Элективный курс "Избранные вопросы математики"
элективный курс по алгебре (10, 11 класс)

Чемоданова Ирина Сергеевна

Элективный курс «Избранные вопросы математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ и ЕГЭ, к продолжению образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_ivm_10-11_kl.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая  средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТО                                                                                      

решением методического объединения

учителей _________________________

протокол № _____ от               2020 г

                                СОГЛАСОВАНО

                              Зам. дир. по УВР

                               _________________

                                                          2020г.

Рабочая программа

 курса «Избранные вопросы математики »

для 10-11 класса

Составители:

Чемоданова И.С., учитель математики

2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10-11 КЛАСС

Элективный курс «Избранные вопросы математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ и ЕГЭ, к продолжению образования.

Содержание рабочей программы элективного курса соответствует основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике; развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 10 класса, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа.

Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.

Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса – расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации.

Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения.

На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами

  • приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.

  • целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся длительные домашние контрольные работы по каждому блоку, семинары с целью обобщения и систематизации. В учебно-тематическом плане определены виды контроля по каждому блоку учебного материала в различных формах (домашние контрольные работы на длительное время, обобщающие семинары).

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Цель курса

Основная цель курса:

  • дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации, к продолжению образования.

Курс  призван  помочь  учащимся  с  любой  степенью  подготовленности  в  овладении

способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной школе.

ПРАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения элективного курса ученик должен уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

  • решать  рациональные,  показательные  и  логарифмические  уравнения  и  неравенства,

простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

  • решать  рациональные,  показательные  и  логарифмические  уравнения  и  неравенства,

простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • построения и исследования простейших математических моделей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. класс

Тема 1. Преобразование алгебраических выражений

Алгебраическое выражение. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Различные способы тождественных преобразований.

Тема 2. Методы решения алгебраических уравнений и неравенств

Уравнение. Равносильные уравнения. Свойства равносильных уравнений. Приемы решения уравнений. Уравнения, содержащие модуль. Приемы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и иррациональность.

Тема 3. Многочлены

Действия над многочленами. Корни многочлена.

Разложение многочлена на множители.

Четность многочлена. Рациональные дроби.

Представление рациональных дробей в виде суммы элементарных.

Алгоритм Евклида.

Теорема Безу. Применение теоремы Безу для решения уравнений высших степеней.

Разложение на множители методом неопределенных коэффициентов.

Методы решения уравнений с целыми коэффициентами.

Тема 4. Множества. Числовые неравенства

Множества и условия. Круги Эйлера.

Множества точек плоскости, которые задаются уравнениями и неравенствами. Числовые неравенства, свойства числовых неравенств. Неравенства, содержащие

модуль, методы решения. Неравенства, содержащие параметр, методы решения. Решение неравенств методом интервалов.

Тождества.

Тема 5. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства

Методы решения логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Логарифмическая и показательная функции, их свойства. Применение свойств логарифмической и показательной функции при решении уравнений и неравенств.

Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в задачах ЕГЭ.

Тема 6. Тригонометрия

Формулы        тригонометрии.        Преобразование        тригонометрических        выражений.

Тригонометрические уравнения и неравенства.

Системы тригонометрических уравнений и неравенств.

Тригонометрия в задачах ЕГЭ

Тема 7. Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств

Формулы тригонометрии. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.

Методы их решения.

Период тригонометрического уравнения. Объединение серий решения тригонометрического уравнения, рациональная запись ответа.

Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях.

Тригонометрические уравнения в задачах ЕГЭ. Преобразование тригонометрических выражений.

Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств.

Тригонометрия в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество

часов

1

Преобразование алгебраических выражений

1

2

Методы решения алгебраических уравнений и неравенств

2

3

Многочлены

2

4

Множества. Числовые неравенства

2

5

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

4

6

Тригонометрия .

3

7

Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств

3

8

Итоговое занятие

1

ИТОГО

18

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс

Основные виды

Коли

деятельности ученика

Раздел, тема

чество

п/п

(на уровне учебных

часов

действий)

  1. Преобразование алгебраических выражений (1 ч)

1

Тождественные преобразования

1

Выполнять

алгебраических выражений.

тождественные

Различные способы тождественных

равносильные

преобразований

преобразования

выражений

2. Методы решения алгебраических уравнений и неравенств (2 ч)

2

Уравнение. Равносильные

1

Решать

уравнения,

уравнения. Свойства

используя

основные

равносильности уравнений. Приемы

приемы

решения уравнений

3

Уравнения, содержащие модуль.

1

Решать

уравнения

и

Приемы и методы решения

неравенства,  содержащие

уравнений и неравенств,

модуль,

разными

содержащих модуль

приемами

3. Многочлены (2 ч)

4

Многочлены. Действия над

1

Выполнять действия с

многочленами. Корни многочлена

многочленами, находить

корни многочлена

5

Разложение многочлена на

1

Применять разные

множители

способы разложения

многочлена на множители

4. Множества. Числовые неравенства (2 ч)

6

Множества и условия. Круги

1

Выполнять графическое

Эйлера. Множества точек

представление уравнений

плоскости, которые задаются

и неравенств. Решать

уравнениями и неравенствами

задачи с помощью кругов

Эйлера

7

Числовые неравенства. Свойства

1

Применять свойства

числовых неравенств

числовых неравенств при

решении математических

задач

5. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства (4ч)

8

Логарифмическая и показательная

1

Анализировать свойства

функции, их свойства

логарифмической и

показательной функций

9

Применение свойств

1

Решать логарифмические

логарифмической и показательной

и показательные

функций при решении уравнений и

уравнения и неравенства

неравенств

на основе свойств

функций

10-11

Логарифмические и показательные

2

Вести поиск методов

уравнения, неравенства, системы

решения

уравнений и неравенств в задачах

логарифмических и

ЕГЭ, методы решения

показательных уравнений,

неравенств, их систем,

включенных в

контрольно-

измерительные материалы

6. Тригонометрия (3 ч)

12

Формулы тригонометрии.

1

Использовать формулы

12

Формулы тригонометрии.

1

Использовать формулы

Преобразование

тригонометрии в

тригонометрических выражений

преобразовании

тригонометрических

выражений

13

Тригонометрические уравнения и

1

Использовать общие

неравенства

приемы решения

уравнений и частные

методы в решении

тригонометрических

уравнений. Применять

методы решения

тригонометрических

неравенств

14

Системы тригонометрических

1

Решать

системы

уравнений и неравенств. Методы

тригонометрических

решения

уравнений,

отбирать

корни уравнений

7. Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств (3 ч)

Преобразование

тригонометрии в

15

Формулы тригонометрии.

1

Выполнять

Преобразование

преобразования

тригонометрических выражений

тригонометрических

выражений,

используя

формулы

16

Простейшие тригонометрические

1

Решать

уравнения и неравенства. Методы

тригонометрические

решения

уравнения разных типов

17

Тригонометрические уравнения в

1

Решать уравнения разного

задачах ЕГЭ

уровня сложности КИМов

ЕГЭ

8. Итоговое занятие (1 ч)

18

Семинар «Методы решения задач

1

Демонстрировать

разные

повышенного уровня сложности»

методы

решения

уравнений,

систем

уравнений,

неравенств,

тождественных

преобразований

выражений

  1. класс

Тема 1. Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения

Приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление». Задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Тема 2 Производная. Применение производной

Применение  производной  для  исследования  свойств  функции,  построение  графика

функции.

Наибольшее и наименьшее значения функции, решение задач.

Применение методов элементарной математики и производной к исследованию свойств функции и построению её графика.

Решение задач с применением производной, уравнений и неравенств.

Тема 3. Методы решения задач с параметром

Линейные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения.

Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения.

Квадратный трехчлен с параметром. Свойства корней квадратного трехчлена.

Квадратные уравнения с параметром, приемы их решения.

Параметры в задачах ЕГЭ

Тема 4. Обобщающее повторение курса математики

Тригонометрия.

Применение производной в задачах на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.

Уравнения и неравенства с параметром.

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

Геометрические задачи в заданиях ЕГЭ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения (6 ч)

1

Приемы  решения  текстовых задач на «работу», «движение»

1  

2

Приемы  решения  текстовых задач на «проценты», «пропорциональное деление»

1

3

Приемы  решения  текстовых задач

на «смеси», «концентрацию»

1

4-6

Текстовые  задачи  в  контрольно- измерительных материалах ЕГЭ

3

Производная. Применение производной (2 ч)

7-8

Применение производной для исследования свойств функции и построения графика функции. Наибольшее и наименьшее значение функции, решение задач

2

Методы решения задач с параметром (5 ч)

9

Линейные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения

1

10

Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения

1

11

Квадратный трехчлен с параметром. Свойства корней трехчлена

1

12

Квадратные уравнения с параметром, приемы их решения

1

13

Параметры в задачах ЕГЭ

1

Обобщающее повторение курса математики (5 ч)

14

Тригонометрия

1

15

Применение производной в задачах на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции

1

16

Уравнения и неравенства с параметрами

1

17

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства. Методы их решения

1

18

Геометрические задачи в заданиях ЕГЭ

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен знать/понимать

  • определение модуля числа, свойства модуля, геометрический смысл модуля;

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, систем уравнений, содержащих модуль;

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств, систем неравенств, содержащих модуль;

  • приемы построения графиков линейных, квадратичных, дробно-рациональных, тригонометрических; логарифмической и показательной функций;

  • алгоритм Евклида, теорему Безу, метод неопределенных коэффициентов;
  • формулы тригонометрии;
  • понятие арк-функции;
  • свойства тригонометрических функций;
  • методы решения тригонометрических уравнений и неравенств и их систем;
  • свойства логарифмической и показательной функций;
  • методы решения логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
  • понятие многочлена;
  • приемы разложения многочленов на множители;
  • понятие параметра;
  • поиски решений уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
  • алгоритм аналитического решения простейших уравнений и неравенств с параметрами;
  • методы решения геометрических задач;

  • приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;

  • понятие производной;
  • понятие наибольшего и наименьшего значения функции;

уметь

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений и тригонометрических выражений;

  • решать уравнения, неравенства с модулем и их системы;

  • строить графики линейных, квадратичных, дробно-рациональных, тригонометрических; логарифмической и показательной функций;

  • выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
  • выполнять преобразования тригонометрических выражений, используя формулы;
  • объяснять понятие параметра;
  • искать решения уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
  • аналитически решать простейшие уравнений и неравенства с параметрами;

  • решать текстовые задачи на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения тождественных преобразований выражений, содержащих знак модуля;

  • решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений вида: f|x|= a; |f(x)|= a; |f(x)|= g(x); |f(x)|= |g(x)|;
  • решения уравнений, содержащих несколько модулей; уравнений с «двойным» модулем;
  • решения системы уравнений, содержащих модуль;

  • решения линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств вида: f|x| > a; |f(x)| ≤ a; |f(x)| ≤ g(x); |f(x)| ≤ |g(x)|; |f(x)| > g(x);

  • решения неравенств, содержащих модуль в модуле;
  • решения систем неравенств, содержащих модуль;

  • построения графиков линейных, квадратичных, дробно-рациональных функций содержащих модуль;

  • поиска решения уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
  • аналитического решения простейших уравнений и неравенств с параметрами;
  • описания свойств квадратичной функции;
  • построения «каркаса» квадратичной функции;
  • нахождения соотношения между корнями квадратного уравнения.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Кузнецова Л. В. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. [Текст] / Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова, Л.О.Рослова. – М.: Просвещение, 2006. –

191 с.

  1. Галицкий М. Л. (и др.). Сборник задач по алгебре для 8-9 классов учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 1999.

  1. П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.

  1. Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре в 2010 году, в 2011 году, в 2012 году. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2010, 2011, 2012. – Режим доступа:

http// www fipi.ru.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование; 20004 г.

  1. Сборник нормативных документов. Математика /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.

  1. Программы   для   общеобразовательных   учреждений:   Алгебра.   7-9   кл.   /   сост.

Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.

  1. Маркова В. И. Деятельностный подход в обучении математике в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое пособие. Киров – 2006.

  1. Итоговая  аттестация  по  математике  в  9-м  классе:  новая  форма  [Текст]  /  автор-сост.

В.И.Маркова. – Киров: КИПК и ПРО, 2008. – 98 с.

  1. Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов.

Волгоград: Учитель, 2006.

  1. Кузнецова Л. В. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. [Текст] / Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова, Л.О.Рослова. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.

  1. Ткачук В. В. Математика – абитуриенту. М.: МЦНМО, ТЕИС, 1996.

  1. Егерман Е. Задачи с модулем. 9 – 10 классы. Математика. Приложение к газете «Первое сентября» 2004, № 23 с. 18-20, № 25-26 с. 27-33, № 27-28 с. 37-41.

  1. Захарова В. Модуль и графики. 6-8 классы. Математика. Приложение к газете «Первое сентября» 2002, № 36 с. 4-8, 10.

  1. Захарова В. Модуль и графики. 6-11 классы. Математика. Приложение к газете «Первое сентября» 2002, №41 с. 28-32.

  1. Кузнецова О. Выражения, уравнения, неравенства, функции, содержащие модуль. 8 класс. Математика. Приложение к газете «Первое сентября» 2002, № 30 с. 23-25, № 31 с. 23-25.

  1. Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Тбилиси,

1992.

  1. Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы. Математика. 2004, №

20 с.

  1. Муслинов, В. С. Задачи с параметрами. [Электронный ресурс]/ http://www.depedu.yar.ru

  1. Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре в 2008 году, в 2009 году, в 2010 году. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки,

2008, 2009, 2010. – Режим доступа: http:// www.fipi.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Избранные вопросы математики» по теме «Неравенства» для 11 класса.

Элективный курс «Избранные вопросы математики», рассчитан на 34 часа, в объёме один час в неделю и направлен на углубленное изучение темы «Неравенства». Данный курс можно использовать в 10 и 11 ...

Элективный курс Избранные вопросы математики

Обоснование введения модульного элективного курса по математике...

Элективный курс "Избранные вопросы математики"

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на весь учебный год, предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно...

Элективный курс "Избранные вопросы математики", 10 класс. Программа.

Предлагаемый курс  позволяет систематизировать и углубить материал сложных  тем школьной математики: "Модуль. Многочлены. Планиметрия". Курс предназначен для учащихся 10 класса с ...

элективный курс «Избранные вопросы математики»

Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается курс по математике: « Избранные разделы математики».Данный курс имеет основное назначение –...

Программа предметно – ориентированного элективного курса «Избранные вопросы математики»

Пояснительная запискаОсновная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и тру...

Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы математики"

Элективный курс «Избранные вопросы математики» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации и поступлению в высшие учебные заведе...