Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Биктимирова Лэйсан Хамитьяновна

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolchatye_chervi.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Класс  Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.   (  VII класс)

Биктимирова Лэйсан Хамитьяновна ,учитель биологии МБОУ ООШ  д.Сынгряново

 Цель: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе.

Задачи: образовательные: ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями, продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их.

Воспитательные:    формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Воспитание самостоятельного мышления.

Развивающие:   развитие устойчивого произвольного внимания.  Развитие логического мышления. Развитие памяти.

Оборудование:  живые дождевые черви,  таблицы «Тип кольчатые черви», «Тип Плоские черви», «Белая планария»,  чашки Петри,  препаровальные  иглы, лупы, диск «Репетитор Биология».

 ТСО.  Мультимедийный проектор, компьютер.

 Девиз урока: «Где родился, там и пригодился.»

                                           (Народная мудрость.)

Ход урока.

I.Организационный момент. ( На экране –слайд с девизом и целью урока).

II. Основная  часть урока.  Повторение пройденного  материала. (Проверка качество усвоения учащимися знаний о плоских и круглых червях.)

1. Выполнить  задание теста по вариантам. [2]

        Вариант 1.

А1. Как называется пара щупиков на головном отделе многощетинковых червей?

     1)  пальпы

     2) антенны

     3) усики

     4) хоботки

А2. Где расположены органы осязания у многощетинковых червей ?

     1) в хвостовом отделе

     2) в брюшном отделе

     3) в головном отделе

     4) в заднем отделе

А3 Что расположено в глотке многощетинковых червей?

  1. кутикула
  2. иголочки
  3. реснички
  4. хитиновые зубцы

А4. Какая у многощетинковых червей кровеносная система?

  1. замкнутая
  2. незамкнутая
  3. ветвящаяся
  4. разомкнутая

В1. Как называются мускулистые выросты , которые являются органами движения многощетинковых червей?

В2. Какие мышцы есть у многощетинковых червей?

          Вариант2

А1. Как называется пара щупалец на головном отделе многощетинковых червей?

  1. пальпы
  2. антенны
  3. усики
  4. хоботки

А2. Чем покрыто тело многощетинковых червей?

  1. эктодермой
  2. мезодермой
  3. однослойным эпителием
  4. гиподермой

А3. Чем дышат некоторые сидячие формы многощетинковых червей?

  1. венчиком щупалец
  2. участками  параподий
  3. поверхностью тела

      4)   жабрами

А4. Как называется органы равновесия у многощетинковых червей?

      1) зигота

      2) щупальца

      3) усики

      4)  статоцисты

В1.   Какой тип кровеносной системы у кольчатых червей?

В2.    Как называется вторичная полость тела кольчатых червей?

 Ответы: Вариант1- А1-1, А2-3, А3-4, А4-1, В1- параподий, В2- кольцевые ,продольные.

 Вариант2- А1- 2, А2- 3, А3- 1, А4- 4, В1- замкнутая, В2- целом.

 (Демонстрировать эталон ответа с помощью  ТСО.  Учащиеся проверяют ответы своих товарищей по парте.)

2. Групповая работа . Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей на примере человеческой аскариды, ее приспособленность к паразитизму. (Работа на компьютере с использованием диска «Репетитор. Биология.» Класс делится на группы по 2 человека. Каждая группа самостоятельно по  инструкции работает с учебной компьютерной программой.)

      III. Сообщение темы урока, его целей.

      IV.Изучение новой темы.

  1. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождение. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, опорные схемы.)

Учитель : Кольчатые черви, или кольчецы, получили свое название потому, что тело этих животных подразделено на идущие один за другим и схожие между собой членики, которые с поверхности кажутся как будто сложенными вместе кольцами. Кольчецы составляют высшую группу среди червей. Их внутреннее строение более сложно, чем у плоских и круглых червей. У них сложная, сегментированная вторичная полость тела, брюшная нервная цепочка, развитая кровеносная система. Живут они на дне морей, в пресных водоемах и в сырой почве. Из обитающих у нас червей к кольчецам относится несколько видов дождевых червей и пиявок

Проблемный вопрос: когда чаще встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

Учитель  : Послушайте стихотворение:

                     Вот скажи мне, друг родной

                     Отчего я – дождевой?

                     Потому что без воды

                     Ты ни туды и ни сюды?

                     Ошибаешься, мой друг

                     Ты как все кругом вокруг.

                     Потому я дождевой

                     Что боюсь воды любой!

                     Топит норки мне вода,

                     И мне дышать нельзя тогда!

Учитель : почему после обильного дождя черви выползают на поверхность?

Ответ : В сырую погоду — после дождя — они появляются на поверхности земли (потому их и назвали дождевыми), а в остальное время держатся в почве. Любители удить рыбу, которым черви нужны для наживки крючков, хорошо знают, что искать червей нужно 

  1. Особенности внешнего строения кольчатых червей на примере дождевого червя.

Учитель:  каковы особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве?

Для этого вопроса организуется лабораторная работа с использованием живых  дождевых червей.

Лабораторная работа №2.

     Внешнее строение дождевого червя

                                          План работы

Результаты наблюдений

1) Поместите дождевого червя на стекло .Рассмотрите спинную и брюшную стороны, переднюю и заднюю части , их отличие.

2). Аккуратно , не причиняя вреда, потрогайте червя. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне дождевого червя.

Зарисуйте дождевого червя, сделайте надписи к рисунку.

 3). Понаблюдайте , как он ползет по бумаге, и послушайтесь, есть ли шуршание по мокрому стеклу. Выясните реакцию червя на различные раздражители: прикоснитесь листиком бумаги, поднесите к передней части свежесрезанный кусочек лука.

4). Закончив наблюдение , поместите животное в горшок с почвой.

Вывод:__________

  1. Усложнение нервной деятельности кольчатых червей по сравнению со свободноживущими плоскими червями. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблиц и опорных схем.)

Учитель. Она развита значительно лучше, чем у ранее рассмотренных типов червей: ее ганглии крупнее, стволы толще и содержат большее количество нервных клеток. Тонкое строение ее, как это было выяснено современными электронно-микроскопическими исследованиями, сложное. Особо нужно отметить, что центральная нервная система у низших червей еще тесно связана с эпидермисом, у кольчецов же она полностью отделилась от наружных покровов и изолирована от окружающих ее тканей хорошо развитыми наружными оболочками, что сильно улучшает ее работу.
Центральный отдел типичной нервной системы кольчецов состоит из головного ганглия (мозга), лежащего на спинной стороне переднего конца тела над глоткой, двух отходящих от мозга окологлоточных стволов , которые переходят на брюшную сторону, где соединяются и образуют подглоточный ганглий. От последнего отходит брюшная цепочка, образующая в каждом сегменте (чаще в средней части его) ганглий, чем объясняется данное ей название. У низших видов типа головных ганглиев два, от каждого из которых по брюшной стороне идет до заднего конца тела тонкий ствол с небольшими ганглиями в каждом сегменте. Оба ствола соединены поперечными перемычками. Такая система получила название лестничной нервной системы. Последняя менее централизована, более проста по тонкому строению и в некоторой степени сходна с нервными системами низших червей. Сказанное позволяет сделать вывод, что типичная центральная нервная система кольчецов развилась в процессе эволюции из лестничной системы

Учитель  Это интересно:

Дождевые черви способны к обучению. Были проделаны такие эксперименты. Червей поместили в лабиринт в форме Т. Налево их ждала пища, направо -слабый  удар током. После  нескольких ударов током, которые они получили, черви всегда безошибочно поворачивали в сторону пищи. [1].

  1. Особенности строения кровеносной системы кольчатых червей, функционально обусловленные. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц и опорных схем, использование компьютера.)

Учитель . Для кольчатых червей характерно наличие вторичной полости тела (целома), благодаря которой стенки тела отделены от внутренних органов; это обеспечивает относительную независимость движений таких, например, внутренних структур животного, как кишка. Однако с развитием целома возникла необходимость и в развитии транспортной системы, обеспечивающей связь всех частей тела между собой, а также с внешней средой. Поэтому именно на уровне вторичнополостных впервые появляется кровеносная система, связывающая кишку и стенку тела. У дождевого червя, например, имеется хорошо развитая кровеносная система, и кровь циркулирует по телу в замкнутой системе сосудов.

  1. Особенности дыхательной и выделительной системы, их функциональное значение в жизни кольчецов. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблиц и опорных схем.)

             Учитель Дыхание происходит через всю поверхность влажной кожи.

                Выделение - по паре выделительных канальцев из полостей каждого членика через

                 выделительные поры наружу. У кольчатых червей выделительная система -  

                 метанефридий. .

  1. Размножение и развитие кольчатых червей. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц и опорных схем, кадров диафильма.)

Учитель  . Дождевые черви – гермафродиты. Каждая особь имеет и мужские и женские половые железы. Однако строение их половой системы и поведенческие реакции препятствуют самооплодотворению. В этом смысле особенно важно расположение половых отверстий в определенных сегментах передней части тела червя. Так у дождевых червей вида Lumbricus terrestris семенники расположены в 10-м и 11-м сегментах тела, но семяпроводы открываются на поверхность тела в 15-м. Яичники находятся в 13-м сегменте, а яйцеводы открываются в 14-м, по соседству с мужскими половыми отверстиями. Кроме того, на 9 и 10-м сегментах имеются еще специальные семяприемники, представляющие из себя мешочки из погруженного внутрь покровного эпителия. Еще нужно упомянуть поясок, расположенный на уровне 32-37 сегментов, где имеется множество одноклеточных желез, выделяющих слизистые и белковые вещества. 
    Ну а теперь, как все собственно происходит. Черви сползаются навстречу друг другу, как показано на рисунке и прикладываются брюшными сторонами. При этом пояски обоих червей располагаются напротив семяприемников партнера и выделяют слизистые муфты, прочно соединяющие червей. Затем оба червя выделяют сперму (скорее всего, по очереди), которая сокращением мышц гонится по брюшному продольному углублению к пояску и попадает в муфту. Семяприемники начинают как-бы заглатывать сперму и заполняются чужим семенем. После этого спаривание заканчивается и черви расползаются. Произошел обмен семенем, но до оплодотворения еще далеко.  Через какое-то время, от нескольких часов до нескольких дней, червь вновь выделяет железами своего пояска новую муфту, на этот раз – будущий кокон. Затем червь начинает перистальтический  сокращаться и сдвигать муфту к переднему концу тела. Когда муфта проходит 14 сегмент, туда откладываются яйца, а затем, при прохождении 9-го и 10-го сегментов, из семяприемников выдавливается хранившееся там семя и происходит оплодотворение. В момент сползания с головного конца червя, муфта преобразуется в кокон, где и происходит развитие яиц. Внутри кокона зародыши питаются белковой субстанцией кокона, покидают его уже вполне сформированные червячки. 
Сообщение ученика на тему: «Вермикультура».[4].

        Вермикультура –разведение дождевых червей на специальных фермах. При вермикультуры  одновременно достигается эффект переработки органики в формы, пригодные для удобрения (получается  верми- гумус, синтетический  биогумус, с более высоким содержанием питательных элементов), и получается биомасса червя, которая может быть использована для откорма птицы и разведения рыбы. Вермикультура- вариант гетеротрофной антропогенной экосистемы. В то же время не следует переоценивать возможности вермикультуры как метода  рециклинга  бесподстилочного  навоза, скапливающегося  на животноводческих комплексах. Вермикультура – крайне трудоемка и потому реально на поля доли процента от массы навоза, накопившейся , к примеру , в навозохранилище крупного скотооткормочного комплекса. Биогумус  очень дорог и чаще применяется в индивидуальных садах. Имеется опыт вермикультуры  в  РБ.

     Комментарии учителя. Одним из первых ученых , оценивающих огромное значение дождевых червей в почвообразовании, был Ч.Дарвин. Он установил, что, питаясь , черви пропускают через себя весь пахотный слой земли. Ежегодно на 1 га почвы выносят на поверхность из нижних пластов от 10 до 30 т земли , богатой перегноем.

Дождевые черви – сапрофаги, т.е. организмы, питающиеся растительными остатками. Пропуская через себя отмершие растительные ткани, черви их разрушают, переваривают, перемешивают с землей. Они поглощают не только перегной, но и бактерии, водоросли, грибы с их спорами, простейших и микроскопических круглых червей. Дождевые черви выступают санитарами почвы, регулируя равновесие между ее органическими и неорганическими компонентами. На 1 га земли встречается от 1 до 200 млн. дождевых червей. За лето 100 червей прокладывают в почве 1 км ходов, делая ее рыхлой, водо- и воздухопроницаемой. Выделяемая червями слизь склеивает мельчайшие частицы почвы, препятствуя тем самым ее распылению и размыванию. Наличие дождевых червей в почве является важным показателем ее здоровья и плодородия.

V. Закрепление знаний об особенностях  организации, о размножении, развитии кольчатых червей как более сложноорганизованные по сравнению с плоскими и круглыми червями.        Беседа по следующим вопросам:

1. От каких червей  произошли малощетинковые черви? (от  многощетинковых).

2. Какого отдела нет в пищеварительной системе дождевого червя? (печени).

3.Как дышат малощетинковые черви? (всей поверхностью тела).

4.Что образуется с помощью слизи ,вырабатываемой железистыми клетками пояска дождевого червя? (муфта).

5.Из каких мышц состоит мускулатура малощетинковых червей? ( из кольцевых и продольных).

6.Какое оплодотворение характерно для малощетинковых червей? (перекрестное).

        Задача экологического содержания.[3]

     В Башкортостане на 1 га богатых перегноем полей живет до 4,5 млн. дождевых червей. Рассчитайте, используя микрокалькулятор, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые  черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время 0,5 г почвы. Какова их роль в процессе почвообразования?

Решение: В 1 га – 4,5 млн. дождевых червей,

                 В 20 га – Х дождевых червей

     

          20 га  *  4,5 млн. червей

Х=------------------------------------- = 90 млн. червей

                     1 га

1 червь перерабатывает 0,5 г почвы

                  90 млн. червей – Y г почвы

           0,5 г  *  90 млн. червей

Y=------------------------------------ = 45 млн. га = 45 т

                1 червь

Ответ: 45 т. Дождевые черви обогащает почву перегноем, разрыхляют ее, способствуя проникновению в почву воды и воздуха.

VI. Задание на дом.

По учебнику И.Н.Пономаревой изучить § 19, ответить на вопросы 1-7 рубрики «Проверьте свои знания». ( стр.92).

Творческое задание для успевающих учащихся: подготовить сообщение «Пиявки».

Список литературы:

1 Теремов А.В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.:АСТ- ПРЕСС,2002.

2.Контрольно-измирительные материалы. Биология:7 класс./Сост.Н.А.Артемьева-М.:ВАКО,2010.

3.Демьянов Е.Н. Биология в вопросах и ответах. -М.: Просвещение : АО «Учеб. лит.», 1996.

4.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь школьного учителя Республики Башкортостан. – Уфа: Китап, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием лабораторной работы по теме "Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей"

Конспект урока можно использовать в 7 классе при изучении темы "Тип кольчатые черви. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей." Для лабораторной работы используются натуральные объекты-дождевые ...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Тип плоские черви. Особенности строения и жизнедеятельности"

Урок по теме "Тип плоские черви. Особенности строения и жизнедеятельности"...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...

Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...

урок "Строение и жизнедеятельность кольчатых червей"

Особенности строения и жизнедеятельность кольчатых червей...

Презентация к уроку биологии в 7 классе УМК Н.И. Сонин "Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности"

Презентация содержит материал о классификации, внешнем   строении насекомых и их развитии....