«Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»
статья по алгебре

Моисеенко Евгения Владимировна

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.

В.А. Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx704.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.

В.А. Сухомлинский.

         В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать ученику возможность продвигаться в адекватно его способностям в темпе. Это способствует и выдвигаемой сегодня концепции школы, провозгласившей личностно-ориентированный принцип главным, в которой особая роль отводится дифференцированному обучению.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не всё, представленное вашему вниманию, является моим “изобретением”, многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.

          Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения – детскую любознательность.

Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии выделяется лучшая модель или корректируются предложенные и создается новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Недавно появившаяся в России система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки ученика, с другой стороны.

          Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целого класса, так и каждого ученика в отдельности.

Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

  • возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.
  • ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;
  • большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.
  • оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

          Одной из существенных составных частей математической подготовки учащихся является участие в разных олимпиадах (олимпиада “ Интеллект”,

“ Авангард”, Пермский молодёжный чемпионат). Во время олимпиад показывают хорошие результаты не только традиционно сильные ученики, но также и ребята, имеющие не слишком хорошую успеваемость.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, “воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы”.

И учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Список изученной литературы:

  1. Ворожищева Н. Н. Технология разноуровневого обучения. – ОМГПУ, 1999г. 
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  3. Далингер В. А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике. Омск. 1993г.
  4. Дорофеев Г. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе №4 1990г. //
  5. Капиносов А. Н. Уровневая дифференциация при обучении математике. // Математика в школе № 5 1990г. //
  6. Конева Л. С. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы.
  7. Митина О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании //Школьные технологии. 2001. №4, с.74.
  8. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М. Педагогика, 1980г.
  9. Пойа Д. Как решить задачу: Пособие для учителей. М., 1961.
  10.  Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1970.
  11.  Пойа Д. Математическое открытие. М., 1976.
  12. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М. Педагогика, 1990г.
  13. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М., 1989.
  14. Хуторский А.В. Современная дидактика. Спб, 2001.
  15. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М. Педагогика, 1976г.
  16. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.

Тема «Подготовка учащихся девятых классов к государственной итоговой аттестации по математике »

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.
          С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена: малое ЕГЭ. Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;
  • на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  • вторая часть – в традиционной форме;
  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

          Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
          В 2012 - 2013 учебном году  работа включает три модуля  –
«Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».

           Усилен блок заданий по  использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Время проведения экзаменов, на которые в предыдущие годы отводилось 4 часа, в соответствии с требованиями СанПиН сокращено на 5 минут (с 240 до 235 минут).

        Для того чтобы сдать экзамен, необходимо набрать не менее восьми баллов, из них не менее 4-х баллов по модулю «Алгебра», не менее 2-х баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2-х баллов по модулю «Реальная математика».

Всего 26 заданий. Первая часть состоит из 20 заданий базового уровня сложности, вторая – из 6 заданий повышенного.

Модуль «Алгебра» содержит в части 1 – восемь заданий с кратким ответом, выбором ответа и установлением соответствия, в части 2 – три задания с полным решением.

Модуль «Геометрия» содержит в части 1 – пять заданий с кратким ответом, в части 2 – три задания с полным решением.

Модуль «Реальная математика» содержит семь заданий с кратким ответом и выбором ответа. Все задания в части 1.

           Задания части I модулей «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика» проверяют уровень освоения Федеральных государственных образовательных стандартов на базовом уровне. Выделение в отдельный модуль «Реальная математика» и небольшое увеличение количества практико-ориентированных заданий подчёркивает важность освоения таких математических компетенций, как умение применять задания в практической жизни и смежных областях.

          Задания второй части  относятся к заданиям повышенного уровня сложности, предназначенные для дифференциации выпускников основной школы для профильного обучения в старшей школе.

Решения заданий части II и ответы к ним записываются на отдельном листе. Текст задания можно не переписывать, необходимо лишь указать его номер.

Как мы готовимся к ГИА

            В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
          Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
        В нашей школе один час в неделю отведён на
элективный курс «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».

Цели элективного курса:

  • подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами;
  • обобщить и систематизировать, расширить и углубить знания по различным разделам алгебры;
  • повысить уровень математической подготовки школьников.

        В результате изучения программы элективного курса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами» учащиеся получают возможность знать и понимать:

  • общие универсальные приемы и подходы к решению заданий теста;
  • основные приемы мыслительного поиска.  

Уметь:

  • контролировать время выполнения заданий;
  • оценивать объективную и субъективную трудность заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидывать границы результатов;
  • использовать прием «спирального движения» (по тесту).

       Используем следующие формы работы: работа в парах, онлайн тестирование, работа с Интернет ресурсами, самостоятельные работы, тестирование в традиционной форме, групповая работа, коллективное решение заданий из демонстрационного варианта и сборников.

Обобщение опыта педагогической деятельности

Выступления и публикации:

1. Выступление на заседании методического объединения учителей математики города Черкесска (10.01.2013) на тему «Подготовка учащихся девятых классов к государственной итоговой аттестации по математике», «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно- познавательной деятельности в процессе обучения математике»;

2. Публикация материалов на персональном сайте учителя математики Моисеенко Евгении Владимировны в Интернете (http://moiseenko-evgeniya.ru/);

3. Выступление на педагогическом совете школы. Отчёт руководителя ШМО учителей математики за 2011-2012 учебный год (август 2012г.).

Прохожу курс обучения на тему «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями»

  • Разработаны презентации в среде Power Point для уроков геометрии в 7-8 классах, устный счет в 5 классе, занимательные задания для устного счета.

  • Активно используются ЦОР с различных интернет - ресурсов.
  1. http://it-n.ru/news.aspx?cat_no=231&d_no=112213 -сеть творческих учителей.
  2.  http://www.etudes.ru/ru/sketches/ - математические этюды
  3.  http://www.uztest.ru – интерактивные тесты по математике
  4. School-collection.edu.ru- ЦОР

  • В рамках недели математики и информатики (с 21.01 по 26.01) проведены открытые уроки и внеклассные занятия:   

  1. Интегрированный урок «Вода и её свойства. Решение задач на части» (6  «а» класс);
  2. Урок геометрии «Путешествие в страну треугольников» (7 «а» класс);
  3. Внеклассное занятие по информатике и ИКТ «Без бумажки мы - букашки» (9 «а» класс);
  4. Урок с применением ИКТ «Длина окружности и площадь круга» (6 «а» класс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни м...

Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...

«Применение технологии онлайн-тестирования для организации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Система онлайн-тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему т...

«Проблема формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике»

Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образов...

Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данном  методическом  пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку,  составлены методические ре...