Страна великанов и карликов.
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Кондратюк Фаина Георгиевна

Разработка урока "Страна великанов и карликов" и компьютерная презентация на эту тему.

Комбинированный урок, лабораторная работа «Строение папоротника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii._strana_velik_i_karl_7_kldocx.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ

7 класс

Учитель Кондратюк Ф.Г.

Тема: «В стране великанов и карликов».

Учебная тема: «Отдел Папоротниковидные».

Место урока в теме: №5.

Тип урока: комбинированный урок, лабораторная работа «Строение папоротника».

Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.

Знать:

. особенности строения и жизнедеятельности папоротников;

. особенности распространения;

. многообразия;

. происхождения;

. разнообразия жизненных форм.

Уметь:

. сравнивать;

. обосновывать принадлежность растений к Отделу Папоротниковидные.

Элементы содержания образования повышенного уровня.

Знать:

. усложнение организации папоротников в ходе эволюции по сравнению с мхами, хвощами и плаунами;

. роль семенных папоротников в ходе эволюции.

Уметь:

. анализировать и обобщать информацию;

. решать проблемные вопросы;

. устанавливать межпредметные связи.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные, мультимедийные.

Оснащенность урока:

. мультимедийный комплекс, электронный микроскоп, световые микроскопы, микропрепараты (Сорус  папоротника, гербарные экземпляры папоротников, живые растения в кабинете биологии, презентации «Многообразие папоротников».

План урока.

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изучение нового материала.

. где встречаются папоротники в природе и как они приспособлены к этим условиям жизни.

. какие качества этих растений привлекают цветоводов – любителей, художников-декораторов.

. каковы особенности строения папоротников.

. питание и дыхание папоротников.

. бесполое и половое размножение.

. лабораторная работа (оформление работы).

  1. Выводы.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Повторение пройденного материала (биологический диктант – вопросы на экране).
  1.  Приведите пример зеленого мха – (кукушкин лён).
  2.  Пустые клетки имеет мох - (сфагнум).
  3.  Ризоиды есть у мха - (кукушкин лён).

4)    Какие растения произошли от мхов - (тупиковая ветвь).

5)    Какие органы имеют плауны – (побег, корень).

6)    Как используют плауны – (в медицине).

7)    Спора это- (одна клетка).

8)    Какой у плаунов гаметофит- (короткоживущий).

9)    Корневище- это:

а)корень                                     в) видоизменённый побег

б) побег                                       г) плод

10) От корневища отходят:

а)ветки                                         в) псилофиты

б) боковые корни                      г) придаточные корни

11)  Листья у хвоща:

а)ланцетовидные                      в) простые

б) сложные                                   г) рудиментарные.

12)  Зелёный цвет растений зависит от:

а)ксантофилла                             в) каротина

б)минеральных солей                г) хлорофилла

13)  Что является ограничивающим фактором для распространения растений этих отделов:

а) ветер                                               в) почва

б) животные                                       г) вода

14. Почему отделы растений Мхи, Плауны, Хвощи относят к Высшим растениям?

а)есть корень, стебель                      в) есть плоды

б) есть семена                                      г) есть органы, ткани.

  1. Изучение нового материала.

Выступление учителя:

Папоротники встречаются по всему земному шару, но наиболее разнообразны во влажных тропических лесах. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих иногда высоты 25м и диаметр ствола   0,5м, до крошечных растений всего лишь несколько миллиметров длины. Среди папоротников есть однолетние и многолетние.

Презентация: «Разнообразие папоротников».

Тема нашего урока:  «В стране великанов и карликов».

Сегодня на уроке мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о папоротниках и расширить свои знания о них.

Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из древних групп высших растений. В настоящее время Отдел Папоротниковидные насчитывает более 10000 видов. Распространены папоротники в зоне смешанных и широколиственных лесов, на материках Евразии и Северной Америки.  О некоторых  папоротниках вам расскажут ребята (демонстрация на экране)

Учитель:

Их разнообразие, легкость, красота, изящество, неповторимость привлекают внимание цветоводов – любителей, фотографов и художников декораторов.

- а сейчас мы поговорим об особенностях строения папоротников.

Лабораторная работа – на каждой парте гербарные образцы папоротников щитовника мужского и орляка. На кафедре живые растения.

Вопросы лабораторной работы (на экране).

. Рассмотрите растение папоротника и сделайте вывод об особенностях его строения, среде и месте обитания.

. Обратите внимание на листья и стебли. Какое они имеют строение?

. Обратите внимание на корневище, покрытого бурыми чешуями, из которых на поверхности почвы вырастает пучок листьев. Листья (вайи) двояко перисто раздельные, растут верхушкой. Взрослые листья осенью отмерают, стебель слаборазвит. У большинства папоротников короткий горизонтально расположенный стебель представлен корневищем, у которого придаточные корни отходят от нижней брюшной стороны, а листья сидят на верхней спинной стороне.

. Сделайте зарисовки в тетради.

. Рассмотрите нижнюю поверхность листа папоротника. Что вы увидели? Как вы думаете, что это может быть? (на нижней поверхности листа развиваются спорангии в которых образуются споры).

Учитель:

.Сейчас поставьте микроскоп  на расстоянии 8см от края стола, настройте его, возьмите микропрепарат и рассмотрите его, вы видите спорангии, зарисуйте их в тетради.

Учитель.

Одно растение папоротника образует миллионы спор, а это один из способов размножения папоротников. Имея такое количество спор папоротники должны бы заселить всю поверхность земного шара. Как вы думаете, почему это не происходит?

(высказывания учащихся) В какой то степени вы правы, но более подробно мы с вами поговорим на следующем уроке.

Выводы.

Сегодня мы изучили строение растений из Отдела Папоротниковидные.

Самостоятельная работа (текст на экране)

Закончите предложения.

В лесах умеренной зоны у папоротников ____ стебель, который находится в ______ и представляет собой _____ . В стебле хорошо развита ________ ткань, между пучками которой располагаются клетки________ ткани; имеются _________ корни. Листья вырастают из _____ ;  они обладают верхушечным ростом, достигая _____ размеров и выполняют функции ______ и _______ .

  Домашнее задание:

Стр. 61-62

Индивидуальное задание сделать презентацию «Цикл развития папоротника».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великаны и карлики

Компьютерная презентация к уроку "В стране великанов и карликов"...

Великаны и карлики

Презентация к уроку...

Урок-игра по теме "Государства-карлики Европы"

урок в форме игры "Счастливый случай", используется для обобщения знаний...

Разработка к урокам по домашнему чтению на английском языке по произведению Оскара Уальда "Великан-эгоист".

Разработка к урокам по домашнему чтению на английском языке по произведению Оскара Уальда "Великан-эгоист". Уроки домашнего чтения бесценны, т.к. учащиеся имеют возможность соприкоснуться с современны...

Презентация "Великаны и карлики в животном мире"

В презентации показаны самые маленькие и самые крупные организмы срели насекомых,рыб,земноводных.птиц,млекопитающих....

Презентация "Карлики и великаны в животном мире"

В презентации показаны самые маленькие и самые крупные многоклеточные животные планеты...