"Многообразие грибов Тверской области" разработка урока + презентация
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Клопова Елена Юрьевна

 

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ  "МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ"

обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; продолжение экологического воспитания учащихся; знакомство с    причудливыми грибами и грибами занесенными в Красную книгу Тверской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_gribov_tverskoy_oblasti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       МОУ Большекошинская средняя

                          общеобразовательная школа

                              Селижаровского района

                                   Тверской области

   

                   

Урок по биологии с основами биологического краеведения в 6 классе (пр. Пономаревой И.Н.)

                                 по теме:

 «Многообразие грибов Тверской области»

                                                                                             Разработчик учитель

                                                                                                химии и биологии:

                                                                                                    Клопова Е.Ю.

                                             2011г.

                                        УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ.

              «МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ».

Цель: 

  1. Обобщить характерные особенности строения, питания, размножения организмов относящихся к царству грибы.
  2. Выявить приспособления к среде обитания, многообразие, значение в природе и жизни человека.
  3. Познакомить учащихся с многообразием грибов Тверской области.
  4. Обучить учащихся распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлении грибами.

Оборудование: коллекция муляжей, мультимедийное оборудование для презентации урока, звуковое сопровождение пение лесных птиц.

Задачи: обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; продолжение экологического воспитания учащихся; знакомство с    причудливыми грибами и грибами занесенными в Красную книгу Тверской области.  

Мы заканчиваем изучение очередной темы, завершаем еще одно путешествие в страну знаний, дороги которого в этот раз пролегли через вездесущее царство Грибов. В пути мы познакомились с разными группами этих организмов. Нам стали понятны особенности их жизнедеятельности, мы узнали, как они устроены, какие у них отношения с другими живыми организмами… Давайте вспомним все, что мы знаем о грибах…

Наш путь начинается со станции «ВСЕЗНАЙКА».

1. Сколько видов насчитывает царство Грибов?    (более 100 тыс.)     1 слайд

2. Чем схожи растения и грибы?  (неограниченный рост, размножение с помощью спор, наличие клеточной стенки)

3. Чем схожи животные и грибы?  (запасное вещество гликоген, наличие хитина в клеточных стенках, гетеротрофное питание)

4. Где у гриба созревают споры? (на обратной стороне шляпки, в трубочках или пластиночках). От этого грибы разделили грибы на две группы на трубчатые и пластинчатые.           2 слайд

5. Что такое микориза?  (симбиоз между деревом и грибом)   3 слайд

6.  Индейцы майя лечили раны «зеленой плесенью». Что это за гриб?   (пеницилл)          4 слайд

7. Какие грибы были «одомашнены» первыми и какое их свойство использовал человек?  (дрожжи. Их использовали в пивоварении и хлебопечении. За 3,5 тыс. лет до н.э. умели готовить пиво и вино в Ассирии. Знакомо это искусство и жителям Вавилона, и Античной Греции.)    5слайд

8. Как размножаются дрожжи?   (почкованием, или делением)

9. Что такое мукор? И где он селится?  (плесневый гриб. Селится на продуктах питания и различных органических веществах)     6 слайд

10. Как питается гриб?  (грибницей впитывает воду с минеральными веществами, а через микоризу получает органические вещества)

Первый этап пути мы прошли успешно. Следующая станция «УГАДАЙКА».

Тверская область богата грибами она насчитывает 600 видов грибов. Вы должны по описанию или по загадке догадаться, что это за гриб. И распределить их по группам: съедобные, условно съедобные, несъедобные, ядовитые. По каким признакам их можно определить по этим группам.

Классификация грибов.

Съедобные

Условно съедобные

Несъедобные

Ядовитые

7 слайд

  1. Народная примета гласит: «Где много мухоморов, там много этих грибов!». О каком из грибов идет речь?  (белый гриб, съедобный)  8 слайд
  2.  Этот гриб, называют также обабок, бабка, серенький…  (подберезовик, съедобный)   9 слайд
  3. Назвали этим грибом – полезай в кузов!  (груздь, условно съедобные) 10 слайд
  4. Шляпка высотой до 15 см, яйцевидная, приросшая к ножке, неровная, с округлыми ячейками.  (сморчок, условно съедобный)  11 слайд
  5. Из-под прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Рыжеватые…    (лисички, съедобные)    12 слайд

  1. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,

Собирай, не мешкай:

Это…  (сыроежки, условно съедобные)  13 слайд

  1. Эта семейка облюбовала пенек.  (опята, съедобные)  14 слайд
  2. Очень похож на белый  боровой гриб.   (желчный гриб, несъедобный) и (сатанинский гриб, ядовит)   15 слайд
  3. Шляпка мясистая, слегка бархатистая, красная, или буро-красная. На изломе гриб синеет.    (подосиновик, съедобный)  16 слайд
  4. Стоит на полянке в красном платье Татьянка: вся в белых крапинках.    (мухомор, ядовитый)   17 слайд
  5. Самый опасный гриб.   (бледная поганка, ядовитый)  18 слайд

Теперь поговорим о грибах, которые не являются шляпочными.

1.  Грибы, причиняющие большой вред лесному хозяйству, садам, паркам, разрушающие древесину.    (трутовики)  19 слайд

2.  Грибы, поселяющиеся на яблонях, покрывающие шелушащимися пятнами листья и плоды.  (парша)  20 слайд

3.  Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе, имеет вид пушистого белого налета.   (мукор)  

4. Для хлеба порча, для людей корча.  (спорынья)  21 слайд

Ну, вот мы преодолели еще одно испытание, вспомнили о многообразии грибов Тверской области.

Следующая станция «ЧУДИКИ».

Вегетативным телом грибов является грибница(или мицелий), состоящая из тончайших ветвящихся нитей – гиф. Грибница обычно погружена в субстрат. У высокоразвитых грибов гифы образую на поверхности субстрата плодовое тело. По форме и окраске плодовые тела очень разнообразны, подчас весьма причудливого вида. Особенно много таких грибов в тропических лесах, например, гриб-бокал из индийских джунглей, похожий на цветок азерое красный с острова Ява, уроженка бразильских лесов диктиофора. У этого чудо-гриба из-под шляпки спускается на длинную ножку ажурная «юбочка», отчего она имеет романтическое название «дама под вуалью».  22 слайд  Большинство экзотических грибов относится к группе гастеромицетов, которую в прошлом веке немецкие ботаники назвали «грибы-цветы». Растут причудливые грибы и в наших местах, например, рогатики,  23 слайд звездовики. 24слайд В единичных случаях встречаются гастероицеты, например решеточник красный,  25 слайд включенный в Красную книгу.

Мы подошли к следующей станции «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ».

(показывает знак – красный круг, а внутри нарисован гриб.)

Ребята, что означает этот знак? Правильно, грибы надо охранять. В Красную книгу Тверской области занесено 18 видов грибов.        

Ребята сделают сообщения о редких грибах занесенных в Красную книгу Тверской области.  Ежовик   26слайд ,  осиновик  белый  27 слайд,  паутинник фиолетовый  28 слайд,  дождевик гиганский  29 слайд, мутинус собачий  30 слайд.

В лесу нет ничего беречь, даже ядовитые грибы. Все в природе взаимосвязано.

Следующая станция «ГОЛОВОЛОМКА».

В этой головоломке зашифрована загадка. Прочитай ее и попробуй отгадать.

В к Ш р А а П с К н Е о й

В о Р п А а Г с н ы й

П п О г Л л Ю я Б д У и Й  д С а Я

С о Т б О о Р й О д Н и К О Й

(В шапке красной –

враг опасный.

 Полюбуйся, погляди да сторонкой обойди.  Мухомор.)

На этом наше путешествие окончено.

Домашнее задание: составить кроссворд о грибах.

 И заполнить таблицу «Грибы – двойники.»

Съедобные шляпочные грибы

Ядовитые шляпочные грибы –

«двойники» съедобных

Отличительные признаки

 31 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация часть1 к уроку "Многообразие грибов Тверской области"

При скачивании необходимо наличие всей 6 частей архива презентации...

урок по биологи в 6 классе многообразие мхов Тверской области (урок-исследование)

Урок-исследование включает в себя стадию актуализаци знаний по строению мха кукушкина льна, закладка опыта со сфагнумом, отражающая его гигроскопические свойства, изучение мхов различных местообитаний...

Урок по биологии в 5 классе "Многообразие грибов"

Материал содержит конспект урока в виде таблицы по биологии 5 класс (ФГОС), авт Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 2013 год. Урок "открытия" нового знания, выдержаны все требования к ...

технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...

Презентация к уроку "Многообразие грибов"

Презентация к уроку "Многообразие грибов"...

Технологическая карта урока «Грибы. Многообразие грибов». 5 класс Биология

Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: 5 класс –1час  в неделюПедагогические технологии: технология проблемного обученияУрок проведен с ис...