Интеллектуальная игра "Организм человека"
методическая разработка по биологии (8,9,10,11 класс) по теме

Былинкина Вера Петровна

Данная  методическая разработка рекомендуется для учащихся 8-11 классов. Это внеклассное мероприятие по курсу биологии "Человек и его здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_organizm_cheloveka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

Счастливый случай

Организм человека

Былинкина   Вера Петровна

Учитель высшей квалификационной категории

  МБОУ «Каргалинская гимназия»

Чистопольского  муниципального района РТ

2012год

 

 Цель:  закрепить   в процессе  практической деятельности теоретические знания, полученные на      уроках  биологии,   обогатить  знания  учащихся новой интересной информацией. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению биологии,  умения  работать с научно-популярной литературой.  Способствовать  развитию коммуникативных качеств,  развитию творческих способностей учащихся; самореализации  личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

                 

 Играют две команды учащихся 8-9 классов.       Каждая заранее выбирает название, капитана.

Выбирается жюри.    

   

1 гейм.

Каждой команде задается по 6 вопросов. На обсуждение вопроса дается 1 минута.

  1.  Мы в жизни все время что-то измеряем, что-то сравниваем,  чему-то удивляемся. Вот например у человека длина всех сосудов 100 000 км. 7-10 л крови для их заполнения недостаточно. Как же организм обеспечивает снабжение кровью всех органов.                               (Ответ: Организм перераспределяет кровь. Больше ее направляется  к работающему                   органу.  Например,  после обеда  кровь направляется к органам  пищеварения, а для работы мозга  ее начинает не хватать и мы испытываем сонливость. )
  2. Из  отверстий бесчисленных потовых желез, разбросанных по всей поверхности кожи, выделяются  мельчайшие капельки пота. Если  воздух достаточно сух, они успевают испариться раньше, чем из желез выделяются новые и кожа  остается сухой. В холодную  погоду  с кожи испаряется   250-1700г  воды. При выполнении тяжелой физической работы в жару выделение пота возрастает до 10-15 л в сутки.  По самым  скромным подсчетам, южане за 70 лет жизнедеятельности  выделяют 100-150 т пота.  Это три железнодорожных цистерны. Какую функцию выполняет пот? Зачем организму  выделять его в таких больших количествах?

   ( Ответ: Для охлаждения организма. Вместе с потом выводится избыток минеральных солей.)

  1. Человек может обходиться без пищи   30 и более  дней, без кислорода  не более 10-20  минут, без воды –около недели, а без сна?  (ответ:  около 10 суток)
  2. На языке человека около 900  вкусовых рецепторов. Каждый рецептор действует в определенных  условиях. Ответьте нашим лакомкам, какую температуру  должна иметь пища, чтобы рецепторы лучше различали вкус?)                              ( Ответ: 24 0 С)
  3. Мы не раз встречались с выражением «ахиллесова пята».  Ответьте, откуда взялось это выражение?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             (Ответ:  Ахилл – герой Троянской войны. Мать героя – Фетида, желая сделать сына  неуязвимым, погрузила его еще в младенческом возрасте в воды  священной подземной реки Стикс. При омовении она держала сына за пятку, которая осталась несмоченной. В роковом сражении в эту пятку попала стрела.)
  4. Мы знаем, что кости нашего тела образуют скелет. А почему  скелет называется скелетом?  (Ответ: Греческое слово «скелетос» означает «высохшее», мумицированное , что происходит от старинного способа приготовления  скелета путем высушивания тела на с

солнце или в горячем песке )

  1. Папа римский Иннокентий VIII , удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Это стало  причиной его смерти. Почему?  (Ответ: у них были несовместимые группы крови.)
  2. Лейкоциты – самые крупные клетки крови. Их  размер колеблется от 8 до 20 мк.   Это- «одетые в белые  халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?  (Ответ:  лейкоциты борются с микробами, уничтожают поврежденные, износившиеся клетки организма).
  3. Азот воздуха не принимает участия в дыхании человека и при обычном атмосферном давлении  обмена азота  между наружной средой и телом не происходит. Это связано с тем, что в тканях его  растворено столько же, сколько и в крови, а кровь в свою очередь насыщена азотом  до предела. Что произойдет , если значительно увеличить наружное давление? Почему, если резко вернуть давление к норме, может наступить смерть?         (Ответ:  Если значительно увеличить наружное давление, то по отношению к атмосферным газам, кровь окажется ненасыщенной. Она начнет их постепенно  поглощать и передавать тканям. Этот процесс будет происходить до тех пор, пока между атмосферным воздухом и кровью с тканями не установиться новое равновесие. Если давление резко вернуть к норме или резко понизить, то газы, растворенные в тканях, будут возвращаться в кровь. Кислород при этом не окажет никакого вреда. Он слишком быстро расходуется. Зато азота в кровеносных сосудах скопится столько, что он не сможет раствориться в крови и не будет успевать выводиться через легкие из организма. Пузырьки азота могут закупорить мелкие сосуды. Если это будут сосуды сердца или мозга, может  наступить смерть).
  4. В конце прошлого столетия великий русский ученый завершил детальное изучение работы пищеварительных желез. Он выяснил, что для каждого вида пищи пищеварительные железы предоставляют особый состав пищеварительных соков. За эти исследования ученый получил высшую международную награду- Нобелевскую премию. Назовите фамилию этого ученого, какими вопросами еще он занимался?                                                                          (Ответ: Академик И.П. Павлов. Кроме вопросов пищеварения, он занимался изучением кровообращения и высшей нервной деятельности).
  5.  Уже давно врачи заметили, что иногда у человека некоторые пищеварительные железы вследствие заболевания  почти прекращают свою работу, а больные этого не замечают, на их пищеварении это почти не отражается. Как же тогда переваривается пища? Какое открытие позволило разгадать эту тайну?                                                                                     (Ответ:  Раскрыть тайну позволило открытие пристеночного пищеварения. Крохотные количества ферментов, выделяемые больной железой,  адсорбируются кишечной стенкой, накапливаются и сохраняются. При их участии происходит переваривание пищи).
  6. Нормальная температура тела человека  равна 36.60С. Однако нам не холодно, когда температура воздуха 180 С, и очень жарко, когда она равна 300 С. В воде же, наоборот, при 300 С человек чувствует  себя нормально, а при 180 С – ему холодно. Объясните этот парадокс. ( Ответ: наблюдаемое явление объясняется разной теплопроводностью воды  и  воздуха, которая меньше для последнего; теплоотдача на воздухе идет за счет испарения пота и расширения сосудов, а в воде  только через сосуды кожи).

2 гейм.  «Заморочки из бочки»

(Капитаны команд по очереди вытаскивают шарики  с вопросами )

  1. С какой максимальной скоростью передаются нервные импульсы от нейрона к нейрону? ( 400 км/час)
  2. Какова общая длина кровеносных сосудов в организме человека? (100 000км)
  3. Почему живот называют так живот?                     (От слова жизнь. В брюшной  и грудной полости находятся все жизненно-важные органы).
  4. Почему кишечник называют кишечником?                                                                                         ( От слова кишеть. При вскрытии кишки кишат как черви, змеи).
  5. В 1857 году французский физиолог К.Бернар открыл в печени соединение удивительно похожее на крахмал и при необходимости образующее глюкозу. Назовите его.                 (Гликоген от слова глюкозообразующий).
  6. Этот орган получил свое название от александрийского анатома Герофила, усмотревшего, что его длина в 12 раз превышает ширину пальца перста. Как он называется?                                                                                                                                               ( Двенадцатиперстная кишка)
  7. Этот орган называют «царицей тела». Название этого важного органа происходит от русских слов «печь», «печет». Как он называется и почему?                                               (Это самый горячий орган – печень).
  8. Ученые полагают, что из огромного числа нейронов головного мозга активны только 4%. Зачем же остальные 96%  ?                                                                                                                                  

( При усиленной умственной работе активизируются ранее «молчавшие»    клетки коры).

  1. Как вы думаете, в связи с чем продолговатый мозг называют «большой дорогой» ?   (Через продолговатый мозг проходят восходящие и нисходящие пути, связывающие спинной и головной мозг).
  2. Почему части кисти называют пястье, запястье, а не  иначе?                                                            ( В основе этих терминов лежит слово «пять» -  пять пальцев).
  3.   Зачем  Рахметов, с точки зрения биологии, спал на гвоздях?                                                          (Гвозди осуществляют  своего рода массаж биологически активных точек.)
  4. Назовите фамилию  русского ученого, который впервые доказал необходимость для организма веществ, названных впоследствии  витаминами?                                                         ( Н.И.Лунин).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Гейм для зрителей.

  1.  В сосудах водица, ею нельзя напиться?   ( Кровь)
  2. В какую сеть нельзя поймать рыбу?   (В капиллярную)
  3. Оно меньше нас , а работает всяк час?   (Сердце)
  4. По какому  мосту не ходят?  (По мосту головного мозга)
  5. Какой нельзя развязать?  (Нервный)
  6. Кто целый век в клетке?   ( Сердце, легкие)
  7. Какое дерево растет в легких?  ( Бронхиальное)
  8. Полон хлебец белых овец?   (зубы)
  9. Что быстрее  всего на свете?    (Мысль)
  10. В какой раковине никто не живет?    (В ушной)
  11. Ношу их много лет, а счета им не знаю   ( Волосы)
  12. В доме какого животного располагаются слуховые рецепторы?   ( В улитке)
  13. Сколько весит зрачок?   ( Нисколько. Зрачок – отверстие в радужной оболочке).
  14. Что можно увидеть с закрытыми глазами?     (Сон)

3 гейм  «Бегущая лошадка»

Каждой команде задаются  вопросы в течении 1 минуты.  Каждая команда стремится дать большее число ответов.

1 команда.

  1. Наука о старении организма    (геронтология)
  2. Название 10 пары черепно-мозговых нервов    ( блуждающий)
  3. Гормон надпочечников    (адреналин)
  4. Где находится молоточек и наковальня   (в среднем ухе)
  5. Бесцветная жидкость нашего организма   ( лимфа)
  6. Количество выделяемой мочи в сутки    ( 1,5 литра)
  7.    Самый горячий орган     ( печень)
  8. Количество костей в скелете     ( 220)
  9. Богиня  здоровья  в греческой  мифологии  (Гигиея)
  10. Вещество крови, несущее кислород  ( гемоглобин)
  11. Самый крупный сосуд (аорта)
  12. Железа, вырабатывающая гормон роста  ( гипофиз)
  13. Железа, расположенная под желудком  ( поджелудочная  железа)
  14. Клетки крови, ответственные за свертывание крови   ( тромбоциты)
  15. Где у мужчин сердце   ( в грудной полости)
  16. Самые маленькие кости в скелете человека   ( слуховые)
  17. Из какой чашки  не выпьешь чашку чая  ( из коленной)
  18. Сколько мышц у человека  (около 600)
  19. Клетки крови пожиратели  (фагоциты)
  20. Гормон щитовидной железы  ( тирозин)

2 команда

  1. Гормон для лечения диабета   ( инсулин)
  2. Где в голове находится древо жизни ( в заднем мозге)
  3. Где у нас живет улитка  ( в  ухе)
  4. В каком тазу не постираешь ( В тазу пояса  нижних  конечностей)
  5. Самая большая  кость скелета   ( бедренная)
  6. Сколько литров крови у человека  ( 7-10 л)
  7. Самый большой орган человека  ( печень)
  8. Подвижная кость черепа  ( нижняя челюсть)
  9. Глазной врач  ( офтальмотолог)
  10. Защита организма от чужеродных тел  ( иммунитет)
  11. Самые мелкие сосуды  ( капилляры)
  12. Состояние пониженной двигательной  активности  ( гиподинамия)
  13. Какой орган не тонет в воде  ( легкое)
  14. Какой копательный инструмент есть в нашем организме  ( лопатка)
  15. Сколько % кислорода мы вдыхаем  ( 21%)
  16. Пульс человека в 20 лет  (50-60 ударов в мин.)
  17. Сколько г железа в организме  ( 3г)
  18. Красные клетки крови  (эритроциты)
  19. Витамин, участвующий в свертывании крови  ( вит. К)
  20. С какой  частью   сустава не сходишь  в магазин ( с суставной сумкой)

Жюри подводит итоги. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Интеллектуальная игра "Мир человека"

Игра "Мир человека" может быть использована как контрольный урок по анатомии в 8-х классах, также во внеклассных мероприятиях....

«Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Родительское  собрание  в  6   классе« Роль чтения  в  развитии  интеллектуальных  и  личностных качеств  человека»...

Сценарий родительского собрания на тему «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Цель: формирование культуры досуга родителей и учащихся. Задачи:-создать условия для сплочения детско-родительского сообщества;-Повысить интерес к чтению литературы. Форма проведения: ...

Интеллектуальная игра "Конституция и права человека"

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11 слассов....

Открытый урок на тему "Чтение - интеллектуальное развитие человека"

Тема.«Чтение - интеллектуальное развитие человека» Собирать книги не трудно,Трудно уметь просматриватькниги. Просматривать книгине трудно, трудно уметьчитать.  Читать книгине трудно, трудно ...