Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине "Астрономия" для СПО
рабочая программа по астрономии (10, 11 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 18 апреля 2018 г) и в соответствии с Требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требованиями к средствам обучения и воспитания, утвержденными Минобрнауки РФ 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_118n_oud.04_astronomiya.docx113.65 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) естественных дисциплин

Протокол  от   12.04.2018

№4

Утверждено

педагогическим советом

Протокол  от  25.04.2018    № 85

 Утверждено

Приказом от 25.04.2018         № 140

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины   ОУД.04         Астрономия

индекс         наименование  учебной дисциплины

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах 

наименование цикла   общеобразовательный цикл

                                                                                             (согласно учебному плану)

Номер группы: 118 Н

Максимальная учебная нагрузка обучающихся _54__ч.

Самостоятельная работа__18__ч.

Обязательная учебная нагрузка (всего)___36__ч.

в том числе:

теоретическое обучение_28___ч.

практические занятия__8___ч.

лабораторные занятия________________ч.

индивидуальный проект_______________ч.

Форма промежуточной аттестации    -

2 семестр-дифференцированный зачет

г. Нижневартовск

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 18 апреля 2018 г) и в соответствии с Требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требованиями к средствам обучения и воспитания, утвержденными Минобрнауки РФ 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4  стр.          

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       6 стр.

3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        7 стр.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7 стр.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8  стр.          

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

12   стр.

7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

18  стр.

8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26  стр.

9.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    27 стр.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения основных вопросов астрономии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных  специалистов среднего звена.

Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в соответствии  с  Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО» (протокол № 2 от 18 апреля 2018 г) и в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08. . Рабочая  программа учебной дисциплины «Астрономия» является частью адаптированной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.

В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем,   а также самой Вселенной.

Содержание программы учебной дисциплины «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:

  • понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картины мира;
  • знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;
  • умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
  • научного  мировоззрения;
  • навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

Астрономия — наука, изучающая строение и развитие космических тел, их систем и всей Вселенной.

Методы астрономических исследований очень разнообразны. Одни из них применяются при определении положения космических тел на небесной сфере, другие — при изучении их движения, третьи — при исследовании характеристик космических тел различными методами и, соответственно, с помощью различных инструментов ведутся наблюдения Солнца, туманностей, планет, метеоров, искусственных спутников Земли.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Астрономия» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, основывается на знаниях обучающихся, полученных при  изучении  физики,  химии,  географии,  математики  в основной школе.

В целом, учебная дисциплина «Астрономия», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать  у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает     у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение использовать методологию научного познания для изучения окружающего мира.

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах при освоении ППССЗ  гуманитарного профиля обучающиеся изучают  «Астрономию»  как   базовую учебную дисциплину, в объеме 54 часов.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:
  • формирование научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
  • умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

  • метапредметных:
  • умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
  • умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

  • предметных:
  • формирование представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
  • владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
  • формирование представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.

Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.

История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

  1. История развития астрономии

Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей).

Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение).

Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).

Демонстрация

Карта звездного неба.

Практическое занятие

С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области.

https://hi-news. ru/tag/kosmos

  1. Устройство Солнечной системы

Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности).

Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.

Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

Демонстрация

Видеоролик «Луна» https://www. youtube. com/watch? v=gV8eT2DtP1I Google Maps посещение планеты Солнечной системы

https://hi-news. ru/eto-interesno/v-google-maps-teper-mozhno-posetit-planety- solnechnoj-sistemy. html

Практическое занятие

Используя сервис Google Maps, посетить:

  1. одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;
  2. международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение.

  1. Строение и эволюция Вселенной

Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).

Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов).

Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).

Открытие экзопланет - планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма- всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик).

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики).

Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.

Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет).

Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Практическое занятие

Решение проблемных заданий, кейсов.

Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.):

  1. Живая планета.
  2. Постижение космоса.
  3. Самое интересное о метеоритах.
  4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум».
  5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА». Ссылки:

http://www. planetarium-moscow. ru/world-of-astronomy/astronomical-news/ http://www. kosmo-museum. ru/static_pages/interaktiv

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой  специальности обучающихся, составляет 54 часа, из них обязательная аудиторная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 36 часов, вне аудиторная самостоятельная работа студентов -18 часов.

Тематический план учебной дисциплины Астрономия

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Уровень освоения

Объем часов

Раздел №1.

 Астрономия как наука

Содержание учебного материала

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.

Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.

История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

1

2+2

Лекционные занятия

2

1. Что изучает астрономия Роль астрономии в развитии цивилизации.

1

2.Астрономические методы исследований и их практическое применение.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1. Взаимосвязь астрономии с другими науками.

1

2.История развития отечественной космонавтики.  .

1

Раздел №2.

История развития астрономии

Содержание учебного материала

Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей). Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение).

Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).

Уровень освоения

    1

Объем часов

6+2

Лекционные занятия

4

3. Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.

1

4.Астрономия дальнего космоса

1

5. Звездное небо. Звезды и созвездия..

1

6. Летоисчисление и его точность

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

2

1.Этапы развития астрономии

1

2.Работа с подвижной картой неба.

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

3.Созвездия.

1

4. Изучения ближнего космоса и  дальнего космоса.

1

Раздел № 3.

Устройство Солнечной системы

Содержание учебного материала

Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы,поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.

Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

Уровень освоения

2,3

Объем часов

16+9

Лекционные занятия

12

7. Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1

8. Видимое движение планет Солнечной системы.

1

9.Небесная механика.

1

10. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

1

11. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

1

12. Луна – естественный спутник Земли.

1

13. Система «Земля — Луна».

1

14-15.Малые тела Солнечной системы: кометы, метеориты, астероиды, метеоры и болиды

2

16.Солнце – центральное небесное тело Солнечной системы.

1

17.Солнце и жизнь.

1

18.Прошлое, настоящее и будущее в исследовании Солнечной системы.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

4

3. Земля – наш дом родной.

1

4.Планеты  Солнечной системы.

1

5.Опасности из космоса: миф или реальность?

1

6.Контрольно - обобщающий урок по теме: «Устройство Солнечной системы»

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

9

5. План Солнечной системы.

1

6.Планета удивительной красоты.

1

7. Планеты Солнечной системы.

1

8.Фазы Луны.

1

9.Исследование Луны.

1

10.Общие сведения о Солнце.

1

11.Современные методы исследования Солнечной системы.

1

12.Опасности из космоса.

1

13.Подготовка к проверочной работе.

1

Раздел 4.

Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные звезды.

Открытие экзопланет - планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма - всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.

Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет).

Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Уровень освоения

2,3

Объем часов

11+5

Лекционные занятия

10

19-20. Физическая природа звезд. Определение расстояний до звезд. Скорости звезд.

2

21.Виды звезд: двойные, переменные, новые и сверхновые.

1

22.Наша Галактика – Млечный путь.

1

23.Другие Галактики.

1

24.Происхождение Галактик. Эволюция Галактик и звезд.

1

25.Происхождение планет.

1

26.Жизнь и разум во Вселенной.

1

27.Существование жизни вне Земли.

1

28.Вселенная сегодня: астрономические открытия.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

1

7.Семинарское занятие «Космология XX-XXI веков».

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

5

14.Яркие звезды на небосводе.

1

15.Загадки нашей Галактики.

1

16.Одиноки ли мы во Вселенной?

1

17.Астрономические открытия  ХХ-ХХI в.в

1

18.Основные понятия астрономии.

1

Раздел 5.

Заключение

Содержание учебного материала

Что изучает астрономия.   Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы. Солнце и звезды. Строение и эволюция Вселенной.

Уровень освоения

2,3

Объем часов

1

Лекционные занятия

0

Лабораторные работы

0

Практические занятия

1

8.Дифференцированный зачет

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Всего: 54 часа, из них

теоретических занятий – 28 час.

практических занятий -8 час.

самостоятельных работ-18 час.

7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов    деятельности студентов                        (на уровне учебных действий)

Введение

Познакомиться с предметом изучения астрономии. Определить роль астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Определить значение астрономии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ

Астрономия в древности (Аристотель, Гиппарх Никейский и Птолемей)

Познакомиться с представлениями о Вселенной древних ученых.

Определить место и значение древней астрономии в эволюции взглядов на Вселенную

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года)

Использовать карту звездного неба для нахождения координат светила.

Приводить примеры практического использования карты звездного неба

Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей)

Познакомиться с историей создания различных календарей. Определить роль и значение летоисчисления для жизни и деятельности человека.

Определить значение использования календарей при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы)

Познакомиться с инструментами оптической (наблюдательной) астрономии.

Определить роль наблюдательной астрономии в эволюции взглядов на Вселенную.

Определить взаимосвязь развития цивилизации и инструментов наблюдения.

Определить значение наблюдений при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса)

Познакомиться с историей космонавтики и проблемами освоения космоса.

Определить значение освоения ближнего космоса для развития человеческой цивилизации и экономического развития России. Определить значение знаний об освоении ближнего космоса для профессий и специальностей среднего профессионального образования

Астрономия дальнего космоса (волновая

астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса)

Познакомиться с проблемами освоения дальнего космоса. Определить значение освоения дальнего космоса для развития человеческой цивилизации и экономического развития России. Определить значение знаний об освоении дальнего космоса для профессий и специальностей среднего профессионального образования

УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Происхождение Солнечной системы

Познакомиться с различными теориями происхождения Солнечной системы.

Определить значение знаний о происхождении Солнечной системы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Видимое движение планет (видимое движение и конфигурации планет)

Познакомиться с понятиями «конфигурация планет», «синодический период», «сидерический период», «конфигурации планет и условия их видимости».

Научиться проводить вычисления для определения синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

Продолжение таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Определить значение знаний о конфигурации планет для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Система Земля— Луна

Познакомиться с системой Земля — Луна (двойная планета). Определить значение исследований Луны космическими аппаратами.

Определить значение пилотируемых космических экспедиций на Луну.

Определить значение знаний о системе Земля — Луна для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Природа Луны

Познакомиться с физической природой Луны, строением лунной поверхности, физическими условиями на Луне.

Определить значение знаний о природе Луны для развития человеческой цивилизации.

Определить значение знаний о природе Луны для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Планеты земной группы

Познакомиться с планетами земной группы. Определить значение знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации.

Определить значение знаний о планетах земной группы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Планеты-гиганты

Познакомиться с планетами-гигантами.

Определить значение знаний о планетах-гигантах для развития человеческой цивилизации.

Определить значение знаний о планетах-гигантах для освоения профессий и специальностей  среднего профессионального образования

Малые тела Солнечной системы (астероиды, метеориты, кометы, малые планеты)

Познакомиться с малыми телами Солнечной системы. Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы для развития человеческой цивилизации.

Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Общие сведения о Солнце

Познакомиться с общими сведениями о Солнце.

Определить значение знаний о Солнце для развития человеческой цивилизации.

Определить значение знаний о Солнце для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Солнце и жизнь Земли

Изучить взаимосвязь существования жизни на Земле и Солнца. Определить значение знаний о Солнце для существования жизни на Земле.

Определить значение знаний изучения Солнца как источника жизни на Земле для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Небесная механика (законы Кеплера, открытие планет)

Изучить законы Кеплера.

Определить значение законов Кеплера для изучения небесных тел и Вселенной.

Определить значение законов Кеплера для открытия новых планет

Продолжение таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов  

(на уровне учебных действий)

Исследование Солнечной системы (межпланетные экспедиции, космические миссии и межпланетные космические аппараты)

Познакомиться с исследованиями Солнечной системы. Определить значение межпланетных экспедиций для развития человеческой цивилизации.

Определить значение современных знаний о межпланетных экспедициях для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Расстояние до звезд

Изучить методы определения расстояний до звезд. Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для изучения Вселенной.

Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Физическая природа звезд

Познакомиться с физической природой звезд.

Определить значение знаний о физической природе звезд для человека.

Определить значение современных знаний о физической природе звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Виды звезд

Познакомиться с видами звезд.

Изучить особенности спектральных классов звезд.

Определить значение современных астрономических открытий для человека.

Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего  профессионального образования

Звездные системы. Экзопланеты

Познакомиться со звездными системами и экзопланетами. Определить значение современных астрономических знаний о звездных системах и экзопланетах для человека.

Определить значение этих знаний для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Наша Галактика — Млечный путь (галактический год)

Познакомиться с представлениями и научными изысканиями о нашей Галактике, с понятием «галактический год».

Определить значение современных знаний о нашей Галактике для жизни и деятельности человека.

Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего  профессионального образования

Другие галактики

Познакомиться с различными галактиками и их особенностями. Определить значение знаний о других галактиках для развития науки и человека.

Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего  профессионального образования

Происхождение галактик

Познакомиться с различными гипотезами и учениями о происхождении галактик.

Определить значение современных астрономических знаний о происхождении галактик для человека.

Определить значение современных знаний о происхождении галактик для освоения профессий и специальностей среднего  профессионального образования

Эволюция галактик и звезд

Познакомиться с эволюцией галактик и звезд.

Определить значение знаний об эволюции галактик и звезд для человека.

Окончание таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов  

(на уровне учебных действий)

Определить значение современных знаний об эволюции галактик и звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Жизнь и разум во Вселенной

Познакомиться с различными гипотезами о существовании жизни и разума во Вселенной.

Определить значение изучения проблем существования жизни и разума во Вселенной для развития человеческой цивилизации. Определить значение современных знаний о жизни и разуме во Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Вселенная сегодня: астрономические открытия

Познакомиться с достижениями современной астрономической науки.

Определить значение современных астрономических открытий для человека.

Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего  профессионального образования

Используемые образовательные технологии

В образовательном процессе используются: социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Обучение студентов с нарушением слуха строится через реализацию следующих педагогических принципов:

  • наглядности,
  • индивидуализации,
  • коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,
  • использования учебных пособий, адаптированных для восприятия студентами с нарушением слуха,
  • использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха.

Обучение студентов с нарушением зрения. Специфика обучения слепых и слабовидящих студентов заключается в следующем:

  • дозирование учебных нагрузок;
  • применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности студентов;
  • специальное оформление учебных кабинетов;
  • организация лечебно-восстановительной работы;
  • усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - ДЦП). Обучение студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы, которая ведется в следующих направлениях:

  • посильная медицинская коррекция двигательного дефекта;
  • терапия нервно-психических отклонений;
  • купирование соматических заболеваний, (сочетается с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра).

Обучение  студентов-инвалидов предполагает следующие этапы:

  • Использование указаний, как в устной, так и письменной форме;
  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение студентами инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  • Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача);
  • Близость к студентам во время объяснения задания;
  • Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;
  • Акцентирование внимания на хороших оценках;
  • Распределение студентов по парам для выполнения проектов, чтобы один из студентов мог подать пример другому;
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение задания; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
  • Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения студента;
  • Игнорирование незначительных поведенческих нарушений. Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

Преподаватель способствует созданию доброжелательной атмосферы во всех группах, где студенты могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа, отмечает достижения студента относительно его успехов, нестандартные достижения.

Перечень   технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса:

-технология поэтапного формирования умственных действий

- технология коллективного взаимодействия

  -технология адаптивного обучения

-технология дистанционного  компьютерного обучения

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

     При проведении процедуры оценивания результатов образования обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями.  

      При необходимости обучающимся инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на выполнение заданий.

       Инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, устно с использованием услуг сурдопереводчика, ассистента, тьютера).

       Доступная форма предоставления заданий оценочных средств: в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода.

       Доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, с использованием услуг ассистента, устно).

       При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.

        Проведение процедуры оценивания результатов обучения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием электронных образовательных технологий.

       Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе:

  • - проведения практических занятий и лабораторных работ,
  • - выполнения индивидуальных работ и домашних заданий
  • - тренировочного тестирования.

В качестве видов текущего контроля успеваемости используются:

  • - контрольные работы,
  • - устные опросы,
  • - письменные работы,
  • - тестирование,
  • - технические зачеты.

     В качестве форм промежуточного контроля используются зачёты, диф.зачеты, итоговые контрольные работы и экзамены.

     Вид промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И   МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ             УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает использование в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета физики, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по астрономии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-астрономов, модели и др.);
  • средства информационно-коммуникационных технологий;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и т. п. по разным вопросам изучения астрономии, в том числе видеоматериалами, рассказывающими о достижениях современной астрономической науки.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Астрономия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам.

Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы отвечает особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническое обеспечение дисциплины «Астрономия» включает обеспеченность компьютерной техникой, аудио-видеотехникой и оборудованием, учебными видеофильмами, тренингами и презентациями.

 В процессе проведения практических занятий применяются интерактивные методы обучения, мультимедийные технологии. Для проведения лекционных занятий используется аудитория, оснащённая мультимедийным оборудованием с доступом к сети Интернет. Для организации лекций и презентации итоговых проектов необходим ПК с колонками, оснащенный ПО пакета MSOffice, а также проектор или мультимедийная доска.

При проведении занятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1) для слепых:

- письменные задания для выполнения самостоятельной работы, заданий для текущей и промежуточной аттестации оформлены в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

- обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых.

 2) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

- задания для выполнения, а также методические указания для выполнения аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- практические нормативы по элективным курсам адаптивной физической культуры при необходимости выполняются в связке с наводящим (ассистентом).

3) для глухих и слабослышащих:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования.

4) для слепоглухих:

- предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих).

 5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих занятия проводятся в письменной форме.

 6) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.

 На теоретических занятиях при изучении данной дисциплины используется компьютерная и мультимедийная техника, специализированное программное обеспечение.

 Для студентов с нарушениями слуха.

Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств.

Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой.

Для студентов с нарушениями зрения.

Наличие программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи. В сети Интернет имеется версия официального сайта филиала для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Тифлотехнические средства используются в учебном процессе для студентов с нарушениями зрения: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Имеются специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.

9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Основная литература

Учебники

Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.

Левитан Е. П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.: учебник для общеобразоват. организаций / Е. П. Левитан. — М.: Просвещение, 2018.

Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В. Алексеева, П. М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова], под ред. Т. С. Фещенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Чаругин В. М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В. М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2018.

Дополнительная литература

Учебные и справочные пособия

Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии / П. Г. Куликовский. — М.: Либроком, 2013.

Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московский планетарий — М., (на текущий учебный год).

Для внеаудиторной самостоятельной работы

«Астрономия - это здорово!» http://menobr. ru/files/astronom2. pptx http://menobr. ru/files/blank. pdf.

«Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr. ru/files/astronom1. pptx

Для преподавателей

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня  2017 г.).

Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613.

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 18 апреля 2018 г).

Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета

«Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.

Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г. — http://www. firo. ru/

Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант»,

№ 3/2013. — М.: Изд-во МЦНМО, 2017.

Кунаш М. А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута /М. А. Кунаш — М.: Дрофа, 2018.

Кунаш М. А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута / М. А. Кунаш — Ростов н/Д: Учитель, 2018.

Левитан Е. П. Методическое пособие по использованию таблиц— file:///G:/ Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika.

Сурдин В. Г. Галактики / В. Г. Сурдин.  М.: Физматлит, 2013.

Сурдин В. Г. Разведка далеких планет / В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.

Сурдин В. Г. Астрономические задачи с решениями / В. Г. Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.

Интернет-ресурсы

Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. su/EAAS

Гомулина Н. Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина. [Электронный ре- сурс] — Режим доступа: http://www. college. ru/astronomy/course/content/index. htm Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. ru

Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.

Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=YmE4YLArZb0

Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=gClRXQ-qjaI

Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=Eaw979Ow_c0

Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews. ru/

Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l. xn--p1ai/

Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet. ru

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. krugosvet. ru

Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia

http://www.astro.websib.ru/ http://www.myastronomy.ru http://class-fizika.narod.ru

https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty http://earth-and-universe.narod.ru/index.html http://catalog.prosv.ru/item/28633 http://www.planetarium-moscow.ru/ https://sites.google.com/site/auastro2/levitan http://www.gomulina.orc.ru/ http://www.myastronomy.ru

Аннотация к рабочей программе

дисциплины   «Астрономия» по специальности  

44.02.02 Преподавание в начальных классах 

 

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 18 апреля 2018 г).

Содержание рабочей программы включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебной дисциплины
  3. Место учебной дисциплины в учебном плане
  4. Результаты освоения учебной дисциплины
  5. Содержание учебной дисциплины
  6. Тематическое планирование
  7. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

          программы учебной дисциплины

  1. Рекомендуемая литература.

 Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часов, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часов; самостоятельной учебной работы обучающегося  18 часов.

Форма промежуточной аттестации  - дифференцированный зачет

Наименование разделов дисциплины:

1.Астрономия как наука

2.История развития астрономии

3.Устройство Солнечной системы

4.Строение и эволюция Вселенной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География», 6 класс

Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «География», 6  класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Адаптированная рабочая  программа по  учебному предмету «География»  8 класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» 7 класс

Адаптированная рабочая  программа по  учебному предмету «География» 7 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика, 5 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика составлена для обучающихся 5 класса с ОВЗ. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, требования к ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающихся 8 класса ( со сложной структурой дефекта)

Целевое назначение программыЦель программы –  общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учител...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 5 класс VIII вида.

Адаптированная рабочая программа для учащихся 5 класса коррекционной общеобразовательй школы  VIII  вида....