Ускоренное обучение математики на основе блоков - схем и опорных конспектов
статья по алгебре (7 класс)

Статья по методической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._tema.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Ускоренное обучение математики на основе

блоков - схем и опорных конспектов

        Из опыта знаю, что изучение материала на основе блоков - схем и опорных конспектов дает положительные результаты.

   Появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах известных педагогов, где была доказана эффективность «2-го вида обобщения» - движения от абстрактного к конкретному, раннего составления сходных понятий, а не изолированного изучения каждого из них.

          В опорных конспектах введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью так называемых опорных сигналов. Обучение по ним предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Ребята должны обладать навыками восприятия информации, соотносить ее с ранее усвоенной, выделять главное. Увидеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно.

       Схема представляет собой прием, облегчающий и восприятие темы, и ее понимание.

   Опорные конспекты во многом сходны с наглядными пособиями. Но в отличие от последних, они содержат знаки, конкретизирующие абстрактного теоретического материала: рисунки, ключевые слова, короткие фразы и так далее. Одна из  важнейших задач опорного сигнала - облегчение понимания новой информации и  закрепление ее в долговременной памяти. Возможность наглядно представить теоретические знания служит хорошей опорой для их осознания учащимися с образным мышлением, что особенно важно в школе, где явно преобладает словесное обучение. Систематизация и логичность представления учащимися материала облегчает работу всех механизмов произвольной памяти.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. Это и учитывается в методической системе с использованием опорных конспектов.

 При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная память. При работе на базе опорных сигналов системно используется многократное, вариативное повторение, что обеспечивает сохранение учащимися информации в долговременной памяти. Такое осмысленное запоминание является альтернативной механическому заучиванию, зубрежке. Учащиеся хорошо усваивают теоретический
материал, больше времени остается на выработку умений и навыков, применение теоретических сведений на практике.        

 Учащиеся, изучавшие математику по опорным конспектам, говорят о том, что при необходимости, спустя несколько лет после окончания школы, зрительно восстанавливают в памяти блоки - схемы и вспоминают необходимые сведения.

        Когда два года назад я пришла в школу при санатории, то увидела еще большую необходимость изучения математики по опорным конспектам и блок-схемам. Дело в том, что многие ребята, перед тем как поступить в санаторий, долго были в больнице на лечении, по разным семейным причинам не посещали школу или пропустили занятия из-за пребывания в изоляторе санатория. Поэтому они приходят в школу с большими пробелами знаний. Эти пробелы нужно срочно устранять. Вот тут-то как раз и нужны опорные конспекты и блок-схемы.

        В этом учебном году, я решила применить в своей практике эту методику. В 5 классе на изучение темы: «Плоскость, прямая, луч. Координатная прямая.» - программой предусмотрено 8 уроков. По опорному конспекту: «Плоскость, прямая, луч. Координатная прямая.» - я дала ребятам за два урока теоретический материал. На четырех последующих уроках, отведенных для изучения этой темы, закрепляли полученные знания и формировали навыки построений отрезков, прямых, лучей, треугольников. Ребята легко усвоили теоретический материал и на его основе не испытывали затруднения при выполнении практических заданий. А на оставшихся двух уроках уделила внимание развитию индивидуальных способностей ребят.

         В 9 классе на основе блок-схемы «Векторы» за один урок мы повторили теорию 8 класса о векторах, на втором уроке повторения отработали умения складывать и вычитать вектора и приступили к изучению метода координат, который так же отражен в этой блок-схеме. На основе повторения дети намного быстрее, легче усвоили новую тему.

         Подводя итоги работы с опорными конспектами и блок-схемами, можно сказать, что у детей возникает интерес к такой форме работы, а значит и интерес к предмету. Опорные конспекты способствуют развитию речи даже самых слабых учащихся: расшифровывая сигналы, ребята привыкают говорить, пользуясь математической терминологией, при выполнении практических заданий они не испытывают затруднений. Много времени высвобождают конспекты и блоки для практической работы. Сильные учащиеся в конце изучения темы практически не обращаются к конспектам, схемам, а слабым они часто необходимы как подстраховка, как средство преодоления неуверенности в себе. И самое главное, это большая возможность ликвидации пробелов знаний  и ускоренного обучения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы

Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы....

Опорные конспекты, схемы, таблицы к повести И.С.Тургенева "АСЯ"

Данный материал позволяет активизировать учебный процесс при изучении повести И.С.Тургенева "АСЯ"...

ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сегодня пристальное внимание учителей-словесников направлено на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока.  На мой взгляд,  из всех существующих форм наглядности на урока...

Опорный конспект-схема по теме: Рабство в Древнем Риме

Удобно пользоваться схемами на уроках. А если заполнять схемы с учениками- это помогает им лучше запомнить тему и одновременно учит работать с учебником....

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем

В арсенале современных педагогических технологий обучения физики определенное место занимают опорные конспекты.С моей точки зрения, технология опорных конспектов используется как средство прочного зап...