Рабочая программа элективного курса "Математика в быту и в профессиях" 9 кл
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Основная цель: развитие логики мышления путем математического моделирования, развитие интереса учащихся к экономическим, техническим знаниям через решение математических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_elekti_matem._v_bytu_i_prof_9_kl.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Е К Т

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Математика в быту и профессиях»

9 класс

                                                                               

                                                                                                                            Срок реализации программы: 1 год

 

                                                                                                                             Автор программы: О.Н.Сивцева,

                                                                                                                             учитель математики

                                                                 

Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

- актуальность

     Очень часто, изучая ту или иную тему по математике, учащиеся задаются вопросом: а где мы эти знания применим в жизни? Возникает вопрос о прикладном характере математики.

     Предлагаемый курс «Математика в быту и профессии» позволяет применять математические знания, полученные  в курсе основной школы, для решения бытовых, экономических задач и статистических задач. Умения составлять математические модели той или иной реальной ситуации позволит учащимся решать возникшие перед ними задачи. В простейших случаях условия задачи сразу переводится на математический язык,  и мы получаем математическую модель. Математическая модель только тогда имеет практическое значение, когда она достаточно хорошо отображает основные свойства и определённые характеристики исследуемого реального явления. В предлагаемом курсе учащиеся познакомятся с методом построения математических моделей задач различного характера, применяя известные формулы.

- вид программы

  Программа модифицирована, составлена на основе авторской программы элективного курса ««Математика в быту и профессии», автор Поляниченко А.Г., 2014 г. zavuch.info/metodichka/tochnie/

2. Цель и задачи программы

Основная цель: развитие логики мышления путем математического моделирования, развитие интереса учащихся к экономическим, техническим знаниям через решение математических задач.

Задачи:

- сформировать математический аппарат для решения практических задач (моделей), смежных предметов окружающей реальности;

- сформировать у учащихся представление о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

3. Отличительные особенности программы

     Содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разноуровневых задач. Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу:
Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.
Физика. Равномерное движение. Работа.
Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.
Экономика. Цена. Стоимость.

4. Особенности возрастной группы учащихся, которым адресована программа

- возраст учащихся -  15-16 лет (9 класс);

- состав группы – постоянный;

- количество обучающихся в группе – 15-25 человек.

5. Режим занятий

Курс рассчитан на 35 часов, т.е. 1 час в неделю.  Срок реализации данной программы один учебный год.

6. Прогнозируемые результаты и способности их проверки

При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.

При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
5.Работать в группе.                                                                                                                      

 

 Оценивание результатов обучения учащихся осуществляется через итоговое анкетирование, тестирование, защиту проектной или исследовательской работы.

Учебно-тематический план

 №

Наименование тем

курса

Кол-во

часов

(всего)

Формы занятий

теоретич

практич

1

Составные части задач. Структура и сущность решения задач.

1

1

2

Диаграммы — наглядный способ передачи информации

2

2

3

Задачи на движение двух тел.

5

1

 

4

4

Задачи на   работу.

4

1

3

5

 Задачи на проценты.

5

1

4

6

Задачи на смеси и сплавы, растворы.

5

1

4

7

Задачи биологического содержания. Задачи технического уровня.

5

1

4

8

 Комбинированные задачи.

3

1

2

9

 Решение задач по всему курсу

3

3

10

Итоговый контроль

2

2

Содержание

1. Составные части задач. Структура и сущность решения задач (1 ч).

Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач.

 

2. Диаграммы — наглядный способ передачи информации (2 ч).
Решение статистических задач, отображения статистических данных с помощью линейных, столбчатых, круговых диаграмм.

 3. Задачи на движение двух тел (5 ч).

Равномерное движение. Одновременные события. Задачи на движение по реке, суше, воздуху. Задачи на определение средней скорости движения.

4. Задачи на   работу (4 ч).

Решение задач на совместную работу.

5. Задачи на проценты (5 ч).

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Основная формула процентов. Простые и сложные проценты. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины.  Решение задач связанных с банковскими расчётами.

6. Задачи на смеси, сплавы, растворы (5 ч).

Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества.Решение разноуровневых  задач  на смеси, сплавы, растворы.

7. Задачи биологического содержания. Задачи технического уровня (5 ч).

Арифметическая и геометрическая прогрессия при решении задач биологического содержания. Арифметическая и геометрическая прогрессия при решении задач технического уровня.

8. Комбинированные задачи (3 ч).

Различные способы решения комбинированных задач. Задачи,  решаемые с помощью уравнений и систем уравнений.    Задачи,  решаемые  при помощи неравенств.

9. Решение задач по всему курсу (3 ч).

Решение тренировочных задач в группах разного уровня сложности.

10.  Итоговая контрольная работа (2 ч)

Методы и формы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, постановка проблемы, исследовательский метод, метод математического моделирования. Групповая и индивидуальная формы работы.

Литература для учащихся

  1. Апасанов П.Т., Апасанов Н.П.Сборник математических задач с практическим содержанием –М.: Просвещение, 1987
  2. АверьяновД.И.,Алтынов П.И., Баврин Н. Н.Математика: Большой справочник для школьника и поступающих в вузы.-2-еизд.-М.:Дрофа,1999
  3. Беляева Э.С., Монахов В.М. Экспериментальные задачи. – М.: Просвещение, 1977
  4. Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнений 1,2 часть. - Омск: ОмИПРКО, 1998
  5. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2002
  6. Кузнецова Л.В.  Суворова С.Б.  Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе.   - М.:  Просвещение 2007
  7. Пухначев Ю.В., Ю.П. Учитесь применять математику. –М.: Знание, 1977

    Алгебра 7-9 классы, А.Г. Мордкович. –М.: Мнемазина, 2009.

  1. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗЫ - М.:  «ОНИКС 21 век», 2001.

Литература для учителя

  1. Н.Я. Виленкин, А.Н.Виленкин, Г.С.Сурвилло и др. Алгебра: Учебное пособие для учащихся 9 кл. с углубленным изучением математики. Под ред. Н.Я.Виленкина.-5-е издание. М .: Просвещение,2001.
  2. Учебно-методическая газета «Математика», приложение к «1 сентября»,2004г. №17,№23,№36, 2005 г. №2,№15,2001г. №17,1998г. №28.
  3.  С. А. Тынякин , А.А.Тырымов. Что делать, или 2730 конкурсных задач.- Волгоград 2002г
  4.  А.Г.Цыпкин, А.И.Пинский . Справочник по методам решения задач по математике.- М.: «Наука» 1989г.

Перечень интернет-ресурсов

  1. www.pms.ru/programmyi/15.html   сайт школы А.Н.Колмогорова.
  2.  http://1september.ru материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Культура быта" 9 класс

профессиональное самоопределение учащихся...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Быть успешным"

Данная программа предназначена для вовлечения подростков "группы риска" в досуговую деятельность по интересам. В современном обществе изменения социально-экономической ситуации привели к изменению инс...

Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"

Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...

Рабочая программа спецкурса "История русского быта"

Рабочая программа спецкурса "История русского быта"...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...