Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» 9 класс математика
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс)

 

 

Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг  разработана для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг  разработана для 9в класса МБОУ Егорлыкской  СОШ №1 и составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г.  №273-ФЗ  «Об образовании в  РФ»;
  • ФГОС ООО (5-9 классы);
  • Письма Минобрнауки России  от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Устава  МБОУ  ЕСОШ №1;
  •  ООП  ООО МБОУ ЕСОШ №1 (5-9 классы); 
  • Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1  на 2021-2022 учебный год;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);  
  • Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг МБОУ ЕСОШ №1 (утв. пр. МБОУ ЕСОШ №1 от 24.05.2014г. №194);
  • Программы факультативного курса «Нестандартные задачи по математике». Автор программы Авилов Н.И., заслуженный учитель школы РФ, учитель математики Егорлыкской СОШ №7.

Цели и задачи образования

Цели:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • владение научной терминологией, эффективное её использование;
  • применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
  • овладение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной профессионально-трудового выбора;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование логических навыков выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования;
  • владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
  • формирование умения представлять итоги учебной деятельности в виде практических, творческих и исследовательских работ;
  • обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для сдачи ЕГЭ, для поступления  в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Задачи:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями:
  • усвоение аппарата уравнений и неравенств, как основного средства математического моделирования прикладных задач;
  • систематизация по методам решений всех типов задач по тригонометрии;
  • изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся;
  • изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности:
  • формирование представлений о методах математики.

В соответствии с календарным учебным  графиком  МБОУ ЕСОШ №1 на 2021-2022 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в    2021-2022 учебном году (23.02.2022г., 07.03.2022г., 08.03.2022г., 02.05.2022г., 03.05.2022г., 09.05.2022г., 10.05.2022г.), расписанием учебных  занятий  МБОУ  ЕСОШ №1  в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера»  в 9в классе  в 2021-2022  учебном году  будет  реализована в объёме  30  часов.

Планируемые результаты освоения курса

«Практикум решения задач прикладного характера»

В результате изучения курса выпускник должен:

  • развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы «Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики и др.),
  • решать разные типы задач прикладной направленности, знать особенности методики и различные способы их решения;
  • освоить основные приемы решения задач;
  •  проводить полные обоснования при решении задач;
  • создать условия, способствующие  самоопределению учащихся;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • развивать ключевые  компетенции, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности.

Изучение данного курса дает выпускнику возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • сформировать понимание необходимости усвоения спектра текстовых задач прикладной направленности, показав широту применения расчётов в реальной жизни;
  • понимать, что математика является инструментом познания окружающего мира;
  • осуществлять интеллектуальное развитие, сформировать качество мышления, которые позволят им быть успешными на следующей ступени обучения,  для решения практических проблем;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ.

Система оценки планируемых результатов

Оценивание результатов  будет производиться посредством следующих видов контроля:  творческий конкурс, исследовательская работа учащихся, защита творческих проектов учащихся.

Содержание учебного курса «Практикум решения задач прикладного характера»

в 9 классе

Формы организации учебных занятий.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Основные виды учебной деятельности.

  • Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий  с использованием величин.
  • Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
  • Анализ и решение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
  • Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
  • Сравнение разных приёмов вычислений, решения задачи.
  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи, построение геометрической фигуры.
  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера).
  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Содержательные линии.

Методы решения типовых задач прикладной направленности.

Классификация и методы решения текстовых задач. Нестандартные текстовые задачи. Задачи, в которых число неизвестных больше числа уравнений. Задачи, решаемые с помощью неравенств. Задачи, в которых требуется найти наибольшее или наименьшее значения выражения.

Задачи на проценты, на концентрацию и процентное содержание.

Классификация и методы решения задач на процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования), задачи на смеси и сплавы с использованием отношений и пропорциональность величин.

Задачи на работу и производительность труда.

Классификация и методы решения практических расчетных задач с описанием реальных ситуаций (задачи на совместную работу, вычисление объема выполняемой работы, вычисление времени, затраченного на выполнение работы данного объема).

Задачи на движение.

Классификация и методы решения задач на движение по прямой, по воде, по окружности. Графический способ решения задач на движение.

Задачи с геометрическим содержанием.      

Классификация и методы решения задач, описывающие реальные ситуации на языке геометрии с использованием геометрических понятий и теорем, связанных с нахождением геометрических величин.            

Решение задач, предлагаемых в ходе ОГЭ и ЕГЭ.                                                                                                                                  

Классификация и методы решения задач прикладного характера из открытого банка данных по математике ГИА.

Календарно-тематическое планирование 9в класса

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

1. Понятие текстовой задачи.

2

1

Понятие текстовой задачи, этапы решения текстовой задачи

1

04.10

2

Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач

1

11.10

2. Задачи на проценты.

6

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования)

1

18.10

4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования)

1

25.10

5

Задачи на смеси и сплавы

1

8.11

6

Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы

1

15.11

7

Задачи на смеси и сплавы

1

22.11

8

Задачи на смеси и сплавы

1

29.11

3. Задачи на работу.

8

9

Алгоритм решения задач на работу

1

06.12

10

Вычисление неизвестного времени работы

1

13.12

11

Путь, пройденный движущимися телами, как совместная работа

1

20.12

12

Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами

1

27.12

13

Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы

1

17.01

14

Задачи, в которых требуется найти производительность труда

1

24.01

15

Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы

1

31.01

16

Решение задач на работу

1

07.02

4. Задачи на движение.

6

17

Движение навстречу друг другу

1

14.02

18

Движение в противоположных направлениях из одной точки

1

21.02

19

Движение в одном направлении

1

28.02

20

Движение по реке (движение по течению и против течения)

1

07.03

21

Движение по кольцевым дорогам.

1

14.03

22

Чтение графиков движения

1

21.03

5. Задачи с геометрическим содержанием.

5

23

Вычисление периметров фигур в жизненных ситуациях

1

28.03

24

Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях

1

04.04

25

Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях

1

11.04

26

Практическая работа на местности

1

18.04

27

Вычисление объемов тел в жизненных ситуациях

1

25.04

6. Задачи, предлагаемые в ходе ГИА и ЕГЭ

3

28

Задачи, предлагаемые в ходе ОГЭ

1

16.05

29

Задачи, предлагаемые в ходе ОГЭ

1

23.05

30

Задачи, предлагаемые в ходе ЕГЭ

1

30.05

«Согласовано»  

Протокол      заседания

методического     совета

МБОУ    ЕСОШ  №1

  От 26.08.21г. №__13_

______________/Ермак Т.В /

«Согласовано»  

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ЕСОШ  №1

 

  30.08.21г.

______________/Терещенко О.Ю._/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "Практикум решения задач по физике" 7 класс

Введение данного курса обусловлено необходимостью обучения основной школы. Умение решать задачи – важная часть физического образования. Без решения задач постижения любой из естественных наук, в том ч...

рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"

рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"...

Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач по математике.Подготовка к ЕГЭ.»

                                    Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач п...

Программа элективного курса "Практикум решения задач по физике"

Программа элективного курса "Практикум решения задач пофизике" отражает содержание курса Физика по программе В.А.Касьянова. Программа позволяет более глубоко и осознанно  изучать  теоретичес...

Рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач по математике"

Данный курс предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 11 классов....

Элективный курс "Практикум решения задач единого экзамена по математике" 10 класс

Настоящая программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации по  математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дал...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Практикум решения задач прикладного характера"

Программа элективного курса для учащихся 9 класса полезна начинающим учителям математики для подготовки учащихся к ОГЭ....