Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  строится в соответствии с технологическим (медицинским) профилем образовательного учреждения.

         Элективный курс «Роль биологических знаний в жизни человека»  направлен на решение следующих задач:

·        Раскрытие роли биологических знаний их востребованности  и сферами применения в современном обществе.

·        Развитие у учащихся представлений о биологии как науке тесно взаимодействующей с другими отраслями знаний и практической деятельностью человека, имеющей широкие возможности применения.

·        Усвоение некоторых приёмов применения биологических знаний в повседневной жизни (например, планирование и обустройство уголка сада, огорода, уход за мелкими домашними животными, оказание первой доврачебной помощи и др.)

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_9_klass.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2

г.о.Тейково Ивановской области


ул.Шестагинская, 78

тел. 2-24-58

УТВЕРЖДЕНО

директор МСОШ №2

____________________

Н.Д.Митькова

приказ № ____

 от «___» ___________ 2011 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

__________________________________________________

протокол № ___

от «___» ___________ 2011 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС

протокол № ___

от «___» ___________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО (ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО) КУРСА ПО БИОЛОГИИ

«РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

  1. Класс – 9;
  2. Количество часов, отводимых на изучение курса – 8;
  3. Составитель программы – Т.Ю.Фатеева, учитель биологии;
  4. 2011-2012 учебный год.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  строится в соответствии с технологическим (медицинским) профилем образовательного учреждения.

        Курс «Роль биологических знаний в жизни человека» является предметно-ориентированным, с учетом реализации межпредметных связей с курсом биологии и имеет профориентационную направленность в области медицины, сельского хозяйства и охраны природы.

        Программа элективного курса рассчитана на 8 часов.

Данный курс разработан для учащихся 9 класса с целью самоопределения учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения, связанного с биологией.

        Элективный курс «Роль биологических знаний в жизни человека»  направлен на решение следующих задач:

  1. Раскрытие роли биологических знаний их востребованности  и сферами применения в современном обществе.
  2. Развитие у учащихся представлений о биологии как науке тесно взаимодействующей с другими отраслями знаний и практической деятельностью человека, имеющей широкие возможности применения.
  3. Усвоение некоторых приёмов применения биологических знаний в повседневной жизни (например, планирование и обустройство уголка сада, огорода, уход за мелкими домашними животными, оказание первой доврачебной помощи и др.)

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения.

Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Основными формами организации учебных занятий являются: беседы, практические работы, защита проектов.

        Реализация программы позволит:

  1. Сформировать у учащихся 9 классов представления о биологии как о науке, лежащей в основе выбираемой профессии «человек-человек», «человек-природа»;
  2. Сформировать интерес к профессиям, связанным с биологией как профильной дисциплиной;
  3. Развивать умения применять на практике теоретические знания по планированию и обустройству  уголка сада, огорода, уходу  за мелкими домашними животными, оказанию первой доврачебной помощи;
  4. Развивать коммуникативные и информационные компетентности учащихся.

        

        Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности учащихся на занятиях, беседы с учащимися, и защиту проектной работы по данному курсу.


Содержание учебного предмета по темам.

№ п/п

Тема

Количество часов, отводимых на раздел

(тему)

Основное содержание темы

Общеучебные умения,

навыки и виды деятельности

учащихся

I

Введение.

Роль биологических знаний в современном обществе.

1

Область применения биологических знаний и их востребованность в современном обществе.

  1. Обосновывать роль биологии как о науки, лежащей в основе профессий «человек-человек», «человек-природа»;
  1. Ориентироваться в понятиях: профессия, специальность, квалификация;

II

Применение биологических знаний в сельском хозяйстве

2

Профессия агроном. Новейшие методы селекции растений, получение трансгенных растений. Современные средства защиты растений и их влияние на здоровье человека.

Профессия ветеринар. Современная деятельность ветеринарных специалистов.

Лесоводство, рыбоводство, профессии связанные с данными направлениями (лесничий, егерь, лесоустроитель, рыбовод)

  1. Иметь представление о требованиях и специфике профессий: агроном, ветеринар, лесовод, егерь, лесоустроитель, рыбовод.

III

Биологические знания как основа медицины и средство сохранения и укрепления здоровья

2

Профессия врач. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача.

Профессия фармацевт и провизор.

  1. Иметь представление о требованиях и специфике профессий: врач, провизор, фармацевт

IV

Взаимосвязь биологических и экологических знаний

2

Профессия эколог. Научное и социальное содержание деятельности эколога.

Ландшафтный дизайнер и сфера его деятельности.

  1. Иметь представление о требованиях и специфике профессий: эколог, ландшафтный дизайнер.

V

Перспективность биологических профессий

1

Перспективности биологических профессий и экономические возможности их применения.  

  1. Анализировать востребованность профессий в современном обществе;
  2. Уметь обосновывать выбор будущей профессии.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

Контрольные, практические, лабораторные работы,

экскурсии

Оборудование урока

Прочее (дополнительная информация)

Тема 1.  Введение. 1 час.

1

Роль биологических знаний в современном обществе.

Презентация «10 профессий будущего»

Тема 2. Применение биологических знаний в сельском хозяйстве.  2 часа.

2

Профессии агроном и ветеринар.

Практическая работа «Влияние удобрений на развитие растений»

Презентация «Профессии связанные с сельским хозяйством»

3

Профессии, связанные с лесным и рыбным хозяйством.

DV-диск «Сумароковская лосеферма Костромской области»

Тема 3.  Биологические знания как основа медицины и средство сохранения и укрепления здоровья.  2 часа.

4

Профессия врач.

5

Профессии фармацевт и провизор.

Экскурсия в аптеку города

Тема 4.  Взаимосвязь биологических и экологических знаний.  2 часа.

6

Профессия эколог.

7

Ландшафтный дизайнер.

Практическая работа «Проектирование уголка сада»

Тема 5.  Перспективность биологических профессий. 1 час.

8

Перспективность биологических профессий.

Презентация «Бионика или подглядывать не всегда плохо»

                


Литература для учителя.

  1. Баландин Р.К., Природа и цивилизация. – М.: 1998. – 147 с.
  2. Бофорт М., Клумбы в вашем саду. – М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2009. – 176с.
  3. Кузнецов В.Н., Экология дома. – Биология 1 сентября. 1990 - №31
  4. Талько А., Справочник ветеринара, СПб.: Питер, 2011. – 256 с.
  5. Хессайон Д.Г., Всё о цветах в вашем саду. – М.: Кладезь-Букс. 2009. – 256 с.
  6. Хессайон Д.Г., Всё о цветах в вашем саду. – М.: Кладезь. 1997. – 160 с.
  7. Хессайон Д.Г., Всё о декоративных деревьях и кустарниках. – М.: Кладезь. 1997. – 128 с.
  8. Хрипков А.Г., Методика преподавания факультативных курсов по биологии. – М.: Просвещение, 1991. 230 с.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Готовимся к ЕГЭ. Решение биологических задач"

Элективный курс рассчитан на подготовку учащихся к ЕГЭ по курсам "Ботаника", "Зоология", "Человек", "Общая биология". Программа предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю( 35 часов в год)...

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"

рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"...

Рабочая программа элективного курса "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками"

Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками. Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение орфографических и пунктуационных тем с ...

Рабочая программа элективного курса "Право в жизни человека" 10-11 класс

Программа элективного курса направлена на углубленное изучение тем блока "Право"...