Рабочая программа и КТП по астрономии 10 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по астрономии (10 класс)
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерной программой, УМК: В. М. Чаругин Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.55 КБ |
![]() | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерной программой, УМК: В. М. Чаругин Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс.
Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов астрономии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
Личностные результаты:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
- Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Регулятивные:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Общие предметные результаты освоения программы:
Выпускник на базовом уровне научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задач;
- приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
- анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
- возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;
- ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
- координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Выпускник на базовом уровне научится:
- воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
- использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
Выпускник на базовом уровне научится:
- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Солнце и звезды
Выпускник на базовом уровне научится:
- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
- поверхности;
- объяснять механизм возникновения на Солнц грануляции и пятен;
- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
- называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
- сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
- описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
- оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- описывать этапы формирования и эволюции звезды;
- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
- расширения — Большого взрыва;
- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще
- неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
- систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной;
Планируемые результаты изучения курса "Астрономия" в 10 классе
Общие предметные результаты освоения программы:
Выпускник на базовом уровне научиться:
- объяснять смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- объяснять смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- объяснять смысл физических законов: Хаббла;
- описывать основные этапы освоения космического пространства;
- формулировать гипотезы происхождения Солнечной системы;
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- описывать основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- характеризовать параметры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
- использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
- владеть различными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики и математики;
- использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Астрометрия
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Небесная механика
Система мира. Законы движения планет. Космические скорости. Межпланетные полеты.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Астрофизика и звездная астрономия
Методы астрофизических исследований. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр–светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Современные проблемы астрономии
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Основное содержание
10 класс (35 ч)
Предмет астрономии (1 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Небесная механика (3 ч)
Системы мира. Годичный параллакс. Законы движения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Космические скорости. Межпланетные полеты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Астрофизика и звездная астрономия (7 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (3 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Галактики (3 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Тематическое планирование 10 класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема/раздел | Всего часов | Из них | |
лабораторных и практических работ | контрольных работ | |||
1. | Предмет астрономии | 1 | ||
2. | Астрометрия | 5 | 1 | |
3. | Небесная механика | 3 | ||
5. | Строение Солнечной системы | 7 | ||
6. | Астрофизика и звездная астрономия | 7 | 1 | 1 |
7. | Наша галактика – Млечный путь | 3 | 1 | |
8. | Галактики | 3 | 1 | |
9. | Строение и эволюция Вселенной | 2 | ||
10. | Современные проблемы астрономии | 3 | 1 | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Количество учебных часов: 70
Количество учебных часов для выполнения:
- контрольных работ: 2
- лабораторных работ: 2
Учебно-методический комплект:
Составляющие УМК | Название | Автор | Год издания | Издательство |
Учебник | Астрономия 10-11 классы | В. М. Чаругин | 2018 | Просвещение |
Тетрадь - практикум | Астрономия 10-11классы | В. М. Чаругин | 2018 | Просвещение |
№ | Дата | Дата фактическая | Тема урока | Тип урока | Код элемента содержания | Элемент содержания | Код проверяемых умений | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание |
Введение (1ч.) | |||||||||
1. | 6.06 | Введение в астрономию | ОНМ | 1.2 2.6 | Знать/Понимать: смысл физической величины световой год; Уметь: применять полученные знания для решения задач | § 1,2 (вопросы и задания) | |||
Астрометрия (5 ч.) | |||||||||
2. | 13.09 | Звездное небо | ОНМ | 5.4.2 | Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд | 1.1 | Знать/Понимать:
смысл физических величин: звездная величина; | §3(читать), учить созвездия | |
3. | 20.09 | Небесные координаты | ОНМ | 1.1 | Знать/Понимать: смысл физических понятий: экваториальная система координат, прямое восхождение, горизонтальная система координат, горизонт, небесный меридиан, азимут, кульминация. | §4 (читать), учить системы координат | |||
4. | 27.09 | Видимое движение планет и Солнца | К | 2.4 2.5.3 | Уметь:
| §5 (читать), вопросы | |||
5. | 4.10 | Движения Луны и затмения | К | 1.1 | Знать/Понимать:
Уметь:
| §6 (читать), схемы затмений | |||
6. | 11.10 | Время и календарь | ОНМ | 2.1 2.3 | Уметь:
приводить примеры практического применения физических знаний, законов физики | §7 (читать), вопросы и задания | |||
Небесная механика (3 ч.) | |||||||||
7. | 18.10 | Система мира | ОНМ | 1.1 | Знать/Понимать: смысл понятия: геоцентрическая система мира, гелиоцентрическая система мира, годичный параллакс. | § 8, вопросы | |||
8. | 25.10 | Законы Кеплера | К | 1.3 2.6 | Знать/Понимать:
Уметь: применять полученные знания для решения задач | § 9, вопросы и формулы | |||
9. | 8.11 | Космические скорости и межпланетные полеты | К | 1.3 2.6 | Знать/Понимать:
Уметь: применять полученные знания для решения задач | § 10, вопросы и формулы. Доклад | |||
Строение Солнечной системы (7 ч.) | |||||||||
10. | 15.11 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | ОНМ | 5.4.1 | Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы. | 2.1.1 | Уметь:
| §12 (читать), вопросы | |
11. | 22.11 | Планета Земля | К | 5.4.1 | Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы | 2.5.2 3.1 | Уметь:
Использовать:
| §13 (читать), строение учить | |
12. | 29.11 | Луна и ее влияние на Землю | К | 5.4.1 | Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы | 2.5.2 2.1.1 3.1 | Уметь:
Использовать: приобретенные умения и навыки в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности и оценке влияния процессов на организм человека | §14 (читать), карта Луны | |
13. | 6.12 | Планеты земной группы | К | 5.4.1 | Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы | 2.1.1 2.5.2 | Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел; | §15 (читать), доклад | |
14. | 13.12 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики. | К | 5.4.1 | Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы | 2.1.1 2.5.2 | Уметь:
| § 16, вопросы. Доклад. | |
15. | 20.12 | Малые тела Солнечной системы | ОНМ | 5.4.1 | Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы | 2.1.1 2.5.2 | Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел; | § 17, вопросы. Презентация. | |
16. | 27.12 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | ОНМ | 5.4.1 | Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы | 2.1.1 2.5.2 3.1 | Уметь:
Использовать: приобретенные умения и навыки в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности и оценке влияния процессов на организм человека | §18 (читать), доклад. | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч.) | |||||||||
17. | Методы астрофизических исследований | ОНМ | 1.3 2.6 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел; | §20(учить формулы), стр. 83 №18 | ||||
18. | Солнце | К | 5.4.2 5.4.3 | Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | 1.1 1.2 2.1.1 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел; | §20(учить формулы), стр. 83 №18 | ||
19. | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | К | 5.4.2 5.4.3 | Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | 1.1 1.2 2.1.1 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел; | §21 (вопросы), стр.90 №19 | ||
20. | Основные характеристики звёзд | ОНМ | 5.4.2 5.4.3 | Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | 1.1 1.2 2.1.1 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел | §22,23 (вопросы), подг. к пр. работе | ||
21. | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | ОНМ | 5.4.2 5.4.3 | Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | 1.1 1.2 2.1.1 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §24, 25 (вопросы), стр.97 №20 | ||
22. | Новые и сверхновые звёзды | ОНМ | 5.4.2 5.4.3 | Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | 1.1 1.2 2.1.1 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §26 (учить классификацию | ||
23. | Эволюция звёзд | ОНМ | 5.4.2 5.4.3 | Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | 1.1 1.2 2.1.1 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §27 (вопросы), стр. 104 №21 | ||
Млечный путь (3 ч.) | |||||||||
24. | Газ и пыль в Галактике | ОНМ | 5.4.4 | Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной | 1.1 1.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §28 (конспект) | ||
25. | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | ОНМ | 5.4.4 | Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной | 1.1 1.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §29 (вопросы) | ||
26. | Сверхмассивная чёрная дыра в центре | ОНМ | 5.4.4 | Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной | 1.1 1.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §30 (разобрать задачу) | ||
Галактики (3 ч.) | |||||||||
27. | Классификация галактик | К | 5.4.4 | Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | 1.1 1.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §31 (учить классификации) | ||
28. | Активные галактики и квазары | ОНМ | 5.4.4 | Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | 1.1 1.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §32 (вопросы), стр.121 №29 | ||
29. | Скопления галактик | ОНМ | 5.4.4 | Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | 1.1 1.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §33 (составить ОС), стр. 124 №30 | ||
Строение и эволюция Вселенной (2 ч.) | |||||||||
30. | Конечность и бесконечность Вселенной | ОНМ | 5.4.5 | Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной | 1.1 1.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §34, 35 (вопросы), стр. 130 №32 | ||
31. | Модель «горячей Вселенной» | ОНМ | 5.4.5 | Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной | 1.1 1.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. | §36 (вопросы) | ||
Современные проблемы астрономии (3 ч.) | |||||||||
32. | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | ОНМ | 5.4.5 | Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной | 1.1 1.2 3.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в окружающей среде. | §37 (вопросы) | ||
33. | Обнаружение планет возле других звёзд | К | 5.4.5 | Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной | 1.1 1.2 3.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в окружающей среде. | §38 (вопросы) | ||
34. | Поиск жизни и разума во Вселенной | ОНМ | 5.4.5 | Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной | 1.1 1.2 3.2 | Знать/понимать: смысл физических понятий и величин. Уметь описывать и объяснять: физические явления и свойства тел. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в окружающей среде. | §39 (вопросы), стр. 142 №35 | ||
35. | Итоговая контрольная работа | УК | 1.1 2.1 2.3 1.3 2.6 2.1.1 | Знать/Понимать:
Уметь:
описывать и объяснять состав солнечной системы, различия планет земной группы от планет – гигантов, размеры Солнечной системы, влияние Луны на планету Земля, строение звезд, характеристики галактик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...
Рабочая программа по информатике 11 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 11 класса.Базовый уровень
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах основной школы. Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 ...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...
Рабочая программа по геометрии 9 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...