Самостоятельные работы по биологии 1курс
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Мунштукова Валентина Степановна

По новым образовательным стандартам с этого учебного года вводится самостоятельные работы по предметам.

Предлагаю свой вариант самостоятельных работ по биологии.Материал разбит на три части (1, 2 и 3).

Скачать:


Предварительный просмотр:


Самостоятельные работы по общей биологии


1 курс (20 часов)


  2011-2012 учебный год,  учебник  Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, 41 час.      

Т.1. Введение (1час)

См.р. №1:Уровни организации живого.

 Проиллюстрируйте уровни организации живого:

А). Молекулярный уровень организации жизни

Б). Клеточный уровень организации жизни

В). Тканевый уровень организации жизни

Г).  Органный уровень организации жизни

Д).  Организменный уровень организации жизни

Е).  Популяционно-видовой уровень организации жизни            

Ж).  Биогеоценотический уровень организации жизни

З).  Биосферный уровень организации жизни.

Для этого найдите материал в интернете. Оформите материал в удобной для вас форме.

Т.2. Клетка – единица живого. Химический состав клетки.

Выполните не менее двух заданий по вашему выбору.

См.р.№1:Неорганические вещества клетки.

1. Вставьте пропущенные слова из данного списка.

Необходим в следовых количествах___________.  Входит в состав гемоглобина____________.

Преобладающий положительный ион в организме_____________________. Входит в состав гормона щитовидной железы______________. Входит в состав костной ткани_______________. Входит в состав многих белков (волосы,ногти)____________. Входит в состав нуклеиновых кислот__________________.

Входит в состав витаминов_____________. Входит в состав хлорофилла__________________________.

Список – Фосфор, сера, железо, кальций, марганец, магний, кобальт, йод, калий, хлор.

2. Выберите правильные утверждения

Вода является полярным веществом потому, что она:

  1. Полностью диссоциирована в растворе.
  2. Притягивает положительные ионы.
  3. В её молекуле атом кислорода имеет частичный отрицательный заряд, а атом водорода – частичный положительный заряд.
  4. Имеет большую теплоёмкость.

См.р.№2: Биополимеры: углеводы, липиды, белки.

1.Органичесике вещества, входящие состав живых организмов- гликоген, казеин,лактоза, адреналин.

  Найдите информацию об этих веществах, какую функцию они выполняют в живых организмах?

Материал оформите в удобной для вас форме.

2. Известно, что белки имеют сложное строение- молекула белка имеет несколько структур в которых белок может выполнять свою работу (функцию). Вам  приведены несколько примеров белковых молекул. Ответьте на поставленные вопросы. Посетите сайт         http://ru.wikipedia.org.

1                                                                                    2.

Молекулярная модель фермента уреазы бактерии.                        Мышиное антитело против холеры.

Ответьте на вопрос: какую функцию выполняют ферменты?       Какую функцию выполняют антитела?

                                                         

Белок инсулин. Что это за вещество?                  Нити кератина внутри клетки.

  1. Какую роль они выполняют?

3. Решите кроссворды:

     

Биокатилизаторы.

                       

См.р.№3: Биополимеры: нуклеиновые кислоты, АТФ.

1. Нуклеиновые кислоты.

  1.    Гелеобразный  осадок нуклеиновой кислоты.

Найдите информацию в интернете - каким образом и из каких материалов, выделяют нуклеиновые кислоты для изучения?

2. Что это за молекула? Какими свойствами она обладает?

 Подготовьте сообщение об этом уникальном веществе.

Материал оформите в удобной для вас форме.

 

   

3. В табачном дыму находится опасный мутаген бензопирен.         На рисунке хорошо видно, что бензопирен повреждает молекулу ДНК.

  1. А каковы последствия таких повреждений?

         

          Подберите материал и оформите его в удобной для вас форме.

Т.3.  Строение и функции клетки.(4 часа)

См.р.№1: Плазматическая мембрана. Органоиды клетки.

1. Какие функции выполняет плазматическая мембрана?

  1. Какова структура и состав биомембран?
  2. Что означает избирательная проницаемость…?
  3. Найдите ответы на эти вопросы.

Материал оформите в удобной для вас форме.

2. Какие части клетки показаны и как они взаимодействуют? Составьте рассказ.

См.Р.№2: Ядро. Прокариоты. Эукариоты.

1.Рассмотрите рисунок и фотографию. Что вы можете сказать об уровне организации этих клеток? Ответ аргументируйте.

 См.Р.№3: Неклеточные формы жизни.

1. Дайте название этому рисунку. Кто изображен на нем? Расскажите о них поподробнее.

Материал оформите в удобной для вас форме.

См.р.№4:  ВИЧ- инфекция. СПИД.

1. ВСЕМ известно СПИД это последняя стадия ВИЧ (ВИРУСА приобретённого иммунодефицита)

Напишите реферат на тему  «ВИЧ.СПИД. Способы уберечься от чумы 20  -21 веков».

   

                             

3D модель вируса СПИДа                                     Заражение клетки человека этим вирусом.

  1. Подберите иллюстративный материал по этой теме.

2. решите ребус:

Т. 4. Физиология клетки.(3 часа)

См.р.№1: Пластический обмен.

1. какая связь между этими объектами

  и  

         

Внимательно рассмотрите структуру белка на первом рисунке. (Подсказка - ион какого-то металла является центральным, образующим всю молекулу.)

2.Как называется органоид в котором происходит процесс фотосинтеза?

   Примените свои знания по иностранному языку и расскажите, что хотел показать автор своим      рисунком?

       

3.решите кроссворд:

См.р.№2: Энергетический обмен

1. Рассмотрите фотографию и назовите центральный органоид. За какие функции он отвечает в клетке?

     

  1. Какая связь этого органоида и формулой вещества, которая приведена.

См.р.№3:Генетическая и клеточная инженерия.        

1.Найдите информацию о новых направлениях развития биологии:

                   

 Флуоресцентные мыши,              Аграрные биотехнологии.    Стволовые клетки и клонирование.

полученные методом генной      Генная инженерия.

инженерии.

                                 

Адам и Ева – плод генной инженерии?               Homo Sapiens:  результат эволюции или генной                  

                                                         инженерии?

  1. Пройдите по ссылке и найдите ответы на вопросы.

http://clubs.ya.ru/4611686018427433837/replies.xml?item_no=29775

Подготовьте сообщение по этой теме. Оформите материал в удобной для вас форме.

Т.5. Размножение организмов.(3часа)

См.р.1:  Способы деления клеток.

1. Определите стадию клеточного деления в клетках, отмеченных стрелкой:

http://biology-of-cell.narod.ru/PracticeExam/practi4.jpg

Определите стадию клеточного деления на данной фотографии:

   

2. Занимательная биология.

Рассмотрите рисунки и определите, какие процессы на нем изображены.

Назовите биологическую роль этих процессов.

Посетите сайт   http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st016.shtml

А. Б

Решите ребусы:                                                 

     

См.р.2: Оплодотворение. Зародышевое развитие организма.

1.Какой процесс показан на рисунках? Какова его биологическая роль?

       (дробление яйцеклетки)

 

См.р.3: Организм   - единое целое.

1. Что бы это значило? Найдите материал по данной теме.

  1.        2.

2. Сделайте сообщение по теме: «Влияние на продолжительность жизни стрессовых ситуаций».

   Материал оформите в удобной для вас форме.

Т.6. Основы генетики.(5часов)

См.р.1: Моногибридное скрещивание.

1.    Отгадайте ребус.

2.Решите задачу: Запишите в виде схемы скрещивания процесс, изображенный на рисунке.

  1. Какие манипуляции проделывают с цветками гороха и для чего это делают?

Составьте рассказ.

3.Как наследуется окрас лошадей?

  Какие генетические закономерности можно проследить?

  Составьте рассказ.

См.р.2: Дигибридное скрещивание. Решение задач.

Решите задачи:

А).Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдаю¬щая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).

Б). Тригибридное скрещивание:   1. У матери ребенка II группа крови, круглое лицо, тонкие кости; у отца III группа крови, продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Вычислите, какова вероятность появления в данной семье ребенка с I группой крови, внешне похожего на отца (продолговатое лицо, нормальная толщина костей), если известно, что гены, контролирующие формирование костей нормальной толщины и продолговатого овала лица, — рецессивные гены, расположенные в разных парах аутосом.

См.р.3: Сцепленное наследование генов. Решение задач.

Доминантные гены, локализованные в Х-хромосоме:

1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, — доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, — рецессивный ген Х-хромосомы.

2. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Может ли данная семья быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка-первенец?

3. Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, — доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.

Гены, локализованные в Y-хромосоме:

4. Ген, ответственный за развитие такого признака, как гипертрихоз (оволосение края мочки уха), — один из немногих рецессивных генов, локализованных в Y-хромосоме. Если мужчина с гипертрихозом женится на женщине, у которой, естественно, гипертрихоза нет, то каков реальный процент появления в этой семье детей с гипертрихозом: мальчиков? девочек?

5.Женщина невероятно взволнована случайно полученной от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что и ее муж, и его братья, и их отец — все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепончатости (перепонки между указательным и средним пальцами рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети, рожденные от одного из представителей этого, по меньшей мере, странного «перепончатого» семейства: мальчики? девочки?

См.р.4: Занимательные генетические задачи. Решение задач.

« Сказка про драконов»

  У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

  1. Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.
  2. Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.
  3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
  4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.

  Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

« Контрабандист»

  В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

  «Расстроится ли свадьба принца Уно?»

 Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?

См.р.5: Задача на взаимодействие генов. Решение задач.

  1. Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, т.е. цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе.

               Возможные генотипы и фенотипы цвета кожи:

черная кожа – A1A1A2A2

темная – A1A1A2a2

смуглая (мулат) – A1a1A2a2

светлая – A1a1a2a2

белая – a1a1a2a2

Если два мулата (A1a1A2a2) имеют детей, то можно ли ожидать среди них детей с черной, смуглой и белой кожей? Какую часть составят дети каждого типа?

Решение: ?       Запишите решение для этой задачи.

Ответ. В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1 : 4 : 6 : 4 : 1, т.е.

черные – 1/16

темные – 4/16

смуглые – 6/16

светлые – 4/16

белые – 1/16

Т.7. Обобщение.

Решите ребус:



Предварительный просмотр:


Часть2

Самостоятельные работы по общей биологии


1 курс (20 часов)


  2011-2012 учебный год,  учебник  Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, 41 час.    

 Т. 4. Физиология клетки.(3 часа)

См.р.№1: Пластический обмен.

1. какая связь между этими объектами

     и      

Внимательно рассмотрите структуру белка на первом рисунке. (Подсказка - ион какого-то металла является центральным, образующим всю молекулу.)

2.Как называется органоид в котором происходит процесс фотосинтеза?

   Примените свои знания по иностранному языку и расскажите, что хотел показать автор своим      рисунком?

       

3.решите кроссворд:

См.р.№2: Энергетический обмен

1. Рассмотрите фотографию и назовите центральный органоид. За какие функции он отвечает в клетке?

     

  1. Какая связь этого органоида и формулой вещества, которая приведена.

См.р.№3:Генетическая и клеточная инженерия.        

1.Найдите информацию о новых направлениях развития биологии:

                   

 Флуоресцентные мыши,              Аграрные биотехнологии.    Стволовые клетки и клонирование.

полученные методом генной      Генная инженерия.

инженерии.

                                  

Адам и Ева – плод генной инженерии?               Homo Sapiens:  результат эволюции или генной                  

                                                         инженерии?

  1. Пройдите по ссылке и найдите ответы на вопросы.

http://clubs.ya.ru/4611686018427433837/replies.xml?item_no=29775

Подготовьте сообщение по этой теме. Оформите материал в удобной для вас форме.

Т.5. Размножение организмов.(3часа)

См.р.1:  Способы деления клеток.

1. Определите стадию клеточного деления в клетках, отмеченных стрелкой:

http://biology-of-cell.narod.ru/PracticeExam/practi4.jpg

Определите стадию клеточного деления на данной фотографии:

   

2. Занимательная биология.

Рассмотрите рисунки и определите, какие процессы на нем изображены.

Назовите биологическую роль этих процессов.

Посетите сайт   http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st016.shtml

А. Б

Решите ребусы:                                                 

     

См.р.2: Оплодотворение. Зародышевое развитие организма.

1.Какой процесс показан на рисунках? Какова его биологическая роль?

       (дробление яйцеклетки)

 

См.р.3: Организм   - единое целое.

1. Что бы это значило? Найдите материал по данной теме.

  1.        2.

2. Сделайте сообщение по теме: «Влияние на продолжительность жизни стрессовых ситуаций».

   Материал оформите в удобной для вас форме.

Т.6. Основы генетики.(5часов)

См.р.1: Моногибридное скрещивание.

1.    Отгадайте ребус.

2.Решите задачу: Запишите в виде схемы скрещивания процесс, изображенный на рисунке.

  1. Какие манипуляции проделывают с цветками гороха и для чего это делают?

Составьте рассказ.

3.Как наследуется окрас лошадей?

  Какие генетические закономерности можно проследить?

  Составьте рассказ.

См.р.2: Дигибридное скрещивание. Решение задач.

Решите задачи:

А).Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдаю¬щая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).

Б). Тригибридное скрещивание:   1. У матери ребенка II группа крови, круглое лицо, тонкие кости; у отца III группа крови, продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Вычислите, какова вероятность появления в данной семье ребенка с I группой крови, внешне похожего на отца (продолговатое лицо, нормальная толщина костей), если известно, что гены, контролирующие формирование костей нормальной толщины и продолговатого овала лица, — рецессивные гены, расположенные в разных парах аутосом.

См.р.3: Сцепленное наследование генов. Решение задач.

Доминантные гены, локализованные в Х-хромосоме:

1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, — доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, — рецессивный ген Х-хромосомы.

2. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Может ли данная семья быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка-первенец?

3. Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, — доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.

Гены, локализованные в Y-хромосоме:

4. Ген, ответственный за развитие такого признака, как гипертрихоз (оволосение края мочки уха), — один из немногих рецессивных генов, локализованных в Y-хромосоме. Если мужчина с гипертрихозом женится на женщине, у которой, естественно, гипертрихоза нет, то каков реальный процент появления в этой семье детей с гипертрихозом: мальчиков? девочек?

5.Женщина невероятно взволнована случайно полученной от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что и ее муж, и его братья, и их отец — все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепончатости (перепонки между указательным и средним пальцами рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети, рожденные от одного из представителей этого, по меньшей мере, странного «перепончатого» семейства: мальчики? девочки?

См.р.4: Занимательные генетические задачи. Решение задач.

« Сказка про драконов»

  У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

  1. Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.
  2. Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.
  3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
  4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.

  Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

« Контрабандист»

  В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

  «Расстроится ли свадьба принца Уно?»

 Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?

См.р.5: Задача на взаимодействие генов. Решение задач.

  1. Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, т.е. цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе.

               Возможные генотипы и фенотипы цвета кожи:

черная кожа – A1A1A2A2

темная – A1A1A2a2

смуглая (мулат) – A1a1A2a2

светлая – A1a1a2a2

белая – a1a1a2a2

Если два мулата (A1a1A2a2) имеют детей, то можно ли ожидать среди них детей с черной, смуглой и белой кожей? Какую часть составят дети каждого типа?

Решение: ?       Запишите решение для этой задачи.

Ответ. В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1 : 4 : 6 : 4 : 1, т.е.

черные – 1/16

темные – 4/16

смуглые – 6/16

светлые – 4/16

белые – 1/16

Т.7. Обобщение.

Решите ребус:



Предварительный просмотр:


Часть 3

Самостоятельные работы по общей биологии


1 курс (20 часов)


  2011-2012 учебный год,  учебник  Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, 41 час.      

Т.5. Размножение организмов.(3часа)

См.р.1:  Способы деления клеток.

1. Определите стадию клеточного деления в клетках, отмеченных стрелкой:

http://biology-of-cell.narod.ru/PracticeExam/practi4.jpg

Определите стадию клеточного деления на данной фотографии:

   

2. Занимательная биология.

Рассмотрите рисунки и определите, какие процессы на нем изображены.

Назовите биологическую роль этих процессов.

Посетите сайт   http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st016.shtml

А.         Б.

Решите ребусы:                                                 

     

См.р.2: Оплодотворение. Зародышевое развитие организма.

1.Какой процесс показан на рисунках? Какова его биологическая роль?

       (дробление яйцеклетки)

 

См.р.3: Организм   - единое целое.

1. Что бы это значило? Найдите материал по данной теме.

  1.        2.

2. Сделайте сообщение по теме: «Влияние на продолжительность жизни стрессовых ситуаций».

   Материал оформите в удобной для вас форме.

Т.6. Основы генетики.(5часов)

См.р.1: Моногибридное скрещивание.

1.    Отгадайте ребус.

2.Решите задачу: Запишите в виде схемы скрещивания процесс, изображенный на рисунке.

Какие манипуляции проделывают с цветками гороха и для чего это делают? Составьте рассказ.

3.Как наследуется окрас лошадей?

  Какие генетические закономерности можно проследить?

  Составьте рассказ.

См.р.2: Дигибридное скрещивание. Решение задач.

Решите задачи:

А).Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдаю¬щая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).

Б). Тригибридное скрещивание:   1. У матери ребенка II группа крови, круглое лицо, тонкие кости; у отца III группа крови, продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Вычислите, какова вероятность появления в данной семье ребенка с I группой крови, внешне похожего на отца (продолговатое лицо, нормальная толщина костей), если известно, что гены, контролирующие формирование костей нормальной толщины и продолговатого овала лица, — рецессивные гены, расположенные в разных парах аутосом.

См.р.3: Сцепленное наследование генов. Решение задач.

Доминантные гены, локализованные в Х-хромосоме:

1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, — доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, — рецессивный ген Х-хромосомы.

2. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Может ли данная семья быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка-первенец?

3. Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, — доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.

Гены, локализованные в Y-хромосоме:

4. Ген, ответственный за развитие такого признака, как гипертрихоз (оволосение края мочки уха), — один из немногих рецессивных генов, локализованных в Y-хромосоме. Если мужчина с гипертрихозом женится на женщине, у которой, естественно, гипертрихоза нет, то каков реальный процент появления в этой семье детей с гипертрихозом: мальчиков? девочек?

5.Женщина невероятно взволнована случайно полученной от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что и ее муж, и его братья, и их отец — все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепончатости (перепонки между указательным и средним пальцами рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети, рожденные от одного из представителей этого, по меньшей мере, странного «перепончатого» семейства: мальчики? девочки?

См.р.4: Занимательные генетические задачи. Решение задач.

« Сказка про драконов»

  У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

  1. Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.
  2. Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.
  3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
  4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.

  Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

« Контрабандист»

  В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

  «Расстроится ли свадьба принца Уно?»

 Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?

См.р.5: Задача на взаимодействие генов. Решение задач.

  1. Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, т.е. цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе.

               Возможные генотипы и фенотипы цвета кожи:

черная кожа – A1A1A2A2

темная – A1A1A2a2

смуглая (мулат) – A1a1A2a2

светлая – A1a1a2a2

белая – a1a1a2a2

Если два мулата (A1a1A2a2) имеют детей, то можно ли ожидать среди них детей с черной, смуглой и белой кожей? Какую часть составят дети каждого типа?

Решение: ?       Запишите решение для этой задачи.

Ответ. В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1 : 4 : 6 : 4 : 1, т.е.

черные – 1/16

темные – 4/16

смуглые – 6/16

светлые – 4/16

белые – 1/16

Т.7. Обобщение.

Решите ребус:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по биологии 6 класс (Низшие и высшие растения)

Кратковременный письменный опрос (В.В. Пасечник)...

Самостоятельная работа по биологии на тему : "Прокариоты"

Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл.   ПО ТЕМЕ: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты» 22.09.09Инструкция по выполнению: КРЕСТИКОМ ЗАЧЕРКИВА...

Самостоятельная работа по биологии по теме "Строение клетки" 9 класс

Данная самостоятельная работа может быть использована как в конце урока после закрепления вновь изученного материала, так и в начале следующего урока при проверке знаний. Она состоит из двух вариантов...

Самостоятельная работа по биологии для обучающихся 5 класса

Самостоятельная работа по теме "Клеточное строение".Представлена в двух вариантах.Рассчитана на 20 минут....

Самостоятельные работы по биологии 7 класс

Самостоятельные работы по биологии в 7 классе по темам :  - Строение тела животных;                              ...

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....


 

Комментарии

Мунштукова Валентина Степановна

Задания для самостоятельных работ подбирались с целью заинтересовать учащихся предметом. Предлагается учащимся найти ответы на вопросы и офрмить материал в удобной для них форме.
Мунштукова Валентина Степановна

Продолжение первой публикации - часть2
Мунштукова Валентина Степановна

Продолжение первой публикации - часть3.