олимпиадные задания по биологии
тест по биологии по теме

Колобова Елена Николаевна

Олимпиадные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_po_biologii____7_-11_klass.docx76.89 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по биологии    7 класс

Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак «+». В случае исправления знак «+» должен быть продублирован.

1. Незамкнутая кровеносная система характерна для:

а) паукообразных и кольчатых червей;

б) членистоногих и моллюсков;

в) кольчатых червей и хордовых;

г) насекомых и ланцетника. 

2. Смешанная полость тела (миксоцель) характерна для:

      а) позвоночных;

б) кольчатых червей;

в) членистоногих;

г) круглых червей.

3. Какой тип движения не характерен для простейших:

      а) жгутиковое;

б) ресничное;

в) мышечное;

г) амебоидное.

4. Пищеварительную функцию у простейших выполняют:

      а) пластиды;  

б) лизосомы;

в) аппарат Гольджи;

г) рибосомы.

5.  Мышечная система плоских червей представлена мускулатурой:

      а) поперечнополосатой;

      б) гладкой;

      в) сердечной;

      г) смешанной.

6. Мантия моллюсков – это:

     а) стенка тела;

     б) слизистый покров тела;

     в) кожная складка вокруг туловища;

     г) внешний покров раковины.

7.   Органы дыхания паука-крестовика:

а) жабры;

б) трахеи;

в) легкие;

г) трахеи и легкие.

8. Крылья насекомых – это:

      а) видоизмененные ходильные конечности;

      б) видоизмененные брюшные конечности;

      в) выросты и складки хитинового покрова;

      д) видоизмененные конечности ротового аппарата.

9. Образуют прайды:

а) тигры;

б) львы;

в) леопарды;

г) гепарды

10. Минеральные вещества в цветковом растении проводятся по:

а) трахеидам;

б) сосудам;

в) ситовидным трубкам;

г) ситовидным клеткам.

11. Корнеплод это:

а) утолщенный корень

б) видоизмененный главный корень

в) подземный побег

г) самостоятельный орган

12. Деревья имеют:

      а) один мощный ствол;

      б) много стволиков;

      в) нет стволов;

      г) ежегодно надземные органы отмирают.

13. Семя без эндосперма имеет:

      а) томат;

      б) пшеница;

      в) фасоль;

      г) ирис.

14. Проводящий пучок это:

а) древесина

б) луб

в) ткань

г) комплекс тканей

15. Зародыш растения состоит:

а) из семядоли и почечки;

б) из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;

в) из зародышевого корешка, стебелька и почечки;

г) из зародышевого стебелька и почечки.

16. Формула цветка Бобовых:

а) Ч5 Л5 Т10 П1

б) Ч(5) Л1,2(2) Т(5+4),1 П1

в) Ч4 Л4 Т2+4 П1

г) Ч(5) Л(5) Т5 П1 

17. Перечислите части цветка:

а) цветоножка, завязь, рыльце, чашечка;

б) цветоложе, чашечка, венчик, околоплодник;

в) чашечка, венчик, андроцей, гинецей;

г) цветоножка, цветоложе, околоцветник, андроцей, гинецей.

18. Из каких частей состоит двойной околоцветник:

а) чашечка и цветоложе;

б) чашечка и венчик;

в) цветоножка и чашечка;

г) венчик и тычинки.

19. Функции ксилемы:

а) проведение органических веществ;

б) образование новых клеток и тканей;

в) транспорт воды с растворенными минеральными веществами;

г) проведение воды с растворенными минеральными веществами и механическая функции.

20. Принципиальный вклад в биологическую науку внес:

        а) Менделеев;

        б) Ньютон;

        в) Пастер;

        г) Архимед.

21.Количество  пар ребер, которые срастаясь с грудиной, образуют грудную клетку ящерицы:

а) 5;

б) 8;

в) 11;

г) 22.

22. Рефлекторное выделение мочи осуществляет:

а) мочеточник;

б) мочеиспускательный канал;

в) почка;

г) мочевой пузырь.

23. Голосообразование происходит с помощью:

а) мягкого нёба;

б) губ;

в) гортани;

г) языка.

Задание 2. Задание с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знак «+». В случае исправлений знак «+» должен быть продублирован.

1. В скелете лягушки отсутствуют:

а) грудная клетка;

б) лопатки;

в) ключицы;

г) ребра;

д) тазовые кости.

2. Не ядовитыми для человека змеями являются:

а) тайпан;

б) полоз;

в) медянка;

г) гюрза;

д) щитомордник.

3. Отличие молодой растительной клетки от зрелой:    

а) относительно крупное ядро

б) 2 ядра

в) крупная центральная вакуоль

г) пристеночное расположение цитоплазмы

д) гликокалис

4. Признаки насекомоопыляемых растений:

а) обладают запахами;

б) цветут до распускания листьев;

в) отсутствует околоцветник;

г) наличие нектарников;

д) цветки мелкие.

5. К раноцветущим растениям относятся:

а) ветринница лютичная;

б) медуница неясная;

в) лютик едкий;

г) василек русский;

д) одуванчик лекарственный.

6. Крестоцветные имеют следующие показатели:

а) Ч4 Л4 Т2+4 П1

б) плод стручок

в) травы

г) ядовитые

д) кустарники

7. Надземное прорастание характерно для:

а) фасоли, томата, подсолнечника;

б) огурца, пшеницы, гороха;

в) фасоли, огурца, тыквы;

г) свеклы, томата, гороха;

д) ржи, лука, яблони.

8. Признаки двудольных растений:

а) зародыш с двумя семядолями, листья с перистым и пальчатым жилкованием, первичный зародышевый корешок обычно развивается в главный корень;

б) корневая система мочковатая, листья с параллельным жилкованием;

в) зародыш с одной семядолей, листья не расчленены на черешок и пластину;

г) древесные и травянистые растения, цветки 5-ти или 6-ти членные;

д) цветки 3-х членные.

9. К общими признакам семейства лилейных относятся:

а) околоцветник простой;

б) листья сложные;

в) корневая система мочковатая;

г) плод – боб;

д) листья с дуговым жилкованием.

10. Научное содержание биологии значительно обогатилось благодаря трудам:  

        а) Линнея;

        б) Ламарка;

        в) Дарвина;

        г) Четверикова;

        д) Шмальгаузена

11. Аналогичными органами являются:

        а) крылья бабочки и птицы;

        б) клюв птицы и челюсть животных;

        в) хвостовой плавник дельфина и акулы;

        г) конечности животных и человека;

        д) щупальца осьминога и усы тюленя.

12. Основная роль в развитии и формировании черепа принадлежит:

а) головному мозгу

б) жевательным мышцам

в) зубам

г) прямохождению

д) органам чувств

13. Какие сосуды не относятся к левой половине сердца:

а) полые вены

б) венечный синус сердца

в) легочные вены

г) легочной ствол

д) трехстворчатый предсердно-желудочковый клапан

Задание 3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений). (10 суждений).

  1. Простейшие реагируют на следующие раздражители: химические, механические, звуковые, световые.
  2. У кишечнополостных развитие происходит с метаморфозом.
  3. Полость тела у круглых червей заполнена рыхлой тканью, в которой расположены внутренние органы.
  4. У сухопутных пресмыкающихся температура тела постоянная, у водных не постоянная.
  5. Артериальная система большого круга кровообращения птиц начинается единственной правой дугой аорты.
  6. Череп птиц, так же как у рептилий,  сочленяется с атлантом посредством одного затылочного мыщелка.
  7. К паразитическим растениям относятся крапива, раффлезия, заразиха, ива.
  8. Сапрофиты питаются органическими веществами погибших организмов.
  9. Кроме  ситовидных элементов и клеток спутниц, во флоэме присутствуют лубяные волокна, склереиды и паренхима.
  10. Покрытосеменные (цветковые) – это самые эволюционно молодые растения.
  11. У двудольных в семени присутствует щиток.
  12. Хвойные деревья хорошо переносят загазованность воздуха, копоть.
  13. Хромосома – это органоид клетки.
  14. Рибосома синтезирует АТФ.

Ответ: 2, 5, 6, 8, 10 – ( + )

Задание 4. Подберите соответствующий термин для данного определения.

  1. Сросшиеся хвостовые позвонки прудовой лягушки________________ (уростиль).
  2. Выделительная система кольчатых червей представлена _____(метанефридиями).
  3. Органами дыхания клеща являются __________________(трахеи)
  4. По характеру питания медузы __________________________ (хищники).
  5. Безногая ящерица, обитающая в Татарстане ___________________ (веретеница)

Задание 5. Решите биологическую задачу.

Частота сердцебиения человека – 65 ударов в минуту. При беге частота и объем крови за одно сокращение увеличивается в норме на 20%. Объем крови за 1 минуту увеличивается до 3744 мл при исходном 2600 мл.

Какой объем крови сердца выбрасывается за одно сокращение: 1) – в покое?; 2) –при беге?; 3) какая частота сердцебиения при беге?  

Ответ:

1 – 40 мл  (0,5 баллов)

2 – 48 мл  (0,5 баллов)

3 - 78 уд/мин  (0,5 баллов)

_______________

     1,5 баллов

8 класс

Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак «+». В случае исправления знак «+» должен быть продублирован.

1. Для дыхательной системы пресмыкающихся характерно:

а) мешковидные легкие, нет воздухоносных путей;

б) губчатые легкие, трахея, бронхи;

в) мешковидные легкие, трахея, бронхи;

г) губчатые легкие, кожное дыхание.

2. Нервная система кольчатых червей представлена:

а) головными нервными узлами и отходящими от них нервными стволами;

б) окологлоточным нервным кольцом, спинным и брюшным стволами.

в) диффузно разбросанными нервными клетками;

г) окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой.

3.  К отряду двукрылые относятся:

а) термиты;

б) дрозофилы;

в) клопы;

г) осы.

4. В отличие от костных рыб, у хрящевых рыб имеются:

а) костная чешуя и плавательный пузырь;

б) жаберная крышка и 4 пары жаберных дуг;

в) плакоидная чешуя и клоака;

г) хрящевой скелет и плавательный пузырь.

5. Прогрессивным признаком круглых червей по сравнению с плоскими червями является:

а) гладкая мускулатура и билатеральная симметрия тела;

б) билатеральная симметрия тела и поперечнополосатая мускулатура;

в) вторичная полость тела и окологлоточное нервное кольцо;

г) первичная полость тела, появление задней кишки и анального отверстия.

6. Фабрициева сумка птиц – это:

а) слепые выросты тонкого кишечника;

б) железа внутренней секреции;

в) пищеварительная железа;

г) резервуар семени у самцов.

7. К американским сумчатым относятся:

а) вомбаты;

б) кускус;

в) опоссум;

г) коала.

8. Дыхание бактерий обеспечивается:

а) выростами мембраны

б) полужидкой коллоидной капсулой

в) мезосомой

г) ядерным аппаратом

9. Где у папоротникообразных развиваются споры?

а) в спорангиях;

б) на вайях;

в) в колосках;

г) в выводковых почках.

10. Бактерии размножаются:  

а) митозом

б) мейозом

в) дроблением

г) спорами

11. Какое поколение преобладает в жизненном цикле мохообразных?

а) заросток;

б) спорофит;

в) гаметофит;

г) протонема.

12. Какие основные признаки характерны для высших растений:

а) наличие корней и побегов;

б) отсутствие стеблей, листьев;

в) нет корней;

г) нет цветков.

13. По перемещению каких органоидов можно обнаружить движение цитоплазмы в клетках элодей?

а) аппарат Гольджи;

б) пластид;

в) рибосом;

г) лизосом.

14. Клетки какой ткани способны к делению?

а) механической;

б) проводящей;

в) основной;

г) образовательной.

15. Околоплодник развивается из:

а) зиготы;

б) стенок пестика;

в) наружных покровов семязачатка;

г) рыльца пестика.    

16. Плауны являются растениями из группы:

а) высших;

б) низших;

в) семенных;

г) однолетних;

17. К гомологичным органам относят:

а) крылья птиц и летучих мышей;

б) крылья бабочек и летучих мышей;

в) хвостовой плавник рыб и хвост хищных животных;

г) клюв птиц и молочные зубы человека.

18. Закономерности наследования признаков из поколения в поколение изучает:

а) ботаника;

б) анатомия;

в) цитология;

г) генетика.

19. Лучевая кость растет в длину за счет:

а) головки;

б) тела;

в) промежутка между головкой и телом;

г) надкостницы.

20. Количество эритроцитов в 1 мм3:

а) 4-9 тыс.;

б) 4,5 млн.;

в) 200-300 тыс.;

г) 9-10 млн.

21. Видовой иммунитет появляется:

а) при действии лечебной сыворотки;

б) при перенесенном заболевании;

в) внутриутробно;

г) после прививки;

22. В полость внутреннего уха ведет:

а) стремечко;

б) окно преддверия;

в) евстахиева трубка;

г) тело наковальни

23. Потеря крови смертельна при:

а) 30 % объема крови;

б) 10 % объема крови;

в) 50 % объема крови;

г) 40 % объема крови.

24. Наиболее эффективным возбудителем желудочной секреции являются:

а) фрукты

б) овощи

в) хлеб с маслом

г) мясо

25. Плевральная полость образована:

а) одной эпителиальной пленкой и наружной стенкой легких

б) двумя соединительно-тканными пленками

в) соединительно-тканной пленкой и наружной стенкой легких

г) наружной стенкой легких и мышечной стенкой грудной полости

26. Наиболее долго пищеварение происходит в:

а) желудке

б) двенадцатиперстном отделе

в) тонкой кишке

г) толстой кишке

Задание 2. Задание с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знак «+». В случае исправлений знак «+» должен быть продублирован.

1. Особенности размножения рептилий характеризуются:

а) развитием яйцевых оболочек;

б) развитием зародышевых оболочек;

в) внутренним оплодотворением;

г) развитием с метаморфозом;

д) моноцикличным размножением.

2. В Красную книгу Татарстана занесены виды растений:

а) мордовник обыкновенный;

б) донник лекарственный;

в) купальница европейская;

г) подорожник большой;

д) клюква болотная

3. Эволюционную теорию формировали ученые:

а) Кювье;

б) Линней;

в) Ламарк;

г) Дарвин;

д) Мендель

4. Мышцы получили наибольшее развитие в связи с прямохождением:

а) затылочные;

б) спинные;

в) грудные;

г) ягодичные;

д) икроножные.

5. Роль тканевой жидкости:        

а) омывает клетки;

б) переносит вещества;

в) образует лимфу;

г) выполняет защитную функцию;

д) осуществляет избирательную проницаемость клеток.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений). (10 суждений).

  1. Двоякодышащие рыбы обитают на морских мелководьях.
  2. Органами выделения ракообразных являются протонефридии.
  3. Фораминеферы – это морские саркодовые с хитиновой раковиной.
  4. К насекомым с полным превращением относятся божья коровка, наездники, шмели.
  5. Представители семейства розоцветных имеют плоды: костянка, сборная, семянка, яблоко.
  6. Чередование поколений наблюдается у всех растений.
  7. Вегетативное размножение осуществляется при помощи половых клеток.
  8. В развитии семенной кожуры интегумент не участвует.
  9. Вторичное утолщение стебля осуществляется за счет деятельности камбия.
  10. Лукавицами размножаются тюльпан, георгин, пырей, ландыш.
  11. Биология – это наука о закономерностях живой природы.
  12. Цитология – наука о животных и растениях.
  13. Количество мышечных волокон изменяется с возрастом человека и в результате тренировки.
  14. Постоянное дыхание через рот отрицательно сказывается на умственном развитии растущего организма

Ответ: 4, 9, 11, 14 ( + )

Задание 4. Подберите соответствующий термин для данного определения.

  1. Цедильный аппарат горбачей и финвалов называется ___________китовый ус.
  2. Первичная полость тела называется _________________схизоцель (протоцель).
  3. Процесс откладывания икры у рыб называется ___________нерест
  4. Вторичный нервный свод млекопитающих называется __________неопалиум.
  5. По кровеносным сосудам членистоногих течет ______________гемолимфа

Задание 5. Решите биологическую задачу.

Оптимальная скорость переключения внимания обеспечивает объем внимания – 800 знаков за 2 минуты. Сколько знаков должно быть просмотрено за 4 минуты?

Ученик просмотрел 340 знаков в первые 2 минуты и 140 знаков за последующие 2 минуты. Каков достигнутый уровень внимания ученика по отношению к ожидаемому (в %).

Ответ:          

1)  1600    (1 балл)

2) 480 (1 балл)

3) 30%  (4 балла)

________________

    6 баллов

9 класс

Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак «+». В случае исправления знак «+» должен быть продублирован.

1. В отличие от малощетинковых, у многощетинковых червей имеются:

а) замкнутая кровеносная система, отсутствует полость тела, развитие без метаморфоза;

б) длинные многочисленные щетинки, параподии, развитие с метаморфозом;

в) развит кожно-мускульный мешок, пищеварительная система отсутствует;

г) замкнутая кровеносная система, длинные щитинки, развитие без метаморфоза.

2. Личиночная стадия ракообразных называется:

а) трохофора;

б) науплиус;

в) нимфа;

г) велигер.

3. Непостоянная температура тела земноводных – это результат:

а) малой подвижности;

б) слабого развития легких;

в) обитания в холодной воде;

г) снабжения почти всех органов смешанной кровью.

4. Кровеносная система рыб:

а) замкнутая, два круга кровообращения, двухкамерное сердце, в сердце только венозная кровь;

б) незамкнутая, двухкамерное сердце, в сердце венозная кровь;

в) замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное, в сердце артериальная кровь;

г) замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное, в сердце только венозная кровь;

5. К проходным рыбам, нерест которых происходит в реках и озерах, относятся:

а) каспийская минога;

б) европейский угорь;

в) нерка;

г) таймень.

6. К мягкотелым черепахам относятся:

а) болотная черепаха;

б) китайский трионикс;

в) суповая черепаха;

г) кожистая черепаха.

7. Впервые головной мозг, состоящий из 5 отделов, возникает у:

а) головоногих моллюсков;

б) круглоротых;

в) земноводных;

г) млекопитающих.

8. Дробление зиготы у птиц:

а) неравномерное;

б) дискоидальное;

в) полное;

г) частичное.

9. Рабочие особи муравье – это:

а) бесплодные самцы;

б) бесплодные самки;

в) нормальные самцы, способные к размножению;

г) нормальные самки, способные к размножению.

10. Выделительная система насекомых представлена:

а) протонефридиями;

б) метанефридиями;

в) мальпигиевыми сосудами;

г) пронефрическими почками.

11. Корневищами размножаются:

а) пырей ползучий;

б) кукуруза;

в) картофель;

г) лук.

12. Спирогира – это:

а) грибы;

б) одноклеточный организм;

в) водоросль;

г) лишайник.

13. Грибы – паразиты:

а) трутневые;

б) бледная поганка;

в) опята;

г) мухомор.

14. Цветок состоит из:

а) цветоножки, цветоложа, околоцветника, андроцея, гинецея;

б) цветоножки, цветоложа;

в) цветоложа, андроцея, гинецея;

г) околоцветника, андроцея, гинецея.

15. К лишайникам относятся:

а) плесень;

б) олений мох;

в) ржавчиные;

г) сфагнум.

16. В хлоропластах формируются:

а) белки;

б) углеводы;

в) нуклеиновые кислоты;

г) жиры.

17. Тройчато-сложные листья характерны для:

а) пшеницы;

б) клевера;

в) рябины;

г) подсолнечника.

18. Соцветие корзинка имеет:

а) василек синий;

б) горец птичий;

в) вишня;

г) огурец

19. Зона деления корня выполняет функцию:

а) защитную;

б) проведение воды и растворенных минеральных солей;

в) обеспечение апикального роста;

г) проведение органических веществ.

20. Назовите основные компоненты семени:

а) питательная ткань, зародышевый стебелек;

б) семенная кожура, зародышевый корешок;

в) семенная кожура, зародыш, питательная ткань;

г) зародышевый корешок, зародышевый стебелек.

21. Дивергентный характер эволюции описал:

а) Линней;

б) Ламарк

в) Кювье;

г) Дарвин.

22. Три направления в эволюции охарактеризовал:

а) Дарвин;

б) Кювье;

в) Четвериков;

г) Ламарк.

23. На  роль наследственности впервые указал:

а) Шмальгаузен;

б) Дарвин;

в) Линней;

г) Ламарк.

24. Гидрофобны:

а) Н2О;

б) С6Н12О6 ;

в) липиды;

г) белки.

25. Давление отбора испытывают:

а) гомозиготные организмы;

б) гетерозиготные организмы;

в) половозрелые организмы;

г) особи с отклонениями от средней нормы.

26. Кислород не вступает в химическую связь в:

а) носоглотке;

б) легких;

в) эритроцитах крови;

г) митохондриях клеток.

27. Лимфатические протоки впадают в:

а) правое предсердие;

б) аорту;

в) полые вены;

г) воротную вену печени.

28. Конечным продуктом азотистого обмена взрослых амфибий является:

а) мочевая кислота;

б) мочевина;

в) аммиак;

г) первичная моча.

29. Соматическая нервная система не иннервирует:

а) скелетные мышцы;

б) кожу;

в) сосуды;

г) кости.

30. Сколько родничков имеет череп новорожденного ребенка?

а) 2;

б) 4;

в) 1;

г) 6.

31. Какой газ обладает гораздо большим  сродством к гемоглобину?

а) О2;

б) СО2;

в) СО;

г) N2.

32. В селезенке происходит:

а) образование тромбоцитов

б) образование антител

в) разрушение гемоглобина

г) образование В - лимфоциты

33. Количество костей черепа:

а) 18

б) 20

в) 22

г) 24

Задание 2. Задание с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знак «+». В случае исправлений знак «+» должен быть продублирован.

1. Приспособительные механизмы и структуры  рыб, не позволяющие им утонуть:

а) плавательный пузырь;

б) накопление жира в тканях;

в) накопление жира в печени;

г) мускульные усилия;

д) гидродинамические силы, возникающие при движении и обусловленные формой тела.

2. В связи с приспособлением лягушек к передвижению прыжками произошли некоторые отклонения в строении пятипалых конечностей:

а)  лучевая и локтевая кости срастаются;

б) образуется костно-запястная кость;

в) большая и малая берцовые кости срастаются;

г) на задней конечности рудимент добавочного пальца;

д) срастается часть костей запястья и пясти.

3. Механизм дыхания черепах обеспечивают движения:

а)  грудной клетки;

б) ротовой полости;

в) шеи;

г) конечностей;

д) панциря.

4. К двукрылым насекомым относятся:

а) овод;

б) саранча;

в) тутовый шелкопряд;

г) комары;

д) слепни.

5. Для первозверей характерно:

а) обитают в Австралии, Новой Зеландии;

б) имеется зачаточная матка и плацента;

в) матка не развита;

г) имеется клоака;

д) обитают в Австралии, Южной Америке и Северной Америке.

6. Ч5Л(5)Т5П1

а) формула цветка;

б) семейство крестоцветных;

в) семейство пасленовых;

г) семейство сложноцветных;

д) семейство лилейных.

7. Клубень картофеля:

а) корнеплод;

б) корень;

в) видоизмененный побег;

г) подземный орган;

д) орган вегетативного размножения.

8. Желудь:

а) плод;

б) имеет деревянистый околоплодник;

в) имеет кожистую оболочку;

г) околоплодник сросшийся с семенем;

д) свободное семя.

9. Стручок:

а) ложный плод;

б) имеет перегородку;

в) многосемянной;

г) семена на створках;

д) выстреливает семена.

10. Вегетативный побег имеет:

а) листья;

б) почки;

в) придаточные корни;

г) клубеньки;

д) главный корень.

11. К механическим тканям относится:

а) апекс;

б) склеренхима;

в) млечник;

г) колленхима;

д) камбий.

12. Раздельнолепестный венчик имеется у:

а) петунии;

б) яблони;

в) лютика;

г) дурмана;

д) колокольчика.

13. К двудольным растениям относятся:

а) ирис, картофель, молочай;

б) тыква, ива, осина;

в) земляника, кукуруза, горох;

г) тополь, конопля, огурец;

д) пальма, фасоль, тюльпан.

14. К древесине относятся:

а) флоэма;

б) ксилема;

в) пробка;

г) сосуды;

д) кора.

15. Большое количество белка содержится в семенах:

а) шиповника;

б) фасоли;

в) клещевины;

г) ржи;

д) сои.

16. Происхождение приматов обусловлено:  

а) ароморфозом;

б) мутацией;

в) дивергенцией;

г) мимикрией;

д) естественным отбором.

17. Механизм биосинтеза белка включает:

а) редупликацию ДНК;

б) матричный синтез РНК;

в) выстраивание полисом;

г) триплетный синтез полипептидной цепочки;

д) ферментативный синтез.

18. Кайнозойской эре предшествовали:

а) мезозой;

б) палеозой;

в) протерозой;

г) каменноугольный период

д) девон.

19. Микроорганизмы:

а) преобразуют сульфиды в сульфаты;

б) окисляют H2S до сульфатов;

в) используют энергию химических связей для жизнедеятельности;

г) обеспечивают круговорот серы в биосфере;

д) сохраняют устойчивость серосодержащих соединений.

20. Митохондрии:

а) органоиды;

б) клеточная структура;

в) имеют кристы;

г) воспроизводятся;

д) синтезируют АТФ.

21. Желудок обеспечивает:

а) полную химическую переработку пищи;

б) частичную химическую переработку пищи;

в) перемешивание пищи;

г) передвижение пищи;

д) эндокринную функцию.

22. Органы выделительной системы состоят из тканей:

а) поперечно-полосатой мышечной;

б) гладкой мышечной;

в) эпителиальной;

г) паренхимы;

д) волокнистой соединительной ткани.

23. Воротная вена печени собирает кровь от:        

а) желудка;

б) тонкой кишки;

в) поджелудочной железы;

г) селезенки;

д) большого сальника.

24. Патология щитовидной железы сопровождается заболеваниями:        

а) Базедова болезнь;

б) кретинизм;

в) бронзовая болезнь;

г) микседема;

д) эндемический зоб.

25. В разработке теории иммунитета не принимали участие:

а) Л.Пастер;

б) И.П.Павлов;

в) И.М.Сеченов;

г) К. Линней;

д) И.И.Мечников.

26. Хрящевой ткани не имеют:

а) нос;

б) ребра;

в) гортань;

г) трахея;

д) бронхи.

27. Ко внутреннему уху не относятся:

а) слуховые косточки;

б) барабанная перепонка;

в) основная мембрана;

г) полукружные каналы;

д) перилимфа.

28. Развитие представлений об иммунитете связано с учеными:

а) Л.Пастер;

б) И.И.Мечников;

в) П.Эрлих;

г) И.П.Павлов;

д) П.К.Анохин.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений).

  1. Последний сегмент тела членистоногих, на котором расположено анальное отверстие, называется тельсон.
  2. Роговое образование у основания клюва птиц называется восковица.
  3. Железа головоногих моллюсков, выделяющая красящее вещество, которое позволяет скрыться от хищника, называется жировая.
  4. Личинка кишечнополостных называется редии.
  5. Ксилема – сложная ткань, кроме водопроводящих элементов, в ней содержатся и другие ткани.
  6. Все растения фотосинтезируют.
  7. Растения не могут паразитировать.
  8. Вакуоль с клеточным соком – обязательный структурный элемент животной клетки
  9. Ламарк предначертал основные положения эволюционной теории
  10. Позвоночных животных на суше и в Мировом океане значительно меньше, чем других групп.
  11. Грудная клетка человека состоит из 25-ти костей.
  12. У взрослого человека заболевание акромегалией возникает при гипофункции соматотропина.
  13. Фазы быстрого сна наступает сразу после засыпания.
  14. Активное пищеварение и всасывание не зависит от скорости кровотока в тонкой кишке

Ответ: 1, 2, 5, 9, 10, 12 ( + )

Задание  4.  Вставить пропущенное слово.

  1. АТФ – источник  __________________энергии
  2. Рибосомы обеспечивают _____синтез_______ белка.
  3. Вид – структурная единица ____________ природы
  4. Молекулярная масса белка зависит от количества __аминокислот______ и длины ___пептидных________ связей.

Из предложенной информации выберите сведения о крокодиле.     Крокодил - ________01, 04, 05, 07, 09, 11, 12, 13, 16.

01. Позвоночное животное.

02. Беспозвоночное животное.

03. Развитие с метаморфозом.

04. Развитие прямое.

05. Относится к группе амниот.

06. Относится к группе анамний.

07. Имеет четырехкамерное сердце.

08. Имеет трехкамерное сердце.

09. Зубы сидят в альвеолах.

10. Внутренние ноздри открываются в ротовую полость.

11. Внутренние ноздри открываются в носоглотку.

12. От сердца отходят 3 сосуда.

13. Плечевой пояс состоит из лопаток и коракоида.

14. Плечевой пояс состоит из лопаток, коракоидов и ключицы.

15. К сердцу примыкает артериальный конус.

16. Включает 3 семейства.

Задание 5. Решите биологическую задачу.

Поверхность кожи человека 1,8 кв.м. Поверхность легких достигает 146 кв.м. – благодаря какой анатомической особенности? Какой % составляет поверхность кожи от поверхности легких? Дыхание через легкие достигает 98%, через кожу 2%. Относительно высокий газообмен достигается через кожу или легкие, почему?

Ответ:

1) 1,23%   - (1 балл)

2) кожу   - (2 балла)

3) функциональная активность единицы площади кожи выше, чем в поверхности легких   - (2 балла)

_______________

     5 баллов

10 класс

Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак «+». В случае исправления знак «+» должен быть продублирован.

1. Гибкость протокутикулы членистоногих обеспечивает:

а) резилин;

б) хитин;

в) артроподин;

в) известь.

2. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них:

а) питания готовыми органическими веществами и полового размножения;

б) пятипалых конечностей и теплокровности;

в)приспособлений для дыхания атмосферным кислородом и передвижения по поверхности суши;

г) легочного дыхания и полового процесса.

3. Плацента млекопитающих – это:

а) орган, в котором развивается зародыш;

б) орган дыхания зародыша;

в) участок стенки матки, в который врастают ворсинки оболочки зародыша;

г) участок стенки брюшной полости, в котором развивается зародыш.

4. К рыбам, способным выдерживать очень слабое содержание в воде кислорода относятся:

а) линь;

б) хариус;

в) кумжа;

г) гольян.

5. Барсук, хорь, выдра относятся к отряду:

а) хищных;

б) грызунов;

в) насекомоядных;

г) неполнозубых.

6. Общие черты организации осетровых и хрящевых рыб:

а) нижний поперечный рот, рострум, равнолопастной хвостовой плавник;

б) рострум, парные плавники располагаются горизонтально, осевой скелет хорда;

в) артериальный конус у сердца, спиральный клапан в кишечнике, неравнолопастной хвостовой плавник, рострум;

г)  длинный тонкий кишечник, луковица аорты, хорда, пилорические отростки.  

7. К перепончатокрылым насекомым относятся;

а) саранча;

б) наездник;

в) богомол;

г) слепни.

8. Смена в жизненном цикле двух промежуточных хозяев: первого – веслоногого рачка, второго – рыбы:

а) печеночного сосальщика;

б) бычьего цепня;

в) эхинококка;

г) широкого лентеца.    

9. Зачатки подкожной мускулатуры впервые появляются у:

а) земноводных;

б) пресмыкающихся;

в) птиц;

г) млекопитающих.    

10.  В отличие от амфибий глаза рептилий:

а) могут втягиваться;

б) могут вращаться;

в) проталкивают пищу;

г) имеют мигательную перепонку.

11. Функции корневого чехлика:

а) играет роль смазки;

б) выделительную функцию;

в) образовательную функцию;

г) всасывающую функцию.

12. Половой процесс, называемый конъюгацией происходит у:

а) кладофоры;

б) хламидомонады;

б) спирогиры;

г) хлореллы.

13. Непарноперистосложный лист имеет:

а) шиповник;

б) береза;

в) чина;

г) рябина.

14. Кокки – это:

а) вирусы;

б) бактерии;

в) водоросли;

г) грибы.

15. Молочно-кислые бактерии – это:

а) никрофиты;

б) сапрофиты;

в) паразиты;

г) свободно-живущие.

16. Сине-зеленые водоросли – это:

а) гетеротрофы;

б) паразиты;

в) автотрофы;

г) никрофиты.

17. Грибы это:

а) сапрофиты;

б) гетеротрофы;

в) автотрофы;

г) паразиты.

18. Шляпочные грибы:

а) головневые;

б) ржавчинные

в) подберезовики;

г) плесневые.

19. Воздухоносные клетки у:

а) кукушкина льна;

б) кукурузы;

в) сфагнума;

г) золотнянки.

20. Ч4Л4Т9+1П1 – это формула относится к:

а) сосне;

б) шиповнику;

в) редьке;

г) картофелю.

21. ДНК содержится:

а) в ядре;

б) митохондриях;

в) лизосомах;

г) ядре, митохондриях, цитоплазме.

22. Триплеты кодируют:

а) белки;

б) аминокислоты;

в) активность;

г) синтез.

23. Норма реакции:

а) ограничивает адаптацию;

б) расширяет адаптацию;

в) характеризует вариационный размах признака;

г) стабилизирует признаки.

24 Неклеточные формы жизни это:

а) черви;

б) человек;

в) вирусы;

г) бактерии.

25. Между аденином и тимином:

а) 2 водородные связи;

б) 1 водородная связь;

в) 3 водородные связи;

г) нет водородных связей.

26. Кристы – это образования:

а) мембраны ядра;

б) слепые ветви ЭПС;

в) мембраны лизосом;

г) внутренней мембраны митохондрий.

27. Негомологичные хромосомы различаются по:

а) цвету;

б) размеру;

в) форме;

г) строению, размеру, форме.

28. Человек существует как вид с:

а) мезозойской эры

б) палеозойской эры

в) кайнозойской эры

г) протерозойской эры

29. Мезосома – это:

а) оболочка кольцевой хромосомы

б) ядерное вещество

в) многослойный мембранный комплекс

г) часть рибосомы

30. Двухмембранные органеллы:

а) митохондрии

б) клеточный центр

в) лизосомы

г) ЭПС

31. Необратимые процессы клетки:

а) дыхание

б) раздражимость

в) движение

г) рост и развитие

32. Триплет:

а) сочетание 3-х нуклеотидов

б) сочетание рибосомы, фермента и РНК

в) связь ДНК, белка и фермента

г) 3 участка гена

33. Симпатической иннервации нет в:

а) сердце;

б) легких;

в) потовых железах;

г) сфинктерах.

34. Обязательный фактор свертывания крови:

а) фибрин;

б) гемоглобин;

в) ион кальция;

г) хлористый натрий.

35. Какой процесс происходит в толстом кишечнике:

а) всасывание основной части воды;

б) расщепление желчных пигментов;

в) сбраживание углеводов;

г) интенсивное всасывание питательных веществ.

36. Локтевой сустав образован:

а) одним суставом;

б) двумя суставами;

в) тремя суставами;

г) четырмя суставами.

37. Антитело – это:

а) молекула фермента;

б) молекула белка;

в) клетки костного мозга;

г) один из видов лейкоцитов.

38. Первичные центры рефлекса мочеиспускания находятся в:

а) передних рогах спинного мозга;

б) продолговатом мозге;

в) среднем мозге;

г) боковых рогах спинного мозга.

39. Функцией извитого канальца является:

а) обратное всасывание веществ в кровь;

б) выведение мочи во внешнюю среду;

в) фильтрация крови;

г) образование первичной мочи.

40. Вторая сигнальная система:

а) обеспечивает конкретное мышление

б) имеется у млекопитающих и человека

в) осуществляет анализ конкретных сигналов внешнего мира

г) обеспечивает абстрактное мышление

Задание 2. Задание с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знак «+». В случае исправлений знак «+» должен быть продублирован.

1. Кровеносная система моллюсков:

а) замкнутая;

б) имеет капилляры, из которых кровь выходит в пространство между органами;

в) незамкнутая;

г) имеет сердце, состоящее из камер;

д) сердце имеет только предсердие.    

2. Жировое тело насекомых выполняет функцию:

а) запасания питательных веществ;

б) запасания воды;

в) накопления продуктов жизнедеятельности;

г) выведения продуктов обмена веществ;

д) железа внутренней секреции.  

3. Двустворчатые моллюски:

а) слизни,

б) устрицы;

в) мидии;

г) гребешки;

д) катушки.    

4. Основные признаки паразитических плоских червей:

а) первичная полость тела, заполненная паренхимой;

б) тело покрыто ресничным эпителием;

в) имеются органы чувств;

г) гермафродитизм;

д) протонефридиальная выделительная система.    

5. Бамбуковый медведь:

а) обитает в Китае;  

б) от настоящих медведей отличается строением зубов и более длинным хвостом;

в) занесен в международную Красную книгу;

г) имеет длинные конечности;

д) обитает в Северной Америке.  

6. Органы дыхания растений:

а) устье;

б) трахеи;

в) чечевички;

г) ситовидные трубки;

д) склереиды.

7. Лес представляет собой:

а) биогеоценоз;

б) биоценоз;

в) систему ярусов;

г) независимую структуру;

д) агроценоз.

8. Сфагнум обладает:

а) бактерицидными свойствами;

б) способностью резервировать воду;

в) фотосинтезом;

г) гетеротрофностью;

д) активным перемещением в пространстве.

9. В цикле развития кукушкина льна имеют место:

а) заросток;

б) предросток;

в) гаметофиты;

г) спорофит;

д) споры.

10. Конъюгация хромосом:

а) происходит в интерфазе;

б) происходит в период деления клеток;

в) приводит к кроссинговеру;

г) обеспечивает обмен аллельными генами;

д) имеет место в гомологичной паре.

11. Гетерозис:

а) обеспечивает гибридную мощь;

б) возможен при гибридизации;

в) обеспечивает устойчивость чистой линии;

г) имеет место только у животных;

д) может быть достигнут только при клонировании.

12. Прокариоты отличаются от эукариот отсутствием

а) ядра;

б) рибосом;

в) ЭПС;

г) оболочки;

д) ядерной мембраны

13. Для пептидной цепочки характерно наличие:

а) пептидной связи;

 б) аминокислот;

в) аминогруппы;

г) карбоксильной группы;

д) цитрохром

14. Расстояние между двумя соседними генами:

а) измеряется в Морганидах;

б) рассчитывается в %;

в) определяет вероятность кроссинговера;

г) указывает на сцепленность ген;

д) характеризует целостность хромосомы.

15. Работу скелетных мышц контролируют отделы нервной системы:

а) спинной мозг;

б) соматическая;

в) кора больших полушарий головного мозга;

г) мозжечок;

д) вегетативная нервная система.

16. Речь:

а) носит рефлекторный характер;

б) 2-ая сигнальная система;

в) 3-ая сигнальная система;

г) условно-рефлекторная функция;

д) обусловлена деятельностью больших полушарий.  

17. Академик И.П.Павлов является основоположником учений:

а) уловные рефлексы;

б) анализаторы;

в) функциональные системы;

г) фагоцитоз;

д) типы ВНД.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений).

  1. Развитие с полным метаморфозом представляет собой непрямое развитие и характерно для медведки.  
  2. Сообщение плавательного пузыря с органом равновесия называют аппаратом Вебера.    
  3. В антеридиях, как правило, образуется большое количество мелких мужских гамет – сперматозоидов.
  4. Соматические клетки отличаются между собой, т.к. у них разные генотипы.
  5. Нейрон и сперматозоид содержат одинаковое количество хромосом.
  6. Болезнь Дауна обусловлена полиплоидностью в хромосомном наборе.
  7. Геномные мутации – это изменение числа хромосом.
  8. p2 – 2pq + q2 =1  - математическая модель популяционной генетики по Четверикову.
  9. В растущем организме преобладают процессы диссимиляции, в связи с этим необходимо потребление большого количества белка
  10. У спортсменов при выполнении физической нагрузки параллельно возрастает частота и глубина дыхания, у болельщиков такая реакция отсутствует и наступает кислородное голодание сердечной мышцы.
  11. На долю корковых центров приходится большая часть площади коры больших полушарий.
  12. Паратгормон, введенный в организм человека вызывает уменьшение концентрации кальция в крови.

Ответ : 2, 5, 6, 10, 11 – ( + )

Задание 4. Распределите перечисленные признаки в соответствии с их принадлежностью к  типам:

Кишечнополостные_____01,  03,  04

Плоские черви __________02, 05,  06,  09 .

Круглые черви ___________02, 05, 07, 0,9.

Членистоногие ____________02, 05, 08, 09

Хордовые _________________02, 05, 08, 10

               Признаки:

  1. радиальносимметричные;
  2. билатеральносимметричные;
  3. низшие многоклеточные;
  4. двухслойные;
  5. трехслойные;
  6. бесполостные;
  7. первичнополостные;
  8. вторичнополостные;
  9. первичноротые;
  10. вторичноротые.

Задание 5. Решите биологическую задачу.

Ребенок получил от родителей разные группы ген. От матери – 2% пенетрантных, 5% комплементарных, 40% доминантных и 15% полимерных. От отца - 1 % пенетрантных, 5% полимерных, 20% доминантных  10% полимерных ген. Пенетрантные и комплементарные гены имели аллельное расположение. С кем из родителей больше фенотипического сходства у ребенка? Укажите в %.  

Ответ:

  1. с матерью  (0,5 баллов)
  2. на 26% больше, чем с отцом  (0,5 баллов)

11 класс

Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак «+». В случае исправления знак «+» должен быть продублирован.

1. Орган слуха пресмыкающихся:

а) внутреннее и среднее ухо со стремечком;  

б) внутреннее и среднее ухо, разделенное барабанной перепонкой;

в) только внутренне ухо с барабанной перепонкой;

г) внутреннее, среднее и наружное ухо.    

2. К семейству круглоязычных, обитающих в Татарстане, относятся:

а) тритон;

б) жерлянка краснобрюхая;  

в) озерная лягушка;  

г) чесночница.  

3. Пуховые перья образуют:

а) пластинки опахал;

б) бородки первого и второго порядка;

в) только бородки первого порядка;

г) не имеют бородок.  

4. Нервная система планарии состоит из:

а) нервной трубки;

б) нервного узла с отходящими от него двумя стволами;  

в) брюшной нервной цепочки;

г) трех пар нервных узлов.    

5. У насекомых количество члеников в конечностях достигает:

а) всегда 3;

б) 5;

в) не больше 6;

г) до 9 максимально.    

6. К семейству мартышек относятся:

а) капуцыны;

б) игрунки;

в) павианы;  

г) тупаи.  

7. Метанефридии кольчатых червей гомологичны:

а) почке;

б) мочевому пузырю;

в) нефронам;  

г) мочеиспускательному каналу.  

8. Кислород, приносимый кровью в ткани кольчатых червей расходуется в:

а) полостной жидкости;

б) митохондрии клеток;

в) выделяются наружу;

г) лизосомах.

9. К птицам открытых пространств относятся:

а) коноплянка, зимородок, ласточка-береговушка;

б) дрофа, страус, жаворонок полевой;

в) страус, стриж, зяблик;

г) зяблик, перепел, ласточка деревенская.  

10. Каменистая кость черепа млекопитающих образуется сросшимися костями:

а) обонятельными;

б) ушными;  

в) глазницы;

г) чешуйчатыми.

11. Половое поколение – это:

а) спорофит

б) гаметофит

в) спорангий

г) антеридий

12. Головня пшеница – это:

а) плод

б) семя

в) гриб

г) вирус

13. Клубеньки на корнях бобовых – это:

а) опухоль

б) бактерии

в) вирусы

г) органы

14. Хламидомонада:  

а) вирус

б) бактерия

в) водоросль

г) простейшие

15. Устьице листа герани состоит из:

а) из основных клеток и устьичной щели;

б) из волосков;

в) из камбия и устьичной щели;

г) из замыкающих клеток и устьичной щели.

16. Семенная кожура образуется:

а) из оплодотворенной яйцеклетки;

б) из интегументов;

в) из центральной клетки;

г) из халазы.

17. В цикле развития высших растений преобладает гаметофит:

а)  только у мхов;

б) только  у плаунов;

в) у всех высших растений;

г) у хвощей.

18. Семейство пасленовых имеет формулу цветка:

а) Ч5 Л5 Т1 П1;

б) Ч(5) Л(5) Т1 П5;

в) Ч(5) Л(5) Т5 П1;

г) Ч5 Л2+2+1 Т1 П9+1;

19. В клетках высших растений отсутствуют:

а) пластиды;

б) клеточный центр;

в) лизосомы;

г) митохондрии.

20. Какой признак не характерен для травянистых растений?

а) зеленые стебли;

б) наличие стебля;

в) ежегодное отмирание наземных органов;

г) стебель покрыт первичной покровной тканью.

21. Ламарк считал, что движущие силы эволюции это:

а) отбор;

б) среда;

в) наследственность;

г) дивергенция.

22. Происхождение человека предопределено:

а) трудовой деятельностью;

б) мутацией

в) случайностью;

г) экологическими факторами.

23. Головной мозг человека имеет те же показатели, что у:

а) синнатропа;

б) дриопитека;

в) кроманьонца;

г) неандертальца.

24. Коацерваты – это:

а) первичное ядро;

б) древний вид клетки;

в) примитивная плазма;

г) простейшие.

25. Денатурация белка – это:

а) усложнение структуры;

б) окисление;

в) обратимый процесс;

г) разрушение.

26. Биомасса – это:

а) вес тела;

б) плотность тела;

в) критерий биогеоценоза;

г) объем тела.

27. Человекообразные обезьяны и человек сходны:

а) в выражении эмоций;

б) наличие II сигнальной системы:

в) умственной деятельностью;

г) в поступках.

28.  Гликокаликс - это:

а) оболочка растительных клеток;

б) оболочка животных клеток;

в) структурный компонент ЭПС;

г) часть ядра.

29. Все виды РНК выполняют:

а) одинаковые функции;

б) разные функции;

в) сходные функции;

г) имеют одинаковое строение.

30. Лизосома имеет:

а) двухслойную мембрану;

б) одну мембрану;

в) прерывистую мембрану;

г) целлюлозную оболочку.

31. Мендель описал:

а) кроссинговер;

б) правило доминирования;

в) мутации;

г) механизмы поведения половых пар хромосом.

32. Транскрипция это:

а) триплетная программа;

б) ферментативный синтез;

в) матричный синтез редупликации;

г) синтез белка.

33. Частота встречаемости однотипных ген в разных популяциях одного вида:

а) одинакова;

б) различна;

в) не возможна;

г) периодична.

34. Давление естественного отбора направлено против особей:

а) со средним показателем фенотипа;

б) отклоняющихся от средней нормы;

в) с выраженными признаками;

г) гомозиготных.

35. Стабилизирующий отбор действует при:

а) устойчивых условиях среды;

б) меняющихся условиях среды;

в) подвижности видов;

г) интенсивности размножения.

36. Естественный отбор распространяются на:

а) охоту;

б) активность;

в) приспособительное поведение;

г) поиск пищи.

37. Физиологическая адаптация – это изменения:

а) генотипа;

б) фенотипа;

в) поведения;

г) процессов жизнедеятельности.

38. Биологический оптимум это:

а) видовая активность;

б) вариативность особей;

в) благоприятная среда;

г) интенсивность размножения.

39. Мутация проявляется фенотипически:

а) всегда;

б) у гомозиготного организма;

в) у гетерозиготных организмов;

г) при комплиментарном взаимодействии.

40. Элиминация в популяции происходит по причине:

а) гетерозиготности;

б) гомозиготности;

в) летальных ген;

г) эпистатичности ген.

41. В одной семье 4 детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Родители имели группу крови:

а) I и IV;

б) II и III;

в) II и IV;

г) I и II;

42. Анализаторы – это структура:      

а) мозга;

б) тела;

в) состоит из трех отделов;

г) органы чувств.

43. Нервная структура, регулирующая гормональную функцию и эмоции:

а) ретикулярная формация;

б) гипоталамус;

в) таламус;

г) четверохолмие.

44. Деятельность II сигнальной системы связана с анализом сигналов:

а) зрительных;

б) вкусовых;

в) звуковых;

г) смысловой анализ.

45. Второй этап механизма свертывания крови – это:  

а) образование тромбопластина

б) образование фибрина

в) образование тромбина

г) образование протромбина

Задание 2. Задание с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знак «+». В случае исправлений знак «+» должен быть продублирован.

1. В ротоглоточной полости обыкновенной жабы:

а) открываются хоаны;  

б) открываются протоки слюнных желез;  

в) открываются евстахиевы трубы;  

г) расположены конические зубы;

д) расположены плоские зубы.    

2. Признаки идиоадаптации в связи с паразитизмом у клещей:

а) утрата членистого строения;  

б) ветвистый кишечник;  

в) сложная система трахей;  

г) высокая плодовитость;  

д) образование сложного панциря.  

3. Хлоропласты:

а) состоят из гран;

б) имеют двухмембранную оболочку;

в) состоят из тилакоидов;

г) состоят из крист;

д) имеют строму.

4. Видоизменения корня:

а) корневые клубни;

б) столоны;

в) ходульные корни;

г) корневище;

д) корнеплоды.

5 . В состав плазматической мембраны входят:

а) белки;

б) углеводы;

в) липиды;

г) ферменты;

д) витамины.

6. В метафазе 1 деления мейоза:

а) достраивается веретено деления;

б) прикрепляются хромосомы к нитям веретена деления;

в) гомологичные пары  с хроматидами располагаются парно по экватору;

г) идет расхождение пар;

д) веретено деления разрушается.

7. Опарин:

а) экспериментально обосновал принципы происхождения жизни;

б) описал коацерваты;

в) охарактеризовал движущие факторы эволюции;

г) указал на роль клеточной структуры, фотосинтеза, полового размножения в эволюционных процессах;

д) выявил направления эволюции растений и животных.

8. В световую фазу фотосинтеза образуются:

а) CO2;

б) O2;

в) НАДФ+Н2;

г) АТФ;

д) С2 Н12 О6;

9. Вирусы: 

а) внутриклеточные паразиты;

б) переходная форма;

в) неклеточная форма;

г) содержат нуклеиновую кислоту;

д) имеют белковую оболочку.

10. Бактерии:

а) диплококки;

б) вибрионы;

в) стрептококки;

г) прокориоты;

д) паразиты.

11. Обмен веществ и энергии:

а) питание;

б) дыхание;

в) выделение;

г) синтез АТФ;

д) диссимиляция.

12. Аллельные гены расположены:

а) в одной хромосоме;

б) в идентичных локусах гомологичных хромосом;

в) в разных локусах гомологичных хромосом;

г) парно;

д) в диплоидном наборе хромосом.

13 Гладкие мышцы сокращаются под контролем:

а) соматической нервной системы;

б) симпатической;

в) парасимпатической;

г) эндокринной;

д) кровообращения.

14.Гипоталамус:

а) стимулирует деятельность гипофиза;

б) секретирует нейрогормоны;

в) угнетает деятельность гипофиза;  

г) регулирует деятельность вегетативной нервной системы;

д) регулирует деятельность соматической нервной системы.

15.  Преобладание активности парасимпатической системы обеспечивает:

а) восстановление энергии в организме;

б) уменьшение просвета  воздухоносных путей;

в) сужение артерий скелетных мышц;

г) расширение артерий желудочно-кишечного тракта;

д) уменьшение кровотока в миокарде.

16. Основная роль мозжечка в:

а) равновесие тела;

б) мышечном тонусе;

в) координации тонких движений;

г) согласованности быстрых движений;

д) дыхательных движениях.

17.  Гормоны участвуют:

а) в регуляции гомеостаза

б) в реакции организма на изменение внешней среды

в) в дифференцировке тканей

г) в переваривании белков

д) в размножении

18. Воротная вена собирает кровь из:

а) селезенки;

б) поджелудочной железы;

в) пищеварительного тракта;

г) органов таза;

д) брюшины.

19. Назвать функции среднего мозга:

а) ориентировочные рефлексы на свет и на звук

б) регуляция позы тела

в) слюноотделение

г) кашель, рвота

д) регуляция пищеварения

20. Внешнее торможение характеризуется:

а) действием сильного внешнего раздражителя

б) действием слабого внешнего раздражителя

в) возникновением нового очага возбуждения

г) развивается быстро

д) развивается медленно

Задание 3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений).

  1. Зубы у неполнозубых не имеют эмали и корней.
  2. Бластопор у большинства животных закладывается на анимальном полюсе.  
  3. Значительный интерес для биотехнологии представляет одноклеточная водоросль хлорелла.
  4. Усы – это наземные ползучие побеги.
  5. Грибы – гетеротрофные организмы.
  6. Способы передвижения веществ по растению: по сосудам, по ситовидным трубкам, по элементам покровной ткани.
  7. Третье веко у человека – это атавизм.
  8. Кювье считал, что эволюция носит плавный, линейный, не прерывистый характер.
  9. Инбридинг – явление противоположное аутбридингу.
  10. Карпеченко применил метод полиплоидии для преодоления бесплодия  при отдаленной гибридизации.
  11. Вавилов выделил 12 центров происхождения культурных растений.
  12. Зона кожной чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
  13. Активность симпатической нервной системы способствует усилению распада гликогена в печени и жира в жировой ткани.
  14. Форма кости меняется в зависимости от характера работы, а толщина и длина не меняются.

Ответ: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 13 ( + )

Задание 4. Из предложенной информации выберите сведения о паукообразных и насекомых:

Паукообразные - 01, 03, 04, 06, 08, 10, 13, 15, 17.                              Насекомые -  02, 04, 05, 08, 10, 14, 16, 18.

  1. тело состоит из дух отделов: головогруди и брюшка;
  2. тело состоит из трех отделов: головы, груди, брюшка;
  3. дыхание легочное;
  4. дыхание трахейное;
  5. три пары ног;
  6. четыре пары ходильных ног;
  7. количество ног более восьми;
  8. кровеносная система незамкнутая;
  9. кровеносная система замкнутая;
  10. мальпигиевы сосуды;
  11. протонефридии;
  12. зеленая железа;
  13. коксальная железа;
  14. жировое тело;
  15. глаза простые;
  16. глаза сложные и простые;
  17. не имеют крыльев;
  18. большинство имеют крылья.

Задание 5. Решите биологическую задачу.Ребенок получил от матери летальный ген. Отец передал 100% пенетратный ген норма по аллели этого гена. От матери в генотип вошли 40% доминантных ген. Бабушка по материнской линии и сама мать имели II группу крови, а дед – III группу. По отцовской линии бабушка, дедушка  и сам отец ребенка имели III группу крови. Определить группу крови ребенка, потенциал иммунитета (в %) и вероятность выживания (жизнеспособности) ребенка.

Ответ:

1. II или III   - 1 балл +1 балл = 2 балла   2. не менее 40% - 1 балл     3. жизнеспособность 100% - 0,5 баллов

_____________________________   Всего 3,5 балла

задания

Количество максимальных полученных баллов

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

примечание

1 задание

23

26

33

40

45

2 задание

16,5

9

45

28

35,5

3 задание

14

14

14

12

14

4 задание

5

5

13

19

17

5 задание

1,5

6

5

1

3,5

Всего возможных балла

60

60

110

100

115

Критерии оценки:

 1 задание: 1 балл за правильный ответ

 2 задание:   0,5 баллов за правильный ответ

                     - 0,5 баллов за неправильный ответ

       Из общей суммы правильных ответов вычитается сумма неправильных ответов. Конечный результат может быть отрицательным  

 3 задание: 1 балл за правильный ответ

                     - 1 балл за неправильный ответ

       Из общей суммы правильных ответов вычитается сумма неправильных ответов. Конечный результат может быть отрицательным  

4 задание:  1 балл за правильный ответ

                   - 0,5 баллов за неправильный ответ

Из общей суммы правильных ответов вычитается сумма (по – 0,5 баллов) неправильных ответов.

Есть вероятность отрицательного значения конечного результата

Задача, смотри тесты и таблицу

принцип подсчета и оценки качества работы (К) индивидуального исполнителя (ученика)

                                         сумма баллов ученика * 100

                           К=      сумма максимально возможных

7 класс

                                         а * 100

                           К=         60        =        %

8 класс

                                         а * 100

                           К=         60        =         %

9 класс

                                         а * 100

                           К=         110      =           %

10 класс

                                         а * 100

                           К=       100         =               %

11 класс

                                         а * 100

                           К=         115      =             %

а – сумма балла ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)

Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за ...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

рекомендации по составлению олимпиадных заданий по биологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии Авторы:Пасечник В.В.  д.п.н., профессор ...

олимпиадные задания по биологии 9 класс

задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы....