Тематическое планирование 10-11 класс профильный уровень
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме

Данное  тематическое планирование составлено  на основе  программы  среднего (полного ) общего образования 10-11 класс  профильный уровень. Автор программы В.Б.Захаров. Программа предназначена для изучения биологии в течение двух лет и рассчитана на 3 часа в неделю. Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiko_-_biologicheskaya_gruppa_.10_kl..doc340 КБ

Предварительный просмотр:

           Календарно- тематическое планирование

Название темы

Дата

проведения

Раздел 7. Эволюционное учение(40)

  Тема 7.1.   Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина(7 час)

1

1

Развитие биологии в додарвиновский период

2

3

4

5

6

7    

2

3

4

5

6

7

Развитие биологии в додарвиновский период

Работы К. Линнея по систематике растений и животных.

Принципы линнеевской систематики

Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Первые русские эволюционисты

Тема 7. 2 Дарвинизм(7час)

8

1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

9

2

Экспедиционный материал Ч. Дарвина

10

11

12

13

14

3

4

5

6

7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Лабораторная работа №1 « Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений»

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

Вид- элементарная эволюционная единица

Лабораторная работа №2 « Вид и его критерии»

Индивидуальная изменчивость

Лабораторная работа №3 « Изучение изменчивости»

Естественный отбор и борьба за существование

Тема 7.3 Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.( 14 час)

15

1

Генетика и эволюционная теория

16

2

Популяция – элементарная эволюционная единица.

17

3

Генофонд популяций

18

4

Идеальные и реальные популяции ( закон Харди- Вайнберга)

Тема 2.2 Предпосылки возникновения жизни на Земле(4час)

11

1

Космические и планетарные предпосылки.

12

2

Химические предпосылки эволюции материи

13

3

Формирование первичной атмосферы.

14

4

Эволюция органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Тема2.3 Современные представления о возникновении жизни на Земле.(7час)

15

1

Современные представления о возникновении жизни.

16

2

Теория А. И.Опарина, опыты С.Миллера.

17

3

Теории происхождения протобиополимеров

18

4

Эволюция протобионтов.

19

5

Значение работ С.Фокса и Дж.Бернала.  

20

6

Гипотезы возникновения генетического кода.

21

7

Начальные этапы биологической эволюции.

Раздел 3. Учение о клетке(31час)

Тема 3.1 Введение в цитологию(1час)

22

1

1 Предмет и задачи цитологии.

Тема3.2 Химическая организация живого вещества  (9час)

23

1

Элементный состав живого вещества.

24

2

Неорганические молекулы.

25

3

Органические молекулы. Белки. Лабораторная работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма»

26

4

Углеводы и жиры. Лабораторная работа № 2 «Определение крахмала в растительных тканях»

27

5

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

28

6

Нуклеиновые кислоты. РНК.

29

7

Витамины.

30

8

Геном человека.

31

9

Генетическая инженерия.

Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки. (1 час.)

32

1

Царство прокариоты, особенности строения. Место и роль прокариот в биогеоценозах.

Тема 3.4. Структурно – функциональное организация клеток эукариот.( 6 часов)

33

1

Цитоплазма эукариотической клетки. Лабораторная работа №3 « Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»

34

2

Мембранный принцип организации клетки.  Лабораторная работа № 4 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.»

35

3

Органоиды клетки.

36

4

Особенности строения  растительных клеток. Лабораторная работа № 5 « Изучение строения растительных и животных клеток под микроскопом»

37

5

Клеточное ядро.

38

6

Клеточные технологии. Клонирование растений и животных.

Тема 3.5.Обмен веществ в клетке (метаболизм). ( 7 часов)

39

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

40

2

Пластический обмен. Биосинтез белка.

41

3

Энергетический обмен.

42

4

Полное кислородное расщепление.

43

5

Фотосинтез.

44

6

Хемосинтез.

45

7

Регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Тема 3.6 Жизненный цикл клеток. ( 2часа)

46

1

Жизненный цикл клеток.

47

2

Митоз, его биологическое значение. Лабораторная работа № 6 «Наблюдения митоза в клетках корешка лука.

Тема 3.7 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.( 2 часа)

48

1

Вирусы – внутриклеточные паразиты.

49

2

Вирусные заболевания. Бактериофаги.

Тема 3.8. Клеточная теория ( 3 часа)

50

1

Клеточная теория строения организмов.

51

2

Основные положения клеточной теории.

52

3

Современное состояние клеточной теории.

Раздел 4. Размножение организмов. ( 7 часов)

Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных. ( 2 часа)

53

1

Формы бесполого размножения. Лабораторная работа № 7

« Изучение форм  размножения организмов»

54

2

Эволюционное значение бесполого  размножения.

Тема 4.2 Половое размножение.( 5 часов)

55

1

Половое размножение.

56

2

Гаметогенез.

57

3

Мейоз, его биологическое значение.

58

4

Партеногенез.

59

5

Развитие половых клеток у высших растений.

Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов (13 часов)

Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных  (6 часов)

60

1

Типы яйцеклеток.

61

2

Эмбриональное развитие.

62

3

Зародышевые листки и их дифференцировка.

63

4

Первичный органогенез.

64

5

Искусственное осеменение.

65

6

Клонирование растений и животных.

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных. ( 2 час)

66

1

Закономерности постэмбрионального развития.

67

2

Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Тема 5.3. Онтогенез высших растений (1 час)

68

1

Двойное оплодотворение у высших растений, его биологическое значение.

Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза ( 1час)

69

1

Биогенетический закон.

Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда. (3 часа)

70

1

Роль факторов окружающей среды в онтогенезе.

71

2

Критические периоды развития.

72

3

 Понятие о регенерации.

Раздел 6. Основы генетики и селекции. (30 часов)

Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости. (2 часа)

73

1

История развития генетики.

74

2

Основные понятия генетики.

Тема 6.2. Основные закономерности наследственности. (14 часов)

75

1

Молекулярная структура гена.

76

2

Гибридологический метод изучения наследственности.

77

3

Моногибридное скрещивание.

78

4

Второй закон Г. Менделя. Лабораторная работа № 8 « Решение генетических задач»

79

5

Анализирующее скрещивание.

80

6

Дигибридное  и полигибридное скрещивания.

81

7

Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

82

8

Лабораторная работа  № 9 «Решение генетических задач»

83

9

Лабораторная работа №10 «Составление родословных»

84

10

Хромосомная теория наследственности.

85

11

Сцепленное наследование признаков.

86

12

Генетическое определение пола.

87

13

Лабораторная работа  № 11 «Решение генетических задач»

88

14

Генотип как целостная система.

Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости ( 8 часов)

89

1

Основные формы изменчивости.

90

2

Мутации, их классификация.

91

3

Причины и частота мутаций.

92

4

Комбинативная изменчивость.

93

5

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.Н. Вавилова.

94

6

Модификационная изменчивость.

95

7

Лабораторная работа  № 12  « Построение вариационной кривой»

96

8

Норма реакции: зависимость от генотипа.

Тема 6.4. Генетика человека. ( 2 часа)

97

9

Методы изучения наследственности человека.

98

10

Характер наследования признаков у человека.

Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов ( 4 часа)

99

1

Селекция как наука.

100

2

Центры происхождения культурных растений.

101

3

Методы селекции растений и животных.

102

4

Селекция микроорганизмов.

Пояснительная записка

 

Данное  тематическое планирование составлено  на основе  программы  среднего (полного ) общего образования 10-11 класс  профильный уровень. Автор программы В.Б.Захаров. Программа предназначена для изучения биологии в течение двух лет и рассчитана на 3 часа в неделю. Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне .Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых  направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся , полученных при изучении биологических дисциплин в 5-9 классах средней школы. Изучение предмета также основывается на знаниях , приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения  образовательного уровня и полученных навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается  выполнения ряда лабораторных работ. Тематический план  согласно программе  рассчитан на 105 часов, поэтому  в теме «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» уменьшено количество часов с18 на15. Тема 2.2 «Предпосылки возникновения жизни на Земле» сокращена на 2 часа ( 4 часа),  тема 2.3. «Современные представления о возникновении жизни» сокращена на 1 час ( 7 часов). Таким образом, общее количество часов 102 .

Цель курса: углубленное, основательное изучение общебиологических закономерностей.

Основные задачи курса:

1Обобщить знания, полученные при изучении биологических дисциплин в основной школе.

2 Изучить теоретические и прикладные основы общей биологии

3 Развивать творческие способности учащихся в процессе наблюдений, лабораторных работ, написания рефератов.

Практическая часть программы составлена из 12 лабораторных работ, для проведения которых есть необходимые условия.

     

 Тематический план

Название разделов

Кол-во часов по программе

Запланировано

Проведено

Запланировано л/р

Проведено

1

Раздел 7. Эволюционное учение

40

40

4

2

Раздел 8. Развитие органического мира

20

20

3

Раздел 9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

30

30

4

Раздел 10.Биосфера и человек

14

11

5

Заключение

1

1

                                                              Итого:

105

102

                             

         

          Календарно- тематическое планирование

Название темы

Дата

проведения

Раздел 7. Эволюционное учение(40)

  Тема 7.1.   Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина(7 час)

1

1

Развитие биологии в додарвиновский период

2

2

Развитие биологии в додарвиновский период

3

3

Работы К. Линнея по систематике растений и животных.

4

4

Принципы линнеевской систематики

5

5

Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка

6

6

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

7    

7

Первые русские эволюционисты

Тема 7. 2 Дарвинизм(7час)

8

1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

9

2

Экспедиционный материал Ч. Дарвина

10

3

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Лабораторная работа №1 « Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений»

11

4

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

12

5

Вид- элементарная эволюционная единица

Лабораторная работа №2 « Вид и его критерии»

13

6

Индивидуальная изменчивость

Лабораторная работа №3 « Изучение изменчивости»

14

7

Естественный отбор и борьба за существование

Тема 7.3 Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.( 14 час)

15

1

Генетика и эволюционная теория

16

2

Популяция – элементарная эволюционная единица.

17

3

Генофонд популяций

18

4

Идеальные и реальные популяции ( закон Харди- Вайнберга)

19

5

Генетические процессы в популяциях

20

6

 Резерв наследственной изменчивости в популяциях

21

7

Формы естественного отбора

22

8

Приспособленность организмов к среде обитания

23

9

Лабораторная работа № 4 « Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

24

10

Микроэволюция

25

11

Современные представления о видообразовании

26

12

Пути и скорость видообразования

27

13

Эволюционная роль модификаций

28

14

Темпы эволюции

Тема 7.4  Основные закономерности эволюции ( 12 час)

29

1

Главные направления эволюционного процесса

30

2

Биологический прогресс и биологический регресс

31

3

Пути достижения биологического прогресса

32

4

Арогенез

33

5

Макроэволюция

34

6

Аллогенез

35

7

Катагенез

36

8

Основные закономерности эволюции

37

9

Правила эволюции

38

10

Результаты эволюции

39

11

Многообразие видов

40

12

Постепенное усложнение организации

                               Раздел 8 Развитие органического мира (20 час)

                Тема 8.1 Основные черты эволюции животного и растительного мира (10 час)

41

1

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры

42

2

Появление современных типов беспозвоночных животных

43

3

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру

44

4

Эволюция растений. Возникновение позвоночных..  

45

5

. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру.

46

6

Эволюция наземных позвоночных.

47

7

Появление покрытосеменных растений

48

8

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру

49

9

Развитие плацентарных млекопитающих.

50

10

Развитие приматов . общие предки человека и человекообразных обезьян.

                                 Тема 8.2 Происхождение человека (10 час)

51

1

Место человека в живой природе.

52

2

Систематическое положение человека  в системе животного мира.

53

3

Движущие силы антропогенеза

54

4

Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезтяны в человека

55

5

Стадии эволюции человека

56

6

Стадии эволюции человека

57

7

Человеческие расы

58

8

Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека

59

9

Антинаучная сущность расизма и « социального дарвинизма»

60

10

Обобщение темы « Происхождение человека»

            Раздел 9 (Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (30час)

Тема 9.1Понятие о биосфере (6час.)

61

1

Биосфера – живая оболочка планеты.

62

2

Структура биосферы

63

3

Компоненты биосферы

64

4

Живое вещество планеты

65

5

Круговорот веществ в природе

66

6

Круговорот веществ в природе

Тема 9.2 Жизнь в сообществах (7 час)

67

1

История формирования сообществ живых организмов.

68

2

Геологическая история материков

69

3

Биогеография

70

4

Основные биомы суши и Мирового океана

71

5

Биогеографические области

72

6

Биографические области

73

7

Обобщение темы « Жизнь в сообществах»

                Тема 9.3 Взаимоотношения организмов и среды (11 час)

74

1

Естественные сообщества живых организмов.

75

2

Биогеоценозы

76

3

Компоненты биоценозов

77

4

Характеристика биоценозов

78

5

Абиотические факторы среды

79

6

Ограничивающие факторы

80

7

Пределы выносливости

81

8

Биотические факторы среды

82

9

Цепи и сети питания

83

10

Экологическая пирамида

84

11

Смена биоценозов

Тема 9.4 Взаимоотношения между организмами (6 час)

85

1

Формы взаимоотношений между организмами

86

2

Позитивные отношения- симбиоз:

87

3

мутуализм, кооперация, комменсализм.

88

4

Антибиотические отношения: хищничество,

89

5

Паразитизм, конкуренция.

90

6

Нейтральные отношения

Раздел 10. Биосфера и человек (12 час.)

Тема  10.1 Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (10 час)

91

1

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы

92

2

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы

93

3

Проблемы рационального природопользования

94

4

Охрана природы

95

5

Сохранение эталонов и памятников природы

96

6

Сохранение эталонов и памятников природы

97      7      Защита от загрязнений

98

8

Обеспечение природными ресурсами населения планеты

99

9

Экологическая культура

100    10     Экологическое образование

Тема 10.2 Бионика (1час.0

101

1

Формы живого в природе и их промышленные аналоги

102     1      Обобщение темы «Биосфера и человек»

                                  Пояснительная записка

 

Данное  тематическое планирование составлено  на основе  программы  среднего

(полного)  общего образования 10-11 класс  профильный уровень. Автор программы В.Б.Захаров. Программа предназначена для изучения биологии в течение двух лет и рассчитана на 3 часа в неделю. Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне .Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии.  В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых  направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся , полученных при изучении биологических дисциплин в 5-9 классах средней школы. Изучение предмета также основывается на знаниях , приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения  образовательного уровня и полученных навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается  выполнения ряда лабораторных работ. Тематический план  согласно программе  рассчитан на 105 часов, поэтому  в теме «Взаимосвязь природы и общества» уменьшено количество часов с12 на10. В теме « Бионика» - вместо 2час. 1 час.Таким образом, общее количество часов 102 .

Цель курса: углубленное, основательное изучение общебиологических закономерностей.

Основные задачи курса:

1Обобщить знания, полученные при изучении биологических дисциплин в основной школе.

2 Изучить теоретические и прикладные основы общей биологии

3 Развивать творческие способности учащихся в процессе наблюдений, лабораторных работ, написания рефератов.

Практическая часть программы составлена из 4 лабораторных работ, для проведения которых есть необходимые условия.

Поурочно – тематическое планирование

                      Тема

1

Тема : Антропогенное воздействие и сокращение биоразнообразия

(11 час)

1

1

Биологическое разнообразие как наиболее объективный фактор оценки состояния окружающей среды

2

2

Биологическое разнообразие как наиболее объективный фактор оценки состояния окружающей среды

3

3

Уровни биологического разнообразия

4

4

 Причины сокращения биоразнообразия

5

5

 Причины сокращения биоразнообразия

6

6

Загрязнение среды обитания

7

7

Редкие и исчезающие виды растений

8

8

Редкие и исчезающие виды  животных

9

9

Причины сокращения численности растений и животных

10

10

Последствия снижения биологического разнообразия

11

11

Семинар на тему « Ценность природных обьектов и необходимость сохранения биоразнообразия»

Тема: Ценность и необходимость сохранения биоразнообразия ( 9 час)

12

1

 Ценность биоразнообразия: экологическая, эстетическая, культурная.

13

2

Коммерческая ( потребительская ценность)

14

3

Сохранение биоразнообразия- необходимое условие выживания человека

15

4

Объекты сохранения биоразнообразия

16

5

Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России

17

6

Заповедники, заказники, национальные парки.

18

7

Памятники природы, природные парки, ботанические сады.

19

8

Конвенция о биологическом разнообразии

20

9

 Основные биологические принципы сохранения биоразнообразия

Тема:  Способы сохранения объектов биоразнообразия (6 час)

21

1

Способы сохранения организмов и генотипов

22

2

Хранение генетических материалов.

23

3

Способы сохранения популяций

24

4

Контроль и регулирование популяций редких видов

25

5

Способы сохранения видов

26

6

Сохранение ареалов видов

Способы сохранения биоценозов, экосистем, биосферы как объектов биоразнообразия

27

1

Способы сохранения биоценозов

28

2

Контроль и регулирование состава и структуры сообществ

29

3

Способы сохранения экосистем

30

4

Контроль и регулирование использования территорий и акваторий в пределах экологической емкости экосистем

31

5

Планирование любых воздействий на биологические системы с учетом их масштабов и целостности

32

6

Способы сохранения биосферы

33

7

Разработка и реализация глобальной, региональных и национальных стратегий

34

8

Участие в ведении Красного списка МСОП

Пояснительная записка

Предлагаемый курс знакомит учащихся  с проблемой сокращения биоразнообразия и возможными путями ее решения, способствуя формированию у школьников экологического мышления и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды.

Курс рассчитан на  34 часа в профильном классе.

Задачи курса:

  1. Формирование знаний о биоразнообразии и его значении , об объектах биосферы, на которое влияет деятельность человека, причинах сокращения биоразнообразия и возможностях его сохранения.
  2. Формирование оценочных знаний состояния  местных экосистем , воздействия условий среды на живые организмы , возможностей оптимизации процесса  взаимодействия природы и общества.
  3. Развитие исследовательских , проектировочных и коммуникативных умений .
  4. Развитие умений проводить и регистрировать наблюдения в природе, прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы, соблюдать нормы поведения при личном обращении с природными объектами.

Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям эколог, журналист- эколог, сотрудник заповедника, картограф, специалист в области экологического права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план. Обществознание. 10 класс, профильный уровень

  Календарно-тематический план  является частью рабочей программы  по обществознанию для 10 А  класса, составленной на основе Примерной  программы по об...

Тематическое планирование для 11 класса + профильная группа

Тематическое планирование для 11 класса + профильная группа...

Календарно-тематическое планирование для 5 класса (углубленный уровень) к УМК О.В. Афанасьевой

Для учителей, работающих по программам углубленного изучения английского языка...

Календарно-тематическое планирование. Математика 11 класс.Углубленный уровень. Индивидуальное обучение.

Данное календарно-тематическое планирование было разработано для учащегося с ОВЗ в 11 классе по предмету математика  ( алгебра и геометрия) с  углубленным  изучением   предмет...

календарно-тематическое планирование математика 10 класс базовый уровень

календарно - тематическое планирование математика 10 класс базовый уровень...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКА 11 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКА 11 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...