Рабочая программа и КТП по астрономии 10 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по астрономии (10 класс)

Антипина Ксения Викторовна

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерной программой, УМК: В. М. Чаругин Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

     Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерной программой, УМК: В. М. Чаругин Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс.

    Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов астрономии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»

Личностные результаты:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
  • Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных     ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Регулятивные: 

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Коммуникативные:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Общие предметные результаты освоения программы:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • определять несколько путей достижения поставленной цели;
  • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • искать и находить обобщенные способы решения задач;
  • приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
  • возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;
  • ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
  • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Выпускник на базовом уровне научится:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;
  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы

Выпускник на базовом уровне научится:

  • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего уточненного) закона Кеплера;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Солнце и звезды

Выпускник на базовом уровне научится:

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
  • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
  • поверхности;
  • объяснять механизм возникновения на Солнц грануляции и пятен;
  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
  • описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;
  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной

Выпускник на базовом уровне научится:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
  • формулировать закон Хаббла;
  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
  • расширения — Большого взрыва;
  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще
  • неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной

Выпускник на базовом уровне научится:

  • систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной;

Планируемые результаты изучения курса "Астрономия"  в 10 классе

Общие предметные результаты освоения программы:

Выпускник на базовом уровне научиться:

  • объяснять смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • объяснять смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
  • объяснять смысл физических законов: Хаббла;
  • описывать основные этапы освоения космического пространства;
  • формулировать гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего уточненного) закона Кеплера;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • описывать основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
  • характеризовать параметры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
  • использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
  • владеть различными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики и математики;
  • использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Астрометрия

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Небесная механика

Система мира. Законы движения планет. Космические скорости. Межпланетные полеты.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Астрофизика и звездная астрономия

Методы астрофизических исследований. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр–светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Современные проблемы астрономии

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Основное содержание

10 класс (35 ч)

Предмет астрономии (1 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Астрометрия  (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Небесная механика (3 ч)

Системы мира. Годичный параллакс. Законы движения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Космические скорости. Межпланетные полеты.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Астрофизика и звездная астрономия (7 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (3 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Галактики  (3 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Тематическое планирование 10 класс (35 часов, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема/раздел

Всего часов

Из них

лабораторных и практических работ

контрольных работ

1.

Предмет астрономии

1

2.

Астрометрия

5

1

3.

Небесная механика

3

5.

Строение Солнечной системы

7

6.

Астрофизика и звездная астрономия

7

1

1

7.

Наша галактика – Млечный путь

3

1

8.

Галактики

3

1

9.

Строение и эволюция Вселенной

2

10.

Современные проблемы астрономии

3

1

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Количество учебных часов: 70

Количество учебных часов для выполнения:

  • контрольных работ: 2
  • лабораторных работ: 2

Учебно-методический комплект:

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Астрономия 10-11 классы

В. М. Чаругин

2018

Просвещение

Тетрадь - практикум

Астрономия 10-11классы

В. М. Чаругин

2018

Просвещение

Дата

Дата фактическая

Тема урока

Тип урока

Код элемента содержания

Элемент содержания

Код проверяемых умений

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Введение (1ч.)

1.

6.06

Введение в астрономию

ОНМ

1.2

2.6

Знать/Понимать:

смысл физической величины световой год;

Уметь:

применять полученные знания для решения задач

§ 1,2 (вопросы и задания)

Астрометрия (5 ч.)

2.

13.09

Звездное небо

ОНМ

5.4.2

Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд

1.1

Знать/Понимать:

  • смысл понятий: звезда, созвездие, эклиптика, небесная сфера, ось мира;

смысл физических величин: звездная величина;

§3(читать), учить созвездия

3.

20.09

Небесные координаты

ОНМ

1.1

Знать/Понимать:

смысл физических понятий: экваториальная система координат, прямое восхождение, горизонтальная система координат, горизонт, небесный меридиан, азимут, кульминация.

§4 (читать), учить системы координат

4.

27.09

Видимое движение планет и Солнца

К

2.4

2.5.3

Уметь:

  • определять характер процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять физические величины, представлять результаты измерений с учетом погрешностей

§5 (читать), вопросы

5.

4.10

Движения Луны и затмения

К

1.1

Знать/Понимать:

  • смысл понятий: синодический и сидерический месяц, солнечные и лунные затмения, фазы Луны.

Уметь:

  • описывать и объяснять   явление солнечных и лунных затмений

§6 (читать), схемы затмений

6.

11.10

Время и календарь

ОНМ

2.1

2.3

Уметь:

  • объяснять различия между звездным и солнечным временем;
  • работать с различными календарями;

приводить примеры практического применения физических знаний, законов физики

§7 (читать), вопросы и задания

Небесная механика (3 ч.)

7.

18.10

Система мира

ОНМ

1.1

Знать/Понимать: смысл понятия: геоцентрическая система мира, гелиоцентрическая система мира, годичный параллакс.

§ 8, вопросы

8.

25.10

Законы Кеплера

К

1.3

2.6

Знать/Понимать:

  • смысл физических законов, принципов, постулатов;

Уметь:

применять полученные знания для решения задач

§ 9, вопросы и формулы

9.

8.11

Космические скорости и межпланетные полеты

К

1.3

2.6

Знать/Понимать:

  • смысл физических законов, принципов, постулатов;

Уметь:

применять полученные знания для решения задач

§ 10, вопросы и формулы. Доклад

Строение Солнечной системы (7 ч.)

10.

15.11

Современные

представления о строении и составе

Солнечной системы

ОНМ

5.4.1

Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы.

2.1.1

Уметь:

  • описывать и объяснять состав солнечной системы, различия планет земной группы от планет – гигантов, размеры Солнечной системы

§12 (читать), вопросы

11.

22.11

Планета Земля

К

5.4.1

Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы

2.5.2

3.1

Уметь:

  • приводить примеры опытов, объясняющих явления природы и их особенности;

Использовать:

  • приобретенные умения и навыки в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности  и оценке влияния процессов на организм человека

§13 (читать), строение учить

12.

29.11

Луна и ее влияние на Землю

К

5.4.1

Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы

2.5.2

2.1.1

3.1

Уметь:

  • приводить примеры опытов, объясняющих явления природы и их особенности;
  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Использовать:

приобретенные умения и навыки в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности  и оценке влияния процессов на организм человека

§14 (читать), карта Луны

13.

6.12

Планеты земной группы

К

5.4.1

Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы

2.1.1

2.5.2

Уметь:

  • описывать и объяснять состав солнечной системы, различия планет земной группы от планет – гигантов, размеры Солнечной системы;
  • приводить примеры опытов, объясняющих явления природы и их особенности;

описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

§15 (читать), доклад

14.

13.12

Планеты-гиганты. Планеты-карлики.

К

5.4.1

Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы

2.1.1

2.5.2

Уметь:

  • описывать и объяснять состав солнечной системы, различия планет земной группы от планет – гигантов, размеры Солнечной системы;
  • приводить примеры опытов, объясняющих явления природы и их особенности;
  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

§ 16, вопросы. Доклад.

15.

20.12

Малые тела Солнечной системы

ОНМ

5.4.1

Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы

2.1.1

2.5.2

Уметь:

  • описывать и объяснять состав солнечной системы, различия планет земной группы от планет – гигантов, размеры Солнечной системы;
  • приводить примеры опытов, объясняющих явления природы и их особенности;

описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

§ 17, вопросы. Презентация.

16.

27.12

Современные представления о происхождении Солнечной системы

ОНМ

5.4.1

Солнечная система: планеты земной группы и планеты- гиганты, малые тела Солнечной системы

2.1.1

2.5.2

3.1

Уметь:

  • описывать и объяснять состав солнечной системы, различия планет земной группы от планет – гигантов, размеры Солнечной системы;
  • приводить примеры опытов, объясняющих явления природы и их особенности;
  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Использовать:

приобретенные умения и навыки в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности  и оценке влияния процессов на организм человека

§18 (читать), доклад.

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч.)

17.

Методы

астрофизических

исследований

ОНМ

1.3

2.6

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел;

§20(учить формулы), стр. 83 №18

18.

Солнце

К

5.4.2

5.4.3

Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

1.1

1.2

2.1.1

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел;

§20(учить формулы), стр. 83 №18

19.

Внутреннее

строение и

источник

энергии Солнца

К

5.4.2

5.4.3

Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

1.1

1.2

2.1.1

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел;

§21 (вопросы), стр.90 №19

20.

Основные

характеристики

звёзд

ОНМ

5.4.2

5.4.3

Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

1.1

1.2

2.1.1

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел

§22,23 (вопросы), подг. к пр. работе

21.

Белые карлики,

нейтронные

звёзды, чёрные

дыры. Двойные,

кратные и

переменные

звёзды

ОНМ

5.4.2

5.4.3

Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

1.1

1.2

2.1.1

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§24, 25 (вопросы), стр.97 №20

22.

Новые и

сверхновые

звёзды

ОНМ

5.4.2

5.4.3

Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

1.1

1.2

2.1.1

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§26 (учить классификацию

23.

Эволюция звёзд

ОНМ

5.4.2

5.4.3

Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

1.1

1.2

2.1.1

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§27 (вопросы), стр. 104 №21

Млечный путь (3 ч.)

24.

Газ и пыль в Галактике

ОНМ

5.4.4

Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной

1.1

1.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§28 (конспект)

25.

Рассеянные и шаровые звёздные

скопления

ОНМ

5.4.4

Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной

1.1

1.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§29 (вопросы)

26.

Сверхмассивная чёрная дыра в центре

ОНМ

5.4.4

Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной

1.1

1.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§30 (разобрать задачу)

Галактики (3 ч.)

27.

Классификация галактик

К

5.4.4

Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1.1

1.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§31 (учить классификации)

28.

Активные галактики и квазары

ОНМ

5.4.4

Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1.1

1.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§32 (вопросы), стр.121 №29

29.

Скопления галактик

ОНМ

5.4.4

Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1.1

1.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§33 (составить ОС), стр. 124 №30

Строение и эволюция Вселенной (2 ч.)

30.

Конечность и

бесконечность Вселенной

ОНМ

5.4.5

Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной

1.1

1.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§34, 35 (вопросы),  стр. 130 №32

31.

Модель «горячей

Вселенной»

ОНМ

5.4.5

Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной

1.1

1.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

§36 (вопросы)

Современные проблемы астрономии (3 ч.)

32.

Ускоренное расширение

Вселенной и

тёмная энергия

ОНМ

5.4.5

Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной

1.1

1.2

3.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в окружающей среде.

§37 (вопросы)

33.

Обнаружение планет возле других звёзд

К

5.4.5

Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной

1.1

1.2

3.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в окружающей среде.

§38 (вопросы)

34.

Поиск жизни и

разума во Вселенной

ОНМ

5.4.5

Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной

1.1

1.2

3.2

Знать/понимать:

смысл физических понятий и величин.

Уметь описывать и объяснять:  физические явления и свойства тел.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в окружающей среде.

§39 (вопросы), стр. 142 №35

35.

Итоговая контрольная работа

УК

1.1

2.1

2.3

1.3

2.6

2.1.1

Знать/Понимать:

  • смысл физической величины световой год;
  • смысл физических понятий: экваториальная система координат, прямое восхождение, горизонтальная система координат, горизонт, небесный меридиан, азимут, кульминация.

Уметь:

  • объяснять различия между звездным и солнечным временем;
  • работать с различными календарями;
  • приводить примеры практического применения физических знаний, законов физики;
  • определять характер процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять физические величины, представлять результаты измерений с учетом погрешностей;
  • применять полученные знания для решения задач;

описывать и объяснять состав солнечной системы, различия планет земной группы от планет – гигантов, размеры Солнечной системы, влияние Луны на планету Земля, строение звезд, характеристики галактик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...

Рабочая программа по информатике 11 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 11 класса.Базовый уровень

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах основной школы. Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 ...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...

Рабочая программа по геометрии 9 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...