Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

 

Цель: выявить, что сердце – важный и жизненно необходимый орган, развивать умение пользоваться знаниями на практике, продолжить патриотическое воспитание.

 

Оборудование: торс человека, таблицы, магнитофон, муляжи сердца, плакаты, костюмы для спектакля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdce.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс) 

Есауленко Ольга Николаевна учитель биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии

Цель: выявить, что сердце – важный и жизненно необходимый орган, развивать умение пользоваться знаниями на практике, продолжить патриотическое воспитание.

Оборудование: торс человека, таблицы, магнитофон, муляжи сердца, плакаты, костюмы для спектакля.

Ход урока

Учитель. Неутомимое, всегда работающее сердце представляет  весьма совершенный и сложный орган.

 Интересно развитие сердца. На ранних стадиях развития эмбриона кровеносная система имеет вид стержня.

 Но уже на 25-й день жизни плода сердце начинает биться.

 Первоначально оно имеет две камеры – желудочек и предсердце.

 Формирование четырёх камер завершается на втором месяце развития.

 Человек, ещё не создал такую машину, которая смогла бы беспрерывно работать 70-80 и более лет.

 Сердце – самый работоспособный в мире двигатель. В день оно делает 100 тысяч ударов, за год – почти 40 миллионов.

 Различные ощущения человека отражаются на деятельности сердца. Душевное состояние человека влияет на работу сердца. Нет момента нашей жизни, в котором не участвовало бы сердце.

 Этому наиболее живучему органу нашего организма мы посвящаем наш урок – панораму «Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить».Он состоит из 3 мини-уроков.

1-ый мини-урок – урок-спектакль «Сердце – это жизнь».

Действующие лица и исполнители:Наука, Сила, Сердце, Разум, Чтец.

Тихо звучит музыка, и на её фоне раздаётся «стук сердца». Медленно идут Наука, Сила, Сердце и Разум. Останавливаются. В центре Сердце, по обе стороны от него – Разум и Сила. Наука, не закрывая их, - впереди. В руках у Разума книга «Энциклопедия. Биология». Грудь Силы украшает чемпионская лента и медали. Девочка, исполняющая роль Сердца, одета в красное платье, в руках у неё большое красочное сердце. В руках у Науки символический ключ к знаниям.

Наука: Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний, я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.

Разум: Позволь, Сила, я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука: Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, - правда! Но иногда ты жестока. Хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

 Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших лиц.

 Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

 Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

 Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе и пусть вами руководит Сердце.

Все берутся за руки, поднимают вверх. Музыкальная пауза.

Чтец:Расул Гамзатов «Прости меня, сердце моё».

 Тебя я помучил немало,

 Как вспомню, ни ночи, ни дня

 Со мной ты покоя не знало,

 Прости, моё сердце, меня.

 Как плетью, ах, будь я неладен,

 Твоё подгонял колотьё.

 За то, что я был беспощаден,

 Прости, меня сердце, моё.

 Кружит, как над полем сраженья,

 Порой над тобой вороньё.

 За подвиги долготерпенья

 Прости, меня сердце, моё!

Разум: «К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе и указывает путь каждому из них».

Сердце: Эти слова сказал обо мне безымянный, древнеегипетский врач. Учёные сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. (Показывает по таблице)

 Во мне всё предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само моё совершенство. За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): «Сердце – это жизнь».

Все кланяются и под музыку идут к выходу

2-ой мини-урок – «живая» газета «Спасибо, сердце»

1-ый ученик.  

 Что такое сердце?

 Камень твёрдый?

 Яблоко с багрово-красной кожей?

 Может быть, меж рёбер и аортой

 Бьётся шар, на шар земной похожий?

 Так или иначе всё земное

 Умещается в его пределы,

 Потому что нет ему покоя,

 До всего есть дело.

(Э. Межелайтис «Сердце»)

2-ый ученик. Центральный орган кровообращения – сердце. Это своеобразный насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце лежит в грудной полости между лёгкими, немного левее от средней линии тела. Его размеры невелики, примерно с кулак человека, а средняя масса сердца от 250 г (у женщин) до 300 г (у мужчин). По форме сердце напоминает конус.

 Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделённый внутри на четыре полости – камеры: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. Правая и левая половины не сообщаются. Сердце находится внутри специального мешка - околосердечной сумки, она содержит небольшое количество жидкости, смачивающей её стенки и поверхность сердца: это уменьшает трение сердца при его сокращениях.

Учитель. Сердце – живой орган, вечный двигатель. Остановилось сердце – и оборвалась жизнь. Памяти павших и живых мы посвящаем «живую» газету.

3-ый ученик.   Две жизни.

 Пришёл однажды человек

 В тот край, где воевал.

 Казалось, минул целый век

 С тех пор, как здесь бывал.

 Здесь битва трудная была

 И пуля обожгла,

 Но смерти чёрная коса

 До сердца не дошла.

 Он старый памятник нашёл

 Тому, кто пал в бою.

 И с удивлением прочёл

 Фамилию свою.         

Сказал сельчанам: как же быть

 С ошибкою такой?

 Здесь, написали: я убит.

 Но вот же я – живой!

 С цветами жаркими сюда

 Сельчане все пришли:

 Поклон тебе, герой солдат,

 От всей родной земли.

 «Пускай твой памятник стоит,

 А ты живи, как жил:

 Ты, может, подвигом своим

 Две жизни заслужил!»

 Учитель. Но было и так.

 4-ый ученик.

 - Товарищ, военврач, - вытянулся Клим, отдавая честь. – Я раненого привёз… Старшего лейтенанта. Шесть часов гнал танк. Командир роты, представлен к Герою. Посмотрите…

 Полковник крикнул в открытую дверь

 - Александр Борисович, тут раненого привезли. Погодите разбирать операционную. – И сказал Климу:

 - Несите вашего героя…

 Борису перелили кровь, сделали уколы. Борис ожил. На щеках появилось подобие румянца. И он вдруг заговорил, торопясь, глотая слова:

 - Клим, передай маме, я ни о чём не жалею. Ни о чём. Я хорошо воевал… Передай – я отомстил за отца… Поддержи её если что… Ей будет тяжело…

 Помнишь наш разговор о том, что будет после войны? Ты был прав. Я теперь тоже не снял бы шинели. Остался бы в армии. Фашистов никогда, нигде не должно быть на земле. Женю поцелуй. Скажи, что любил всегда, до последнего. Пусть будет счастлива.

 - Борька, да ты что отпеваешь себя, - запротестовал Клим. – Всё уже позади.

 - Подожди. У меня мало времени. Я думал… Сколько раз. Вот убьют… Мы все готовы были к этому. Перед каждым боем… Но я понял: «За Родину» - это не просто слова. Это смысл жизни… И смерти… Мама, Женя, отец, друзья, все люди, вся наша земля. Это - Родина. Родина… Не хочется умирать. Перед самой победой. В Берлине вспомни меня. Был такой Борька Дмитриевский, вояка - танкист. У него в груди билось огромное сердце…

 Он не договорил. Пришли санитары. Унесли в соседнюю комнату. Клим попросил разрешения присутствовать на операции. Полковник протянул халат. Борису дали наркоз. Клим теперь видел только спины врачей, склонившихся над операционным столом. Лицом к Климу стояла сестра, державшая руку Бориса. И Клим стал смотреть на неё.

  - Пульс, дыхание?

 - Есть.

 Так прошло минут пятнадцать, когда сестра тревожно посмотрела на хирурга:

 - Пропал пульс…

 Хирург бросил в эмалированный тазик какой-то инструмент, который держал в руке, начал массировать сердце. Сестра принялась делать искусственное дыхание. Минут десять они исступленно работали. Потом хирург стянул повязку с лица и повернулся к Климу:

 - Он потерял слишком много крови…

Учитель. В память о тех кто не вернулся с войны, кто погиб, защищая Родину, по всей стране стоят обелиски, памятники, горит вечный огонь.

5-ый ученик.   У вечного огня

 Пусть я бываю здесь нечасто,

 Но у священного огня

 Себя я ощущаю частью

 Безмерной жертвы за меня.

 Горят Смоленски и Хатыни,

 Кипит днепровская вода,

 И в ладожской ледовой сини

 Пробита жизни борозда.

 Огонь косил хлеба и травы –

 И взводный требовал: «Огня!»

 Огонь возмездия и славы…

 Он чище делает меня.

Учитель. Война… Сколько молодых жизней оборвала она. Ранение в грудь, сердце… Одним посчастливилось выжить, другим нет. Но и умирая, они шептали: «За Родину! За Победу…». А те, кто выжил, дорожат жизнью, здоровьем. Слово ветерану ВОВ.

Участник ВОВ.Обращение к потомкам

Мы, ветераны Великой Отечественной войны, обращаемся к вам, нашим потомкам.

 Помните! Прошлое определяет настоящее, без него не может быть и будущего.

 Вы – дети великой страны.

 Любите свою Родину.

 Берегите свою родную землю

 Будьте милосердны.

 Пусть сердца ваши будут щедры на доброту, внимательность, заботу.

 Помните, что Победа далась нам нелегко, но мы выстояли.

 Берегите мир!

3-ий мини-урок – деловая игра «На приёме у кардиолога»

Учитель. Давайте представим, что все вы – студенты медицинского института. Вы на практике по кардиологии. Врач – кардиолог ведёт с вами, студентами-практикантами занятие. На приём к нему приходят больные. Итак, слово врачу-кардиологу. (Роль врача исполняет ученик).

Врач – кардиолог. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь.

 С 1628 года Вильяма Гарвея ведёт своё начало научная кардиология – учение о сердце и системе органов кровообращения.

 А теперь ответьте мне на вопросы.

- Что является главной причиной смерти в промышленных странах?

 - Главной причиной смерти в промышленных странах является атеросклероз (утомление артериальных стенок), приводящий к коронарным и церебровоскулярным заболеваниям.

- Какая самая продолжительная остановка сердца?

 - Самая продолжительная остановка сердца (3 часа 40 минут) зарегистрирована у Джейн Джобоун, 20 лет, которую реанимировала группа врачей из 26 человек с применением брюшного диализа (Канада, 1977 г.).

- Где и когда была проведена первая операция по трансплантации человеческого сердца?

 - Первая операция по трансплантации человеческого сердца была проведена на Луисе Вашканском (в 55 лет) в 1967 году бригадой врачей из 30 человек в Кейптауне (Южная Африка). Прожил он 18 дней.

- Как долго живут с трансплантированным сердцем люди?

 - Больше других с трансплантированным сердцем – 19 лет – прожил Эммануэль Витриа, Франция. Операция состоялась в 1968 году.

 Врач – кардиолог. А сейчас с вашей помощью я проведу приём пациентов. Роль медсестры выполнит один из вас.

Медсестра. Кожинский Денис, 14 лет, учащийся.

 Артериальное давление в норме.

Врач – кардиолог. На что жалуйтесь?

Ученик. Чувствую себя хорошо. Жалоб нет. Занимаюсь спортом. Завтра выезжаю на соревнования по волейболу. Прошу выдать мне справку о состоянии здоровья.

Медсестра (зачитывает справку):

 Справка дана Кожинскому Денису, 14 лет, в том, что он по состоянию здоровья допускается к соревнованиям по волейболу.

 D.S. Sanus    АД 110×70.

Медсестра. Жарков Николай Михайлович, 84 года, пенсионер, участник ВОВ.

 Артериальное давление в норме.

Врач – кардиолог. Как себя чувствуйте, Николай Михайлович?

Пенсионер. Нормально.

Врач – кардиолог. Николай Михайлович, расскажите, пожалуйста, как Вам удаётся сохранить здоровье?

Пенсионер. Хорошую закалку мне дала армия. Шесть с половиной лет я служил на границе. Армия приучила меня к дисциплине и порядку. Я не курю, не злоупотребляю спиртным, не переедаю. Ежедневно делаю утреннюю гимнастику. Работаю физически. Люблю быть на природе, рыбачу. Никогда не унываю и не завидую.

 По-доброму отношусь к людям.

Врач – кардиолог. Спасибо, Николай Михайлович. Здоровья Вам. Всё у Вас в норме. Долгих Вам лет жизни. Вы ведёте здоровый образ и являетесь примером для подражания.

 Следующий.

Медсестра. Селиванова Л.А., 53 года, учитель.

 Артериальное давление 160×100.

Врач – кардиолог. На что жалуйтесь?

Учитель. У меня сильно болит голова. Особенно в затылочной области. Болит сердце: иногда колит, иногда давит. У меня мама мучилась от давления.

Врач – кардиолог. У Вас гипертония. Вы стоите у нас на учёте. Причина вашего заболевания – перенапряжение на работе, стрессы, генетический фактор. Вам назначено медикаментозное лечение, рациональное питание, исключение стрессовых ситуаций, полноценный отдых.

Медсестра (зачитывает справку):

 Справка

 Дана Селивановой Л.А., 53 года, в том, что  она действительно состоит на диспансерском учёте.  

 D.S.: гипертония III степени.

Противопоказания: стрессы, обильная пища.

Показания: диета, отдых, профилактика, использование средств народной медицины (мята, черноплодная рябина), медикаментозное лечение.

Врач – кардиолог. Следующий.

Медсестра. Круглякова Юлия, 14 лет, учащаяся.

 Артериальное давление 140×80. Учащённое сердцебиение.

Врач – кардиолог. Что Вас беспокоит?

Учащаяся. Доктор, я 2 недели тому назад переболела гриппом. После этого почувствовала одышку после даже небольших нагрузок: например, при быстрой ходьбе, поднятии даже на 2 – 3 этаж. Раньше этого, не наблюдалось. А ещё шум в ушах, голова болит, давит виски.

Врач – кардиолог. У Вас осложнение после гриппа. Тахикардия. Вас необходимо госпитализировать. Стационарное лечение поможет преодолеть Вам недуг. Грипп опасен тем, что даёт осложнения, в том числе и на сердечно-сосудистую систему. Желаю успешного выздоровления.

Медсестра (зачитывает направление)

 В кардиологическое отделение направляется Круглякова Юлия, 14 лет, для стационарного лечения

 D.S.: тахикардия, АД: 140×80. Осложнение после гриппа.

Врач – кардиолог. На этот приём больных сегодня окончен.

Задание «студентам»: письменный отчёт о факторах, располагающих к сердечно-сосудистым заболеваниям, и факторах, сердечно-сосудистые заболевания.

Отчёт можно оформить в виде таблицы: Факторы, располагающие к ССЗ         

Факторы, предупреждающие ССЗ

Учитель (под музыку). Сердце… Оно «обливается» кровью от горя, «ёкает» от неожиданной встречи, «замирает» от любви, «прыгает» от радости.

 То есть почти от всего неприятного и приятного нарушается ритм его работы. Управлять собой и своими чувствами помогает аутогенная тренировка. Но более универсальный способ - интенсивная физическая деятельность, систематические тренировки. Они закаляют и нервы, и сердце.

 И тогда вы скажете:

 «Сердце, тебе не хочется покоя,

 Сердце, как хорошо на свете жить,

 Сердце, как хорошо, что ты такое.

 Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить».

 Любить жизнь, людей, работу, учёбу, свою семью, свою Родину.

Подведение итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе Тема: «Прости меня, сердце моё»

Задачи:Образовательные: раскрыть причины сердечно – сосудистых заболеваний; показать роль тренировки сердца для сохранения здоровья и профилактики сердечно – сосудистых заболеваний.  Раскры...

Урок биологии в 8 классе тема "Работа сердца".

Урок проводится в 8 классе Цель урока: Знать: строение, механизм, регуляцию работы сердца. Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах. Научиться: определять работоспособность сердца.   За...

Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"

Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника).  На уроке изучается новый м...

Урок по биологии в 8 классе "Строение и работа сердца"

Урок "Строение и работа сердца" по учебнику А.Г.драгомилов, Р.Д.Маш Биология: 8 класс.( программа Пономарёвой). Урок - комбинированный, с использованием мультимедийной презентации. злектронного  ...

Урок по биологии в 8 классе "Строение и работа сердца"

Урок "Строение и работа сердца" по учебнику А.Г.драгомилов, Р.Д.Маш Биология: 8 класс.( программа Пономарёвой). Урок - комбинированный, с использованием мультимедийной презентации. злектронного  ...

Конспект урока биологии в 9 классе по теме « Строение и работа сердца».

Представлен урок усвоения новых знаний с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями.  Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов модели...