САМОАНАЛИЗ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ
статья по алгебре

Для реализации современных требований общества к образованию педагогами передовых российских школ используется авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон. Эта технология направлена на формирование не только предметных результатов освоения программы, но и способствует развитию у детей деятельностных способностей и качеств личности, которые обеспечивают их успешность в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Л. Гаврилова

             МБОУ «СОШ № 14», г. Братск

САМОАНАЛИЗ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ  КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ

 «Для парусника, который не знает куда плыть,

 ни один ветер не будет попутным»

Сенека

Для реализации современных требований общества к образованию педагогами передовых российских школ используется авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон. Эта технология направлена на формирование не только предметных результатов освоения программы, но и способствует развитию у детей деятельностных способностей и качеств личности, которые обеспечивают их успешность в будущем.

Технология деятельностного метода может использоваться учителем в образовательном пространстве на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задачах и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации.  Пятый год являюсь участником инновационной площадки по применению технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон в образовательном процессе. Познакомиться с результатами деятельности можно на школьном сайте МБОУ «СОШ № 14» в разделе инновации.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать свою педагогическую деятельность. Самоанализ урока открытия новых знаний является одним из инструментов формирования и развития профессиональных качеств учителя. До урока нужно проверить, а поставлены ли достижимые, диагностические педагогические цели урока, актуальные для данного класса (личностные, метапредметные, предметные). Проанализировать требования к реализации каждого этапа и как продемонстрирована учебная деятельность учащихся. Так на этапе Мотивации к учебной деятельности следует выделить следующие требования к реализации:

  1. Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
  2. Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»).
  3. Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

Мотивация:

  • согласован маршрут из учебных шагов (знаю как НАДО);
  • выполнен настрой на работу (ХОЧУ);
  • согласована тематическая рамка урока (МОГУ);
  • дети настроены на работу, их рабочее место подготовлено.

В начале этапа Актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии рекомендуется организовать в течении 3-5 минут самопроверку и самооценку детьми заданий из домашней работы по готовому образцу, отметить для себя, каким способом зафиксировано затруднение. Далее следует:

  1. Организовать актуализацию знаний и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
  2. Организовать обобщение и фиксацию актуализированных знаний.
  3. Организовать самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия.
  4.  Организовать фиксацию учащимися индивидуального затруднения в пробном действии (ПД).

Опорные знания:

  • актуализированы и зафиксированы на доске.

 Выполнение пробного действия:

  • индивидуально каждым учеником;
  • неформальное, дети заинтересованы.

Фиксация затруднения:

  • учащимися самостоятельно.

При организации самопроверки учащимися домашнего задания (3─5 мин):

  • детьми проведена самопроверка; самооценка по критериям.

Работу на этапе Выявления места и причины затруднения построить в зависимости от способа фиксирования учащимися затруднения:

  • «Я не могу (не знаю как) решить /обосновать (названа конкретная задача для ПД)»  Организовать анализ задачи, выявление места и причины затруднения (какого общего способа пока не знаем).
  • «Я не могу (не знаю как) решить /обосновать (не названы ни сама задача, ни искомый способ)»  Задать вопрос: «Какую задачу мы пока не смогли решить?»  Организовать анализ задачи, выявление места и причины затруднения (как в варианте 1).
  • «Я не знаю как (верно назван искомый общий способ)»  Уточнить, что предложен вариант причины затруднения  Согласовать ее со всеми детьми (2–3 раза повторить) и сразу перейти к этапу IV.

На данном этапе нужно организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения - какого именно общего знания им не хватает (общего правила, алгоритма и пр.) для выполнения заданий такого типа вообще ( «что пока не знаю»).

Выявление места затруднения:

  • помогло учащимся назвать причину затруднения.

 Выявление причины затруднения:

  • учащиеся самостоятельно назвали, какого знания им недостает для решения задачи («что я пока не знаю?»)

На IV этапе - Построение проекта выхода из затруднений следует организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения:

  1. Поставить цель учебной деятельности (цель всегда состоит в том, чтобы устранить причину затруднения, а именно: добыть новое знание; научиться его применять).
  2. Согласовать тему урока.
  3. Определить способы работы (сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения / освоения нового знания.
  4. Составить план реализации поставленной цели.

Далее нужно проанализировать как продемонстрирована учебная деятельность учащихся.

Цель деятельности и тема урока:

  • сформулированы самостоятельно учащимися.

Способы работы:

  • сформулированы самостоятельно учащимися (под руководством учителя).

 План деятельности:

  • учащиеся выдвигают свои гипотезы построения плана.

На этапе Реализации построенного проекта обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися. Для этого:

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

 2) Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках (с помощью эталона).

 3) Организовать соотнесение построенного учащимися нового знания с учебником или другим критерием истинности (образец, подготовленный учителем; справочник; энциклопедия и пр.).

 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения, создать ситуацию успеха.

 5) Организовать уточнение общего характера нового знания.

Реализация проекта:

  • организовано коммуникативное взаимодействие в групповой работе, выдвижение детьми своих гипотез и их обсуждение;
  • учащиеся самостоятельно построили новое знание в группах (парах).

 Защита проектов:

  • учащиеся защитили проект самостоятельно; создана ситуация успеха.

 Фиксация открытия:

  • эталон составлен и осмыслен самими учениками, проведено его сравнение с образцом (в учебнике, в сборнике эталонов и др.).

На этапе первичное закрепление во внешней речи следует организовать выполнение заданий на применение нового знания в типовых ситуациях с проговариванием вслух шагов решения, их обоснование с помощью образца (эталона).

Первичное закрепление:

  • фронтально по образцу с проговариванием шагов решения в громкой речи;
  • в парах (группах) по образцу с проговариванием шагов решения в громкой речи.

При проведении этапа Самостоятельная работа с самопроверкой используется индивидуальная работа. Следует:

  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание; самопроверку СР по эталону для самопроверки (образцу, подробному образцу).
  2. Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок; рефлексию выполнения задания (Какого типа ошибки встретились? На что обратить внимание при выполнении заданий?)
  3. По результатам выполнения СР создать ситуацию успеха для каждого ученика (по возможности).

Самостоятельная работа:

  • организована самостоятельная работа учащихся по новой теме;
  • учащиеся самостоятельно выполнили самопроверку и коррекцию допущенных в СР ошибок по эталону для самопроверки (образцу, подробному образцу);
  • по результатам СР проведена рефлексия учебной деятельности.

Далее выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг - этап Включения в систему знаний и повторений. Следует:

  1. Организовать выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание.
  2. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными.
  3. Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.

Выявление взаимосвязей:

  • учащиеся определили связь нового знания с ранее изученным — при решении каких заданий его можно использовать; связь нового знания с другими областями знания;
  • организовано повторение заданий, имеющих на данном этапе обучения методическую ценность.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой стороны - подготовка к введению в будущем новых норм.

На этапе Рефлексия учебной деятельности на уроке фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Технологический уровень реализации ТДМ предполагает включение в практику работы эталонов и создает условия для целенаправленного формирования УУД, в том числе и умения учиться.

Литература

1. Л.Г. Петерсон, Ю.А. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.:УМЦ «Школа 2000...», 2006

2. https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры

Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности....

Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога

Данный материал позволяет рассмотреть самообразование педагога и его деятельность по повышению профессионализма как один из путей повышения социального статуса учителя....

Презентация к докладу "Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога"

Данная презентация является сопровождением к докладу по теме "Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога"....

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Самоанализ урока открытия нового знания в 5 классе "Добро пожаловать в Россию"

УМК для 5 класса «Английский язык» для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей, авт. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Издательство «Просвещение»...

Достижение современного качества образования в условиях реализации ФГОС как следствие развития профессиональных компетенций учителей физики

В соответствии с требованиями ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и п...