Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа по астрономии в 11 классе составлена в соответствии с ФГОС СОО. Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», В.М Чаругин 2018г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, В.М Чаругин 2018г.
Астрономия в школе - это курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия реализуется за счет школьного компонента. Изучение курса рассчитано на 34 часов. При планировании 1 час в неделю курс будет пройден в течение 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с Чапаево»
Рабочая программа
по УМК Астрономия 11 класс,
.
Физика 11 класс
В.М Чаругин 2018г
Составитель: учитель физики
Шаповалова Л.А.
2022-2023 уч.год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии в 11 классе составлена в соответствии с ФГОС СОО. Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», В.М Чаругин 2018г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, В.М Чаругин 2018г.
Астрономия в школе - это курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия реализуется за счет школьного компонента. Изучение курса рассчитано на 34 часов. При планировании 1 час в неделю курс будет пройден в течение 11 класса.
2. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
Личностные результаты:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
2) формирование основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, коммуникативной и др.);
3) формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии» позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы» позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно -кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнпознавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Содержание учебного предмета «Астрономия»
Введение в астрономию (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (6 часов)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (6 часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (7 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (7 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы
Строение и эволюция Вселенной (6 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Учебно-тематическое планирование по астрономии 11класс
Тема курса | Количество часов по программе | Количество контрольных работ | |
1. | Введение в астрономию | 2 | - |
2. | Практические основы астрономии | 6 | |
3. | Строение Солнечной системы | 6 | |
4. | Природа тел Солнечной системы | 7 | |
5. | Солнце и звезды | 7 | |
6. | Строение и эволюция Вселенной | 6 | 1 |
Общее количество часов: 1час в неделю, всего 34 часа.
№ | Тема курса | Кол-во часов | Форма контроля | Основное содержание темы | Практическое занятие | Дата | Примечание | ||
Тема 1.Введение в астрономию | 2 | ||||||||
1/1 | Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. | 1 | Значение астрономии. Уметь использовать ПКЗН. Знать устройство телескопа. | ||||||
1/2 | Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | 1 | тест | Уметь использовать ПКЗН. | Звездное небо над городом | ||||
Тема 2.Практические основы астрономии. | 6 | ||||||||
2/3 | Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. | 1 | Наблюдения. | Небесная сфера. Звездное небо. Изменение вида звездного небо в течение суток. | Ориентирование на местности. | ||||
2/4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. | 1 | Наблюдения. | Звездное небо. Созвездия. Основные созвездия. | Созвездия нашего полушария | ||||
2/5 | Небесные координаты и звездные карты. | 1 | ПКЗН | Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. | |||||
2/6 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | Видимое годичное движение Солнца и вид звездного неба. Способы определения географической широты. | ||||||
2/7 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 1 | Наблюдения. | Система Земля-Луна. Солнечные и лунные затмения. | |||||
2/8 | Время и календарь. | 1 | Тест. | Основы измерения времени. Системы счета времени. Понятие о летосчислении. | Аркаим – древняя обсерватория | ||||
Тема 3.Строение Солнечной системы. | 5 | ||||||||
3/9 | Гелиоцентрическая система мира Коперника. Ее значение для науки и мировоззрения. | 1 | Тест. | Развитие представлений о Солнечной системе. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Взгляды Чижевского. | ||||
3/10 | Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и звездный периоды. | 1 | Наблюдения. | Видимое движение планет. Конфигурации планет. Сидерические и синодические периоды обращения планет. | |||||
3/11 | Законы Кеплера. | 1 | Тест. | Законы Кеплера - законы движения планет. Законы Кеплера в формулировке Ньютона. | |||||
3/12 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | 1 | Определение расстояний по параллаксам светил. Радиолокационный метод. Определение размеров тел Солнечной системы. | ||||||
3/13 | Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. | 1 | тест | Закон Всемирного тяготения. | |||||
Тема 4. Природа тел Солнечной системы. | 7 | ||||||||
4/14 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | Происхождение Солнечной системы. Основные закономерности в Солнечной системе. Космогонические гипотезы. | ||||||
4/15 | Система Земля-Луна. | 1 | Система Земля-Луна. Основные движения Земли. Форма Земли. Природа Луны. | ||||||
4/16 | Планеты земной группы. Наблюдения. | 1 | тест | Общая характеристика планет земной группы(атмосфера, поверхность) | |||||
4/17 | Планеты-гиганты. | 1 | тест | Общая характеристика. Особенности строения. | |||||
4/18 | Спутники и кольца планет-гигантов. | 1 | Спутники и кольца. | ||||||
4/19 | Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты. | 1 | Наблюдения. | Астероиды и метеориты. Пояс астероидов. Кометы и метеоры. | |||||
4/20 | Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы. | 1 | Тест | Законы физики в космосе. | |||||
Тема 5.Солнце и звезды. | 7 | ||||||||
5/21 | Звезды - основные объекты Вселенной. Солнце - ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. | 1 | Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. | ||||||
5/22 | Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы. | 1 | Строение атмосферы Солнца: пятна, вспышки, протуберанцы. | ||||||
5/23 | Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность Солнечной активности и ее прямая связь с геофизическими явлениями. | 1 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. | Влияние Солнечной активности на человека | |||||
5/24 | Звезды, их основные характеристики. | 1 | тест | Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд.. | |||||
5/25 | Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. | 1 | Расстояние до звезд. Годичный параллакс. Видимые и абсолютные звездные величины. | ||||||
5/26 | Внутреннее строение звезд и источники их энергии. | 1 | Тест. | Внутреннее строение звезд и источники их энергии. | |||||
5/27 | Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры. | 1 | Эволюция звезд. Рождение и смерть звезды. | ||||||
Тема 6.Строение и эволюция Вселенной | 5 | ||||||||
6/28 | Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. | 1 | тест | Наша Галактика. Строение и структура. Вращение Галактики. | |||||
6/29 | Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары. | 1 | Многообразие галактик. Определение размеров, расстояний и масс галактик. | ||||||
6/30 | Крупномасштабная структура Вселенной. Красное смещение. Реликтовое излучение. Расширение Вселенной. | 1 | Крупномасштабная структура Вселенной. Метагалактика. Космологические модели Вселенной. | ||||||
6/31 | Строение и эволюция Вселенной как проявление физической закономерностей материального мира. | 1 | Космологические модели Вселенной. | ||||||
6/32 | Жизнь и разум во Вселенной Астрономическая картина мира. Заключительная лекция.. | 1 | Жизнь и разум во Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций | ||||||
6/33 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||||
6/34 | Обобщающее повторение. | 1 |
Критерии оценивания тестового контроля:
Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.
Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.
Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.
Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
4. Небрежное отношение к оборудованию.
Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.
Недочеты
1. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.
2. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение
1. Примерная программа курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (под ред. В.М Чаругин 2018г), М.: «Просвещение», 2018г.
2. Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2018.
3. Астрономия. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М.: «Просвещение», 2018г.,В.М Чаругин 2018г.
4. Дидактический материал по астрономии. В.М Чаругин
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
http://interneturok.ru/ Интернет уроки онлайн
http://prosv.ru
http://drofa.ru
http://alleng.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179689-1358237293.jpg)
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-774118-1603822967.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-300609-1385743435.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...