Дополнительное образование "Олимп"
рабочая программа по алгебре (10 класс)

Галяутдинова Гульфия Асватовна

  Направленность данной дополнительной образовательной программы заключается в расширении и углублении учебного предмета. Данная программа расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики.

Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию, расширение и повторение знаний учащихся. Вопросы, рассматриваемые в программе, тесно примыкают к основному курсу алгебры. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся.

Новизна образовательной программы заключается в том, что письменный экзамен по алгебре за курс основной школы является обязательным для выпускников 11-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена.  Каждый год меняется структура  и формы проведения экзамена по математике. Например, в последние годы экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях.

Цель программы:

-интеллектуальных и практических умений в решении задач различных типов

-систематизации математических знаний для успешной сдачи единого государственного экзамена

Задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
  2. Формирование поисково-исследовательского метода
  3. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
  4. Осуществление работы с дополнительной литературой.
  5. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
  6. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений

 

Программа кружка рассчитана на один год, 1 час в неделю. Всего 32 часа.  Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся  11 классов к итоговой аттестации по математике за курс основной и полной средней школы, их подготовку к дальнейшему математическому образованию, и предусматривает углубление и расширение тем, составлена с учётом мотивации, устойчивого интереса учащихся к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimp_10_klass.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бетькинская  средняя общеобразовательная школа»

                                                                       Принято»

                                                                       Педагогическим советом

                                                                       протокол от  20.09.2020   г.  № 3

                                                                       Введено приказом от 30.09.2020 г. №220

                                                                       Директор МБОУ «Бетькинская СОШ»

                                                                        ___________   Шагимарданова Р.А...

                                                                        Подпись              Ф.И.О.

Рабочая программа

Объединения «Олимп»

(1час в неделю,  32 часа в год)

уровень базовый

Составитель: Галяутдинова Гульфия Асватовна, учитель математики высшей квалификационной категории.

   «Согласовано»

Заместитель директора________ Абсалямова Р.Х.от 30.09.20г

                                         Подпись       Ф.И.О.

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от               .2020 г. №

Руководитель МО ________ Галяутдинова Г.А.

                                 Подпись        Ф.И.О.

 

Пояснительная записка

  Направленность данной дополнительной образовательной программы заключается в расширении и углублении учебного предмета. Данная программа расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики.

Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию, расширение и повторение знаний учащихся. Вопросы, рассматриваемые в программе, тесно примыкают к основному курсу алгебры. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся.

Новизна образовательной программы заключается в том, что письменный экзамен по алгебре за курс основной школы является обязательным для выпускников 11-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена.  Каждый год меняется структура  и формы проведения экзамена по математике. Например, в последние годы экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях.

Цель программы:

-интеллектуальных и практических умений в решении задач различных типов

-систематизации математических знаний для успешной сдачи единого государственного экзамена

Задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
  2. Формирование поисково-исследовательского метода
  3. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
  4. Осуществление работы с дополнительной литературой.
  5. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
  6. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений

Программа кружка рассчитана на один год, 1 час в неделю. Всего 32 часа.  Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся  11 классов к итоговой аттестации по математике за курс основной и полной средней школы, их подготовку к дальнейшему математическому образованию, и предусматривает углубление и расширение тем, составлена с учётом мотивации, устойчивого интереса учащихся к математике. Данная программа разработана на основе государственной программы по математике для 5 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов С.М. Никольского, А.Н. Колмогорова и Л.С. Атанасяна.

Настоящая программа предназначена для  старшей школы и позволяет организовать систематическое изучение вопросов, вызывающих  затруднения у учащихся в процессе обучения и сдаче основного и единого  государственного экзамена

         Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Так как экзаменационная работа состоит из  заданий первой части, направленных на проверку базовой подготовки выпускников в её современном понимании, и заданий второй части, направленных на дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки, необходимо и целесообразно начинать подготовку к экзаменам на ранних стадиях обучения.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных, кружковых и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы и система дополнительного образования, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Данный  курс предусматривает не только овладение различными  умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Кружок по математике  представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться не только к ЕГЭ, но и подготовиться к поступлению в ВУЗы. Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары, приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.  Доминантной же  формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.  Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика.  Расписание занятий объединения дополнительного образования составлено так, что на каждом занятии один час можно использовать для решения тестов, КИМов, тренировочных и диагностических работ. Так как, в текущем учебном году, школа зарегистрирована в системе СтатГрад, проведение таких занятий поможет учащимся своевременно выявлять пробелы и устранять их.  Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.

Данная программа имеет основное назначение:

  • введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования.
  • развивает мышление и исследовательские знания учащихся;
  • формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Оптимальная численность группы – 10-12 человек.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе, принимаются все желающие учащиеся   11 классов.

Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа   11 класс.

Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельные работы.

Формы итогового контроля: зачетная работа, собеседование по темам программы.

Контроль и система оценивания:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в новой форме аттестации).

Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста /1 части работы/;
  • усвоят основные приемы мыслительного поиска при решении заданий более сложного уровня.

Умения и навыки учащихся, формируемые  курсом:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
  • составление алгоритмов решения типичных задач;
  • умения решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств, уравнений с модулями и параметрами
  • исследования элементарных функций, решения задач различных типов.
  • прием «спирального движения» (по тесту).

Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.
  2. Практическая значимость для учащихся.
  3.  Нетрадиционные формы изучения материала.

Основные методические особенности программы:

  • Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-8 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 9 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  • Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  • Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  • Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

часов

Теория

+практика

В т.ч.

тесты

1

Иррациональные уравнения

1

2

Рациональные уравнения

2

3

Тригонометрические уравнения, разложение на множители

2

 

4

Логарифмические и показательные уравнения

 1

1

5

Тригонометрические уравнения

2

6

Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ.

2

 

7

Уравнения смешанного типа.

1

1

8

Рациональные неравенства

1

 

9

Неравенства содержащие радикалы

2

 

10

Показательные неравенства

2

 

11

Логарифмические неравенства                                                  

1

 1

12

Неравенства с логарифмами по переменному основанию

2

 

13

Неравенства с модулями

1

 

14

Смешанные неравенства

1

1

15

Задачи на оптимальный выбор

2

 

16

Банки, вклады, кредиты.

4

1

27

5

32

 

Содержание изучаемого курса

 

Тема 1.  Уравнения (13 часов)

Основная цель: изучение общих приёмов решений уравнений с одной переменной и использование равносильности уравнений, иррациональных уравнений. Использование нескольких приемов при решении различных уравнений. Уравнения высших степеней, где будут рассмотрены методы решения уравнений: замена переменной, схема Горнера, Теорема Безу, возвратные уравнения. Также в данной теме будут рассмотрены уравнения, содержащие переменную под знаком модуля, уравнения с параметрами. Обобщение всех методов решения различных уравнений. Решение комбинированных уравнений. Решая такие уравнения учащиеся развивают умение анализировать полученную ситуацию, развивать навыки исследовательской работы. .

Тема 2. Неравенства (12 часов)

Основная цель: рассмотреть рациональные неравенства, методы их решения. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Иррациональные неравенства и методы их решения. Использование графиков при решении неравенств. Изучая тему в курсе данной программы, происходит выработка умений и навыков успешно применять общие методы решений(метод замены переменной, метод разложения на множители, графический метод) к решению тригонометрических, показательных, логарифмических и иррациональных неравенств. Происходит углубление изученного материала за счёт решения неравенств, содержащих знак модуля, параметры. 

Тема 3.  (7часов)

Основная цель: изучение общих приёмов решений банковских задач. Задачи на оптимальный выбор, вклады, кредиты.

Прогнозируемые результаты

 Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный  материал школьного курса математики;

-  освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

-   овладеть и пользоваться на практике  техникой сдачи теста;

-  познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

-   повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов,  в ходе  подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ

Литература для учащихся.

  1. А.Н.НикольскийАлгебра и начала анализа. 10-11кл. Учебник. М:Просвещение.2012г.
  2. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
  3. АверьяновД.И., Алтынов П.И., Баврин Н.Н.. Математика: большой  справочник для школьников и поступающих в вузы. Москва: Дрофа, 1999г.
  4. Учебно-тренировочные тесты ГИА, ЕГЭ под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион».2017-2020г.
  5. Полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2019-2020:Математика/авт.сост  В.И.Ишина, Л.О.Денищева и др. М.АСТ:Астрель (ФИПИ)

 

занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

по

плану

факт

1

Уравнения

13

1

Иррациональные уравнения

1

2-3

Рациональные уравнения

2

4-5

Тригонометрические уравнения, разложение на множители

2

6-7

Логарифмические и показательные уравнения

2

8-9

Тригонометрические уравнения

2

10-11

Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ.

2

12-13

Уравнения смешанного типа.

2

 Неравенства

 12

14

Рациональные неравенства

 1

15-16

Неравенства содержащие радикалы

2

17-18

Показательные неравенства

2

19-20

Логарифмические неравенства                                                  

2

21-22

Неравенства с логарифмами по переменному основанию

2

23

Неравенства с модулями

1

24-25

Смешанные неравенства

2

3

Решение банковских задач

7

26-27

Задачи на оптимальный выбор

2

 28-32

Банки, вклады, кредиты.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...