Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Филимонова Елена Владимировна

Рабочая прпограмма по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astronomiya.docx278.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СТОДОЛИЩЕНСКАЯ

средняя школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования по астрономии

для 11 класса

                         Составитель:

Филимонова Е. В.,

учитель физики высшей

               квалификационной категории

«Согласована»:

Заместитель директора

________/Костенкова Е.В./

«___» ____________2019 г. 

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета Астрономия составлена на основе Федерального  государственного  образовательного стандарта
СОО, утвержденного  Приказом  Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
(ред. от 29.06.2017), основной образовательной программы СОО МБОУ Стодолищенская СШ, утвержденной приказом по школе № 273а от 01.09.2018г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

  1. сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
  2. понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
  3. владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
  4. сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
  5. осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Содержание учебного предмета

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Характеристики звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Космология XX века. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Тематическое планирование

Раздел программы

Количество часов

Количество контрольных работ

Предмет астрономии.

2

Основы практической астрономии

5

Строение Солнечной системы

2

Законы движения небесных тел

5

Природа тел Солнечной системы

8

1

Солнце и звезды

4

Наша галактика – Млечный путь

2

Строение и эволюция Вселенной

3

Жизнь и разум во Вселенной

3

1

ИТОГО

34

2

Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе среднего общего образования по астрономии для 11 класса на 2019/2020 учебный год

Учитель: Филимонова Е.В.

п/п

урока

Тема урока

Количество часов по теме

Дата проведения

планируемая

фактическая

Предмет астрономии.

1.

1

Что изучает астрономия.

2

5.09

2

Наблюдения — основа астрономии.

12.09

Основы практической астрономии.

2.

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

5

19.09

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

26.09

5

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

3.10

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

10.10

7

Время и календарь.

17.10

Строение Солнечной системы.

3.

8.

Развитие представлений о строении мира.

2

24.10

9.

Конфигурации планет. Синодический период.

31.10

Законы движения небесных тел.

25.11

4.

10.

Законы движения планет     Солнечной системы.

5

14.11

11.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

21.11

12.

Практическая работа  с планом Солнечной системы.

28.11

13.

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

5.12

14.

Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

12.12

Природа тел Солнечной системы.

5.

15.

Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

8

19.12

16.

Система Земля - Луна.

26.12

17.

Две группы планет.

16.01

18.

Природа планет земной группы.

23.01

19.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

30.01

20.

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

6.02

21.

Метеоры, болиды, метеориты.

13.02

22.

Контрольная работа № 1.

20.02

Солнце и звезды.

6.

23.

Солнце, его состав и внутреннее строение.

4

27.02

24.

Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд.

5.03

25.

Массы и размеры звезд.

12.03

26.

Переменные и нестационарные звезды.

26.03

Наша галактика – Млечный путь.

7.

27.

Наша Галактика.

2

2.04

28.

Наша Галактика.

9.04

Строение и эволюция Вселенной.

8.

29.

Другие звездные системы — галактики.

3

16.04

30.

Космология начала XX в.

23.04

31.

Основы современной космологии.

30.04

Жизнь и разум во Вселенной.

9.

32.

Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

3

7.05

33.

Контрольная работа 2. Промежуточная аттестация.

14.05

34.

Обобщающее повторение.

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...