Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Гаптерахимова Лейсан Саубановна

Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineynaya_funktsiya_teh.karta_.docx367.97 КБ

Предварительный просмотр:

Гаптерахимова Лейсан Саубановна,

Муниципальное бюджетное образовательной учреждение «Средняя образовательная школа- интернат с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей» Сабинского муниципального района РТ

Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат

Урок алгебры в 7 классе

Цель урока: повторение, закрепление умения учащихся строить линейную функцию, описывать свойства графика функции, применять знания на практике

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
  • формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
  • формирование готовности к сотрудничеству в группе, оказанию помощи.

регулятивные:

  • способность к организации деятельности группы
  • способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
  • умение действовать по плану группы
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности группы
  • умение адекватно воспринимать отметки и оценки
  • готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач)

-познавательные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом; овладение умением строить график  и описывать свойства линейной функции и применения этих знаний на практике соотносить информацию, представленную в разных формах; группировать и классифицировать изучаемые объекты; извлекать необходимую информацию из текста; находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой

 -коммуникативные: умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; формулировать свое мнение, сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Тип урока – урок закрепления знаний и умений

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная

Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, программа «Живая математика», колонки

Таблица 1.

Технологическая карта урока

Этап урока

Используемые специальные программные средства

Деятельность учителя

(с указанием действий со специальными программными средствами, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Ноутбук, колонки, презентация 1 слайд

Звучит музыка Моцарта «Вальс»

Здравствуйте, садитесь. Я очень рада приветствовать вас и коллег на уроке. Внимательно прислушайтесь, как вы думаете какая музыка звучит? Как вы думаете, как можно связать музыку с нашим уроком?

-классическая, Моцарта, вальс

- график зависимости высоты звучания от силы, зависимость настроения и работы от прослушивания классической музыки

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

Определение темы урока

Презентация

 2 слайд

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения и зависимости. Музыка — это тайное арифметическое упражнение души, которая вычисляет, сама того не зная. Прошло почти 300 лет с тех пор как Г. Лейбниц, один из основоположников математического анализа и старший современник И. С. Баха, написал эти великие слова в письме Х. Гольдбаху, однако они за это время не потеряли очарования и актуальности. Тем более есть еще одна зависимость – это зависимость нашего настроения от музыки. Я хочу чтобы наш урок был плодотворным.

Скажите, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?

- о зависимости, а если конкретнее о функциональной зависимости, т.е. о линейной функции

Коммуникативные: развитие устной научной речи, умение слушать и говорить.

Познавательные: анализ, самостоятельное выделение-формулирование цели урока

.Регулятивные: целеполагание

3

Постановка целей и задач урока

Давайте мы с вами поставим перед собой цели и определим. Т.к. правильно поставленная цель- это половина успеха.

  1. Углубим знания по данной теме
  2. Научимся строить графики функций в одной системе координат
  3. Рассмотрим применение линейной функций в разных областях знаний
  4. Рассмотрим задания ОГЭ на данную тему

Коммуникативные: развитие устной научной речи, умение слушать и говорить.

Познавательные: анализ, самостоятельное выделение-формулирование цели урока

Регулятивные: целеполагание

4

Актуализация знаний

Слайд

3,4,5

«Живая математика»

  1. «Эстафета» Предлагаю вам вспомнить теоретический материал. Ваша задача состоит в следующем: я задаю вопрос, ученик который ответил на вопрос, задает вопрос другому ученику.

  1. -А теперь внимание на экран

Выполнение устных упражнений

  1. Работа в паре

Построить по вариантам графики предложенных линейных функций и выполнить взаимопроверку.

Ученики задают вопросы по теме и отвечают на них.

1)Что называется функцией?

2) Какая функция называется линейной? Что такое к и в?

3)Что является графиком линейной функции?

4)  Как построить график линейной функции?

5)Какие виды линейной функции вы знаете?

6)Как построить график прямой пропорциональности?

Ученики отвечают на вопросы

Проверка по эталону (Живая математика)

Познавательные:

-четкое формулирование идей, ответов

-анализ слов и понятий

-уточнение глубины понимания понятий

Регулятивные:

-возможность обучаться друг у друга

-развитие способностей использования слов в надлежащем контексте.

Коммуникативные:

-общение с одноклассниками

-развитие навыков активного слушания

5

Применение линейной функции в различных областях

Презентация

Слайды

6-11

А теперь, внимание.

   -  Вы когда-нибудь слышали про шкалу Фаренгейта? Если температура по шкале Цельсия обозначить за x, а температуру по шкале Фаренгейта за y,то эту зависимость можно записать так     у = 1,8х+ 32 . Значит, когда у нас, например, нуль

градусов, то по шкале Фаренгейта это 32  градуса. А температура 10 градусов по Цельсия соответствует 50 градусов  по Фаренгейту.

 Работа в группах

У вас на столах у каждой группы есть информация о применении линейной функции в разных областях. Ознакомьтесь, пож-та с этой информацией. У вас есть 2 минуты.

Сейчас один человек из группы должен у доски рассказать, объяснить прочитанное.

Итак, обобщая все выступления, к какому выводу можно прийти?

(Приложение 1)

- Это что-то вроде шкалы Цельсия, только по шкале Цельсия измеряют температуру у нас в стране, а по шкале Фаренгейта – в Америке и Англии. Две эти шкалы тесно связаны между собой.

Рассказ и объяснение учащихся

-Во многих сферах деятельности человека встречаются процессы, которые можно описать с помощью линейной функции. Разобраться в этом поможет ваша проектная деятельность.

Познавательные:

-четкое формулирование идей, ответов

-анализ слов и понятий

-уточнение глубины понимания понятий

Регулятивные:

-возможность обучаться друг у друга

-развитие способностей использования слов в надлежащем контексте.

Коммуникативные:

-общение с одноклассниками

-развитие навыков активного слушания

6

Изучение нового материала

«Живая математика»

  1. Внимание. Посмотрите на экран. Перед вами функции и графики функций. (живая математика)

У=2х

У=2х+3

У=2х-5

Что вы можете сказать об этих функциях и графиках?

У=-3х+5

У=-3х

У=-3х-6

Подумайте в группах. Постарайтесь найти сходства и различия, а также связь графика от вида функции. Сделайте вывод.

А как же связаны график функции прямой пропорциональности и линейной функции?

при к больше о, у=кх находится в 1 и 3 четвертях, при к меньше 0 во 2 и 4 четвертях.

К- угловой коэффициент линейной функции. Как вы думаете, почему угловой?

При к больше о с положительной осью ОХ образуется острый угол, при к меньше нуля тупой угол.

7

Закрепление знаний

Слайды

12, 13,14, 15

1)Устно ответить на вопросы.

2) Работа с задачей ОГЭ

Устно отвечают на вопросы по слайдам

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов

8

Закрепление

Индивидуальная работа

Ребята,  у каждого у вас есть карточки с системой координат и функцией. Вам нужно построить график функции и сдать на проверку.

(Приложение 2)

Ученики выполняют индивидуальную работу. Сдают учителю

9

Рефлексия

Слайд

16

- Ребята, свяжите тему урока с данными картинками

Ученики делятся своими мыслями.

Регулятивные:

- оценка совей деятельности в рамках урока

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и четкостью,

- умение адекватно понимать причины успеха/неудачи в учебной деятельности

10

Домашнее задание

№№869, 871, 875 решить в тетради

-Урок окончен. Спасибо, отлично поработали

Ученики записывают домашнее задание

Регулятивные:

- умение ставить перед собой цель и планировать деятельность.

Коммуникативные:

- умение слушать.

Приложение 1

1 группа

Физика

I.При изучении темы «Давление» вы  встретились с зависимостью давления жидкости на дно сосуда (p) от высоты столба жидкости (h).  , плотность жидкости,

  1. Эта зависимость является линейной функцией, т.к. она вида , где . h – независимая переменная,  - зависимая переменная (функция)
  2. Построим графики давления воды и бензина на дно в зависимости от высоты столба жидкости

Учитель:

  1. Почему ученик рисовал только первую четверть?
  2. Что является графиком функции p=10000h, p=8000h?

Используя графики Pв и Pб ответить на следующие вопросы:

  1. Какое давление оказывает столб воды высотой 8 м?
  2. При какой высоте столба бензина его давление на дно сосуда равно 40 кПа?
  3. Что оказывает большее давление – бензин или вода при высоте столба жидкости 10 м?
  4. Давление жидкости 70 кПа. Что больше – высота столба воды или высота столба бензина? на сколько?

2 группа

Биология

Линейные зависимости величин в биологии

Зависимость численности сине-зеленых водорослей от концентрации общего фосфора в воде выражается следующей формулой

  , где а – численность сине-зеленых водорослей, а                   p – концентрация общего фосфора

Эту зависимость можно использовать для прогнозирования качества воды. Показателем качества воды служит количество сине-зеленых водорослей. Чем их больше, тем хуже качество воды. На численность сине-зеленых водорослей влияет концентрация фосфорного удобрения, стекающего в водоемы вместе с талой водой.

Исходя из этой зависимости, можно дать рекомендации по внесению фосфорных удобрений для предотвращения ухудшения качества воды.

Группа 2

Труд-девочки – тема «Пошив юбок». Изготовление чертежа выкройки.

        Длина отрезка ОТ зависит от обхвата талии.

        Пусть m – длина отрезка ОТ

                                                                          n – обхват талии.

                                   Тогда зависимость m от n можно записать в виде  формулы

                                                                            ,

где 0,64 – коэффициент для юбки.

Построим схематически график данной функции.

n

60

120

m

38,4

76,8

 

Почему только первая четверть?

Какие значения может принимать n? почему?

Что является графиком? Особенность расположения.


Приложение 2

  Заполните таблицу и постройте  график  линейной  функции.

  1 карточка  а)     у=-0,5 х -2  

х

у

 б)                            

х

у

 2 карточка

а)     у= 0,5х - 2                  

х

у

б)                        

х

у


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции»

Урок контроля и коррекции знаний.Основная дидактическая цель: выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений....

Презентация к уроку "Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции"

С использованием данной презентации построен мой урок....

ЭОР "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"

Разработка открытого урока по алгебре в 11 классе по теме "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"...

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции.

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции....

Технологическая карта к уроку алгебры 9 класс на тему: " Дробно-линейная функция и ее график"

Технологическая карта к уроку алгебры 9 класс на тему: " Дробно-линейная функция и ее график"...

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»

Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...