план-конспект урока алгебры в 10 классе по теме " Иррациональные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

 Решение иррациональных уравнений различными способами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс.

УМК

Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы, С.М.Никольский,М,К.Потапов и др,2013г

Тема урока

 Иррациональные уравнения

Тип урока

Урок общеметодологической направленности.

Цель урока

Обобщение знаний и умений использовать их при решении иррациональных уравнений различными способами. Повторить изученный материал, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Повторить и закрепить графический способ, способ возведения в одну и ту же степень с проверкой и способ равносильных преобразований решения иррациональных уравнений.

2. Повторить и закрепить метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель и метод  сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения  новой переменной.

3. Познакомить с новым способом -  замены переменной и сведения к решению рационального уравнения.

4. Рассмотреть решение иррациональных уравнений с модулем.

1. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, правильно отбирать способы решения иррациональных уравнений.

2. Развивать навыки самообразования, самоорганизации, стремление к расширению математических знаний.

3.Способствовать   возможности успешного продолжения образования.

1. Способствовать  воспитанию  и формированию самостоятельной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира.

2. Способствовать формированию стремления в необходимости расширения знаний и умений, получаемых на уроках математики, способности к преодолению трудностей.

3. Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

4. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, аккуратности, формированию усидчивости и внимательности при выполнении самостоятельной работы,  формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Формы работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

Применяемые оборудование и инструментарий (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т.п.)

Мультимедийный проектор, сборники (профильный уровень, типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.В.Ященко)  

Этапы урока

Этапы урока

Формируемые умения и навыки

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределе-

ние  к деятельности. Постановка учебной задачи. Организационный момент

 (2 мин.)

Формируются умения:

- систематизировать информацию;

- планировать собственную деятельность.

Сообщает эпиграф  к уроку для мотивации деятельности обучающихся.

 «Я бы почувствовал настоящее 
удовлетворение лишь в том случае, 
если бы смог передать ученику гибкость ума, которая дала бы ему в дальнейшем возможность самостоятельно решать задачи».
 У.У. Сойер.

 Подводит обучающихся к формулировке целей урока. 

Мотивация на позитивный настрой. (Лестница позитива)

Ставят цель:

Научиться решать иррациональные уравнения различными методами.

Поднимаются по лестнице позитива.

2. Математическая разминка, подготовка к ЕГЭ
(2 мин)

Формируются умения:

- устного счета (применение свойств корней).

Проводит математическую разминку (по заданиям № 2 из открытого банка подготовки к ЕГЭ, базовый уровень).

     9

     9

     7

     9

Учитель контролирует деятельность обучающихся.

Выполняют математическую разминку.

Отрабатывают навыки устного счета - умножения иррациональных чисел.

3. Актуализация знаний

 Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону 

Графический метод. (Выполнение задач стандартного типа).

(6 мин)

Формируются умения:

- осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

- определять содержание своей учебной деятельности;

 - самостоятельно работать;

- быть корректным к мнению других.

Предлагает  новое задание – ставит проблемную ситуацию перед обучающимися:

Придумайте вопросы к рисункам и ответьте на них.

Предлагает: используя графический метод определить, сколько корней имеют уравнения:

1). Фронтально

               Ответ: 1.

 2). Индивидуально по вариантам

В – 1                  Ответ: 2.

В – 2                      

Ответ: 1.  

Работают в парах, составляют вопросы по рисунку и отвечают на них.

Выполняют задания стандартного типа отрабатывают графический метод решения иррациональных уравнений.

По желанию представители от каждого варианта выполняют задание у доски.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с проверкой или метод равносильных преобразований по выбору.

2. Метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель и метод  сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения новой переменной.

(Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа)

(15 мин)

Формируются умения:

- решения иррациональных уравнений (способ возведения в одну и ту же степень с проверкой и способ равносильных преобразований);

- решения иррациональных уравнений (метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель и метод  сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения переменной);

- сравнивать и анализировать решения;

- приобретается опыт выбора метода.

Предлагает задание: решите иррациональное уравнение

методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с проверкой или методом равносильных преобразований.

Какое уравнение легче решается при возведении обеих частей в квадрат?

            Ответ: 5.

«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну задачу тремя различными способами, чем решать различные три-четыре задачи. Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт». У.У. Сойер.

Решите иррациональное уравнение используя

1 .   Метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель.

 2 .    Методом  сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения новой переменной.      

Выполняют задания реконструктивно-вариативного типа, выбирая метод самостоятельно.

  - легче считать.

Отрабатывают метод  возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с проверкой или метод равносильных преобразований. Делают вывод. Выполняют задание  другим методом по выбору, анализируют методы, сравнивают, высказывают свои мнения. 

Анализируют выбранный метод:

метод умножения обеих частей уравнения на сопряженный множитель заменяет возведение в квадрат выражений содержащих знак радикала на решение системы рациональных уравнений способом сложения. Удобен, если под корнем многочлен, содержащий более двух слагаемых.

Метод сведения к системе рациональных уравнений с помощью введения переменной упрощает вычислительную часть. Считать рациональные выражения легче.

5. Физкультминутка.

(2 мин)

Формируются умения:

- снятия напряжения во время занятия.

Отвели свой взгляд направо.

Отвели свой взгляд налево.

Оглядели потолок.

Посмотрели все вперед.

Раз – согнуться - разогнуться.

Два – согнуться - подтянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

Пять и шесть и тихо сесть.

Принимают участие в физкультминутке. Снимают напряженность.

6. Фронтальная работа.

Устно. Формулировка выводов о неразрешимости уравнений.(5 мин)

Формируются умения:

- анализировать условие, сравнивать и отстаивать свою точку зрения;

-  продолжить и развить мысль собеседника.

Решите пять уравнений.

Подсказка: данные уравнения равносильны.

Можно ли, не решая уравнений, сделать вывод о неразрешимости предложенных уравнений:

а). http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/312257/image383.gif

б).   ;

 в).  ;

 г).  ;

 д). +2=0. 

Нет решений.

Делают вывод о неразрешимости каждого уравнения.

7. Защита творческих заданий (профильный уровень).

Самостоятельная работа (базовый уровень).

 (10 мин)

Формируются умения:

-  выбора деятельности;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

-  выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

-  продолжить и развить мысль собеседника.

Творческие задания (домашняя подготовка) для профильного уровня:

1). ;

2). .

Самостоятельная работа задания из открытого банка подготовки к ЕГЭ сборник 36 вариантов (профильный уровень) под ред. И.В. Ященко № 5, № 9 для базового уровня, В-34, В-35.

Слушают, конспектируют, задают вопросы докладчику.

Решают иррациональные уравнения базового уровня.

8. Рефлексия деятельности 

(итог урока)

(3 мин)

Домашнее задание:

- умение работать в коллективе, умение комментировать свой ответ;

- формируются умение контроля и самоконтроля, умение анализировать свою работу, ставить новые цели при обучении предмета.

Подводит итог урока, задает вопросы:

1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

2. Чему новому вы научились?

3. Где могут пригодиться знания по данной теме?

4. Какие были затруднения?

5. Достигнуты ли цели урока?

ДЗ  № 187(2), 188(2,4) 

\sqrt {\left| {x^2  + 14x + 47} \right| - 1}  = \left| {x + 7} \right| - 1.

 Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. Подводят итог – выполнена ли цель урока или нет.

Самоанализ урока

Тема урока: «Иррациональные уравнения».

Цель урока: формирование у обучающихся понятия иррациональных уравнений, умения решать иррациональные уравнения.

Планируемые результаты:

1) предметные: знать определение иррационального уравнения, корней иррационального уравнения, постороннего корня уравнения, метода возведения в квадрат; уметь решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат.

2) метапредметные: формирование умений работать по алгоритму, использовать иррациональные уравнения для решения практических задач.

3) личностные: формирование умений вести диалог, формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, работать в группах и парах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Используемые методы и приемы:

репродуктивный: воспроизведение полученных ранее знаний, воспроизведение знаний при выполнении заданий;

частично-поисковый: поиск собственных вариантов ответа, отбор информации по заданной теме;

вербальный: словесное общение на протяжении всего урока.

Используемые технологии:

информационно-коммуникативные технологии,

технологии проблемного обучения,

технологии коллективного взаимодействия.

Урок проводился согласно тематическому планированию. Тема урока «Иррациональные уравнения» сообщалась через создание проблемной ситуации.

В ходе урока мне удалось реализовать следующие цели:

- начать формирование у обучающихся понятия иррациональных уравнений, умения решать иррациональные уравнения;

- выявить пробелы в знаниях;

- осуществить коррекцию знаний учащихся.

- развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки;

- развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах.

Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учетом особенностей класса.

Задания устной работы связаны с ранее изученным материалом и готовят учащихся к постановке проблемы и умению делать вывод из приведенных фактов.

На уроке использовались игровые технологии, что способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу, а также повышает активность и снижает утомляемость детей.

Для достижения цели урока были подобраны разнообразные технологии и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся.

Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся, умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать, оценивать работу, рационально использовать время.

Выбранная структура урока — комбинированный — является рациональной. Удачно распределено время на все этапы урока. Сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Контроль за умениями учащихся осуществлялся на всех этапах урока.

Оценка учащихся осуществлялась посредством фронтального опроса, самопроверки, взаимопроверки.

Эффективно использовалась презентация, что позволило сделать урок более ярким и эмоциональным, а также вызвать интерес и способствовать развитию познавательных и творческих способностей.

        Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.

Этап «Мотивация» включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности. Подготовке учащихся к активному и сознательному усвоению материала способствовало целеполагание, моя деятельность и деятельность учащихся были объединены одной целью.

Следующий этап – актуализация знаний. Дидактической задачей этого этапа являлось пробуждение интереса к материалу, творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности. На данном этапе ученикам была предложена задача, которую нельзя решить, обладая знаниями, полученными на данный момент. На этапе построения проекта выхода из затруднения совместно с учениками был построен план проекта, позволяющего решить исходную задачу.

Следующий этап – первичное закрепление нового материала. Ребятам были предложены задания с ошибкой, с которым они успешно справились. Это позволило сделать выводы, что новый материал учащимися был усвоен.

В ходе выполнения самостоятельной работы и работы в группах ребята получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала и приступить к устранению типичных ошибок.

Мною были созданы условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей самоопределения, самоутверждения, самооценки. Учащиеся на этом этапе работали практически самостоятельно.. По окончанию самостоятельной работы, работы с книгой, с помощью готовых решений на экране, учащиеся осуществили самопроверку.

Следующий этап – контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дидактическая цель – анализ, самоанализ и оценка успешности достижения планируемых результатов. Эти цели я достигла с помощью самостоятельной работы. Со стороны учащихся я почувствовала проявление заинтересованности в работе, стимулирование к личным достижениям. Поставленные задачи были реализованы, цели занятия достигнуты. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Считаю, что выбранный тип и формы проведения урока были подобраны правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам алгебры 7 класс по теме "Линейные уравнения с одной переменной"

Презентации к трём последовательным урокам, соответствующим программе по алгебре для  7 класса , содержат как теоретический , так и практический материал, а также упражнения для устного счёта. В ...

Разработка урока в 11 классе на тему " Иррациональные уравнения"

План конспект урока в 11 классе на тему " Иррациональные уравнения" ...

Урок в 11 классе по теме "Иррациональные уравнения"

Урок в 11 классе по теме "Иррациональные уравнения" по учебнику "Алгебра и начала математического анализа": Учебник для 11 кл. профильный уровень / А. Г, Мордкович, П. В. Семенов, М.: Мнемозина, 2010....

Разработка урока в 10 классе на тему: "Иррациональные уравнения"

План урока + презентация по изучению способов решения иррациональных уравнений....

Конспект урока в 10 классе на тему "Иррациональные уравнения"

Конспект урока в 10 классе на тему "Иррациональные уравнения"....

Открытый урок в 11 классе по теме: " Иррациональные уравнения"

Урок по математике в 11 классе по теме: Иррациональные уравнения"....