Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
статья по биологии по теме

Савельева Наталья Алексеевна

Выступление на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся" было подготовлено для коференции в лицее г. Павловска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Выступление на тему:

               Исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Учитель биологии МОУ «Гимназия №2» города Осташкова Тверской области

                                  ноябрь 2009 года, Павловск

       В современных условиях востребован квалифицированный, творчески мыслящий человек, умеющий организовать деятельность, готовый воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.

     С другой стороны, ученик приходит в школу с огромным количеством вопросов, мы нечасто отвечаем на них, уходя в описание объектов и зубрежку терминов и научных данных.      

      После многих лет моей  работы в школе стало ясно, что существуют серьезные противоречия:

- между разнообразием объектов изучения в биологии и однообразием иллюстративно-речевых методов преподавания;

- между активностью школьников в изучении окружающего мира и ограничением его интересов жесткими рамками программы;

- между индивидуальностью ученика и стандартизацией требований в школе.

      Исследовательские умения не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

      В основе исследовательской деятельности человека лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс (по И.П. Павлову) – который относится к группе безусловных рефлексов саморазвития, ориентированных на освоение новых пространственно-временных сред, обращенных к будущему.

     Исследовательские умения  - это сложные умения, состоящие из трех основных компонентов: мотивационного, который формируется под воздействием целей новой деятельности;  содержательного, включающего систему знаний об исследовательской деятельности и операционного, включающего уже имеющуюся у человека систему умений и навыков.

     Исследовательские умения относятся к общеучебным ( умения работать с литературой, проводить наблюдения, эксперименты), а операционные – это частные специальные умения и навыки.

    На уроках закладываются основы исследовательской деятельности, вырабатываются необходимые умения и навыки.

    Этому способствуют проблемный метод (сформулируйте проблему, ваша гипотеза, предложите решение этой проблемы, найдите ошибку, сравните, угадайте, что в черном ящике (да-нет);

 метод проектов (реклама, презентация по теме, проект КЛЕТКА-ГОРОД, проект турбазы, проект национального парка, Экологические знания в работе людей разных профессий);

 различные творческие задания (заявка в патентное бюро, учебник для кошек, инопланетян, придумай вопросы, кроссворд по теме, сделай шпаргалку, паспорт эритроцита, заявка на регистрацию нового памятника природы).

  Иногда тему определяют интересы учащегося, постепенное усложнение заданий приводит к успешному выполнению исследования: сообщение – реферат - работа  (Максим Рааг).

  Чаще учеников увлекает определенная тема урока, лабораторной работы, экскурсии. Полученные данные объединяются в отчетах, выступлениях. Продолжается работа для оформления исследования. Результаты представляются на уроках, районных и областных конференциях, республиканских олимпиадах.

       При этом определяются интересы, наклонности, умения, с которыми работать дальше, расширяя и углубляя выбранную тему, уточняя  формы работы.

        Формы работы зависят от нескольких факторов.

- Возрастных особенностей обучающихся. На каждом возрастном  этапе существует основной тип опорной познавательной деятельности, в соответствии с которым и необходимо подбирать задания, которые помогут прийти к исследовательскому методу работы на уроках и во внеурочное время.

- Индивидуальных особенностей обучающегося и педагога, работающего с ним. Ребята получают те задания, которые соответствуют их интеллектуальным, психологическим, творческим наклонностям. Учитель, имея больше знаний и умений в определенной области данного предмета, может и больше дать воспитаннику, заинтересовавшемуся этим предметом.

- С другой стороны, необходимо обратить пристальное внимание на те разделы программы, где предполагается активизация творческого потенциала школьников, при этом будут получены необходимые результаты для выполнения программы и, одновременно, можно определиться с интересами самих учащихся. В дальнейшем эта информация поможет подготавливать такие задания, которые интересны данной группе ребят. Это касается, например, экскурсий, лабораторных работ, составления схем, таблиц, планов, творческих заданий, летних заданий.

- Необходимо наличие возможностей территориальных, финансовых, технических. В любом случае, не нужно терять время на сожаления, что чего-то не хватает, а пользоваться тем, что есть в полной мере.

      В соответствии с возрастом обучающихся, в гимназии разработана программа «Ступени», определяющая основные этапы в развитии, обученности и воспитанности. Это помогает объединить усилия учителей – единомышленников для получения лучшего результата.

  При использовании исследовательского метода в биологии и экологии эти ступени реализуются следующим образом.

5 класс – работа с дополнительной литературой, дневники наблюдений, составление плана.

 6 класс – опыты, эксперименты, практические и лабораторные работы           (первые навыки).

7 класс – моделирование, научное сообщение, описание результатов практических и лабораторных работ, формулирование выводов.

8 класс -  оформление деловых документов, выступления с докладом, обобщение материала в виде графиков, диаграмм, таблиц, умение работать в группах.

9 класс – умение искать оригинальное решение, составление реферата и его защита.

10 класс – организация и проведение учебно-исследовательской работы.

11 класс – самостоятельный выбор критериев, классификации объектов, создание собственных алгоритмов познавательной деятельности, умение вести дискуссию и диспут, участие в проектной деятельности. 

      Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

1.     Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

2.     Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. ее целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

                   Цели исследовательской деятельности

1.     Приобретение навыка исследования.

2.     Развитие способности к исследовательскому типу мышления.

3.     Активизация личностной позиции учащихся.

    При этом необходимо создать климат доверия к ребенку, максимально учитывать и развивать его интересы и наклонности, поддерживать уверенность в себе, обеспечить связь умственной деятельности с положительными эмоциями.

      Задачи исследования должны соответствовать возрасту и быть посильными для обучающихся (необходимо учитывать интеллектуальные способности). Сами учащиеся могут предлагать слишком узкие темы, охватывающие небольшую область знания; или уже исследованные вопросы; или настолько глобальные и сложные, что для учащихся они неподъемны. Наиболее трудоемкие исследования могут проводиться группой учащихся.

      Необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием — мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы (участие в конференции, получение награды, сдача экзамена в форме защиты творческой работы, подготовка к обучению в вузах и т.п.).

      Нужно учитывать  материальные возможности  учащихся (наличие компьютера, возможность выхода в Интернет, наличие фотоаппарата и видеокамеры).

     К тому же,  не всегда работа с учащимися может уместиться в рамки урока. Их интересы могут не совпадать с темой, которая изучается по программе. Часто бывает так, что изучение объекта занимает много времени и требует дополнительных навыков и умений.

      В этих случаях исследование переносится из урочной деятельности  в самостоятельную деятельность под руководством учителя.

     Очень важным моментом является презентация проведенного исследования. Самой значимой оценкой является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Презентация результатов  исследования может проводиться на  гимназической конференции, а лучшие работы должны быть выдвинуты для представления на районных и областных  конкурсах и конференциях, на всероссийских мероприятиях.

        Можно выделить несколько форм представления исследования:

1.     Доклад - развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей, зрителей.

2.     Тезисы - текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения работы.

3.     Научная или популярная статья.

4.     Стендовый доклад, включающий основную информацию о проделанном исследовании и иллюстративный материал.

5.     Компьютерная презентация.

6.     Видеофильм.

     Нельзя недооценивать роль научного руководителя.

Он должен находиться рядом с учащимся на всех этапах деятельности:

- при выборе темы исследования;

- при отборе литературы и источников по проблеме;

- при анализе выявленных фактов (не всегда учащийся сам может понять, что нового и интересного в этом явлении, т.к. для него все ново);

- при отборе доступных и, главное, достоверных методик;

- при планировании эксперимента и совместном обсуждении полученных результатов;

- консультирование на всех этапах работы, коррекция деятельности;

- помощь в грамотном оформлении работы, выборе наиболее выигрышной формы презентации результатов;

- написание рецензии, т.е. критического отзыва, содержащего оценку работы, раскрывающего ее достоинства и недостатки.

Алгоритм проведения собственно исследовательской, поисковой, прикладной, практической, социальной деятельности.

*информационный поиск, сбор, анализ и обобщение исходной информации;

*наблюдение, полевые, лабораторные, школьные, кабинетные или иные исследования;

*камеральная обработка собранной информации, данных, сведений, фактов и т.п.;

*анализ и статистическая обработка собранного материала.

      И в заключении хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с организацией исследовательской деятельности.

1. Значительная учебная нагрузка учащихся и учителей. В условиях шестидневной рабочей недели у учащихся очень мало времени на занятие исследовательской деятельностью. По сути погружение в исследование возможно только во время каникул.

2.    Ресурсное обеспечение исследований. Это и возможность использовать научную литературу и электронные носители информации (не все учащиеся имеют дома компьютер или не умеют работать на нем, а могут только играть).  Необходимо предусмотреть и возможность для учащихся выхода в Интернет, т.к. современные исследования невозможны без знакомства с широким кругом источников по проблеме. Ряд исследований невозможен без лабораторного оборудования, которым школа обеспечена недостаточно.

3.    Чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, необходимо проводить подготовительную работу. Учащийся  должен владеть специальными умениями и навыками  для самостоятельной работы. Помощь в этом должны оказать специальные лекции или спецкурсы по обучению учащихся основам исследовательской деятельности и грамотного оформления ее результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Программа "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...

Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.

Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной. коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Он...

рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...