конспект урока "Серия независимых испытаний Бернулли"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Имамова Альфия Наиловна

Урок изучения нового материала по вероятности и статистике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seriya_nezavisimyh_ispytaniy_bernulli.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

   

Разработка урока

по теме

 «Серия независимых испытаний Бернулли.Формула Бернулли»

                                                                                                        Учитель математики

                                                                                                Имамова Альфия Наиловна

                                                                                               

                                                                                                 

                                             2023

Тема «Серия независимых испытаний Бернулли. Формула Бернулли»

Класс:10

Цели урока:

Обучающие:

-ознакомление учащихся со схемой  Бернулли и отработка ее  применения при решении задач.

Развивающие:

-формирование у учащихся единой научной картины мира и элементов научного мировоззрения путем исследования межпредметных связей теории вероятностей и различных наук;

-формирование вероятностно-статистического мышление учащихся;

Воспитательные:

- развитие самостоятельности и навыков самоконтроля.

-мотивация учащихся к изучению тем теории вероятностей.

Задачи:

  • закрепить знания и умения решать комбинаторные задачи;
  • формировать навыки применения схемы Бернулли при решении задач,
  • формировать навыки решения задач по формуле Бернулли,
  • развивать основные мыслительные операции учащихся: умение сравнивать, анализировать.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, письменные упражнения.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор. презентация, раздаточный материал

План урока:

  • Организационный этап -2 мин
  • Актуализация опорных знаний – 3 мин
  • Этап изучения   нового материала – 10 мин
  • Этап обобщения и систематизации знаний -20 мин
  • Домашняя работа -3 мин
  • Подведение итога урока- 2 мин
  • Рефлексия -5 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Вспомним основные понятия и формулы комбинаторики.(слайд 2)

1. Что называется факториалом числа n? (Это произведение первых натуральных n чисел от 1 до n.)
2. Сколькими способами можно расставить 3 различные книги на полке?
 (3! = 3 · 2 · 1. Это число перестановок из 3 элементов.)
3. Сколькими способами можно распределить I, II, III места между 7 участниками соревнования?
 (7 · 6 · 5 = 210. Это число размещений из 7 элементов по 3.)
4. Сколькими способами можно составить график дежурства 3 учащихся из 5? (
это число сочетаний из 5 элементов по 3    и равно 10 ).

5. Что мы называем вероятностью случайного события?(слайд 3)

6. Сформулируйте классическое определение вероятности.

III. Изучение нового материала   (Слайд 4-5)

        При практическом применении теории вероятностей и математической статистики часто приходится встречаться с задачами, в которых один и тот же опыт повторяется неоднократно. В результате каждого опыта может появиться или не появиться событие A, причем нас интересует не результат каждого опыта, а общее число появлений события A в серии опытов. Например, совсем недавно в Корее прошел чемпионат мира по биатлону. Спортсмены производили ряд выстрелов по мишеням, и  нас, как правило, интересовал не результат каждого отдельного выстрела, а общее число попаданий. При этом результаты предыдущих опытов никак не сказывались  на последующих.   Такая стандартная схема часто встречается и в самой теории вероятностей. Она называется схемой независимых испытаний или схемой Бернулли. Швейцарский математик XVII в. Якоб Бернулли объединил примеры и вопросы такого типа в единую вероятностную задачу-схему (работа "Искусство предположений" опубликована в 1713 году).

Историческая справка (сообщение о жизни ученого к уроку готовит один из обучающихся):

 «Якоб Бернулли (27.12.1654, Базель, – 16.8.1705, там же) – профессор математики Базельского университета (1687) был выходцем из Голландии….. «

Проверка домашнего задания:
1 группа: Вам дома надо было вычислить вероятность выпадения 1 на игральном кубике.
2 группа: Вам дома надо было вычислить вероятность выпадения «орла» при бросании монеты. (Ученики называют результаты, делается вывод о причинах различных ответов, и вывод о том, что чем больше испытаний, тем лучше можно увидеть, к чему стремится результат)
Говоря о частоте и вероятности некоторого случайного события А, мы подразумеваем наличие определенных условий, которые можно неоднократно воспроизводить. Этот комплекс условий мы называем случайным опытом или случайным экспериментом. Отметим, что результат одного опыта никак не зависит от предыдущего. Несколько опытов называются
независимыми, если вероятность исхода каждого из опытов не зависит от того, какие исходы имели другие опыты. Например, несколько последовательных бросаний монеты – это независимые опыты. Несколько последовательных выниманий шаров из мешка – независимые опыты при условии, что вынутый шар  каждый раз возвращается в мешок.. В противном случае – это зависимые опыты. Якоб Бернулли объединил примеры и вопросы такого типа в единую вероятностную схему.

Схема Бернулли. (Слайд6-8)

Рассматривают независимые повторения одного и того же испытания с двумя возможными исходами, которые условно называют «успех» и «неудача». Требуется найти вероятность того, что при n  таких повторениях произойдет ровно к «успехов».

Учителю следует подчеркнуть еще раз три условия, которым должна удовлетворять схема Бернулли:

1) у каждого испытания должно быть два исхода, называемых  «успех» и «неудача»;

2) в  каждом опыте вероятность события   А должна быть неизменной;  

3) результаты опытов должны быть независимыми.

1V.  Закрепление.

1.  Устная работа ( возможно организовать групповую  работу).  Ответы обсуждаются в группах и один представитель озвучивает.

      Объясните, почему следующие вопросы укладываются в схему Бернулли. Укажите, в чем состоит «успех» и чему равны n и k.

а) В урне находятся 20 белых, 10 черных шаров. Шары извлекаются, записывается их цвет и возвращаются обратно. Какова вероятность того, что  из  4 извлеченных шаров 2 будут белыми?( слайд 9)

б)Определить вероятность того, что в семье, имеющей 5 детей, будет не больше 3 девочек. Вероятность рождения мальчиков и девочек предполагаются одинаковыми.(слайд 10)

УЧИТЕЛЬ:  Для  получения численных значений в таких задачах  необходимо заранее знать вероятность  «успехов» и «неудач». Обозначив вероятность «успеха»  p, а вероятность «неудач»  q, где  q = 1-  p,   Бернулли доказал замечательную теорему    

2. Самостоятельная работа ( групповая   работа. Всего 6 групп по 4 человека). Учащимся предлагается 7 задач на решение. В скобках указано количество баллов за задачу. Ребята обсуждают решение в группах . Критерий оценок:

 оценка «5»-17-22 балла, «4»-12- 16 баллов, «3»-6-11 баллов.

1). Какова вероятность того. что при десяти бросках игральной кости 3 очка выпадут ровно 2 раза?  (2 балла)

2). Какова вероятность того, что при 9 бросаниях монеты «орел» выпадет ровно 4 раза?(2 балла)

3). Остап Бендер играет 8 партий против членов шахматного клуба. Остап играет плохо, поэтому вероятность выигрыша  в каждой партии равна 0,01. Найдите вероятность того, что Остап выиграет хотя бы одну партию. (3 балла)

4). Вероятность попадания в мишень одним выстрелом равна 0,125. Какова вероятность того, что из 12 выстрелов не будет ни одного попадания?  (3 балла)

5). В части А ЕГЭ по математике в 2005 году было 10 заданий с выбором ответа. К каждому из них предлагалось 4 варианта ответов, из которых только один верный. Для получения положительной отметки на экзамене необходимо ответить  минимум на 6 заданий. Какова вероятность того, что нерадивый ученик сдаст экзамен? (4 балла)

6). Бросаем игральную кость. Какова вероятность того, что бросив кость 8 раз, мы выбросим шестерку не менее 4, но не более 6 раз? (4 балла)

7). За один выстрел стрелок поражает мишень  с вероятностью 0,1. Найти вероятность того, что при пяти выстрелах он хотя бы раз попадет в мишень. (4 балла)

ОТВЕТЫ: 1) 0,29;  2) 0,246; 3)0,077;  4)0,2  5) 0,016; 6) 0,034;   7) 0,4095; (слайд11)

 3. Взаимопроверка.

1группа проверяет у 2

2-3,3-4,5-6,6-1

V. Домашняя работа:(слайд 12)

1). Вероятность события А равна 0,3. Какова вероятность того, что в серии из 6 испытаний событие А наступит хотя бы один раз?  ( 4 балла)

2). Саше задали 10 одинаковых по трудности задач. Вероятность того, что он решит задачу равна 0,75. Найдите вероятность того, что Саша решит: а) все задачи;

б) не менее 8 задач; в) не менее 6 задач.

ОТВЕТЫ: 1). 0,882  ;   2) а) 0,056;  б) 0,526;    в) 0,922.

V1. Подведение итогов.

Какие ключевые слова урока можно выделить?

Объясните их значение.

Какой ключевой факт сегодня изучен?

Что общего и в чем отличие статистики и вероятности?

V11. Рефлексия.  На этапе рефлексии учащимся предлагается составить синквейн и в поэтической форме выразить свое отношение к изученном материалу.

Справка: СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.

Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА(Слайд 13)

Литература 

  1. В.А.Булычев, Е.А.Бунимович. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. “Математика в школе”. № 4. 2003 г. стр. 59. Виленкин Н. Я. Комбинаторика. – М.: Наука, 1969.
  2. В.Н. Студинецкая и др. «В мире закономерных случайностей». Волгоград:Учитель, 2007.
  3. Гмурман В. Е. Руководство по решению задач по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 1975.
  4. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 1977.
  5. Гнеденко Б. В. Курс теории вероятностей. – М.: Наука, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для 9 класса по теме "Испытания Бернулли"

Работа предствалена в двух вариантах, расчитана на один урок (45 минут)...

Глава 9_параграф 54. Случайные события и их вероятности. Часть 3. НЕЗАВИСИМЫЕ ПОВТОРЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ, ТЕОРЕМА БЕРНУЛЛИ И СТАТИСТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ,

Презентации по теме (компьютерная поддержка учебника «Алгебра и начала анализа, 10-11, А.Г.Мордкович),Файлы: в старом формате (93-2003) и в новом формате....

День независимости - 4 ноября (конспект)

Материал для тематического классного часа...

• Сертификат автономной некоммерческий организации «Центр независимой оценки качества образования и независимого аудита «Легион», г.Ростов-на Дону, об участии во Всероссийском вебинаре на тему «Задания по теории вероятностей на ОГЭ и ЕГЭ по математике про

Сертификат автономной некоммерческий организации «Центр независимой оценки качества образования и независимого аудита «Легион», г.Ростов-на Дону, об участии во Всероссийском вебинаре...

Урок-закрепление по теме «Серия независимых испытаний Бернулли.Формула Бернулли» (конспект урока) 9 класс

Урок-закрепление по теме «Серия независимых испытаний Бернулли.Формула Бернулли»(конспект урока) для 9 класса . Задачи подобраны  для классов естественнонаучн...