Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаю, умею, могу!»
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Костина Татьяна Васильевна

 Руководствуясь этой программой, обучающийся научится решать текстовые задачи,  решать уравнения, содержащие параметры и модули, решать задания повышенного уровня сложности,  преобразовывать выражения, содержащие модуль, параметр, строить графики, содержащие модуль, комбинации элементарных функций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_kostina_8_klass.docx57.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЕТЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Знаю, умею, могу!»

Направленность: естественнонауная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся:   13-14 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)

Автор- составитель:

                                                                        Костина Татьяна Васильевна,

                                                          учитель математики высшей категории

Люберцы  

2022 год

Оглавление

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)        3

 1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее Программы)………………………………………………………………….3

1.2. Уровень освоения Программы        3

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы        3

1.4. Отличительные особенности Программы        3

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ        3

2.1. Цель Программы        3

2.2. Задачи Программы        3,4

III. КАТЕГОРИЯ УЧАЩИХСЯ        4

IV. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ        4

4.1. Срок реализации программы        4

4.2. Формы реализации образовательной деятельности и режим занятий        4

4.3. Режим занятий.        4

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ        5

VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        5

6.1. Учебный (тематический) план        5,6

VII. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА        7

7.1. Формы контроля и оценочные материалы        7

7.2. Виды контроля        8

7.3. Формы и содержание итоговой аттестации        8

7.4. Требование к оценке практической работы и критерии оценки достижения планируемых результатов        8

VIII. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        9

8.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы        9

8.2. Материально-технические условия реализации Программы.        9

8.3. Кадровое обеспечение Программы        9

IХ. ЛИТЕРАТУРА        10

Приложение 1        11-15

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Программа предназначена для детей 13-14 лет  в качестве дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы. Направленность программы: естественнонаучная.

1.2. Уровень освоения Программы

Уровень освоения Программы - ознакомительный.

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

        Предлагаемый курс дает более глубокие знания по математике, увеличивает уровень интеллектуального развития учащихся, что благоприятствует их дальнейшему обучению.

 Актуальность программы обусловлена тем, что она предусматривает решение задач продвинутого уровня, позволит помочь обучающимся  подготовиться к участию в различных олимпиадах, конкурсах и играх.

Предпрофильная подготовка реализуется в обобщении, систематизации и структурировании уже полученных знаний и умений, способствующих  формированию УУД.

Дополнительные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения.

1.4. Отличительные особенности Программы

Данный курс поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний, реализацию внутрипредметных связей. А с другой – служит для построения индивидуального образовательного пути. Курс формирует такие умения и навыки как логичность и самостоятельность мышления, умение обобщать и систематизировать, формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

2.1. Цель Программы

Цель программы – развитие математических способностей учащихся и их подготовка к изучению математики на более высоком уровне.

2.2. Задачи Программы

Обучающие задачи:

  • повторить и обобщить знания по алгебре, геометрии за курс основной      общеобразовательной школы;
  • обучить учащихся приемам и методам решения задач, повышенной сложности;
  •  расширить знания  по алгебре;
  • выработать умение пользоваться контрольно - измерительными материалами.

Развивающие задачи:

  • формировать умение самостоятельно приобретать и применять знания;
  • развивать пространственное мышление и воображение;
  • развитие интеллектуальных умений: логически и аналитически рассуждать при решении нестандартных задач по математике; находить общее и учитывать детали;
  •  развитие творческих способностей

           Воспитательные задачи:

  • научить, максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания;
  • вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и уметь слушать другого;
  • формирование интереса к изучению математики через решение задач повышенной сложности;
  • воспитать уважение к точным наукам, понимание их жизненной необходимости, стремление к дальнейшему обучению.

III. КАТЕГОРИЯ УЧАЩИХСЯ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаю, умею, могу!»

  рассчитана на контингент детей 13-14 лет.

IV. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

4.1. Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год, 34 часа

.

4.2. Формы реализации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая. Групповые занятия организованы на основании результатов социологического опроса обучающихся и родителей, анализа уровня образовательной подготовки детей.

 

4.3. Режим занятий.

Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 занятию.

Продолжительность одного занятия 40 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с учебно-тематическим планированием, а также с учетом организационных и заключительных моментов занятия. Перерыв между занятиями – 10 минут.

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • успешное прохождение промежуточной аттестации, Государственной Итоговой Аттестации;
  •  повышение качественной успеваемости по математике;
  • ликвидация пробелов в знаниях пройденного материала;
  • участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах

 

Учащийся должен  знать/понимать: 

  • теоретические основы решения уравнений с параметрами;
  • нестандартные методы преобразования выражений:
  • понятия рациональных и иррациональных выражений;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; методы построения графиков функций, в том числе с помощью преобразований;
  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств

              Учащийся должен уметь:

  • решать текстовые задачи;
  • решать уравнения, содержащие параметры и модули;
  • решать задания повышенного уровня сложности;
  • преобразовывать выражения, содержащие модуль, параметр;
  • строить графики, содержащие модуль, комбинации элементарных функций;

VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6.1.Учебный (тематический) план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Теория

Практика

Всего

Задачи с параметром

10

1

Линейные уравнения с параметрами

1

1

Тест

2

Линейные уравнения с параметрами

1

1

3

Уравнения с параметрами, сводящиеся к линейным

1

1

4

Системы линейных уравнений с параметрами

1

1

5

Системы линейных уравнений с параметрами

1

1

6

Квадратные уравнения с параметрами

1

1

7

Квадратные уравнения с параметрами

1

1

Взаимоопрос

8

Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным

1

1

9

Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным

1

1

10

Обобщающее занятие

1

1

Тест

Рациональные и иррациональные выражения

6

11

Преобразование рациональных выражений с использованием нестандартных приѐмов

1

1

12

Преобразование рациональных выражений с использованием нестандартных приѐмов

1

1

13

Преобразование рациональных выражений с использованием нестандартных приѐмов

1

1

Взаимоопрос

14

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни с использованием нестандартных приѐмов

1

1

15

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни с использованием нестандартных приѐмов

1

1

16

Обобщающее занятие

1

1

Тест

Функция и ее график

7

17

Преобразование графиков функций и графиков уравнений (в том числе с модулями

1

1

18

Преобразование графиков функций и графиков уравнений (в том числе с модулями

1

1

19

Построение графиков функций с дополнительными условиями

1

1

20

Построение графиков функций с дополнительными условиями

1

1

21

Дробно-линейная функция и ее график

1

1

Фронтальный опрос

22

Дробно-линейная функция и ее график

1

1

23

Обобщающее занятие

1

1

Тест

Текстовые задачи

9

24

Решение текстовых задач на движение

1

1

25

Решение текстовых задач на движение

1

1

26

Решение текстовых задач на смеси и сплавы

1

1

27

Решение текстовых задач на смеси и сплавы

1

1

28

Решение текстовых задач на проценты

1

1

29

Решение текстовых задач на проценты

1

1

30

Решение текстовых задач на проценты

1

1

31

Решение текстовых задач на проценты

1

1

32

Обобщающее повторение

1

1

Тест

33,34

Выполнение заданий из открытого банка заданий к/р (зачет)

2

2

  Итоговый контроль

Итого

4

30

34

VII. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Настоящий курс включает в себя следующие разделы:

  1.  Уравнения с параметрами:

 Линейные уравнения с параметрами.

 Квадратные уравнения с параметрами.

 Полное исследование уравнения с параметром.

Уравнения с параметром, сводящиеся к линейным или квадратным.

    Основная цель – выработать умение решать уравнения с параметрами.

  1.  Преобразование выражений:  

Преобразование рациональных и иррациональных выражений с использованием нестандартных приѐмов и методов.

 Алгоритмы извлечения квадратного корня и некоторые приѐмы устных вычислений.

Основная цель: научить выполнять преобразование рациональных и иррациональных выражений с использованием нестандартных приѐмов и методов.

  1. Функция и преобразование графиков функций:

Алгоритмы преобразований графиков функций, в том числе с модулями.

 Построение графиков функций с дополнительными условиями.

Дробно-линейная функция и еѐ график.      

 Основная цель –закрепить навыки нахождения значений функций, заданных формулой, таблицей, графиком; овладеть основными приёмами преобразований графиков и применять их при построении графиков.

  4.   Текстовые задачи

      Текстовые задачи и техника их решения.  Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж текстовой задачи и его значение для построения математической модели.

 Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения.Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

 Задачи на сплавы, смеси, растворы. Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

 Задачи на совместную работу.

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

  Задачи на проценты. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.      

Основная цель – познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения.

7.1. Формы контроля и оценочные материалы

В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала: результат – выполненные работы обучающихся: тестовые работы и  контрольные работы, зачеты, устные опросы.

7.2. Виды контроля

  • предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы). Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования.
  • текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими различных  работ.)
  • рубежный контроль
  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы).

7.3. Формы и содержание итоговой аттестации

Контрольная работа. Зачет.

Результат итоговой аттестации фиксируется в журнале ДО.  

7.4. Требование к оценке практической работы и критерии оценки достижения планируемых результатов

Периодичность

Формы контроля

Используемые оценочные

Материалы

Способы фиксации

результата

Критерии оценивания

Начальный контроль

 

 

 

 

 

На вводном занятии в

начале

учебного года

 

 

 

Тестирование

 

 

 

 

 

Тест

 

 

 

 

 

Результат

тестирования

фиксируется

в журнале

 

 

Оценка по

шкале:

плохо.

удовлетворительно,

хорошо,

отлично

текущий

контроль

 

 

 

на каждом

занятии

 

 

 

педагогическое наблюдение

 

 

Критерии

оценки

выполнения

упражнений

 

фиксация

результатов

не предусмотрена

оценка не предусмотрена

 

 

рубежный

контроль

 

Два раза в год в

конце каждого

полугодия

 

Тестирование

 

 

Тест

 

 

 

Результат

фиксируется

в журнале

 

оценка по

шкале

зачет/незачет

итоговый

контроль

 

 

 

 

 

 

В конце

каждого

учебного года

 

 

Аттестационный экзамен

 

 

 

 

 

 

Критерии

согласно

программе

аттестационного экзамена

 

 

 

Результат

экзамена

фиксируется

в журнале

 

 

 

 

оценка по

шкале

зачет/незачет и

переход на

другой

уровень

обучения

VIII. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

8.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы

  • наглядные пособия;
  • технические средства;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия, таблицы;
  • комплекты методической и теоретической литературы в соответствии с направлениями деятельности;                                                                    
  • фото, аудио, видеоматериалы.

8.2. Материально-технические условия реализации Программы.

  • учебный кабинет, оснащенный компьютерами;
  • технические средства обучения: компьютерное, мультимедийное оборудование, пакет обучающих программ, необходимых при реализации Программы.

             8.3. Кадровое обеспечение Программы

  • педагог дополнительного образования по направлению деятельности.

           IХ. ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.В. Герасимова. Математика. Интенсивный курс. - Санкт-Петербург, 2015

  2. В.В. Вавилов. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. - М.: Наука, 2014

  3. М.Л.Галицкий и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. – М.: Просвещение, 2016  

  4. В.М. Говоров и др. Сборник конкурсных задач по математике.– М.: Просвещение.

  5. Т.В. Белоненко. Сборник конкурсных задач по математике. – Санкт Петербург. "Специальная литература" 2022

  6. Я.С.Фельдман, А.Я. Жаржевский. Математика. Решение задач с модулями. - Санкт-Петербург, Оракул, 2014

  7. Я.С.Фельдман, А.Я. Жаржевский. Решение задач с параметрами. – Санкт Петербург 2013

  8. П.И. Горнштейн и др. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, 2014

  9. И.Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2015

Приложение 1

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Знаю, умею, могу!»

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

10

Задачи с параметром

1.1

Сентябрь

03

14.10-14.50

Лекция Практикум

1

Линейные уравнения с параметрами

Кабинет 25

Тест

1.2

Сентябрь

10

14.10-14.50

 Практикум

1

Линейные уравнения с параметрами

Кабинет 25

1.3

Сентябрь

17

14.10-14.50

Лекция семинар

1

Уравнения с параметрами, сводящиеся к линейным

Кабинет 25

1.4

Сентябрь

24

14.10-14.50

 Практикум

1

Системы линейных уравнений с параметрами

Кабинет 25

1.5

Октябрь

01

14.10-14.50

 Практикум

1

Системы линейных уравнений с параметрами

Кабинет 25

1.6

Октябрь

08

14.10-14.50

 Практикум

1

Квадратные уравнения с параметрами

Кабинет 25

1.7

Октябрь

15

14.10-14.50

Практикум

1

Квадратные уравнения с параметрами

Кабинет 25

Взаимоопрос

1.8

Ноябрь

22

14.10-14.50

 Практикум

1

Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным

Кабинет 25

1.9

Ноябрь

12

14.10-14.50

 Практикум

1

Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным

Кабинет 25

1.10

Ноябрь

19

14.10-14.50

С/р

1

Обобщающее занятие:

Кабинет 25

Тест

2

5

Рациональные и иррациональные выражения

2.1

Ноябрь

26

14.10-14.50

Лекция Практикум

1

Преобразование рациональных выражений с использованием нестандартных приѐмов

Кабинет 25

2.2

Декабрь

03

14.10-14.50

 Практикум

1

Преобразование рациональных выражений с использованием нестандартных приѐмов

Кабинет 25

2.3

Декабрь

10

14.10-14.50

 Практикум

1

Преобразование рациональных выражений с использованием нестандартных приѐмов

Кабинет 25

Взаимоопрос

2.4

Декабрь

17

14.10-14.50

 Практикум

1

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни с использованием нестандартных приѐмов

Кабинет 25

2.5

Декабрь

24

14.10-14.50

Практикум

1

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни с использованием нестандартных приѐмов

Кабинет 25

2.6

Январь

14

14.10-14.50

С/р

1

Обобщающее занятие

Кабинет 25

Тест

3

7

Функция и ее график

3.1

Январь

21

14.10-14.50

Лекция Практикум

1

Преобразование графиков функций и графиков уравнений (в том числе с модулями)

Кабинет 25

3.2

Январь

28

14.10-14.50

Практикум

1

Преобразование графиков функций и графиков уравнений (в том числе с модулями)

Кабинет 25

Взаимоопрос

3.3

Февраль

04

14.10-14.50

Практикум

1

Построение графиков функций с дополнительными условиями

Кабинет 25

3.4

Февраль

11

14.10-14.50

Мастерские

1

Построение графиков функций с дополнительными условиями

Кабинет 25

3.5

Февраль

18

14.10-14.50

Практикум

1

Дробно-линейная функция и ее график

Кабинет 25

Фронтальный опрос

3.6

Февраль

25

14.10-14.50

Практикум

1

Дробно-линейная функция и ее график

Кабинет 25

3.7

Март

04

14.10-14.50

1

Обобщающее занятие

Кабинет 25

Тест

4

9

Текстовые задачи

4.1

Март

18

14.10-14.50

Лекция Практикум

1

Решение текстовых задач на движение

Кабинет 25

4.2

Март

25

14.10-14.50

Практикум

1

Решение текстовых задач на движение

Кабинет 25

4.3

Апрель

01

14.10-14.50

Практикум

1

Решение текстовых задач на смеси и сплавы

Кабинет 25

4.4

Апрель

08

14.10-14.50

Практикум

1

Решение текстовых задач на смеси и сплавы

Кабинет 25

4.5

Апрель

15

14.10-14.50

Лекция Практикум

1

Решение текстовых задач на проценты

Кабинет 25

4.6

Апрель

22

14.10-14.50

Практикум

1

Решение текстовых задач на проценты

Кабинет 25

4.7

Апрель

29

14.10-14.50

Практикум

1

Решение текстовых задач на совместную работу

Кабинет 25

4.8

Май

06

14.10-14.50

Практикум

1

Решение текстовых задач на совместную работу

Кабинет 25

4.9

Май

13

14.10-14.50

С/р

1

Обобщающее повторение

Кабинет 25

Тест

5

Май

20

14.10-14.50

Контрольная работа.

Зачет

2

Выполнение заданий из открытого банка заданий к/р

(зачет)

Контрольная работа.

Зачет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»

Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по математики «Знаю, умею, могу»

Программа «Знаю, умею, могу» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике....

Дополнительная общеразвивающая программа «Знаю, умею, могу»

Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элек...