Программа элективного курса "Практикум по решению задач по элементарной математике"
рабочая программа по алгебре (11 класс)

Полетаева Лариса Никитична

Программа расчитана на 34 часа для учащихся 11 классов, подготовка к ЕГЭ по избранным вопросам математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 14

Утверждаю:

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов  №14

Л.Л. Тучкова

__________________

«___»____ 2022   г.

Согласовано:

Зам. директора по НМР

М.В. С

 ___________________

«____» ____ 2022   г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № _от «__»  __ 2022г.

Руководитель МО

Колчина Т.М.  __________

Рабочая программа

элективного курса

(предмет)

Практикум по решению задач элементарной математики

11А класс

Учителя  математики: Полетаева Л.Н

                                                                                                            

                                                                                                                                               

Высшая категория

                1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Цель курса: формирования методов решения задач курса элементарной математике, формирования методов решения задач школьного курса стереометрии

Задачи:

- включение интеграционных механизмов в процесс формирования метода;

- развитие исследовательских умений посредством специфики задач и организации процесса обучения;

- логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления.

Место предмета

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год  в 11 классе.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Экономические задачи

Простые и сложные проценты. Задачи на применение формул сложных процентов с неизвестной начальной суммой (при аннуитетных платежах). Задачи на нахождение расчетного периода. Задачи на применение формул сложных процентов с неизвестной процентной ставкой. Задачи на применение формул сложных процентов со сравнением вариантов выплат. Задачи на применение формул сложных процентов на нахождение наибольшего (наименьшего) размера первоначального вклада. Задачи на оптимизацию.

  1. Методы решения уравнений и неравенств

Методы решения иррациональных уравнений. Методы решения иррациональных неравенств.  Показательные неравенства. Логарифмические неравенства.  Функциональный метод решения уравнений и неравенств

  1. Координатный метод

        Угол между прямыми (Координатный метод). Угол между прямой и плоскостью (Координатный метод). Угол между плоскостями (Координатный метод). Расстояние от точки до прямой (Координатный метод). Расстояние от точки до плоскости (Координатный метод). Расстояние между скрещивающимися прямыми (Координатный метод).

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными результатами обучения математике являются:

  1. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  2. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  3. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  4. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  6. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметными результатами обучения математике являются:

  1. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  2. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  3. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  4. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  5. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  6. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  7. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Общие предметные результаты обучения:

Экономические задачи

Знать:

Определения понятий «процент», «кредит», «вклад», «платеж/выплата», «долг».

Уметь:

  • распознавать задачи на кредиты и вклады
  • распознавать задачи с равными и разными платежами
  • распознавать задачи с равномерной выплатой
  • находить процент от числа и число по его проценту
  • применять формулу сложных процентов в случае изменения величины как в большую, так и в меньшую сторону
  • интерпретировать текст задачи в таблицу
  • составлять математическую модель по тексту задачи.

Методы решения уравнений и неравенств

Знать

  1. Общие методы решения уравнений и неравенств
  1. признаки выбора метода
  2. предписания метода

Уметь

Применять методы решения уравнений и неравенств

Координатный метод

Уметь:

  • вычислять угол между прямыми координатным методом
  • вычислять угол между прямой и плоскостью координатным методом
  • вычислять угол между плоскостями координатным методом
  • вычислять расстояние от точки до прямой координатным методом
  • вычислять расстояние между скрещивающимися прямыми координатным методом
  • вычислять расстояние от точки до плоскости координатным

Информационно-образовательные ресурсы

Литература для учителя

  1. ЕГЭ-2020. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача №17 (профильный уровень). ФГОС / Под ред. И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2018. – 208 с.
  2. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11класса. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Геометрия в таблицах. 7-11 кл. Справочное пособие. - М. Дрофа,2009.
  4. Е.М.Рабинович. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы. Геометрия. М.: ИЛЕКСА, 2012.
  5. Геометрия: дидакт. материалы для 10 кл. / Б. Г. Зив. — 10- е изд. — М.: Просвещение, 2014.
  6. Литвиненко В.Н. Сборник задач по стереометрии с методами решений: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2014.

Литература для обучающихся

  1. Открытый банк ЕГЭ: http://mathege.ru/or/ege/

Цифровые ресурсы для учителя

  1. www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений
  2. www.1september.ru – издательский дом «Первое сентября»
  3. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование»
  4. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал
  5. http://www.encyclopedia.ru – каталог энциклопедий
  6. http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm - Справочник по математике для школьников

Техническое оснащение

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Документ - камера

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ недели

Содержание материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1

2

3

4

Экономические задачи (17ч)

1

Простой процентный рост

0.5

Знать определение процента. Уметь находить процент от числа и число по его проценту.

1

Сложный процентный рост

0.5

Знать формулу сложных процентов. Уметь применять формулу сложных процентов в случае изменения величины как в большую, так и в меньшую сторону.

2 - 3

Задачи на нахождение расчетного периода

2

Уметь интерпретировать текст задачи в таблицу. Уметь составлять математическую модель по тексту задачи на нахождение расчетного периода.

4 - 5

Сложные проценты с неизвестным фиксированным платежом

2

Уметь интерпретировать текст задачи в таблицу. Уметь составлять математическую модель по тексту задачи с неизвестным фиксированным платежом

6 - 7

Задачи на применение формул сложных процентов с неизвестной начальной суммой

2

Уметь интерпретировать текст задачи в таблицу. Уметь составлять математическую модель по тексту задачи на применение формул сложных процентов с неизвестной начальной суммой

8 – 9

Задачи на применение формул сложных процентов с неизвестной процентной ставкой

2

Уметь интерпретировать текст задачи в таблицу. Уметь составлять математическую модель по тексту задачи на применение формул сложных процентов с неизвестной процентной ставкой

10-11

Задачи на применение формул сложных процентов со сравниванием вариантов выплат

2

Уметь интерпретировать текст задачи в таблицу. Уметь составлять математическую модель по тексту задачи на применение формул сложных процентов

12 - 13

Задачи на применение формул сложных процентов с нахождением наибольшего (наименьшего) размера первоначального вклада

2

Уметь интерпретировать текст задачи в таблицу. Уметь составлять математическую модель по тексту задачи на применение формул сложных процентов с нахождением наибольшего (наименьшего) размера первоначального вклада

14 - 15

Задачи на оптимизацию

2

Уметь вводить переменные и связывать их математическими выражениями, опираясь на данные условия. Уметь составлять функцию, требующую максимизации/минимизации. Уметь исследовать функцию на экстремальные значения

16 - 17

Контрольная работа «Задачи на применение формул сложных процентов»

2

Методы решения уравнений и неравенств (10ч)

1 - 2

Методы решения иррациональных уравнений

2

Умение решать иррациональные уравнения

3 - 4

Методы решения иррациональных неравенств

2

Знать область определения и область значений арифметического квадратного корня и уметь применять эти знания при решении разных видов иррациональных неравенств.

5 - 6

Показательные неравенства.

2

Умение решать показательные неравенства методом рационализации

7 - 8

Логарифмические неравенства

2

Умение решать логарифмические неравенства методом рационализации

9 - 10

Логарифмические неравенства

2

Умение решать логарифмические неравенства методом рационализации

Координатный метод (7ч)

1

Угол между прямыми. Координатный метод

1

Умение вычислять угол между прямыми координатным методом

2

Угол между прямой и плоскости. Координатный метод

1

Умение вычислять угол между прямой и плоскостью координатным методом

3

Угол между плоскостями. Координатный метод

1

Умение вычислять угол между плоскостями координатным методом

4

Расстояние от точки до прямой.   Координатный метод

1

Умение вычислять расстояние от точки до прямой координатным методом

5

Расстояние межу скрещивающимися прямыми.   Координатный метод

1

1

Умение вычислять расстояние между скрещивающимися прямыми координатным методом

6

Расстояние от точки до плоскости.   Координатный метод

1

Умение вычислять расстояние от точки до плоскости координатным методом

7

Контрольная работа по теме «Координатный метод»

1


Распределение контрольных работ по содержанию программы

к/р

недели

Тема раздела

Количество часов в разделе

Тема контрольной работы

Количество часов на к/р

10 класс

2

Экономические задачи

17

Контрольная работа «Задачи на применение формул сложных процентов»

2

2

Метод координат

7

Контрольная работа «Метод координат»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Модуль. Решение задач, содержащих модуль». 11 класс.

Модуль. Решение задач, содержащих модуль. Курс выстроен с учётом возрастных особенностей восприятия учебного материала учащимися....

Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» (10-11 класс)

Программа курса составлена на основе программы «Методы решения задач по физике» авторы В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.Курс рассчитан на учащ...

Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"

Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"...

Рабочая программа элективного курса «Техника решения задач по планиметрии»

Данный элективный курс может быть эффективно использован для  повторения и обобщения курса геометрии, для подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике.  Цели дан...

рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"

рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"...

Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач по математике.Подготовка к ЕГЭ.»

                                    Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач п...

Рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач по математике"

Данный курс предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 11 классов....