ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ
статья по биологии на тему

Галда Елена Николаевна

Данная публикация представляет собой обобщение опыта работы педагога в виде доклада, содержащего как теоретическую часть, так и практическую - результаты внедрения МО в работу педагога, разработку программы модульного обучения по биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tehnologiya_modulnogo_obucheniya.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МБОУ  «СОШ  №10»

«Технология  модульного  обучения

на  уроках  биологии»

                                           подготовила:   учитель    биологии

      Ι кв. категории МБОУ «СОШ№10»

                                     Галда         Елена         Николаевна                          

                     

                  Содержание:

1. Теоретическое  обоснование  выбора  темы.  Резюме.

2.Технология  модульного  обучения

 3.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три  

   года

4. Список  используемой  литературы.

5. Приложение.

1.Теоретическое  обоснование  выбора  темы

 

   В  современных  условиях  в  период  возрастания  объема  информации  и  знаний,  накопленных  человечеством,  преподаватели  средней  школы  понимают, что  обучение  подрастающего  поколения  должно  быть  личностно  ориентированным,  учитывающим  способности,  потребности,  особенности  учащихся, развивающим,  мотивированным  и  т.д. Но  на  практике часто наблюдается  однообразие  форм  и  методов  обучения  (преобладание  фронтальной  работы  с  классом  и  информативно-объяснительных методов), отсутствие этапа мотивации,  дифференцированного  подхода.  Придя  работать  в  школу,  я  также столкнулась  с  несовершенством  традиционной  системы  обучения,  использование  которой  поневоле  ставит  ребенка  в  положение  пассивного  слушателя,  а не  активного  участника  учебного  процесса.  В  то  время  как  учитель   у  доски  одинаково  для  всех  излагает  новый  материал,  ученик  не  имеет  права  выбора  действия  и  способа  усвоения  знаний.  Он  ограничен  в  возможности  выбора  темпа  усвоения  знаний  и  уровня  этих  знаний.  В  результате  ребенок  зачастую  не  способен  воспринять  учебный  материал,  как  вследствие  потери  интереса,  так  и  в  результате  развивающегося  утомления.  И  как  следствие – невысокий  процент  качества  обучения.  

   Исходя  из этого,  я  пришла  к  убеждению (полагаю,  как  и  многие  мои  коллеги),  что  современный  процесс обучения  не  должен  сводиться  к  простой  передаче  некой суммы  знаний  от  учителя к  ученику.  Важно  научить  школьников  самостоятельно добывать  знания,  направлять  их  поиск,  т.е.  осуществлять  мотивационное  управление  их  учением.  Необходимо  использовать  такую  систему  обучения,  которая удовлетворяла  образовательные  потребности  каждого  учащегося  в  соответствии  с  его  склонностями,  интересами  и  возможностями.  Для  достижения  этой  цели  необходимо кардинально  поменять  парадигму,  с  позиции  которой  рассматриваются  отношения  ученика  и  учителя  в учебном  процессе.

  Согласно  теории  деятельности,  обучение  эффективно  только  при  такой  его  организации,  когда  учащийся  усваивает  учебное  содержание  в  деятельности.  Только  в  этом  случае  обучение  ведет  к  осознанному  и  прочному  усвоению  знаний  и  развитию  интереса  ученика.  Поэтому  новая  парадигма  состоит  в  том,  что  учащийся  должен  учиться  сам,  а  учитель  осуществлять  мотивационное  управлении  его  учением,  т.е.  организовывать,  координировать,  консультировать,  контролировать  его  деятельность.  Перевод  обучения  на  субъект-субъектную  основу  требует  такой  педагогической  технологии,  которая  бы  обеспечивала  ученику  развитие  его  мотивационной  сферы,  интеллекта,  склонностей,  самостоятельности,  коллективизма,  умения  осуществлять  самоуправление  учебно-познавательной  деятельностью.  Модульное  обучение  позволяет  практически  решить  эту  задачу.    

2.Технология  модульного  обучения

 

   Модульное  обучение  возникло  как альтернатива  традиционному  обучению.  Оно  интегрирует  в  себе  все  то  прогрессивное,  что  накоплено  в  педагогической  теории  и  практике.  Модульное  обучение  базируется  на  главном  понятии  теории поэтапного  формирования  умственных  действий -  ориентировочной  основе  деятельности.  Идея  активности  ученика,  четкость  и  определенная  логика  его  действий,  постоянное  подкрепление  своих  действий  на  основе  самоконтроля,  индивидуализированный  темп  учебно-познавательной  деятельности  пришли  в  модульное  обучение  из  программированного.  Кибернетический  подход  обогатил  модульное  обучение  идеей гибкого  управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Кроме того, используется рефлексивный подход к процессу обучения. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения – все это интегрировано  в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения,  отборе  методов  и  форм  осуществления  процесса  обучения.

   Сущность модульного  обучения  состоит  в  том,  что  ученик  полностью  самостоятельно (или с некоторой  помощью  педагога)  достигает  конкретных целей  учебно-познавательной  деятельности  в  процессе  работы  с  модулем.  Модуль – это  целевой  функциональный  узел, в  котором  учебное  содержание  и  технология  овладения  им  объединены  в  систему  высокого  уровня  целостности.  В  состав  модуля  входят  целевой  план  действий, банк  информации,  методическое  руководство  по  достижению  дидактических  целей. Таким  образом,  модуль  выступает  средством  модульного  обучения.  Модуль  можно  рассматривать  как  программу  обучения,  индивидуализированную  по  содержанию,  методам  обучения,  уровню  самостоятельности,  темпу учебно-познавательной  деятельности.

  В  чем  же отличие  модульного  обучения  от  других  систем  обучения?

  Во-первых,  содержание  обучения  должно  быть представлено  в  законченных  самостоятельных  комплексах (информационных  блоках),  усвоение  его  должно  происходить  в  соответствии  с  целью  обучения.  Дидактическая  цель  формулируется  для  учащегося  и  содержит  в  себе  указания  не только на  объем  изучаемого  содержания,  но  и  на  уровень  его  усвоения.  Кроме этого,  каждый  ученик  получает  от  учителя  в  письменной форме советы:  как  рационально действовать,  где  найти  учебный  материал  и  т.д.

   Во-вторых,  модульное  обучение  предполагает  изменение  форм общения  учителя  с  учащимися.  Он  общается  с ними как  посредством  модулей,  так  и  непосредственно – с каждым  учеником  индивидуально. Именно модули  позволяют  перевести  обучение  на  субъект-субъектную  основу. Отношения  учителя  и  учащихся  становятся  более   паритетными.    

   В-третьих,  каждый  учащийся  работает  большую  часть  времени  самостоятельно,  учится  целеполаганию,  планированию,  организации,  контролю  и  оценке своей  деятельности.  Таким  образом,  каждый  может  определить  уровень  своих  знаний,  увидеть  пробелы  в  знаниях  и  умениях. Несомненно, что  учитель  тоже  управляет  учебно-познавательной  деятельностью  учащихся  через  модули  и  непосредственно,  но  это  более  мягкое,  а  главное,  сугубо  целенаправленное  управление.

   В-четвертых,  наличие  модулей  с  печатной  основой  позволяет  учителю  индивидуализировать  работу  с  отдельными  учениками  путем  консультирования  каждого  из  них,  дозированной  персональной  помощи.

  Какова  же  система  действий  учителя  по  подготовке  к  переходу  на  модульное  обучение?

   Прежде всего,  необходимо  разработать    модульную  программу,  которая  состоит  из  комплексной  дидактической   цели  и  совокупности  модулей,  обеспечивающих  достижение  этой  цели.  Чтобы  составить  такую  программу,  учителю  необходимо  выделить  основные  научные  идеи  курса,  затем  структурировать  содержание  курса  вокруг  этих  идей  в  определенные  блоки. После  этого  формулируется  комплексная  дидактическая  цель  (КДЦ). Она  имеет  два  уровня:  первый  предполагает  усвоение  учебного  содержания   и  его  использование  в  практике  на  начальном  этапе  изучения,  а  второй  требует  перспективного  подхода  к  учебному  содержанию.

   Из  комплексной  дидактической  цели  выделяют  интегрирующие  дидактические  цели  (ИДЦ)  и  соответственно  им  формируются  модули,  т.е.  каждый  модуль  имеет  свою  дидактическую  цель.  Совокупность  этих  целей  обеспечивает  достижение  КДЦ.

   Однако  в  модули  входят  крупные  блоки  содержания  учебного  предмета.  Поэтому  каждая  интегрирующая  дидактическая  цель  делится  на  частные  дидактические  цели  (ЧДЦ),  и  на  их  основе  выделяются  учебные  элементы. Каждой  частной  дидактической  цели  соответствует   один учебный  элемент.  В результате  создается  дерево  целей:  вершина  дерева – комплексная  дидактическая  цель  для  модульной  программы; средний  слой – интегрирующие  дидактические  цели  для  построения  модулей  и  нижний слой – частные  дидактические  цели  для  построения  учебных  элементов.

   Учителю,  который  подвиг   себя  на  разработку  модульных  программ,  желательно  опираться  на  основные  принципы  построения  модульных  программ.

   Прежде  всего,   следует  знать  о  принципе  целевого  назначения.  Модули  можно  разделить  на  три  типа:  познавательные,  которые используются  при  изучении  основ  наук;  операционные – для  формирования  и  развития  способов  деятельности  и  смешанные.  В  школе  чаще  всего  используются  смешанные  модули.

   Ведущий  принцип  модульного  обучения – принцип  сочетания  комплексных  и  частных  дидактических  целей.  Совокупность  ЧДЦ  обеспечивает  достижение  ИДЦ  конкретного  модуля;  совокупность ИДЦ   всех  модулей  обеспечивает  достижение  КДЦ.

   Не  менее  важное  значение  для управления  учением  школьников  имеет  принцип  обратной  связи,  так  как  никакое  управление  невозможно  без  контроля,  анализа  и  коррекции.  Причем  в  модульном  обучении  управление,  осуществляемое  учителем,  сочетается  с  самоуправлением  учением  со  стороны  школьников.

   Для  успешного  применения  модульного  обучения  рекомендуется  соблюдать  некоторые  правила.

   Начиная  работать  с  новым  модулем,  нужно  проводить  входной  контроль  знаний  и  умений  учащихся,  чтобы  иметь  информацию  об  уровне  их  готовности  к  работе.  При  необходимости  можно  провести соответствующую  коррекцию  знаний.

   Важно  также  осуществление  текущего  и  промежуточного  контроля  после  изучения  каждого  учебного  элемента (чаще  используется  мягкий  контроль:  самоконтроль,  взаимоконтроль, сверка  с  образцом  и  т.д.).  После  завершения  работы  с  модулем  осуществляется  выходной  контроль.  Текущий  и  промежуточный  контроль  выявляют  пробелы  в  усвоении  знаний  с  целью  немедленного  их  устранения,  а  выходной  контроль  должен  показать  уровень  усвоения  всего  модуля  и  тоже предполагает  соответствующую доработку.

   Для  успешной  работы  учащихся  с  модулем  учебное  содержание  должно  быть  представлено  таким  образом,  чтобы  ученики  эффективно  его  усваивали.  Желательно,  чтобы  учитель  как  бы  беседовал  с  учащимися,  вызывал  каждого  на  рассуждение,  поиск,  догадку,  подбадривал,  ориентировал  на  успех.

   Для  реализации  принципа  обратной  связи  большое  значение  имеет  структура  модуля.  Он  состоит  из  отдельных  учебных  элементов  (УЭ);  кроме  того,  в начале  модуля  имеется  нулевой  учебный  элемент,  в  нем  записываются  цели  модуля;  в  предпоследнем  учебном  элементе  дано  резюме  (или  обобщение);  последний  учебный  элемент  содержит  задания  для  выходного  контроля.

   Модуль  может быть  построен  в  форме  таблицы.

   Рекомендуется  сопровождать  модуль  вкладным  листом,  в  котором  изложены  методические  советы  учителю.  Это  поможет тем,  кто  использует готовые  модули.

   Для  учителя  важно  иметь  общие  критерии  формирования  содержания  модуля.

   Используя  модули,  можно  успешно  осуществлять метапредметный подход,   внутрипредметные  и  межпредметные  связи,  интегрировать  учебное  содержание,  формируя его  в  логике  содержания  ведущего  учебного  предмета.

   Другой  критерий  связан  с  необходимостью  осуществлять  дифференциацию  учебного  содержания. Нижний  уровень  соответствует  обязательному  минимуму  содержания,  высший  включает  сверх  того  дополнительные  сведения.

   Важный  критерий  построения  модуля – структурирование  деятельности  ученика  в логике  этапов  усвоения  знаний:  восприятие,  понимание,  осмысление,  запоминание,  применение,  обобщение,  систематизация.  И  здесь  есть  большая  возможность  осуществлять  проблемное  обучение.

    Модуль  должен  предоставлять  учащимся  возможность  для  повторения  основного  содержания.  И  это  реализуется  через  учебный  элемент – резюме.  Хорошо,  если  общение  сделано  не  только  словесно,  но  и  в  форме  сравнительных  таблиц,  графиков,  диаграмм  и  т.д.

   Введение  модулей  в  учебный  процесс  нужно  осуществлять  постепенно.  На  начальном  этапе  можно  использовать  традиционную  систему  с  элементами  модульного  обучения.  В  старших  классах  лекционная  система  вполне  сочетается  с  модульной.  Очень  хорошо  вписывается  в  модульное  обучение  вся  система  методов,  приемов  и  форм  организации  учебно-познавательной  деятельности  учащихся.  Словом,  модули  можно  использовать  в  любой системе  обучения  и  тем  самым  усиливать  ее  качество  и  эффективность.

   Наблюдения  и  результаты  опытной  работы  дают  возможность  сделать  некоторые  выводы  о  значении  модульного  обучения.  Для  учащихся  главное  то,  что  каждый  работает  самостоятельно,  при этом  есть  возможность  получить  консультацию  у  учителя,  использовать  помощь  товарищей, можно  все  время  себя  контролировать.  Учащиеся  также  значительно  глубже  осознают  учебное  содержание.

   При  модульном  обучении  каждый  ученик  включается  в  активную  и  эффективную  учебно-познавательную  деятельность,  работает  с  дифференцированной  по  содержанию  и  объему  помощи  программой.  Идет  индивидуализация  контроля,   коррекции,  консультирования,  степени   самостоятельности. Важно,  что  ученик  имеет  возможность  в  большей  степени  самореализоваться,  и  это  способствует  мотивации  учения.  Данная  система  обучения  гарантирует  каждому  ученику  освоение  стандарта  образования  и  продвижения  на  более  высокий  уровень  обучения.  Большие  возможности  у  системы  и  для  развития  таких  качеств  личности  ученика,   как  самостоятельность  и  коллективизм,  а  также  для  улучшения  дисциплины.

   Принципиально  меняется  и  роль  учителя  в  учебном  процессе.  Задачи  учителя – мотивировать  процесс  обучения,  осуществлять  управление  учебно-познавательной  деятельностью  учащихся  через  модуль и  непосредственно  их  консультировать.  В  результате изменения  его  деятельности  на  уроках  меняется  характер  и  содержание  подготовки  к  ним:  теперь  учитель  готовится  не  к  тому,  как  лучше  провести  объяснение  материала,  а  к  тому,  как  лучше  управлять   деятельностью  школьников.  Поскольку  управление  осуществляется  в  основном  через  модули,  то  его  задача  состоит  в  грамотном  выделении  интегрирующих  дидактических  целей  модуля  и  структурировании  учебного  содержания  сообразно  этим  целям,  Это  обязательно  приводит  учителя  к  анализу  своего  опыта,  знаний,  умений,  поиску  более  совершенных  технологий.  Продумывание  целей  деятельности  учащихся,  определение  программы  их  действий,  предвидение  возможных  затруднений,  четкое  определение  форм  и  методов  учения  требует  от  учителя  хорошего  знания  учеников.  Учителя  в  процессе  овладения  технологией  модульного  обучения  значительно  вырастают  профессионально.  Поэтому  процесс  овладения  теорией  и  практикой  модульного  обучения – это  путь  профессионального  самосовершенствования  учителя,  возможность  для  его  самореализации.

   Для  перехода  на  модульное  обучение  необходимо  создать  определенные  условия,  одним  из  которых  является  готовность  школьников  к  самостоятельной  учебно-познавательной  деятельности -  сформированность  минимума  необходимых  для  этого  знаний  и  общих  учебных   умений.

  Немаловажное  условие – материальные  возможности  школы в   размножении  модулей,  ибо  они  только  тогда  сыграют  свою  роль,  когда  каждый  ученик будет  обеспечен  этой  программой  действий.

    В   качестве  примера  использования  модульного  обучения  на  уроках  биологии  мы  приводим  программу  курса  «Биология.  Животные. 7 класс»

              3.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

   Технология модульного обучения предполагает возможность использования проблемного, исследовательского и поискового методов обучения, что позволяет активизировать учащихся на разных этапах урока. Правильная организация учебной деятельности учащихся помогает усваивать  учебный материал урока, что приводит к хорошим результатам, к повышению интереса к  предмету.

Результаты обученности,  качества знаний   учащихся 5-11 классов

Ф.И.О.

предмет

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Обуч

Кач

Обуч

Кач

Обуч

Кач

Обуч

Кач

Галда Е.Н.

биология

100%

64%

100%

66%

100%

66%

100%

67%

Результаты  входных, промежуточных, итоговых  контрольных  срезов  в 5-11 классах  в 2011- 2012 учебном  году.

предмет

Входной контроль

Входной контроль

Итоговый контроль

Обуч

Кач

Обуч

Кач

Обуч

Кач

биология

100%

64%

100%

67%

100%

66%

Анализ результатов  экзаменов в новой форме

Новая форма ГИА

2009-2010

2010-2011

%обученности

% кач. знаний

% обученности

% кач. знаний

Биология

100

100

100

100

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в 2011  году

Предмет

2009-2010

2010-2011

Результаты

сдавало

Ср.балл

сдавало

Ср.балл

Биология

5

48,5

11

50

4. Список  используемой литературы

  1. О.С.Шаманова «Модульный  урок  по  теме  «Внутренние  воды  Южной  Америки», География в школе,2002г.,  №6;

  2. Л.И.Гудымова  «Модульный  урок  по  теме  «Дальневосточный  экономический  район», География  в  школе, 2006г.,  №4;

  3. В.И.Кузнецова, А.И.Чурилова  «Блочно-модульная  система  обучения», Биология  в школе,  1998г., №5;

  4. А.Е.Тихонова, Т.Н.Диденко, М.М.Нащочина «Обучающие  модули: способ  построения», Биология  в  школе 1995г, №6;

  5. В.Г.Смелова «Модульное  обучение.  Тема: «Строение  клетки», Биология  в  школе 1998, №6;

   6. М.М.Губа «Модульная  программа  по  географии  9  класса»,  География   в  школе, 2002г., №1;

  7.Т.И.Шамова,  Л.М.Перминова  «Основы  технологии  модульного  обучения», Химия  в  школе, 1995г., №2;

  8. Л.А.Берсенева  «Два  модульных  урока  по  естествознанию (VI класс)»,  Биология в школе, 1996г., №1;

  9. О.Ю.Бурцева «Модульная  технология  обучения»,  Биология  в  школе, 1999г., №5;

  10. В.В.Пасечник,  В.В.Латюшин,  В.М.Пакулова  «Программа  основного  общего  образования  по  биологии.  VI – IX  классы», М.Дрофа – 2009;

  11. В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин «Биология. Животные. 7 класс», М.Дрофа – 2010;

  12. В.В.Латюшин, Г.А.Уфимцева «Тематическое  и  поурочное  планирование  к  учебнику «Биологи. Животные. 7 класс», М.Дрофа – 2007;

  13. В.В.Латюшин,  Е.А.Ламехова  «Рабочая  тетрадь. Биология.  Животные.  7  класс», М.Дрофа – 2007.

5.Приложение

              МОДУЛЬНАЯ        ПРОГРАММА       ПО         КУРСУ

                    «БИОЛОГИЯ.    ЖИВОТНЫЕ»     (7  КЛАСС)

ПО ПРОГРАММЕ:

В.В.Пасечник,  В.В.Латюшин,  В.М.Пакулова  «Программа  основного  общего  образования  по  биологии.  VI – IX  классы», М.Дрофа – 2009;

УЧЕБНИК:

В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин «Биология. Животные. 7 класс», М.Дрофа – 2010;

  М1.   Введение.  Общие сведения  о  животном  мире.................................. 2 ч

  М2.   Простейшие……………………………………………………………...2 ч

  М3.   Тип  Губки…………………………………………………………….…1 ч

  М4.   Тип  Кишечнополостные………………………………………………..1 ч

  М5.   Тип  Плоские  черви…………………………………………………….1 ч  

  М6.   Тип  Круглые  черви…………………………………………………….1 ч

  М7.   Тип  Кольчатые  черви…………………………………………………..2 ч

  М8.   Тип  Моллюски………………………………………………………….2 ч                                                                                    

  М9.   Тип  Иглокожие………………………………………………………….1 ч

  М10.  Тип  Членистоногие…………………………………………………….6 ч

  М11.  Тип  Хордовые.  Подтипы:  Бесчерепные  и  Черепные,

             или  Позвоночные………………………………………………………1 ч

  М12.  Классы  рыб……………………………………………………………..3 ч

  М13.  Класс  Земноводные…………………………………………………….1 ч

  М14.  Класс  Пресмыкающиеся……………………………………………….2 ч

  М15.  Класс  Птицы…………………………………………………...……….5 ч

  М16.  Класс  Млекопитающие,  или  Звери…………………………...……..5 ч

  М17.  Эволюция  строения  и  функции  органов  и  их  систем……...…...14 ч

  М18.  Индивидуальное  развитие  животных…………………………..……3 ч

  М19.  Развитие  и  закономерности  размещения  животных                  

             на  Земле……………………………………………………………..….3 ч

  М20.   Биоценозы…………………………………………………………..…..4 ч

  М21.   Животный  мир  и  хозяйственная  деятельность  человека……..….5 ч

 

                              Модуль  1.  Тема:  Введение.  Общие  сведения

                                         о  животном  мире   (2 ч)

   КДЦ: в  результате  изучения содержания  модуля  учащиеся  должны  знать:  историю  изучения  животных,  методы  изучения  животных,  что  изучает  наука  зоология.  Ее  структуру,  что  такое  бинарная  номенклатура.

    Уметь:      

    1 уровень. Рассказывать  об  истории  изучения животных,  называть  методы  изучения  животных,  предмет  изучения  животных

   2 уровень.  Свободно  оперировать  систематическими  категориями,  раскрывать  суть  методов  изучения  животных,  называть  предмет  изучения  зоологических  дисциплин.

   Развивать:  умения   определять  систематическое  положение  некоторых  видов  животных,  работать  с  текстом  учебника,  выделять  главные  мысли,  анализировать  изученное.

   Воспитывать:  умение  работать  в  коллективе,  умение  слушать,  интерес  к  изучению  животного  мира,  формировать  научное  мировоззрение.

                        Планирование   модуля

1. Вводный  урок.  Обзорная  лекция.  Совместное  изучение.

2. Закрепление  новых  знаний.  Совместное  изучение  с  применением  взаимной  передачи  тем.  Проверка  и  коррекция  знаний.

                         Модуль 2. Тема:   Простейшие   (2 ч)

КДЦ:  в  результате  овладения  материалом  модуля  учащиеся должны  знать:  кто  такие  простейшие,  общую  характеристику  простейших,  особенности  их  строения,  жизнедеятельности,  черты  сходства  и  различия  растительной     клетки  и  клетки  простейших,  значение  простейших  в  природе  и  жизни  человека,  систематику  и  представителей  простейших,  что  такое  колониальные  организмы.

   Уметь:  

   1  уровень.  Называть  и показывать  на  таблице  представителей  различных  систематических  групп  простейших.

   2  уровень.  Сравнивать  (выявлять  черты  сходства  и  различия)  клетки  простейших  и  растений.

   Развивать:  умение  работать  с  микроскопом,  готовить  микропрепараты,  анализировать,  сравнивать,  делать  выводы.

   Воспитывать:  культуру  и  научность  речи,  умение  общаться,  самостоятельность,  трудолюбие,  внимательность.

                      Планирование  модуля  2

   1.  Простейшие:  общая  характеристика,  многообразие,  значение.  Обзорная  лекция.  Совместное  изучение  и  первичное  закрепление  новых  знаний.

   2.  Систематика  простейших.  Закрепление  новых  знаний  с  применением  взаимопередачи  тем.  Лабораторная работа  в  парах  постоянного  состава.  Проверка  и  коррекция  знаний.

                     Модуль  3.  Тема:  Тип  Губки   (1 ч)

   КДЦ:  в  результате  изучения  материала  модуля  учащиеся  должны  знать:  общую  характеристику  типа  губок,  их  многообразие,  классификацию,  признаки   родства  с  одноклеточными  животными,  особенности  строения  и  жизнедеятельности  известковых,  стеклянных  и  обыкновенных  губок,  их  значение  в  природе  и  жизни  человека;  сформировать  понятие  о  тканях,  двуслойном  животном.

   Уметь:  

   1  уровень.  Распознавать  губок,  относящихся  к  разным  классам  (на  таблице).

   2   уровень.   Приводить  доказательства  родства  губок  с  одноклеточными  животными.

   Развивать:   умение  сравнивать,  анализировать,  самостоятельно  работать  с  учебником.

   Воспитывать:   самостоятельность,  ответственность  за  результаты  своего  труда,  дисциплинированность.

                               Планирование  модуля  3

   1.  Тип  Губки.  Совместное  изучение  темы.  Самостоятельная  работа  с  учебником.  Взаимообмен заданиями.  Контроль  и  коррекция  знаний.

              Модуль  4.  Тема:  Тип  Кишечнополостные  (1  ч)

   КДЦ:  в  результате  освоения  модуля  учащиеся  должны  знать:  общую  характеристику  типа  кишечнополостных,  особенности  строения  и  жизнедеятельности  этих  животных,  их  многообразие,  классификация,  значение  кишечнополостных;  сформировать  понятие  о  лучевой  симметрии.

   Уметь:  

   1  уровень.  Раскрывать  особенности  строения  гидроидных,  сцифоидных  и  коралловых  полипов,  распознавать  представителей  этих  классов  на  таблицах,  называть  их.

   2  уровень.  Приводить  доказательства  родства  кишечнополостных  с  одноклеточными  животными,  определять   особенности  строения  и  жизнедеятельности  кишечнополостных,  послуживших  основой  для  выделения  их  в  отдельные  классы.

   Развивать:  умения  работать  в  коллективе,  самостоятельно,  анализировать,  сравнивать.

   Воспитывать:  бережное  отношение  к  природе,  формировать  научное  мировоззрение.

                             Планирование  модуля  4

1.  Тип  Кишечнополостные.  Совместное  изучение  с  применением  взаимопередачи  тем.  Самостоятельная  работа  с  учебником.  Групповая  работа  по выполнению  заданий.  Контроль  и  коррекция  ЗУН.

                         Модуль  5.  Тема:  Тип  Плоские  черви  (1 ч)

   КДЦ:  в  результате  изучения  материала  модуля  учащиеся  должны  знать:  общую  характеристику  типа  плоских  червей,  особенности  их  строения  и  жизнедеятельности  в  связи  с  паразитическим  образом  жизни,  особенности  биологии  и  экологии  ресничных  червей,  сосальщиков,  ленточных  червей,  меры  профилактики  гильминтных  заболеваний;  сформировать  понятие  о  системах  органов,  чередовании  поколений.

   Уметь:  

   1  уровень.  Определять  представителей  всех  изучаемых  классов  типа,  называть  их,  перечислять   органы  всех  систем  органов  ,  показывать  их  на  таблице .

   2  уровень.  Перечислять  отличия  плоских  червей  от  кишечнополостных,  называть  особенности  строения  и  образа  жизни,  позволяющие  разделять  тип  плоских  червей  на  классы,  объяснять  причины  отсутствия  пищеварительной  системы  у  ленточных  червей.

   Развивать:  самостоятельность,  умение  выделять  главное,  сравнивать,  работать  в  группе.

   Воспитывать:  чистоплотность,  любознательность,  бережное  отношение  к  своему  здоровью,  уверенность  в своих силах.

                               Планирование  модуля  5

   1.  Тип Плоские  черви.  Обзорная  лекция.  Групповая  работа  с  применением  взаимопередачи  тем.  Самостоятельная  работа  с  учебником,   таблицами.  Контроль  и  коррекция  ЗУН.

                          Модуль  6.  Тема:  Тип  Круглые  черви  (1 ч)

   КДЦ:  в  результате  изучения  материала  модуля учащиеся  должны  знать:  общую  характеристику типа  Круглые  черви,  особенности   их  строения  в  связи  с  паразитическим  образом  жизни,  меры  прфилактики  аскаридоза.

   Уметь:

   !  уровень.  Определять  на  таблицах  представителей  типа,  отличать  смаку  от  самца  аскариды.

   2  уровень.   Сравнивать  плоских  и   круглых  червей,  находить  признаки  усложнения  нервной  системы  круглых  червей  по  сравнению  с  плоскими.

   Воспитывать:  чистоплотность,  бережное  отношение  к  своему  здоровью,  любознательность.

                              Планирование  модуля  6

   1.  Тип  Круглые  черви. Обзорная  лекция.  Совместное  изучение.  Сократовский  диалог.  Закрепление  новых  знаний.  Работа  в  парах  сменного  состава.  Контроль и коррекция  ЗУН.

                            Модуль  7.  Тема:  Тип  Кольчатые  черви  (2 ч)

   КДЦ:  в  результате  освоения  модуля  учащиеся  должны  знать:  общую  характеристику  типа  Кольчатые  черви,  особенности  их  строения  и  жизнедеятельности,  классификацию,  представителей  каждого  изучаемого  класса,  значение  в  природе и  жизни  человека,  роль  дождевого  червя  в  почвообразовании.

   Уметь:  

   1  уровень.  Называть  классы,  определять  на таблицах  их представителей.

   2  уровень.  Перечислять  характерные  особенности  классов  малощетинковых,  многощетинковых,  пиявок,  позволяющие  разделять  их  на  эти  классы.

   Развивать: умения  проводить  лабораторные исследования, делать  выводы,  сравнивать  и  анализировать.

   Воспитывать: любознательность,  самостоятельность,  формировать  научное  мировоззрение.

                         Планирование  модуля  7

    1. Тип  Кольчатые  черви.  Обзорная  лекция.  Совместное  изучение.  Класс  Полихеты.  Работа  в  парах  постоянного состава  с  применением  взаимопередачи  материала.  Первичное  закрепление  новых знаний.

   2.  Классы Олигохеты  и  Пиявки.  Закрепление  новых  знаний.  Самостоятельная  работа  в  группах  по  изучению нового  материала  с  применением взаимопередачи  тем.  Лабораторная  работа.  Контроль  и  коррекция  знаний.

                  Модуль  8.  Тип  Моллюски  (2 ч)

   КДЦ:  в  результате  освоения  модуля  учащиеся  должны  знать:  общую  характеристику  класса  моллюсков, особенности  их  строения  в  связи  с  приспособленностью  к  среде  обитания,  классификацию  и  представителей  каждого  изучаемого  класса,  их  значение  в  природе  и  жизни  человека.

   Уметь:  

   1  уровень.  Раскрывать  особенности  строения  и  жизнедеятельности  типа  моллюсков,  определять  на  таблице  и  по раковинам  представителей,  называть  класс,  к которому они  относятся.

   2  уровень.  Определять  черты  строения  и  жизнедеятельности,  позволяющие  разделять  тип  на  классы  брюхоногих,  двустворчатых,  головоногих  моллюсков.

   Развивать:  умения сравнивать  и  делать  выводы,  работать  в  коллективе  и  самостоятельно.

   Воспитывать:  ответственность  перед  товарищами,  стремление  достигать  поставленной  цели,  любознательность,  бережное  отношение  к  природе.

                        Планирование  модуля  8

  1.  Тип  Моллюски.  Обзорная  лекция.  Совместное  изучение  новой  темы.  Самостоятельная  работа.  Первичное  закрепление  новых  знаний.

   2.  Классы  моллюсков:  Брюхоногие,  Двустворчатые,  Головоногие.  Закрепление  изученного  материала.  Групповая  работа  с  текстом,  таблицами,  натуральными  объектами  с  применением  взаимопередачи  тем.  Контроль  и  коррекция  знаний.

               Модуль  9.  Тема:  Иглокожие  (1 ч)

   КДЦ:  в  результате  изучения  материала  модуля  учащиеся  должны  знать:  общую  характеристику  типа  иглокожих,  их  многообразие,  классификацию,  значение  в  природе  и  жизни  человека;  сформировать  понятие  о водно-сосудистой  системе.

   Уметь:

   1  уровень.  Характеризовать  тип  иглокожих,  определять  на  таблицах  и натуральных  объектах  представителей,  называть  класс,  к  которому  они относятся.

   2  уровень.  Перечислять  особенности  строения  и  жизнедеятельности,  позволяющие  определять  иглокожих  к  тому  или  иному  классу,  объяснять   происхождение    названия  классов.

   Развивать:  Умения сравнивать,  анализировать,  делать  выводы,  самостоятельно  добывать  знания,  наблюдательность.

   Воспитывать:  Любознательность,  бережное отношение  к  природе, интерес  к  животным  морей  и  океанов.

                          Планирование  модуля  9

   1.  Тип  Иглокожие.  Совместное  изучение  и  первичное  закрепление  новых  знаний.  Классы  Морские ежи,  Морские  звезды,  Морские  огурцы,  Офиуры,  Морские  лилии.  Групповая  работа с применением  взаимопередачи  тем.  Закрепление,  контроль,  коррекция  знаний.

                           Модуль  10.  Тема:  Тип  Членистоногие  (6 ч)

   КДЦ:  в  результате  освоения  модуля  учащиеся  должны  знать:  характерные  признаки  членистоногих  как  наиболее  высокоорганизованных  беспозвоночных,  их  многообразие, особенности,  Обеспечивающие  процветание  и широкое  распространение на Земле,  характерные  признаки  ракообразных,  паукообразных,  насекомых,  особенности  их  строение  и  жизнедеятельности,  классификацию,  роль  в  природе  и  жизни человека.

   Уметь:

   1  уровень.  Определять  представителей  всех  классов  и отрядов  на  таблицах  и  натуральных объектах, давать  общую  характеристику  каждого отряда,  выявлять  черты  их  строения,  связанные с образом  жизни.

   2  уровень.  Находить  сходство и различие  классов  ракообразных,  паукообразных  и насекомых,  объяснять,  почему  насекомые  являются  одним  из  самых  многочисленных  и  многообразных  классов,  какое  значение  имеет  сложное  инстинктивное  поведение  животных,  доказывать,  что  насекомые – самая  «процветающая»  группа среди  беспозвоночных  животных.

   Развивать:  умение  анализировать,  сравнивать, делать  выводы,  четко  излагать  свои  мысли,  работать  с  учебником  и натуральными  объектами.

   Воспитывать:  любознательность,  культуру  речи,  умение  общаться,  самостоятельность,  коллективизм,  бережное  отношение  к  природе.

 

                               Планирование  модуля  10

   1.  Тип  Членистоногие.  Обзорная лекция  и  первичное  закрепление  новых   знаний.

   2.  Тип  Членистоногие.  Классы Ракообразные  и  Паукообразные. Закрепление  новых  знаний.  Лабораторная  работа «Знакомство  с  многообразием  ракообразных».  Взаимопередача  тем.

   3-5.  Отряды  насекомых.  Обзорная лекция.  Совместное  изучение  с  применением  взаимопередачи  тем  и  работы  в  парах  сменного  состава.  Лабораторная  работа  «Изучение  представителей  отрядов  насекомых».

   6.  Обобщение  и  систематизация  знаний  по  теме.  Проверка,  оценка  и  коррекция  знаний.

                       Модуль  11.  Тема:  Тип  Хордовые.  Подтипы

                 Бесчерепные  и  Черепные,  или  Позвоночные   (1 ч)

   КДЦ:  в  результате  освоения  материала  модуля  учащиеся  должны  знать:  Общую  характеристику  типа  хордовых,  подтипов  бесчерепных  и  черепных,  классов  ланцетников  и  круглоротых,  особенности их  строения  и  жизнедеятельности,  основы  систематики  типа  Хордовые, их значение  в  природе  и жизни человека.

   Уметь:

   1  уровень.  Распознавать  представителей  подтипов  бесчерепных  и  черепных, классов  ланцетников  и  круглоротых,  называть  редкие  и  исчезающие  виды,  нуждающиеся  в  охране.

   2  уровень.  Называть  особенности  строения  хордовых,  позволяющие  определять  их  в  подтипы  бесчерепных  и  черепных.

   Развивать:  умения  анализировать,  сравнивать, работать  самостоятельно,  делать  выводы.

   Воспитывать:  любознательность,  бережное  отношение  к  животным, чувство ответственности  за   состояние   окружающей   среды.

                                   Планирование  модуля  11

   1.  Тип   хордовые.  Подтипы:  Бесчерепные  и  Черепные,  или  Позвоночные.  Обзорная  лекция.  Совместное  изучение  с  применением  самостоятельной  и  групповой работы.  Взаимообмен   заданиями.  Закрепление  новых знаний.  Контроль  и  коррекция  ЗУН.

                               Модуль  12.  Тема:  Классы  рыб  (3 ч)

   КДЦ:  в  результате  освоения материала  модуля  учащиеся  должны знать:  общую  характеристику  классов  хрящевых  и  костных  рыб,  их классификацию,  многообразие,  особенности  внешнего  и  внутреннего  строения  в  связи  с  водной  средой  их  обитания,  особенности  отрядов  классов  костных  и хрящевых  рыб,  их значение  в  природе  и  хозяйственной  деятельности человека.

   Уметь:  

   1  уровень.  Определять  представителей  всех  отрядов  классов  костных  и  хрящевых  рыб,  называть  особенности  их  строения,  связанные  с  водной  средой  обитания,  приводить  примеры  промысловых,  а  также  редких  и  исчезающих  видов.

   2  уровень.  Указывать  черты  строения  рыб,  позволяющие  отнести  их  к  определенному  отряду,  классу,  черты  эволюционного  прогресса  по  сравнению  с  бесчерепными.

   Развивать:  умения анализировать,  сравнивать,  делать  выводы,  работать в  коллективе  и   самостоятельно,  оценивать  себя  и  товарищей.

   Воспитывать:  интерес  к  водной  фауне,  бережное  отношение  к  ней,  формировать  эволюционные  представления  о  развитии  животного  мира.

                                  Планирование  модуля  12

   1. Классы  рыб.  Вводная лекция.  Первичное  закрепление  новых  знаний  с  применением  взаимообмена  заданиями.

   2. Отряды  классов  хрящевых  и костных  рыб.  Совместное  изучение  с  применением  взаимопередачи  тем.  Лабораторная  работа  «Наблюдение  за  внешним  строением  и  поведением  рыб».

   Отряды  классов  хрящевых  и  костных  рыб.  Обобщение  и  систематизация  знаний.  Проверка  и  коррекция  ЗУН.

         Модуль   13.  Тема:  Класс  Земноводные,  или  Амфибии  (1 ч)

   КДЦ:  в  результате  овладения  материалом  модуля  учащиеся  должны  знать:  общую  характеристику  класса  земноводных,  их  классификацию,  особенности  их  внешнего  и  внутреннего  строения,  образа  жизни   отрядов  Безногие,  Бесхвостые  и  Хвостатые,  связанные  со  средой  их  обитания,  их   значение  в  природе.

   Уметь:  

   1  уровень.  Определять на  таблицах  представителей  отрядов  бесхвостых,  хвостатых,  безногих  амфибий,  называть  редкие  и исчезающие  виды, нуждающиеся  в охране.

   2   уровень.  Называть  прогрессивные  черты  строения  по сравнению  с  рыбами.

   Развивать:  умения  анализировать, сравнивать,   делать  выводы,  самостоятельно работать  с  учебником,   работать  в  группе,  выделять  главное.

   Воспитывать:  интерес  к  изучаемому  предмету,  бережное  отношение  к природе,  формировать  научное  мировоззрение,  эволюционные   взгляды  на  развитие  животного  мира,  культуру  речи.

                                      Планирование  модуля  13

   1.  Класс  Земноводные,  или  Амфибии.  Самостоятельное  изучение.  Отряды  Бесхвостые,   Хвостатые,  Безногие.  Совместное  изучение  с  применением  взаимопередачи  тем.  Закрепление  новых  знаний.  Контроль  и  коррекция   полученных  знаний.

                 Модуль 14.  Тема:  Класс  Пресмыкающиеся,                                                

                                     Или  Рептилии  (2 ч)

   КДЦ:  в  результате  изучения  материала  модуля  учащиеся должны  знать:  общую  характеристику  класса  пресмыкающихся,  особенности  отрядов  чешуйчатых,  черепах,  крокодилов  в  связи  со  средой  их  обитания  и  образом  жизни,  значение  в  природе  и  жизни  человека.

   Уметь:

   1  уровень.  Определять  представителей  всех  изучаемых  отрядов  класса  пресмыкающихся,  называть  черты  их  строения, позволяющие  разделять  пресмыкающихся  на  отряды,  называть  виды, нуждающиеся  в охране.

   2  уровень.  Приводить  доводы  о  необходимости охраны  пресмыкающихся,  доказывать  происхождение  пресмыкающихся  от  земноводных.

   Развивать:  умение  работать в  коллективе,  приводить  убедительные  доводы,  доказательства,  делать выводы  на  основании  проведенного  анализа  и  сравнения.

   Воспитывать:  уверенность  в  необходимости  охраны  пресмыкающихся,  любовь  к  животным,  формировать  научный  подход  к  изучению  природы и  вопросов  ее  охраны.

                                     Планирование  модуля  14

   1. Класс  Пресмыкающиеся,  или  Рептилии.  Отряды  Чешуйчатые,  Черепахи  и  Крокодилы.  Обзорная  лекция.  Первичное  закрепление  новых  знаний  с  применением  самостоятельной  и  групповой  работы.

   2. Отряды  пресмыкающихся.  Закрепление  знаний.  Совместное  изучение  с  применением  взаимопередачи  тем.  Контроль  и  коррекция  знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения (презентация)

кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения....

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся

Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся

Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...

Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"

Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых ...