Мотивирование учащихся к познавательной деятельности на уроках астрономии
статья по астрономии (10 класс)

Астрономия – учебный предмет, который в 90-х годах XX столетия был незаслуженно вычеркнут из обязательной школьной программы, а с недавних пор снова возвращен в список традиционных учебных дисциплин на уровне общего среднего образования. Почему произошел почти 30-летний перерыв в изучении астрономии школьниками, – вопрос, находящийся за пределами темы нашей статьи. Другое дело, что методику преподавания этой «новой старой» дисциплины большинству учителей сегодня приходится выстраивать заново. Трудностей не убавляет даже тот факт, что во время возникшей паузы некоторая часть астрономических тем все же сохранялась в программе по курсу общей физики. Но одно дело – раздел программы, и совсем другое – отдельный предмет, оценка за который идет в аттестат и соответственно влияет на средний балл.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuleshova-statya2.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивирование учащихся к познавательной деятельности на уроках астрономии

Астрономия – учебный предмет, который в 90-х годах XX столетия был незаслуженно вычеркнут из обязательной школьной программы, а с недавних пор снова возвращен в список традиционных учебных дисциплин на уровне общего среднего образования. Почему произошел почти 30-летний перерыв в изучении астрономии школьниками, – вопрос, находящийся за пределами темы нашей статьи. Другое дело, что методику преподавания этой «новой старой» дисциплины большинству учителей сегодня приходится выстраивать заново. Трудностей не убавляет даже тот факт, что во время возникшей паузы некоторая часть астрономических тем все же сохранялась в программе по курсу общей физики. Но одно дело – раздел программы, и совсем другое – отдельный предмет, оценка за который идет в аттестат и соответственно влияет на средний балл.

Познавательная деятельность начинается с создания мотивации. Без нее астрономия еще какое-то время будет восприниматься учащимися и их родителями как дополнительная, и при этом не всегда оправданная, нагрузка в учебном плане. Не секрет, что пока лишь единицы школьников целенаправленно стремятся связать свое будущее с теми специальностями, которые предполагают владение знаниями по астрономии.

В то же время нельзя недооценивать, что астрономия — одна из древнейших наук, которая обладает широкими метапредметными связями, и что ее роль в формировании научной картины мира и мировоззрения человека трудно переоценить. Современный интеллектуально развитый человек, обладающий широким кругозором, просто обязан владеть хотя бы общими сведениями в рассматриваемой нами предметной области. Не говоря уже о том, что перспективы астрономии как науки и сферы профессиональной деятельности растут с каждым годом растут. Это обеспечивается активным развитием высоких технологий, робототехники, играющей свою роль в освоении космоса и получения новых сведений о нем, прогнозированием обострения потребности человека в новых ресурсах, которые наша планета по истечении некоторого времени, возможно, не сможет обеспечивать.

Таким образом, мы можем выделить, по крайней мере, два убедительных довода для учеников, почему сегодня астрономию важно и нужно знать: во-первых, — для общего развития; во-вторых, — в связи с растущими перспективами астрономии как сферы профессиональной деятельности. Астрономы, астронавты, космические баллистики, инженеры и прочие профессионалы из этой области пока представляют собой штучный товар на рынке труда. Но и оплачивается этот труд по самым высоким расценкам. По открытым данным сети Интернет, за один полет космонавт (астронавт) получает до 150 тысяч долларов. Инженеры и техники космической отрасли ежемесячно получают сотни тысяч рублей. С каждым годом все востребованней становятся профессии космических медиков и биологов, зарплаты которых на порядок превышают ежемесячный заработок их «земных» коллег.

Уметь мыслить на перспективу, рассчитывать варианты развития событий, как в своей собственной судьбе, так и в идущих глобальных экономических процессах, — вот чему требуется учить современных школьников. Времена, когда человек получал профессию один раз на всю жизнь, остались позади. Сегодня, будучи специалистом даже в одной како-то области, любой уважающий себя профессионал постоянно учится чему-то новому, нередко переквалифицируясь для работы по совсем иной профессии, чем это было изначально. Конечно, этот фактор просто необходимо учитывать, мотивируя учащихся к изучению астрономии.

На мой взгляд, очень важно и то, что выполнение заданий по этой дисциплине, рассуждение над проблемами, поставленными астрономической наукой перед современностью, позволяют проявить степень понимания и усвоения тем учащимися по многим другим предметам, прежде всего — по физике и математике (включая алгебру и начала анализа). Астрономия развивает многие компоненты и философские категории мышления и внутреннего мира человека, — от логики до эстетики.

Но поговорим, с какими психолого-педагогическими проблемами может столкнуться учитель, требуя серьезного отношения к астрономии, как дисциплине основного среднего образования.

По статистике средний возраст учителей в России составляет 45-47 лет. То есть это поколение, которое психологи характеризуют как поколение ответственных родителей. Им свойственна усидчивость, способность долго сохранять внимание на одном объекте, стремление к познавательной деятельности ради интереса к знаниям, потребность в реальном общении. Современные дети до 18 лет, напротив, часто коммуницируют с миром сквозь призму гаджетов. У них клиповое мышление. Их довольно трудно заинтересовать какой-либо информацией, если она не обладает развлекательными или возбуждающими психику функциями. Кроме того, это ярко выраженное поколение прагматиков. Прежде, чем углубиться в предмет, начать действовать в рамках проектной деятельности, современный ученик должен точно ответить себе на вопрос: зачем ему это делать? Какой опыт он получит и пригодится ли ему это в дальнейшем? Поэтому, мотивируя учеников, современный учитель астрономии, с моей точки зрения должен опираться на два момента: растущие перспективы астрономических профессий и ярко выраженный интерес к содержанию предмета. Астрономия, значительно продвинувшись в своих реальных достижениях и открытиях за последние десятилетия, в то же время остается в восприятии большинства людей областью, смежной фантастике. Она связана с квантовой физикой и запредельными возможностями. На это и следует делать упор, что я и пытаюсь применять в собственной практике (примеры апробации можно посмотреть здесь https://costav.ru/p345aa1detales8.html и здесь https://costav.ru/p345aa1detales69.html).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"

В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...

Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)

Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

презентация "Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии"

Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии...