещение», 2015

3. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. Математика 9. Подготовка к малому ЕГЭ.  Изд.  «Эксмо», 2017

4. Материалы ГИА Лысенко Ф.Ф.  Математика Подготовка к ГИА-2016 Изд. «Легион», Ростов-на-Дону, 2016

5. Ершова А.И., Голобородько  В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 7 класса. М «Илекса», 2017

6. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

 Изд.  «Просвещение», 2017

7. Сайт examen.ruadd/gia/gia-po-matematike

8. Сайт http://fipi.ru

9. Сайт shpargalkaEGE.ruegepomatematike.shtml

10. Сайт  Сдам ГИА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШевченкоНиныВасильевны по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» 10 класс Учебник: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин,

Рабочая программа составлена для 10 общеобразовательного класса по учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова и др.Она может быть использована в работе молодыми специалистами....

Рабочая программа для курса "Алгебра и начала анализа" 11 класс

Программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса составлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования средней (полной) общ...

Тематическое планирование и рабочая программа курса алгебры в 7 классе

Материал содержит рабочую программу по алгебре (7 класс), составленную на основе Государственного стандарта, ориентированную на учебник под редакцией С.А.Теляковского (2008 год издания). Тематическое ...

Рабочая программа курса Алгебра и начала анализа для 11 класса

Рабочая программа курса "Алгебра и начала анализа" для общеобразовательных школ к учебнику а. Н. Колмогорова...

Рабочая программа курса: Алгебры иначала математического анализа для 10 класса.

Рабочая программа основного общего образования по алгебре началам математического анализа для 10 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результа...

Рабочая программа курса алгебра 9 класс

Рабочая программа и КТП составлена на 136 часов в год( 4часа в неделю)...

Рабочая программа курса Алгебра и начала анализа для 10 класса

Рабочая программа по Алгебре и началам анализа для 10 класса. Углубленное изучение математики. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов....