Урок биологии в 7 классе по теме: "Нервная система. Рефлекс. Инстинкт"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Урок с презентацией представлен в виде путешествия по древу эволюции нервной системы животных. На каждом этапе характеризуется нервная система определенного типа животных. В ходе урока проводится лабораторная работа. В качестве закрепления заполняется талица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii__7_klass.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан    

Урок биологии в 7 классе по теме:

«Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»

   

Разработала учитель биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Хлебодаровская СОШ»

Алькеевского муниципального района

 Республики Татарстан

 Волкова Марина Андревна

Тема урока                Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. (слайд 1)

Цель  урока: формирование знаний о  эволюции нервной системы животных

Задачи: (слайд 2)

- обучающие:

  1. изучить строение и особенности развития нервной системы  животных;
  2. рассмотреть  рефлекторный принцип работы нервной системы;

-развивающие:

  1. формировать практические навыки и умения работы с инструктивными карточками и ЭОРами  разных типов (информационный, практический,  контрольный тип электронного ресурса).
  2. продолжить работу по формированию научного материалистического  мировоззрения окружающего мира.

-воспитательные:

  1. способствовать  формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществлять экологическое воспитание.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:   мультимедийная презентация, дождевые черви, пинцет, чашки Петри, иголки, индивидуальные карточки задания.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

-  Фронтальный опрос  

1. Что такое выделительная система?

2. Какие органы могут входить в выделительную систему?

3. В каком направлении шло изменение органов выделения позвоночных животных?

4. Почему продукты обмена не скапливаются в организме птиц, а практически сразу удаляются наружу?

 - Проверочная работа (тестирование)

 III. Актуализация знаний (2-3 мин)

- Давайте вспомним,   основные свойства живых организмов.

(При необходимости подвести учащихся к таким понятиям как раздражимость и чувствительность.)

  1. Изучение нового материала. (25 мин)
  1. Значение нервной системы Нервная клетка как единица структурной организации нервной системы.(Объяснение учителя)

Учитель:  А сейчас я приглашаю вас путешествовать по древу эволюции. Мы  узнаем, как же шло развитие нервной системы у животных. Рассмотрим типы нервной системы. (слайд 3)

Объяснение учителя  Развитие  нервной системы вкратце сводится к следующему. У самых низкоорганизованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может  воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.  

        Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных.(слайд 4) Они расположены под кожно мускульными клетками и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. Такая нервная система называется, диффузная, или сетевидная. (слайд 5)

        Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.

У плоских червей скопление нервных клеток привело  к образованию  парных головных нервных узлов – ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы. (слайд 6)

       У кольчатых червей парные мозговые узлы – ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенных в передней части тела. (слайд 7). 

   У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными  тяжами. (слайд 8)

   У членистоногих нервная  система схожа с нервной системой кольчатых червей, она имеет более сложное строение, так как нервные узлы у них сконцентрированы в примитивный головной мозг.(слайд 9)

Наибольшего развития нервная система достигает у хордовых. У ланцетника представлена нервной трубкой, лежащей над хордой, от не отходят нервы, а по всей длине трубки расположены светочувствительные глазки. Передний отдел  значительно расширен, являясь зачатком головного мозга.(слайд 10)

Физкульт минутка

    У позвоночных нервная система  представлена спинным и головным мозгом и отходящими от них нервами. Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый и мозжечок.

    Нервная система рыб (слайд 11) – передний мозг небольшой, наиболее развит средний мозг и его зрительные доли. Хорошо развит промежуточный мозг и мозжечок. Это связано с четкой координацией движений во время плавания. Продолговатый мозг переходит в спинной, от спинного отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников.

   Нервная  система  земноводных имеет более сложное строение, чем у рыб. (слайд 12) Передний мозг развит хорошо и разделен на два полушария.  Мозжечок – слабо, что связано с однообразными движениями в наземных условиях.

   Нервная система пресмыкающихся  в связи с наземным существованием  еще более усложняется. (слайд 13) Хорошо развиты большие полушария, образована кора больших полушарий. В связи со сложными движениями на суше хорошо развит и мозжечок.

      Птицы – это животные, которые освоили новую среду обитания, что повлекло за собой значительное усложнение поведения и соответственно  дальнейшее развитие больших полушарий переднего мозга. Очень хорошо развиты зрительные доли, мозжечок крупный и имеет извилины.(слайд 14)

Наибольшего развития достигает нервная  система млекопитающих.(слайд 15) Из пяти отделов особенно сильно развит  передний мозг и его кора. У большинства млекопитающих она образует складки и извилины. Установлена связь   между числом извилин и сложностью поведения. Также хорошо развит мозжечок,  который имеет, как и у птиц извилины и средний мозг. Хорошо развит и средний мозг. В связи с этим для млекопитающих характерно проявление рефлексов. Рефлексы бывают двух видов

  1. Врожденные
  2. Приобретенные (условный)

Инстинкт – сложная последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно. (Строительство гнезда, кормление детеныша)

V. Закрепление (10 мин)

1.Эволюция  головного мозга позвоночных животных. Сравнение (слайд 16)

2.Эволюция нервной системы животных. (слайд 17)

3.Лабораторная работа  Изучение ответной реакции животных на раздражении

Задачи:   Пронаблюдать ответную реакцию дождевого червя на раздражитель. Сделать вывод.

Ход работы.

Попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю. Пронаблюдайте ответную реакцию животного, опишите ее и сделайте вывод.

  1. Заполнение таблицы
  1. Домашнее задание (2-3 мин)  § 43 ответы на вопросы, закончить заполнение  таблицы    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

строение пищеварительной системы.строение зубов. урок. биология 8 класс.

"Строение пищеварительной системы. Строение зубов ". Модульный урок....

Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО

изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

Презентация к уроку биологии 7 класс по теме "Нервная система"

Данная презентация содержит материал, который может быть полезным для успешного освоения учащимися 7 класса темы: "Нервная система"...

Формирование креативности, коммуникативности и рефлексии на уроках биологии в классах химико-биологического профиля.

Ситуации способствующие развитию креативности. Характеристика ситуаций: 1.Творчские задания выделяемые по видам творческих процедур- А) задания на видение новых функций объекта, Б) задания на видение...

Презентация к уроку английского языка в 11 классе по теме "Нервная система"

Данная презентация к УМК "Spotlight 11" Module 2 Lesson 8 (Across the Curriculum: Science) поможет более наглядно проиллюстрировать учащимся части нервной системы на уроке английского языка. В последн...

Презентация по теме "Нервная система.Рефлекс. Инстинкт."

Презентация для использования на уроках биологии в курсе зоология по теме Нерная система. Содержит информацию о строении и эволюции нервной ситсемы животных....