План-конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Туаева Альбина Ивановна

Конспект урока по алгебре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_sistem_uravneniy_vtoroy_stepeni.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1.Учитель: Туаева Альбина Ивановна

2. Дата: 19.12 2019 г.     Предмет:     алгебра     Класс:  9

 3.Учебник (УМК, программа): Ю.Н. Макарычев, Р.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова

Алгебра.  9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

Тема урока: Решение систем уравнений второй степени

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 

Образовательные:

познакомиться с алгоритмом решения систем методом подстановки, проанализировать и сравнить с графическим способом, сформировать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени способом подстановки.

     Воспитательные:

прививать внимательность, аккуратность;

воспитывать умение четко организовывать индивидуальную работу;

воспитывать культуру общения;

формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

обеспечить здоровьесбрегающую образовательную среду.

Развивающие:

способствовать формированию навыков исследовательской деятельности обучающихся;

развивать потребность в нахождении рациональных приемов и способов создания модели и решения математической задачи

     Оборудование: доска, проектор, листки с самостоятельными работами, памятки с алгоритмами решения систем уравнений

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Планирование деятельности по изучению новой темы.

Учитель приветствует учащихся

Мне нравится, что сегодня вы все хорошо выглядите. Улыбнитесь, передайте мысленно соседу по парте положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.

Эпиграф нашего урока: «Дорогу осилит идущий, математику мыслящий». Будем активны, внимательны, чтобы знания, полученные на сегодняшнем уроке пригодились вам в дальней шей жизни.(слайд 2)

У каждого из вас на столе лежит лист самооценки. В конце урока каждый оценит свою работу. (Приложение 1.)

    Какое понятие проходит красной нитью через весь курс алгебры? Для того, чтобы вы ответили на этот вопрос, предлагаю вашему вниманию историческую справку. (слайд3)

 Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Готовятся к уроку, настраиваются на рабочий лад.

Решение систем уравнений второй степени.

Актуализация знаний

Практическая деятельность учащихся.

   Предлагает вспомнить такие понятия как: система уравнений, решение систем уравнений.

Какой способ решения систем уравнений второй степени мы рассматривали на прошлых уроках?

 (слайд 4).

   Вспоминаем алгоритм   решения систем графическим способом. (слайды 5,6).

 

 

Проверим выполнение домашнего задания .

Графики построены правильно, а ответы разные, почему?

 

 Какие способы решения систем уравнений из курса алгебры 7 класса вы еще знаете?

Сегодня рассмотрим первый из них: способ подстановки.

  Работа в парах (слайды 8,9)

Устно отвечают на вопросы учителя

 

Графический способ.

 

Необходимо построить графики уравнений в одной координатной плоскости; найти координаты точек пересечения графиков, которые и будут решением системы.

Проверяют свои ответы, в лист самооценки ставят баллы.

Используя графики не всегда удается получить точное решение системы уравнений.

 

Способ подстановки и способ сложения.

Выражают одну переменную через другую, затем оценивают свою работу.

 

Изучение нового материала

  1. Решим  систему уравнений :

                                                     y - x² = 0,

                                                               2x – y + 3 = 0.  

2) Выражаем из уравнения первой степени одну переменную через другую: -y = -2x – 3

                                                 y = 2x + 3

3) Подставляем полученное выражение в уравнение второй степени, в результате чего приводим  к уравнению с одной переменной. Решаем полученное уравнение с одной переменной

           2x + 3 - x² = 0

           x² - 2x – 3 = 0

 По теореме Виета x1 + x2 = 2,

                                 x1· x2 = -3.

Отсюда  x1 = 3,      x2 = -1.

4) Находим соответствующее значение второй переменной x1 = 3,   y1 = 2·3 + 3 = 9,

x2 = -1,  y2 = 2·(-1) + 3 = 1.

Ответ:  (-1; 1),  (3; 9).

 

Сформулируйте алгоритм решения систем уравнений способом подстановки.

    Найдите  алгоритм в учебнике  на с.112 ,прочитаем и обсудим, как его применять при решении систем уравнений второй степени. (слайд 10).

     

https://fs.znanio.ru/8c0997/88/de/0836d6f246b6e38b1651c0d8e5b10ab661.gif     

  У доски вместе с учителем решает учащаяся    комментируя свои действия, остальные следят , при необходимости поправляют.

 

Формулируют алгоритм решения систем уравнений способом подстановки.

Читают и обсуждают свои действия при решении систем уравнений второй степени.

 

 

Физкультминутка.

Работа по первичному усвоению материала  

Закрепление.

 

Работа по группам (слайды 11,12),предлагает пользуясь алгоритмом  решить системы с последующей проверкой.

Есть ли разница, из какого уравнения системы получить подстановку?

Работа с учебником по вариантам: (слайд 13)

первый вариант решает №429(г),

второй вариант решает №430(в)

а) проверьте решение систем уравнений (слайд 14)

б) используя графическое   представление, определить сколько решений имеет система (слайд 15) От чего зависит количество решений системы при графическом способе решения?

Нужно отметить, что системы уравнений с двумя переменными   встречаются при сдаче ОГЭ.

 

Учащиеся делятся на две группы и решают по алгоритму.

Нет. Если в систему входит уравнение 1-ой степени, то подстановку получают из этого уравнения. Если оба уравнения второй степени, то подстановку получают из любого.

Решают с последующей проверкой

(15;11)   решение системы

 

 От количества точек пересечения;

одно решение, потому что одна точка пересечения, (0;4)

Учащиеся высказывают свои предположения

 

Этап рефлексии

Творческое задание

 Какие способы решения систем уравнений узнали (слайд 16)

Наш урок подошел к концу, как и 2019 год. На доске вы видите елочку, которую нам нужно украсить игрушками, каждая из которых является словом –пожеланием вам в Новом  2020 году. Подбираем синонимы и антонимы к  высказываниям , собираем слово, угадав которое , узнаем год животного по китайскому календарю . (Крыса ) Приложение 2,  (слайд 17).

     

 Отвечают на вопросы

 

Этап подведения итогов.

Домашнее задание.

Предлагает подвести итог урока.

Заполните оценочный лист

(слайд 18).

 

 

Заполняют оценочный лист, выставляют оценки. записывают домашнее задание.

 

 

Приложение1:

Лист самооценки

Ф. И. _____________________________________

Моя успешность на уроке

Этап урока

Критерии

Баллы

1 этап: Выполнение домашнего задания

Решили 1 систему – 1 балл, 2 системы – 2 балла, 3 системы – 3 балла.

2 этап: Ответы на вопросы

Ответил на вопрос – 1 балл.

3 этап: Работа в парах

Выполнил задание верно  – 1 балл,

помогал товарищу – 1 балл.

Итого за задание максимально: 2 балла.

4 этап: Групповая работа

Верно выполнил вычисление – 1 балл,

Работал активно и дружно – 1 балл.

Итого за задание максимально: 2 балла.

5 этап: Решение упражнений по вариантам

Верно выполнил вычисление – 1 балл.

6 этап: Рефлексия

Принимал активное участие – 1 балл.

Итоговый балл

Оценка «5» - если набрали от 9 до 10 баллов;

Оценка «4» - если набрали от 7 до 8 баллов;

Оценка «3» - если набрали от 5 до 6 баллов.

Подчеркните полученную оценку за урок.

Достигли ли мы цели?___________________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

__________________________________________________________________

Приложение 2:

Антонимы к этому слову - невезение, горе, уныние (счастье)

Зажиточность, отсутствие нужды.

Материальное благосостояние. (достаток)

Мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие, насмешку или другие чувства. (улыбка)

Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.(радость)

Удача в достижении чего – нибудь(успех)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. 9 класс . план-конспект.

План - конспект "Решение задач с помощью систем уравнений  второй степени" составлен на основе требований ФГОС по математике для 9 класса. Урок познования нового материала  с применением про...

Итоговый урок по теме:Решение задач на составление систем уравнений второй степени в форме защиты проектов.

Представленный ниже урок в форме защиты проектов явился результатом совместного творчества учителя и группы ребят, увлекающихся математикой. Совместная работа над этой проблемой показала  к...

Алгебра 9. План - конспект урока по теме "Решение систем уравнений второй степени"

Алгебра 9. План - конспект урока по теме "Решение систем уравнений второй степени". Урок практической отработки полученных ЗУН. Цель и задачи  урока: отработать практические н...

Урок алгебры "Решение задач с помощью систем уравнений второй степени", 9 класс

Конспект  урока по теме "Решение задач с помощью систем уранений второй степени"...

Открытый урок алгебры в 9 классе по теме: « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными».

Открытый урок алгебры в 9 классе по теме:  « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя  переменными»....

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...