открытый урок 7 класс "Тип моллюски"
материал по биологии (7 класс) по теме

Якуб Галина Николаевна

Урок обобщения знаний по теме "Тип Моллюски". Урок предполагает работу учащихся с рабочими листами, сопровождается презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_tip_mollyuski.docx77.37 КБ
Файл otkrytyy_urok_mollyuski.pptx2.35 МБ
Файл rabochiy_list.docx55.53 КБ

Предварительный просмотр:


Обобщение знаний по теме: «Тип Моллюски»

Цель урока: Обобщить, систематизировать, расширить полученные знания учащихся о важнейших представителях типа Моллюски.

Задачи:   Проконтролировать знания учащихся по данной теме.

Развивать творческую активность учащихся.

Воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и заботиться о ней.

Развивать познавательные интересы ребят.

Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок обобщения знаний

Оборудование:

1.Компьютер, проектор, раковины различных моллюсков, сувениры изготовленные из раковин моллюсков

Наглядные пособия и дидактический материал: Презентация «Многообразие моллюсков», Рабочий лист, Лист ответов, карточки к заданиям

       

   Ход урока:

           

Этап урока

Показ слайдов

I

Организация класса. Объявляется цель и задачи урока:

Цель урока: Обобщить, систематизировать, расширить полученные знания учащихся о важнейших представителях типа Моллюски.

Задачи:   Проконтролировать знания учащихся по данной теме.

Развивать творческую активность учащихся.

Воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и заботиться о ней.

Развивать познавательные интересы ребят.

Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Слайд1(тема урока)

Слайд 2 (цели и задачи урока)

II

Знакомство с порядком работы на уроке.

Сегодня на уроке мы обобщим все полученные вами знания о моллюсках. Урок мы проведем в необычной форме. А в промежутках между различными заданиями будем узнавать все самое интересное о моллюсках. Для работы нам понадобятся «Рабочие листы» и Листы ответов, в которых будут отражаться ваши результаты на каждом этапе совместной работы. За  правильные ответы дополнительно вы получаете «бонус» в виде раковины моллюска. «Раковины-бонусы» увеличивают общее количество  баллов. В конце урока, используя специальную шкалу оценивания, вы получаете отметку за урок.  Итак, приготовились к напряженной совместной работе. Прежде чем приступить к игре, давайте выясним общие признаки моллюсков

Слайд 3 (Рабочий лист)

III

Вступительное слово учителя: Вы изучили загадочную и удивительную группу животного мира – Моллюски. Много легенд передавалось об этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на медуз, ни на раков. На двух предыдущих уроках вы уже изучили их основное строение, познакомились с отличительными чертами классов этого типа.

Слайд 4(изображение представителей типа Моллюски)

IY

Общие признаки моллюсков:

1.Несегментированные животные

2.Тело делится на голову, туловище и ногу

3. Наличие кожной складки - мантии и мантийной полости

4. Наличие раковины

5.Усложнена кровеносная и пищеварительная система (ребятам, правильно назвавшим признаки, выдаются «раковины-бонусы»)

Слайд5

Y

А сейчас мы будем общаться с вами на языке цвета

 Задание №1 Работа с сигнальными карточками.

У каждого из вас на столе лежит пакет №1, в нем 3 цветных каточки: зеленая, синяя, красная. Ровно столько же классов в типе Моллюски. С каким цветом у вас ассоциируется каждый класс? Поработаем с заданием «признак- цвет». Ваша задача на каждый мой вопрос поднять карточку правильной группы и отметить крестиком заработанный балл в таблице задания №1  листа ответов. Наша сегодняшняя работа полностью строится на доверии друг к другу.

Вопросы:

1.Имеют спирально – закрученную раковину

2. Раковина редуцирована

3. На голове расположены 1или 2 пары щупалец и пара глаз

4. Нога превратилась в венец щупалец на голове

5. Развит перламутровый слой

6. Класс наиболее высокоорганизованных моллюсков

7.Двусторонне – симметричные животные

8. Раковина замыкается мускулами  

9. Класс в котором имеются моллюски - вредители сельского хозяйства

10 Все представители класса - хищники

Учащиеся подсчитывают баллы задания 1 и внося в лист ответов.

Слайд6  (Рабочий лист)

Слайд 7(вопросы и ответы)

YI

Занимательная страничка. «Двустворчатые моллюски»: Рассказ учителя о морских  промысловых моллюсках: мидии, устрицы. А также гигантском моллюске – тридакна.

Слайд 8,9

 YII

Задание №2 «Моделирование моллюсков» Для выполнения этого задания мы используем сигнальные листы первого задания и содержимое пакета №2 «Карточки с изображениями частей тела моллюсков разных групп»

Слайд10 (пояснение к заданию)

Используя знания о строении моллюсков разных классов вы должны на зеленом листе собрать брюхоногого моллюска, на синем – головоногого, на красном - двустворчатого.

 

В завершении работы обучающимся предлагается сравнить  собранные модели с оригиналами.  За каждого правильно собранного моллюска учащиеся получают 1 балл

 Слайд11

YIII

Задание 3 «Чей это орган?»

В пакете №3 находятся карточки с понятиями, относящимися к разным группам моллюсков. Вам необходимо разложить понятия на сигнальные карты, соответствующие цвету группы моллюсков (задания 1,2)

Карточки – понятия:

1.жабры

2.легкое

3.сердце 2-х камерное

4.сердце 3-х камерное

5.чернильная железа

6.воронка

7.сифоны

8.мантия

Слайд 12

Школьники проверяют  ответы. Подсчитывают количество правильно разложенных понятий и общее число баллов

IX

Занимательная страничка. «Головоногие моллюски»

Рассказ учителя о кальмаре, осьминоге, каракатице)

Слайд 13,14,15

X

Задание 4 «Четвертый лишний» Используя свое логическое мышление  учащимся необходимо вычеркнуть из списка название одного лишнего животного. За каждое правильно вычеркнутое слово получают 1балл

Слайд16

XI

Задание 5 «Отгадай ребус»

Учащимся предлагается отгадать два ребуса. За каждое правильно угаданное слово ребуса получают 1 балл

Слайд17

XII

Подведение итогов: 

Школьники подсчитывают все набранные баллы (вместе с бонусными) и оценивают себя по специальной шкале, указанной в Рабочем листе. Выставляется отметка за работу на уроке

Слайд 18

Вывод о результатах проведенного урока; обмен впечатлениями от урока.

Слайд 19

Тема :   Урок обобщения знаний  по теме  «Тип Моллюски»

Фамилия ____________________________Имя ____________________

класс ____

Задание №1  Работа с сигнальными карточками

У каждого из вас на столе лежит конверт №1, в нем 3 цветных каточки (зеленая, красная, синяя)  они соответствуют группам моллюсков:

брюхоногие

двустворчатые

головоногие

на каждый вопрос поднять карточку нужного цвета

+

 Если  ответ правильный поставь

В клетку с номером вопроса знак

Итого_______ баллов

Задание №2  Моделирование моллюсков 

В конверте № 2 находятся карточки с изображениями частей тела  моллюсков разных групп,  на сигнальных  картах (из задания №1)   собрать моллюсков  соответствующих цвету  групп  

+

 Если  ответ правильный поставь

в клетку  знак

1.

2.

3.

Итого_______ баллов

Задание №3 «Чей это орган?»

В конверте № 2 находятся карточки с понятиями, вам необходимо разложить понятия  на сигнальные карты соответствующих цвету  группы моллюсков

Итого____ баллов

Задание №4   Четвертый лишний   

Вычеркнуть название лишнего  животного

За каждое отгаданное название   получаете 1 балл 

Перловица, прудовик, осьминог, медуза.

Кальмар, осьминог, каракатица, мидия.

          Итого   ______баллов

Задание №5     Отгадай ребус

За каждое отгаданное слово  получаете 1 балл 

Он в неё прячется.

Обладают реактивностью 

Итого_______ баллов

Количество бонусных баллов (ракушки) ___________

Всего _______баллов

Оценивание результатов:

Более 26 баллов- отметка «5»,  

20-25 - отметка «4»

15-19 - отметка «3»

Имеющие две половинки 

Помогают дышать у водных 

        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тип Моллюски» Урок обобщения знаний по теме :

Слайд 2

Цель урока: Обобщить, систематизировать, расширить полученные знания о важнейших представителях типа Моллюски .

Слайд 5

Общие признаки моллюсков 1.Несегментированные животные 2.Тело делится на голову, туловище и ногу 3. Наличие кожной складки - мантии и мантийной полости 4. Наличие раковины 5.Усложнена кровеносная и пищеварительная система

Слайд 6

Брюхоногие Двустворчатые Головоногие Если ответ правильный поставь в клетку с номером вопроса знак 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Задание №1 Работа с сигнальными карточками

Слайд 7

1.Имеют спирально – закрученную раковину 1.Имеют спирально – закрученную раковину 2 . Раковина редуцирована 2 . Раковина редуцирована 3. На голове расположены 1- 2 пары щупалец и пара глаз 3. На голове расположены 1- 2 пары щупалец и пара глаз 4. Нога превратилась в венец щупалец на голове 4. Нога превратилась в венец щупалец на голове 5. Развит перламутровый слой 5. Развит перламутровый слой 6 . Класс наиболее высокоорганизованных моллюсков 6 . Класс наиболее высокоорганизованных моллюсков 7.Двусторонне – симметричные животные 7.Двусторонне – симметричные животные 8. Раковина замыкается мускулами 8. Раковина замыкается мускулами 9. Класс в котором имеются моллюски – вредители сельского хозяйства 9. Класс в котором имеются моллюски – вредители сельского хозяйства 10. Все представители класса –хищники 10. Все представители класса –хищники

Слайд 8

1.Тело голое, слизистое 2 . Тело покрыто костными чешуями 3.Дыхание кожное и легочное 4. Отделы тела: голова, туловище, хвост 5. Тело покрыто костными чешуями 6 . Орган чувств – боковая линия 7.Откладывают яйца с большим запасом питательных веществ 8. Глаза снабжены подвижными веками 9. На пальцах задних конечностей имеются плавательные перепонки 10. Дыхание жаберное 1.Тело голое, слизистое 2 . Тело покрыто костными чешуями 3.Дыхание кожное и легочное 4. Отделы тела: голова, туловище, хвост 5. Тело покрыто костными чешуями 6 . Орган чувств – боковая линия 7.Откладывают яйца с большим запасом питательных веществ 8. Глаза снабжены подвижными веками 9. На пальцах задних конечностей имеются плавательные перепонки 10. Дыхание жаберное

Слайд 9

Двустворчатые

Слайд 11

Задание №2 «Моделирование моллюсков» Брюхоногие Двустворчатые Головоногие

Слайд 13

Задание № 3 «Чей это орган?» Брюхоногие Двустворчатые Головоногие Легкое жабры жабры сердце 2-х камерное сердце 3-х камерное сердце 3-х камерное чернильная железа воронка сифоны сифоны мантия мантия мантия

Слайд 14

ОСЬМИНОГ Раковина Аргонавта

Слайд 15

КАЛЬМАР Длина 18-20 м и вес 4 т Скорость движения 50-60 км/ч

Слайд 16

КАРАКАТИЦА

Слайд 17

Задание №4 Четвертый лишний медуза Перловица прудовик осьминог Кальмар мидия осьминог каракатица

Слайд 18

Вариант 2 Вариант 1 Имеющие две половинки Помогают дышать у водных Обладают реактивностью Он в неё прячется. д в у с т в о р ч а т ы е ж а б р ы г о л о в о н о г и е р а к о в и н а

Слайд 19

Оценивание результатов : Более 26 баллов- отметка « 5 », 20-25 - отметка « 4 » 15-19 - отметка « 3 »

Слайд 20

Благодарю всех за участие



Предварительный просмотр:

Тема :   Урок обобщения знаний  по теме  «Тип Моллюски»

Фамилия ____________________________Имя ____________________

класс ____

Задание №1  Работа с сигнальными карточками

У каждого из вас на столе лежит конверт №1, в нем 3 цветных каточки (зеленая, красная, синяя)  они соответствуют группам моллюсков:

брюхоногие

двустворчатые

головоногие

на каждый вопрос поднять карточку нужного цвета

+

 Если  ответ правильный поставь

В клетку с номером вопроса знак

Итого_______ баллов

Задание №2  Моделирование моллюсков 

В конверте № 2 находятся карточки с изображениями частей тела  моллюсков разных групп,  на сигнальных  картах (из задания №1)   собрать моллюсков  соответствующих цвету  групп  

+

 Если  ответ правильный поставь

в клетку  знак

1.

2.

3.

Итого_______ баллов

Задание №3 «Чей это орган?»

В конверте № 2 находятся карточки с понятиями, вам необходимо разложить понятия  на сигнальные карты соответствующих цвету  группы моллюсков

Итого____ баллов

Задание №4   Четвертый лишний   

Вычеркнуть название лишнего  животного

За каждое отгаданное название   получаете 1 балл 

  1. Перловица, прудовик, осьминог, медуза.
  2. Кальмар, осьминог, каракатица, мидия.

          Итого   ______баллов

Задание №5     Отгадай ребус

За каждое отгаданное слово  получаете 1 балл 

Он в неё прячется.

Обладают реактивностью 

Итого_______ баллов

Количество бонусных баллов (ракушки) ___________

Всего _______баллов

Оценивание результатов:

Более 26 баллов- отметка «5»,  

20-25 - отметка «4»

15-19 - отметка «3»

Имеющие две половинки 

Помогают дышать у водных 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Тип Моллюски

презентация и конспект к уроку по теме Тип моллюски, по программе Сонина...

Открытый урок по биологии" Моллюски"

Урок биологии с использованием ИКТ в  7 классе по книге Сонина....

Открытый урок 7 класс "Тип моллюски"

1. Обобщать и систематизировать знания учащихся о многообразии моллюсков.2. Закрепить особенности жизнедеятельности животных.3. Развивать у учащихся умения работать в группах.4. Воспитывать любовь к ж...

Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»...

Открытый урок "Тип Моллюски"

Обобщение знаний по теме "Моллюски"...

методическая разработка открытого урока биологии 7 класс "Моллюски"

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в не...

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»...