Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)

 

   Рабочая программа по астрономии в 11 классе составлена в соответствии с ФГОС СОО. Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», В.М Чаругин 2018г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс,   В.М Чаругин 2018г.

   Астрономия в школе - это курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия реализуется за счет школьного компонента. Изучение курса рассчитано на 34 часов. При планировании 1 час в неделю курс будет пройден в течение 11 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r-p_11astronomiya.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                             «Средняя общеобразовательная школа с Чапаево»

                                                        Рабочая программа

                                                        по УМК  Астрономия 11 класс,  

.

                                                        Физика 11 класс

       

                                                         В.М Чаругин  2018г

 

                                                                                               Составитель: учитель физики

                                                                                                            Шаповалова Л.А.

                                                                                                                     

                                                                         2022-2023 уч.год

1.        Пояснительная записка

   Рабочая программа по астрономии в 11 классе составлена в соответствии с ФГОС СОО. Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», В.М Чаругин 2018г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс,   В.М Чаругин 2018г.

   Астрономия в школе - это курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия реализуется за счет школьного компонента. Изучение курса рассчитано на 34 часов. При планировании 1 час в неделю курс будет пройден в течение 11 класса.

2.        Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

Личностные результаты:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2) формирование основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, коммуникативной и др.);

3) формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

4) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей  жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Метапредметные результаты:  

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и

второстепенные задачи;  

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию

поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку  зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:  

Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии» позволяют:

— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и  зимнее время);

— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы» позволяют:

— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);

— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

— объяснять сущность астероидно -кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:

— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

— описывать этапы формирования и эволюции звезды;

— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:

— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

— формулировать закон Хаббла;

— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;

— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:

— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и  способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования  — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

   Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

   В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:

• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

• об истории науки;

• о новейших разработках в области науки и технологий;

• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);

• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).

Выпускник сможет:

• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнпознавательных задач;

• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

   С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:

• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Содержание учебного предмета «Астрономия»

Введение в астрономию (2 часа)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности

астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии (6 часов)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (6 часов)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный  параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (7 часов)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды (7 часов)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы

Строение и эволюция Вселенной (6 часов)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Учебно-тематическое планирование по астрономии 11класс

Тема курса

Количество часов по программе

Количество контрольных работ

1.

Введение в астрономию

2

-

2.

Практические основы астрономии

6

3.

Строение Солнечной системы

6

4.

Природа тел Солнечной системы

7

5.

Солнце и звезды

7

6.

Строение  и эволюция Вселенной

6

1

Общее количество часов: 1час в неделю, всего 34 часа.

Тема курса

Кол-во часов

Форма контроля

Основное содержание темы

Практическое занятие

Дата

Примечание

Тема 1.Введение в астрономию

2

1/1

Астрономия, ее связь с другими науками.  Структура и масштабы Вселенной.

1

Значение астрономии. Уметь использовать ПКЗН. Знать устройство телескопа.

1/2

Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

1

тест

Уметь использовать ПКЗН.

Звездное небо над городом

Тема 2.Практические основы астрономии.

6

2/3

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы.

1

Наблюдения.

Небесная сфера. Звездное небо. Изменение вида звездного небо в течение суток.

Ориентирование на местности.

2/4

Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация  светил.

1

Наблюдения.

Звездное небо. Созвездия. Основные созвездия.

Созвездия нашего полушария

2/5

Небесные координаты и звездные карты.

1

ПКЗН

Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.

2/6

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

Видимое годичное движение Солнца и вид звездного неба. Способы определения географической широты.

2/7

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

Наблюдения.

Система Земля-Луна. Солнечные и лунные затмения.

2/8

Время и календарь.

1

Тест.

Основы измерения времени. Системы счета времени. Понятие о летосчислении.

Аркаим – древняя обсерватория

Тема 3.Строение Солнечной системы.

5

3/9

Гелиоцентрическая система мира Коперника. Ее значение для науки и мировоззрения.

1

Тест.

Развитие представлений о Солнечной системе. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Взгляды Чижевского.

3/10

Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и звездный периоды.

1

Наблюдения.

Видимое движение планет. Конфигурации планет. Сидерические и синодические периоды обращения планет.

3/11

Законы Кеплера.

1

Тест.

Законы Кеплера - законы движения планет. Законы Кеплера в формулировке Ньютона.

3/12

Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.

1

Определение расстояний по параллаксам светил. Радиолокационный метод. Определение размеров тел Солнечной системы.

3/13

Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.

1

тест

Закон Всемирного тяготения.

Тема 4. Природа тел Солнечной системы.

7

4/14

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

Происхождение Солнечной системы. Основные закономерности в Солнечной системе. Космогонические гипотезы.

4/15

Система Земля-Луна.

1

Система Земля-Луна. Основные движения Земли. Форма Земли. Природа Луны.    

4/16

Планеты земной группы. Наблюдения.

1

тест

Общая характеристика планет земной группы(атмосфера, поверхность)

4/17

Планеты-гиганты.

1

тест

Общая характеристика. Особенности строения.

4/18

Спутники и кольца планет-гигантов.

1

Спутники и кольца.

4/19

Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты.

1

Наблюдения.

 Астероиды и метеориты.

Пояс астероидов. Кометы и метеоры.

4/20

Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы.

1

Тест

Законы физики в космосе.

Тема 5.Солнце и звезды.

7

5/21

Звезды - основные объекты Вселенной. Солнце - ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы.

1

Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца.

5/22

Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы.

1

Строение атмосферы Солнца: пятна, вспышки, протуберанцы.

5/23

Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность Солнечной активности и ее прямая связь с геофизическими явлениями.

1

Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли.

Влияние Солнечной активности на человека

5/24

Звезды, их основные характеристики.

1

тест

Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд..

5/25

Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс.

1

Расстояние до звезд. Годичный параллакс. Видимые и абсолютные звездные величины.

5/26

Внутреннее строение звезд и источники их энергии.

1

Тест.

Внутреннее строение звезд и источники их энергии.

5/27

Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры.

1

Эволюция звезд. Рождение и смерть звезды.

Тема 6.Строение и эволюция Вселенной

5

6/28

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики.

1

тест

Наша Галактика. Строение и структура. Вращение Галактики.

6/29

Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары.

1

Многообразие галактик.

Определение размеров, расстояний и масс галактик.

6/30

Крупномасштабная структура Вселенной. Красное смещение. Реликтовое излучение. Расширение Вселенной.

1

Крупномасштабная структура Вселенной. Метагалактика. Космологические модели Вселенной.

6/31

Строение и эволюция Вселенной как проявление физической закономерностей материального мира.

1

Космологические модели Вселенной.

6/32

Жизнь и разум во Вселенной Астрономическая картина мира. Заключительная лекция..

1

Жизнь и разум во Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций

6/33

Итоговая контрольная работа

1

6/34

Обобщающее повторение.

1

                                                                                  Критерии оценивания тестового контроля:

Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.

Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.

Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.

Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.

                                                                                   Оценка самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

                                                                                     Грубые ошибки

1.        Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.

2.        Неумение выделять в ответе главное.

3.        Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.

4.        Небрежное отношение к оборудованию.

                                                                                     Негрубые ошибки

1.        Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

2.        Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.

                                                                                     Недочеты

1.        Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.

2.        Орфографические и пунктуационные ошибки.

                       

                                                                             Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение

1.        Примерная программа курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (под ред. В.М Чаругин 2018г), М.: «Просвещение», 2018г.

2.         Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2018.

3.        Астрономия. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М.: «Просвещение», 2018г.,В.М Чаругин 2018г.

4.        Дидактический материал по астрономии. В.М Чаругин

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

         http://interneturok.ru/   Интернет уроки онлайн

        http://prosv.ru

        http://drofa.ru

        http://alleng.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...