Тематическое планирование по астрономии 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему

Кудашова Наталья Борисовна

Программа составлена в полном соответствие с авторской программой Воронцова-Вильяминова. 

Предполагается использование обновленного учебника данного автора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Первоалейская средняя общеобразовательная школа»

 Алейского района Алтайского края

«РАССМОТРЕНО»

На педагогическом совете школы

Протокол № _____

от «____» ____________201__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______________ Шамрина Н. П.

Приказ № _____

от «____» ____________201__г.

Рабочая программа

учебного предмета «Астрономия» для 11 класса

среднего общего образования

на 2017/2018 учебный год

Составитель: Кудашова Н. Б., учитель физики

п. Алейский

2017


Пояснительная записка.

           Рабочая программа по курсу астрономии 11 класса составлена на основе следующих документов:

1) ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ»;

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г.  №1089);

3) Федеральный базисный учебный план (Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №13/2);

4) Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2017г

5)  Положение о рабочей программе педагога по предмету основного общего и среднего общего образования ОУ;

6) Федеральный перечень учебников (Приказ МО и Н РФ от 31.03.2014 №253);  

7) Устав ОУ.

Общая характеристика учебного предмета 

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Изучение учащимися курса астрономии в 11 классе способствует:

• развитию познавательной мотивации;

• становлению у учащихся ключевых компетентностей;

• развитию способности к самообучению и самопознанию;

• созданию ситуации успеха, радости от познания.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:

• приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

• овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;

• освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции

Место предмета астрономия в учебном плане ОУ

На основании учебного плана МКОУ «Первоалейская СОШ» предусмотрено 35 часов в год, 1 час в неделю. Уровень обучения – базовый.

Основное содержание образования

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности

астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный

параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой

взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радио-астрономии для связи с другими цивилизациями.

Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        

Учащиеся должны:

1. Знать, понимать

                

- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

- гипотезы происхождения Солнечной системы;

- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

  1. Уметь

- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические мероприятия

Экскурсии

1.

Астрономия, ее значение, связь с другими науками

2

01.09 – 14.09

0

0

1

2.

Практические основы астрономии

5

15.09 – 20.10

1

1

3.

Строение Солнечной системы

7

21.10 – 15.12

1

1

0

4.

Природа тел Солнечной системы

8

16.12 – 19.02

1

1

0

5

Солнце и звёзды

6

20.02 – 09.04

0

2

1

6

Строение и эволюция Вселенной

5

10.04 – 07.05

0

0

1

7.

Жизнь и разум во Вселенной

2

08.05 – 25.05

0

0

1

Итого:

35

Контроля знаний  – 5

Практических  работ –  2

Экскурсий - 5

Тематический поурочный план,

астрономия 11 класс, 1 час \ неделю, всего 35 часов

№ урока п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

  1. Астрономия, её значение и связь с другими науками. 2 часа.

1

1.

Что изучает астрономия.

1

§ 1

2

2.

Наблюдения – основа астрономии Тест «Введение в астрономию»

1

§ 2, пов. § 1

  1. Практические основы  астрономии. 5 часов.

3

1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

1

§§ 3,4

4

2

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

§ 5

5

3

Годичное движение Солнца. Эклиптика

1

§ 6

6

4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

§ 7 – 8, готовиться к КР

7

5

Время и календарь. Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии»

1

§ 9, итоги 1 гл.

  1. Строение Солнечной системы. 7 часов.

8

1

Развитие представлений о строении мира

1

§ 10

9

2

Конфигурации планет. Синодический период

1

§ 11

10

3

Законы движения планет Солнечной системы

1

§ 12

11

4

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

§ 13

12

5

Практическая работа с планом Солнечной системы

1

Пов. §§ 10-13

13

6

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

§ 14 (1)

14

7

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы»

1

§ 14 (2) Итоги 2 гл.

  1. Природа тел Солнечной системы. 8 часов.

15

1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

§15-16

16

2

Земля и Луна -  двойная планета

1

§ 17

17

3

Две группы планет

1

Анализ табличных данных

18

4

Природа планет земной группы

1

§ 18, сообщения

19

5

Урок-дискуссия «Парниковый эффект -  польза или вред?»

1

Презентация

20

6

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

1

§19

21

7

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты

1

§20

22

8

Тест «Природа тел Солнечной системы»

1

Итоги 3 гл.

  1. Солнце и звёзды. 6 часов.

23

1

Солнце, состав и внутреннее строение

1

§ 21 (1-3)

24

2

Солнечная активность и ее влияние на Землю

1

§ 21(4)

25

3

Физическая природа звезд

1

§§ 22-23

26

4

Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд

1

§ 24§

27

5

Тест «Солнце и Солнечная система»

1

Итоги 5 гл.

28

6

Контрольная работа №3 «Солнце и звезды»

1

  1. Строение и эволюция Вселенной. 5 часов.

29

1

Наша Галактика

1

§ 25 (1-2)

30

2

Наша Галактика

1

§ 25 (3-4)

31

3

Другие звездные системы — галактики

1

§ 26

32

4

Космология начала ХХ в.

1

§ 27

33

5

Основы современной космологии

1

§ 28

  1. Жизнь и разум во Вселенной. 2 часа.

34

1

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1

§ 29

35

2

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1

§29

Итого:

35 часов.


Лист корректировки  рабочей программы

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причине__________________________________

______________________________________________________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:

Корректировка тематического планирования.

Раздел

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

Всего

Корректировка поурочно-тематического планирования.

Порядковый № урока

№ урока в разделе

Тема урока

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

Всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по астрономии

Тематическое планирование к учебнику Левитана Е.П. "Астрономия -11"   выполнено в виде технологической карты. Можно использовать как элективный курс....

Тематическое планирование по астрономии 11 класс

Календарно-тематическое планитрование по астрономии к 11 классу...

Календарно - тематическое планирование по астрономии в 10-11 классе 2018 г.

Календарно - тематическое планирование по астрономиив 10-11 классе 2018 г. Номера уроковпо порядку№ урокав разделе, темеТема урокаПлановые сроки изучения  учебного материалаСкорректированные...

календарно -тематическое планирование по астрономии 10 класс

Количество часов: всего 17; в неделю  0,5 часа; Планирование составлена на основе:  В соответствии с ФГОС СОО Учебник: "Астрономия 10-11", автор В.М. Чаругин, М.: Пр...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11

Рабочая программа и КТП к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11 составлены для изучения астрономии в 11 классе из расчета 1 час в неделю....

Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 и 11 класс

Планирование составлено на основе программы по астрономии 10-11 класс....