Рабочая программа по астрономии для учащихся 10-11 класса
рабочая программа по астрономии (10, 11 класс)

Агалец Светлана Генриховна

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа по астрономии для учащихся 10-11  класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Нормативные документы:

  • Закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г;
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.)
  • «О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. № 1089» от 7 июня 2017г. № 506
  • Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Приказ № ТС-194/08 от 20.06.2017 г.

2. Программа по астрономии. Базовый уровень. 11 класс. Автор программы  Е.К. Страут  к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Учебник образует завершенную предметную линию

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.

Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

Цель изучения астрономии на данном этапе обучения является:

-развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов астрономии, взаимосвязи между физикой и астрономией; формирование у учащихся представлений о астрофизической картине мира.

Достижение этой цели на базовом уровне среднего (полного) общего образования обеспечивается решением следующих задач:

-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

-формирование научного мировоззрения;

-формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

     По учебному плану школы в этом учебном году выделено на изучение астрономии  в 10 классе  во втором полугодии  18 часов  и в 11 классе первом полугодии 17 часов, из расчёта 1 час в неделю.

Программа соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся 10-11 класса.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

В   процессе   изучения   курса   применяются   следующие   основные   методы  обучения:

  • - объяснительно-иллюстративный;
  • - репродуктивный;
  • - частично-поисковый;
  • - исследовательский;
  • - метод проблемного изложения.

При реализации программы предусмотрены следующие формы контроля уровня достижений учащихся:

  • опрос индивидуальный и фронтальный
  • самостоятельная работа;
  • тестовая работа;
  • контрольная работа.

Изучение программного материала астрономии в10  и в11 классах направлено на формирование следующих ключевых компетенций:

коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной,

смысловой поисковой и профессионально-трудового выбора

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Предмет астрономии

2

2

0

2

Практические основы астрономии

5

4

1

3

Строение Солнечной системы

2

2

0

4

Законы движения небесных тел

5

3

2

5

Природа тел Солнечной системы

8

6

2

6

Солнце и звезды

6

5

1

7

Наша Галактика — Млечный Путь

2

2

0

8

Строение и эволюция Вселенной

2

2

0

9

Жизнь и разум во Вселенной

2

2

0

10

Повторение

1

1

0

Итого:

35

29

6

2 полугодие 10 класса

18

15

3

1 полугодие 11 класса

17

14

3

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Полугодие

Практические  работы

Контрольные работы

2 полугодие (10 класс)

1

2

1полугодие (11 класс)

1

2

всего

2

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Общие учебные умения

Знать:

-смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

-смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

-смысл физического закона Хаббла;

-основные этапы освоения космического пространства;

-гипотезы происхождения Солнечной системы;

-основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

-размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

Специально-предметные умения

Предмет астрономии

Основы практической астрономии

Строение Солнечной системы

Законы движения небесных тел

Природа тел Солнечной системы

Солнце и звезды

Наша Галактика — Млечный Путь

Строение и эволюция Вселенной

Жизнь и разум во Вселенной

Уметь:

-приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

-описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

-характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства  планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

-находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

-использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Номер урока

Дата

Информация о корректировке

Тема урока

План

Факт

Предмет астрономии (2ч)

1

Предмет астрономии

2

Наблюдения - основа астрономии

Практические основы астрономии (5ч)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах

5

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

7

Время и календарь. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии»

Строение Солнечной системы (2ч)

8

Развитие представлений о строении мира

9

Конфигурация планет. Синодический период.

Законы движения небесных тел (5ч)

10

Законы движения планет Солнечной системы

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

12

Движение небесных тел под действием сил тяготения

13

Решение задач по теме  «Строение Солнечной системы». Практическая работа с планом Солнечной системы

14

Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы»

Природа тел солнечной системы (8ч)

15

Общие характеристики планет

16

Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение

17

Система Земля-Луна

18

Планеты земной группы

19

Далекие планеты

20

Малые тела Солнечно системы

21

Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы»

22

Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы»

Солнце и звезды (6ч)

23

Солнце – ближайшая звезда

24

Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд.

25

Массы и размеры звезд

26

Переменные и нестационарные звезды

27

Решение задач по теме «Солнце и звезды»

28

Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и Солнечная система»

Наша Галактика (2ч)

29

Наша Галактика

30

Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике.

Строение и эволюция  Вселенной (2ч)

31

Другие звездные системы-  галактики

32

Основы современной космологии

Жизнь и разум во Вселенной (2ч)

33

Жизнь и разум во Вселенной

34

Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

Повторение (1ч)

35

Повторительно-обобщающий урок по курсу



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа по астрономии для учащихся 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Нормативные документы:

  • Закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г;
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.)
  • «О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. № 1089» от 7 июня 2017г. № 506
  • Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Приказ № ТС-194/08 от 20.06.2017 г.

2. Программа по астрономии. Базовый уровень. 11 класс. Автор программы  Е.К. Страут  к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Учебник образует завершенную предметную линию

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.

Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

Цель изучения астрономии на данном этапе обучения является:

-развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов астрономии, взаимосвязи между физикой и астрономией; формирование у учащихся представлений о астрофизической картине мира.

Достижение этой цели на базовом уровне среднего (полного) общего образования обеспечивается решением следующих задач:

-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

-формирование научного мировоззрения;

-формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

     По учебному плану школы в этом учебном году выделено на изучение астрономии  в 10 классе  во втором полугодии  18 часов  из расчёта 1 час в неделю.

Программа соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся 10 класса.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

В   процессе   изучения   курса   применяются   следующие   основные   методы  обучения:

  • - объяснительно-иллюстративный;
  • - репродуктивный;
  • - частично-поисковый;
  • - исследовательский;
  • - метод проблемного изложения.

При реализации программы предусмотрены следующие формы контроля уровня достижений учащихся:

  • опрос индивидуальный и фронтальный
  • самостоятельная работа;
  • тестовая работа;
  • контрольная работа.

Изучение программного материала астрономии в 10 классе направлено на формирование следующих ключевых компетенций:

коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной,

смысловой поисковой и профессионально-трудового выбора

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Предмет астрономии

2

2

0

2

Практические основы астрономии

5

4

1

3

Строение Солнечной системы

2

2

0

4

Законы движения небесных тел

5

3

2

5

Природа тел Солнечной системы

4

4

0

Итого:

18

15

3

2 полугодие 10 класса

18

15

3

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Полугодие

Практические  работы

Контрольные работы

2 полугодие (10 класс)

1

2

всего

1

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет астрономии (2ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.  История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики

Основы практической астрономии (5ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

Строение Солнечной системы (2ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (4ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Общие учебные умения

Знать:

-смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

-смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

-смысл физического закона Хаббла;

-основные этапы освоения космического пространства;

-гипотезы происхождения Солнечной системы;

-основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

-размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

Специально-предметные умения

Предмет астрономии

Основы практической астрономии

Строение Солнечной системы

Законы движения небесных тел

Природа тел Солнечной системы

Солнце и звезды

Наша Галактика — Млечный Путь

Строение и эволюция Вселенной

Жизнь и разум во Вселенной

Уметь:

-приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

-описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

-характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства  планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

-находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

-использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Номер урока

Дата

Информация о корректировке

Тема урока

План

Факт

Предмет астрономии (2ч)

1

Предмет астрономии

2

Наблюдения - основа астрономии

Практические основы астрономии (5ч)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах

5

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

7

Время и календарь. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии»

Строение Солнечной системы (2ч)

8

Развитие представлений о строении мира

9

Конфигурация планет. Синодический период.

Законы движения небесных тел (5ч)

10

Законы движения планет Солнечной системы

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

12

Движение небесных тел под действием сил тяготения

13

Решение задач по теме  «Строение Солнечной системы». Практическая работа с планом Солнечной системы

14

Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы»

Природа тел солнечной системы (8ч)

15

Общие характеристики планет

16

Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение

17

Система Земля-Луна

18

Планеты земной группы



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Номер урока

Дата

Информация о корректировке

Тема урока

План

Факт

Природа тел солнечной системы (4ч)

1

Далекие планеты

2

Малые тела Солнечно системы

3

Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы»

4

Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы»

Солнце и звезды (6ч)

5

Солнце – ближайшая звезда

6

Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд.

7

Массы и размеры звезд

8

Переменные и нестационарные звезды

9

Решение задач по теме «Солнце и звезды»

10

Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и Солнечная система»

Наша Галактика (2ч)

11

Наша Галактика

12

Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике.

Строение и эволюция  Вселенной (2ч)

13

Другие звездные системы-  галактики

14

Основы современной космологии

Жизнь и разум во Вселенной (2ч)

15

Жизнь и разум во Вселенной

16

Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

Повторение (1ч)

17

Повторительно-обобщающий урок по курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Учебная программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год

Основная цель программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосоверше...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике 7-9,10-11классы

Рабочие программа по физике для 7-9 классы составлена на основе «Примерной    программы основного общего образования по физике. 7-9 классы»  под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабар...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11класс

Абаптированная рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса,автор  учебника Мордкович А.Г.  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для 10/11классов полной средней школы.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИЗИКА» для 10/11классов полной средней школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)

Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...