Митоз
презентация к уроку (биология, 10 класс) по теме

Кондратюк Фаина Георгиевна

Тип урока: комбинированный

Сверхзадача:показать на примере митоза явление гомеостаза системы, уникальность и хрупкость жизненных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mitoz.doc57.5 КБ
Office presentation icon delenie_kletok.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ

Тема урока «Митоз»

Тип урока: комбинированный

Сверхзадача: показать на примере митоза явление гомеостаза системы, уникальность и хрупкость жизненных процессов.

Задачи: 1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

Цель: создание условий для развития понятия митоз, конкретизация и расширение знаний по теме.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедио комплекс, электронный микроскоп, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Митоз в корешке лука», «Деление яйцеклетки».

План урока

  1. Повтор пройденного материала
  2. Изучение нового материала
  • Определение времени митоза в клеточном цикле
  • Определение митоза
  • Фазы митоза
  • Лабораторная работа учащихся (работа с микроскопом «Митоз в корешке лука») и демонстрация на экране через электронный микроскоп
  • Отчёт о лабораторной работе – оформление в тетради
  • Интерактивная часть
  • Демонстрация иллюстрированного материала. Видеофрагмент
  • Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом
  • Представление результатов работы
  1. Выводы
  2. Рефлексия
  3. Домашнее задание

Материалы к проведению урока

  1. Повторение пройденного материала.  На доске записываются следующие термины:
  1. Центриоль
  2. Репликация
  3. Клеточный цикл
  4. Хроматин
  5. Хроматиды
  6. Хромосомы
  7. Центромера
  8. Интерфаза

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы и выбрать правильный ответ, записав его в виде цифрового варианта:

  1. Как называется комплекс, состоящий из ДНК и белков – гистонов?
  2. Как называется структура, образующаяся перед делением ядра?
  3. Как называется период предшествующий ядерному делению?
  4. Как называется участок, куда прикрепляются нити веретена деления?
  5. Каково название структуры клеточного центра?
  6. Как называется процесс удвоения молекулы ДНК?
  7. Как называется период в жизни клетки от её образования до деления на дочерние?
  8. Как называется одна из двух нуклеопротеидных нитей, образующихся при удвоении хромосом?

  1. Определение времени и места митоза в клеточном цикле.

На магнитной доске находится изображение клеточного цикла, выделен участок «митоз», определяется среднее время: интерфаза длится 10 – 20 часов, митоз 1 – 2 часа. Также возможно определение генетического материала перед делением. После митоза происходит цитокинез.

  1. Определение митоза

«митоз (от гр. – митоз - нить) – непрямое деление ядра клетки и её тела, в ходе которого каждая из двух возникающих клеток получает генетический материал, идентичный исходной клетке». Синонимами для деления ядра является – кариокинез (в переводе с гр. карион – орех, ядро ореха, кинезис - движение)

  1. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза а затем следует цитокинез (работа в тетради)
  2. Лабораторная работа учащихся. Задание: каждая группа получает конверт, в котором  находится информация о каждой фазе митоза, кроме того иллюстрированный материал.  Рассматривая микропрепараты, найти по описанию определённую фазу, из фрагментов сложить определённый текст, наклеить его на лист бумаги.

1 группа. Профаза.

Хроматиды укорачиваются и утолщаются. Хроматиды хорошо видны.  Центромеры не выявляются. Центриоли расходятся по полюсам.  Начинает  формироваться звезда из микротрубочек. Ядрышки уменьшаются. К концу профазы ядерная  мембрана распадается, образуется веретено деления.

2 группа. Метафаза.

Пары хроматид прикрепляются своими  центромерами  к нитям веретена деления и перемещаются вверх и вниз по веретену до тех пор, пока их Центромеры не выстроятся по экватору клетки.

3 группа. Анафаза.

Короткая стадия. Каждая центромера расщепляется на две, и нити веретена оттягивают дочерние Центромеры с противоположным полюсом. Центромеры тянут за собой отделившиеся друг от друга хроматиды, которые теперь называются хромосомами.

4 группа. Телофаза.

Хромосомы достигают полюсов клетки, деспирализуются, удлиняются, не различимые нити веретена разрушаются, центриоли реплицируются. Вокруг хромосом образуется ядерная мембрана. Появляется ядрышко.

5 группа. Цитокинез.

Следует за телофазой и ведёт к первому периоду интерфазы, органеллы распределяются между дочерними клетками. В результате образуются две клетки с набором хромосом идентичным родительской.

  1. Учащиеся представляют свои работы на магнитной доске и показывают фазу митоза на экране мультимедио комплекса.
  2. Интерактивная часть (компьютерная программа)
  3. Иллюстрированный материал к видеоматериалу.

Митоз лежит  в основе роста, регенерации и вегетативного размножения всех эукариотических организмов. Далее мы с вами увидим как это происходит в момент дробления оплодотворённой яйцеклетки – процессе, который лежит в основе образования многоклеточного зародыша. ( демонстрация микропрепарата «дробление яйцеклетки» на электронном и световом микроскопе)

  1. Демонстрация видеофрагмента «Саги о жизни»
  2. Митоз – очень значимый процесс, много сил и времени было потрачено учёными, для познания всех особенностей этого процесса. Например, было выяснено, что митоз в растительных и животных клетках протекает с определёнными отличиями, что существуют факторы, которые негативно влияют на его протекание. Кроме того в литературе вы можете увидеть другую  форму деления – прямое или амитоз. Работа с дополнительной литературой.

1 группа: задание «Амитоз»

Выделите из текста «опорные» точки, т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза. «Митоз – наиболее распространённый, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариот обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, фолликулярных клеток яичников… Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании… после него клетки не способны к митотическому делению ».

2 группа: задание «нарушение митоза»

Составить логические пары: тип воздействия – последствия.

«правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются. Такие хромосомы не способны двигаться например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления. Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом »

3 группа: задание:

«исторические аспекты» Восстановить хронологическую последовательность изучения клетки в том числе и процессы митоза. Ответ оформить в виде таблицы:

год

Фамилия ученого

достижения

«начало изучения клетки было положено с изобретения микроскопа. Первым, кто оценил огромное значение этого прибора был английский физик и ботаник Роберт Гук. Он ввёл термин «клетка» (1665 год) Представления о самовоспроизведении клеток сложились у биологов к середине 19 века. В 1838 – 39 годах ботаник Шлейден и зоолог Шванн объединили идеи разных учёных и сформировали клеточную теорию, которая постулировала «основной единицей строения и функции живых организмов является клетка» Несколько ранее было открыто ядро Робертом Брауном, он описал данную структуру, как характерное сферическое тельце, обнаруживаемое в растительных клетках. В 1868 году Геккель установил, что хранение и передачу наследственных признаков осуществляет ядро. Десятью годами ранее Рудольф Вирхов, расширил клеточную теорию, провозгласив «каждая клетка из клетки» В 1879 году Бовери и Флеминг описали происходящие в клетке события, в результате которых образуются две идентичные клетки».

4 группа. Задание: «Различие митоза у растений и животных».

Проанализировав текст, найдите отличия в протекании митоза у растений и животных. Заполните таблицу.

Вопросы для сравнения

Митоз в растительной клетке

Митоз в животной клетке

Самое главное событие, происходящее во время митоза – это равномерное распределение удвоившихся хромосом между двумя дочерними клетками. Митоз в клетках растений и животных протекает почти одинаково, но отличия всё таки имеются. Так например в растительных клетках нет центриолей. В конце телофазы в растительных клетках из нитей веретена деления в экваториальной части формируется фрагмопласт, в эту же область перемещаются рибосомы, митохондрии, ЭПС. Всё это приводит к формированию клеточной пластинки, которая в последствии разделит клетку надвое. Этого процесса не наблюдается у животных. Есть и различия в цитокинезе, например только у животных образуется перетяжка. Митозы у животных происходят в различных тканях и участках организма, чего не скажешь о растениях. Там митоз происходит в строго определённых местах, где расположена образовательная ткань, то есть в меристемах.  Например на кончиках корня (зона роста), в почке (конус нарастания), камбии.

5 группа. Задание: составить синквейн на тему» митоз», создайте символический знак, который бы подошёл к теме нашего урока. Работа в тетради и на листе бумаги с использованием цветных карандашей.

  1. Выступления учащихся.
  2. Выводы.

Сегодня урок был посвящён  важнейшему процессу – митозу. Мы уделили достаточно времени самому процессу, его особенностям, проблемам. Самое главное, что этот процесс обеспечивает генетическую стабильность вида, а так же процессы регенерации, роста, бесполого (вегетативного) размножения. Процесс сложный, многоступенчатый и очень чувствительный к воздействию факторов среды.

  1. Мозговой штурм (закрепление изученного)

Клетка и её фазы

Общая масса всех молекул ДНК

Кол-во хромосом

1

2

3

4

5

6

В одной неделящейся соматической клетке

В одной соматической клетке к концу интерфазы, перед профазой

В материнской соматической клетке в её профазе и метафазе митоза

Материнской соматической клетке в анафаза

В одной дочерней соматической клетке в конце телофазы митоза

В двух дочерних соматических клетках (сумма) в конце телофазы митоза

6*10-9мг

46

  1. Домашнее задание: стр. 167-176.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все клетки появляются путём деления родительских клеток. Большинству клеток свойственен клеточный цикл, состоящий из двух основных стадий: интерфазы и митоза. Интерфаза состоит из трех этапов. В течение 4–8 часов после рождения клетка увеличивает свою массу. Некоторые клетки (например, нервные клетки мозга) навсегда остаются в этой стадии, у других же в течение 6–9 часов удваивается хромосомная ДНК. Когда масса клетки увеличивается в два раза, начинается митоз.

Слайд 2

Деление клеток. В типичной животной клетке митоз происходит следующим образом. В профазу центриоли удваиваются, две образовавшиеся центриоли начинают расходиться к разным полюсам клетки. Ядерная мембрана разрушается. Специальные микротрубочки выстраиваются от одной центриоли к другой, образуя веретено деления. Хромосомы разъединяются, но всё ещё остаются попарно сцепленными. Следующая после профазы стадия называется метафазой. Хромосомы, влекомые нитями веретена, выстраиваются в экваториальной плоскости клетки. Центромеры, скреплявшие хромосомы, делятся, после чего дочерние хромосомы полностью разъединяются.

Слайд 3

Деление клетки. В стадии анафазы хромосомы перемещаются к полюсам клетки. Когда хромосомы достигают полюсов, начинается телофаза. Клетка делится надвое в экваториальной плоскости, нити веретена разрушаются, вокруг хромосом формируются ядерные мембраны. Каждая дочерняя клетка получает собственный набор хромосом и возвращается в стадию интерфазы. Весь процесс занимает около часа. Процесс митоза может варьировать в зависимости от типа клетки. В растительной клетке отсутствуют центриоли, хотя веретено деления образуется. В грибных клетках митоз происходит внутри ядра, ядерная мембрана не распадается.

Слайд 4

Деление клеток. Наличие хромосом не является необходимым условием деления клетки. С другой стороны, один или несколько митозов могут останавливаться на стадии телофазы, в результате чего возникают многоядерные клетки (например, у некоторых водорослей). Размножение при помощи митоза называют бесполым или вегетативным, а также клонированием. При митозе генетический материал родительских и дочерних клеток идентичен. Мейоз, в отличие от митоза, является важным элементом полового размножения. При мейозе образуются клетки, содержащие лишь один набор хромосом, что делает возможным последующее слияние половых клеток (гамет) двух родителей. По сути, мейоз является разновидностью митоза. Он включает два последовательных деления клетки, однако хромосомы удваиваются только в первом из этих делений. Биологическая сущность мейоза заключается в уменьшении числа хромосом в два раза и образовании гаплоидных гамет (то есть гамет, имеющих по одному набору хромосом).

Слайд 5

Деление клеток. В результате мейотического деления у животных образуются четыре гаметы. Если мужские половые клетки имеют примерно одинаковые размеры, то при образовании яйцеклеток распределение цитоплазмы происходит очень неравномерно: одна клетка остаётся крупной, а три остальных настолько малы, что их почти целиком занимает ядро. Эти мелкие клетки служат лишь для размещения избыточного генетического материала. Мужские и женские гаметы сливаются, образуя зиготу. Хромосомные наборы при этом объединяются (этот процесс называется сингамией), в результате чего в зиготе восстанавливается удвоенный набор хромосом – по одному от каждого из родителей. Случайное расхождение хромосом и обмен генетическим материалом между гомологичными хромосомами приводят к возникновению новых комбинаций генов, повышая генетическое разнообразие. Образовавшаяся зигота развивается в самостоятельный организм. В последнее время проводились эксперименты по искусственному слиянию клеток одного или разных видов. Наружные поверхности клеток склеивались вместе, а мембрана между ними разрушалась. Таким образом удалось получить гибридные клетки мыши и цыплёнка, человека и мыши. Однако при последующих делениях клетки теряли большинство хромосом одного из видов. В других экспериментах клетка разделялась на компоненты, например, ядро, цитоплазму и мембрану. После этого компоненты различных клеток снова соединяли вместе, и в результате получалась живая клетка, состоящая из компонентов клеток разных видов. В принципе, опыты по сборке искусственных клеток могут оказаться первым шагом на пути к созданию новых форм жизни.

Слайд 6

Деление клеток.

Слайд 7

Деление клеток.

Слайд 8

Деление клеток.

Слайд 9

Деление клеток.

Слайд 10

Деление клеток.

Слайд 11

Деление клеток.

Слайд 12

Деление клеток.

Слайд 13

Деление клеток.

Слайд 14

Митоз и мейоз.

Слайд 15

Клеточный цикл.

Слайд 16

Митоз в типичной живой клетке.

Слайд 18

Деление клетки.

Слайд 19

Мейоз.

Слайд 20

Продольное деление клетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Деление клетки. Митоз"

Подробно изложен материал по теме "Митоз". Рассмотрены все фазы процесса, есть иллюстрации....

Тема "Митоз. Мейоз"

Задания для самостоятельной работы по темам "Митоз", "Мейоз"Таблица "Сравнительная характеристика митоза и мейоза...

Митоз. Интерфаза

Характеристика жизненного цикла клетки. Характеристика процессов интерфазы...

Митоз. Фазы митоза

характеристика процессов, происходящих во время митотического деления клетки...

Интерактивный тренажёр "Деление клетки. Митоз"

Тренажёр предназначен для тренировки по теме "Деление клетки. Митоз". Целью тренажёра является отработка навыков выбора ответа и контроль знаний по данной теме....

Презентация по теме "Митоз"

Данная разработка предназначена для учащихся 9 класса...

К уроку "Митоз"

Краткий план урока с заданиями....