Курс по выбору "Элементы теории вероятностей и комбинаторики"
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Улаханова Марина Родионовна

Знакомство с данным материалом способствует принятию нестандартных решений, помогает творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Курс по выбору учащихся76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОО «Заводская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Председатель МО

_________/________

Протокол №1 от

«26» августа 2018г

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОУ «Заводская ООШ»

Улаханова МР/___________

«31» августа 2018г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Заводская СОШ» Черниговская УП

_____________

Приказ №89 от

«31» августа 2018г

М.п.

                         

Программа

курса по выбору

«Элементы теории вероятностей и

комбинаторики» в 9 классе

Улахановой Марины Родионовны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«31» августа 2018г

                                           

п. Николаевский

2018г

Пояснительная записка

Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей в содержание математического образования является одним из важнейших аспектов модернизации содержания образования, так как роль этих знаний в современном мире повышает возможности практической ориентации учащихся. Знакомство с данным материалом способствует принятию нестандартных решений, помогает творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Необходимость формирования вероятностного мышления обусловлена тем, что учащиеся должны научиться извлекать, анализировать и обрабатывать порой противоречивую информацию и оценивать степень риска.

Изучение данного курса позволит учащимся продолжить развитие логического мышления, поможет сориентироваться в выборе профессии и продолжения образования.

Данная программа  курса по выбору объёмом 35 часов рассчитана для учащихся 9 
класса и является углублением и дополнением общеобразовательной программы, в 
которой данному вопросу  мало уделяется внимания. В базовой программе данному 
разделу математики уделяется 12 часов в конце
 9 класса.

Учащиеся  познакомятся с основными понятиями комбинаторики и элементами теории вероятности. Между общеобразовательным и элективным курсом существует тесная связь, так как первый является фундаментом, на который опирается данный курс. Это позволит ученикам расширить кругозор и понять практическое использование математических знаний.

При планировании работы учитывается использование литературных источников, 
сети интернета. В основе методики преподавания лежит деятельностный подход в обучении, предполагается использовать
 различные формы проведения занятий: лекции, практикумы, творческие и поисково-исследовательские работы. Предусмотрен текущий и итоговый контроль учащихся (рефераты, презентации, защита проектов).

Кому адресована

Программа разработана для учащихся 9 класса МБОО «Заводская СОШ» Тарбагатайского района.

Основные цели курса

Формирование у учащихся представления о математике как культурологической 
дисциплине и возможности использования математических знаний в различных сферах 
деятельности человека.

Задачи курса

  • Способствовать формированию и развитию умений для решения комбинаторных задач, составленных по определённому правилу.
  • Сформировать и развивать вероятностную интуицию и мышление.
  • Развивать общекультурный кругозор и творческие способности учащихся.
  • Создать условия для развития умений самостоятельно приобретать и применять 
    знания.
  • Помочь учащимся в определении профиля дальнейшего обучения.

Ведущие принципы:

  • научность;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность;
  • наглядность;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • воспитывающий и развивающий характер обучения.

Ожидаемый результат

Систематическое и целенаправленное изучение элементов комбинаторики и основ теории вероятности  способствует осознанному умению применять полученные знания на практике, повышает уровень эффективности обучения, развивает и поддерживает интерес к изучению математики, а так же развивает различные формы мыслительной деятельности учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • знать и уметь использовать понятия факториала, перестановки, размещения, 
    сочетания;
  • усвоить практические навыки выполнения заданий по теории вероятностей;
  • усвоить операции над событиями;
  • знать различные определения вероятности;
  • обрабатывать статистические данные с помощью редактора «Mickrosoft Exel».                                                                                          

Содержание  курса

  • История возникновения  теории вероятностей и комбинаторики (2ч)
  • Простейшие комбинаторные задачи (5ч)
  • Сочетания, размещения (8ч)
  • Случайные события и их вероятности(9ч)
  • Статистика – дизайн информации (6ч)
  • Применение компьютерных технологий (3ч)
  • Контрольная работа (1ч)
  • Круглый стол (1ч)

Учебно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Форма

занятия

1

Из истории возникновения теории вероятностей и комбинаторики  

2

лекция

2

Правило умножения                                                                                

1

практикум

3

Дерево вариантов                                                                                    

1

творческая работа

4

Перестановки    

2

практикум

5

Закрепление пройденного                                                                        

1

практикум

6

Выбор двух элементов                                                                              

1

лекция

7

Числа Спк                                                                                                                                                              

2

 практикум

8

Выбор трёх и более элементов                                                                  

2

лекция

9

Размещения  

1

практикум

10

Числа Апк                                                                                                                                                          

2

лекция

11

Закрепление пройденного                                                                        

1

практикум

12

События достоверные, невозможные и случайные                              

1

лекция

13

Классическое определение вероятности                                                

1

лекция

14

Вероятность противоположного события                                              

1

практикум

15

Вероятность суммы несовместных событий                                          

1

практикум

16

Статистическое определение вероятности                                              

1

лекция

17

Геометрическое определение вероятности                                            

2

лекция

18

Закрепление пройденного                                                                        

1

практикум

19

Варианты и их кратности                                                                          

2

лекция

20

Многоугольники распределения данных                                                

2

практикум

21

Кривая нормального распределения                                                        

1

практикум

22

Числовые характеристики выборки                                                        

1

практикум

23

Обработка статистических данных с помощью редактора

«Mickrosoft Exel»                                                                        

3

практикум

24

Контрольная работа

1

к/работа

26

Круглый стол — представление и защита творческих работ и презентаций. Подведение итогов курса.

1

Литература

1..Бунимович Е.А. «Вероятность и статистика». 5-9 классы М., Дрофа, 2002.

2.Кибирев В.В. «Теория вероятностей с элементами комбинаторики», У-У, БГУ, 2006.

3.Кордемский Б.А. «Математика изучает случайности», М., Просвещение - 1975.

4.Лютикас В.С. «Школьнику о теории вероятности», М., Просвещение — 1976.

5.Мордкович А.Г., Семенов П.В. «События. Вероятности. Статистическая обработка данных», М., Мнемозина, 2005.

6. Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. «Элементы статистики и вероятность». 7-9 классы,

М., Просвещение, 2005.

             

               

                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна

Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...

Теория вероятностей и комбинаторика (6кл)

Обобщающий урок для учащихся 6 класса по учебнику Математика И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович...

Введение элементов теории вероятностей и комбинаторики в 5 классе.

Задачи по теории вероятностей и комбинаторики, которые можно ввести на уроках математики в 5 классе при изучении арифметических действий и целых чисел....

Ребусы по теме "Теория вероятностей и комбинаторика"

В данном материале собраны ребусы по теме "Теория вероятностей и комбинаторика". Учащиеся с интересом составляют и разгадывают ребусы. Это увлекательно и занимательно. У учащихся повышается интерес к ...

Теория вероятности и комбинаторика.

Теория вероятности и комбинаторика....

Задачи по теории вероятностей и комбинаторике с решением.

Задачи для обучающихся 9 и 11 классов по теории вероятностей с решение некоторых из них....

Самостоятельные работы по теории вероятности и комбинаторике

В документе помещены 4 самостоятельные работы по заданиям из открытого банка ЕГЭ по математике...