Рабочая программа
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_10_klass.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы по биологии для среднего (полного)  общего образования,  авторы: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин,  Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2007 г.    

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

 Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на профильном уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации  к самостоятельной работе.

  1. Общая характеристика учебного предмета

 Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией.  

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формировании у учащихся системы знаний,  как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. О живой природе и присущих ей закономерностях.

Цели биологического образования в средней (полной) общей  школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются

наиболее общими и социально значимыми.
             С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
              • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
             • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
             Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
             • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
             • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
             • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,коммуникативными;
             • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью

естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Согласно действующему  учебному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю.

При изучении общих закономерностей используются межпредметные связи с учебным материалом следующих дисциплин: химии, физики, географии, математики. Помимо этого, использованы и внутрипредметные связи с экологией, генетикой, физиологией, цитологией, эмбриологией, эволюционной теорией, палеонтологией.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

        Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников.

  1. Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные

результаты освоения  учебного предмета

        Деятельность педагога в обучении биологии должна быть направлена на       достижение обучающимися следующих личностных результатов:
            1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
            2) реализация установок здорового образа жизни;
            3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
             
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
             1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
             2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
             3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
            4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
             
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
             
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
знать

          основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

         строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

         сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

                 вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

                биологическую терминологию и символику;

        объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

        решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

        описывать особей видов по морфологическому критерию;

        выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

        сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

        анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

        изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

        находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

2. В сфере трудовой деятельности:
           • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
           • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
           
3. В сфере физической деятельности:
           
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
           
4. В эстетической сфере:
            • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

  1. Содержание учебного предмета, курса

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

10 класс

1.

Введение. Биология – наука о жизни.

1

2.

Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи.

Тема 2. Возникновение жизни на Земле.

5

2

3

3.

Раздел 2. Клетка.

Тема 3. Химическая организация клетки.

Тема 4. Метаболизм – основа существования живых организмов.

Тема 5. Строение и функции клеток.

13

5

3

5

4.

Раздел 3. Размножение и развитие организмов.

Тема 6. Размножение организмов.

Тема 7. Индивидуальное развитие организмов.

2

1

1

5.

Раздел 4. Основы генетики и селекции.

Тема 8. Основные понятия генетики.

Тема 9. Закономерности наследования признаков.

Тема 10. Закономерности изменчивости.

Тема 11. Основы селекции.

14

1

7

3

4

Итого часов:

35

11 класс

6.

Раздел 5. Учение об эволюции органического мира.

Тема 12. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

Тема 13. Макроэволюция. Биологические последствия приобретений приспособлений.

Тема 14. Развитие жизни на Земле.

Тема 15. Происхождение человека.

22

12

2

4

4

7.

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.

Тема 16. Биосфера, ее структура и функции.

Тема 17. Жизнь в сообществах. Основы экологии.

Тема 18. Биосфера и человек. Ноосфера.

Тема 19. Бионика.

13

2

6

4

1

Итого часов:

35

Всего часов:

70

        Введение. Биология – наука о жизни (1 час).

 Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Вклад биологической науки в формирование научной картины мира, общей культуры личности, развитие народного хозяйства.

Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (5 часов)

Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. Живые системы: клетка, организм, вид, биоценоз, биосфера, их эволюция. Признаки живых систем: обмен веществ и энергии, целостность, взаимосвязь структуры и функций, связь со средой, саморегуляция. Уровни организации и методы познания живой природы.

Тема 2.  Возникновение жизни на Земле.

Происхождение жизни на Земле. Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Редди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина - Холдейна.

Раздел 2. Клетка (13 часов)

Тема 3. Химическая организация клетки.

Химический состав клеток, его сходство у разных организмов - основа единства живой природы. Элементарный химический состав. Неорганические вещества: вода, минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Особенности строения органических веществ: углеводов, липидов, строения нуклеиновых кислот, АТФ в связи с выполняемыми функциями. Ферменты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы

1. Роль ферментов в ускорении химических реакций в клетках растений и животных; опыты по фотосинтезу.

2. Решение цитологических задач.

Тема 4. Метаболизм – основа существования живых организмов.

Клеточный метаболизм. Энергетический обмен. Преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.

Тема 5. Строение и функции клеток.

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К.Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Строение эукариотической и прокариотической клеток (6 часов)

Соматические и половые клетки. Строение и функции частей и органоидов, их взаимосвязь как основа целостности клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы: аутосомы и половые. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение постоянства числа и формы хромосом.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Лабораторные и практические работы

  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
    микропрепаратах и их описание.
  2. Сравнение строения клеток растений, животных и бактерий.

        3.        Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
4. Изучение явления плазмолиза и деплазмолиза.

Раздел 3. Размножение и развитие организмов (2 часа)

Тема 6. Размножение организмов.

Самовоспроизведение - важнейший признак живого. Размножение: половое и бесполое.

Подготовка клетки к делению. Редупликация ДНК - основа удвоения хромосом. Митоз, его значение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений и животных, его значение.

Тема 7. Индивидуальное развитие организмов.

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие: прямое и непрямое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

        Раздел 4. Основы генетики и селекции (14 часов)

Тема 8. Основные понятия генетики.

Наследственность и изменчивость - свойства организма. Генетика, методы исследования наследственности и изменчивости растений, животных и человека. Доминантные и рецессивные признаки, гомозиготы и гетерозиготы, аллельные и неаллельные гены, генотип и фенотип, генофонд.

Тема 9. Закономерности наследования признаков.

Правила и законы наследственности, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание.

Закон сцепленного наследования Т. Моргана, его цитологические основы. Полное и неполное сцепление. Роль перекреста хромосом.

Определение пола. Наследование, связанное с полом, его цитологические основы.

Взаимодействие и множественное действие генов - основа целостности генотипа.

Тема 10. Закономерности изменчивости.

Закономерности изменчивости. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд изменчивости признаков.

Мутации, их причины, частота встречаемости. Виды мутаций: генные и хромосомные. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Меры защиты среды от загрязнений мутагенами. Вредное влияние алкоголизма, наркомании и курения на потомство. Значение генетики для профилактики наследственных заболеваний у человека.

Лабораторные и практические работы

  1. Решение генетических задач на законы наследования.
  2. Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и кривой.

Тема 11. Основы селекции.

Генетика - теоретическая основа селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений. Методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, мутагенез, полиплоидия, гетерозис. Селекция растений и животных. Биотехнология: микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия, их значение для развития народного хозяйства, охраны природы.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

        Раздел 5. Учение об эволюции органического мира (22 часа)

Тема 12. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

Тема 13. Макроэволюция. Биологические последствия приобретений приспособлений.

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида. Численность особей, возрастной и половой состав, размеры популяций, формы совместного существования особей.

Факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Движущий и стабилизирующий отбор.

Синтетическая теория эволюции - синтез классического дарвинизма и популяционной генетики. Популяция - элементарная единица эволюции. Закон Харди-Вайнберга.

Результаты эволюции. Усложнение организации живых существ в ходе эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование.

Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Доказательства эволюции органического мира.

Лабораторные и практические работы

        1.        Описание особей вида по морфологическому признаку.

  1. Выявление изменчивости у особей одного вида.
  2. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
  3. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
  4. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
  5. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

Тема 14. Развитие жизни на Земле.

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Тема 15. Происхождение человека.

Эволюция человека. Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Этапы эволюции человека. Доказательства единства человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Лабораторные и практические работы Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды (13 часов)

Тема 16. Биосфера, ее структура и функции.

Биосфера - глобальная экосистема. Вклад В.И. Вернадского в разработку учения о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Биомасса Земли. Особенности распределения биомассы. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода). Биогенная миграция атомов.

Лабораторные и практические работы

Составление схем круговорота воды и углерода.

Тема 17. Жизнь в сообществах. Основы экологии.

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

Понятие «среда обитания». Экологические факторы. Закономерности влияния экологических факторов на организмы.

Абиотические факторы, приспособленность организмов к ним. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Биотические факторы. Внутривидовая и межвидовые отношения: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Антропогенные факторы.

Экосистема и биогеоценоз. Структура экосистемы видовая, пространственная. Доминантные и малочисленные виды, их роль в экосистеме.

Разнообразие популяций в экосистеме, связи между ними: генетические, трофические. Продуценты, консументы и редуценты. Пищевые цепи и сети.

Круговорот веществ и энергии в них. Правила экологической пирамиды.

Саморегуляция - основа устойчивости экосистем. Колебания численности популяций в экосистемах. Изменения в экосистемах. Причины смены экосистем: внешние (естественные и антропогенные) и внутренние.

Агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем.

Сохранение биологического разнообразия как основа устойчивого развития экосистем.

Лабораторные и практические работы

1). Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

2). Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

3). Решение экологических задач.

Тема 18. Биосфера и человек. Ноосфера.

Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Экологические проблемы и пути их решения. Проблема устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Тема 19. Бионика.

8. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология. Учебник, 10 класс.-М.:Дрофа, 2010

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник, 11 класс.-М.:Дрофа, 2006

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
  4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
  5. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
  2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  3. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...