Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.
методическая разработка (биология) по теме

статья об использовании НИТ в  учебной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_i_metoda_proektov_na_urokah_biologii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.

(статья для выступления на районной конференции, учитель биологии Мерзлякова Н.Г., МБОУ с углубленным изучением ряда предметов «Дневной пансион -84»  )

Внедрение в образование новых информационных технологий (НИТ) на базе компьютерной техники – это требование времени. Использование  компьютера в образовательном процессе уже давно является  средством  обучения. Понятие НИТ наполняется конкретным содержанием и является перспективным направлением развития современной школы в соответствии с образовательным стандартом.  Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих ни только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь, внедрять информационные технологии в преподавание своего предмета, реализуя  при этом следующие цели:

      1.     Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

        -развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

        -развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

        -формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.                                    

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

      -подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

     3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

 -выявление и использование стимулов активизации познавательной   деятельности.

Существуют некоторые общепринятые формы использования ИКТ:

  1.  Использование готовых электронных продуктов
  2.  Использование мультимедийных презентаций
  3.  Использование ресурсов сети Интернет
  4.  Использование программного обеспечения SMART Board (программное обеспечение для интерактивной доски)
  5.  Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
  6. Использование видео и фото коллекций.

 Из всего вариативного ряда работы с компьютером на уроках, наиболее приемлемым для себя считаю урок с интерактивной доской или проектором. При изучении биологии и экологии информационные технологии позволяют сделать уроки более содержательными, зрелищными и интересными, что очень важно для современного образования. Применение информационных технологий позволяет сэкономить учебное время.

При подготовке уроков и внеклассных мероприятий использую следующие программы и ресурсы:

1. пакет Microsoft Office,

2. текстовый  процессор Word ( конспекты уроков оформляю при помощи текстового редактора Microsoft Word.,  для уменьшения размера файлов с уроками применяю архиватор WinRAR,  программа Microsoft Excel позволяет составлять диаграммы наглядные отчеты, анализировать определенные изменения),

3.  систему баз данных Access

4. электронные презентации PowerPoint

5.  визуальный ряд для сопровождения урока я беру  в сети Internet

6. так же сканирую фотографии и рисунки из источников литературы, активно использую  личные фотоматериалы и работы учащихся. Применяю мультимедийные пособия.

   Улучшение успеваемости,  качества знаний учеников, желание ребят работать в такой форме ( выполнять презентации,  участвовать в проектах) убедили меня в правильности выбора и способствовали более глубокому изучению методики и применению на уроках новых информационных технологий.  

             Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые способны  решить  ряд важных задач :

  1. формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. развивать  исследовательские, рефлексивные, самооценочные  компетенции ( т.е. умения сопряженные   с   опытом  их  применения  в практической деятельности) ;
  3. способствовать  развитию познавательного интереса учащихся;
  4. реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта  (в моём опыте работы это чаще всего презентации). В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 Огромное значение в организации образовательного процесса в современной школе имеет проектная и исследовательская деятельность на уроках, а так же во внеурочное время. Методу проектов в своей работе, я уделяю большое внимание.  На всех этапах организации и работы над проектом  важно участие,  как учителя,  так и ученика. Только активная и целенаправленная работа обеих сторон даст положительный результат. Конечным результатом проектной деятельности моих учеников чаще всего являются презентации в электронном виде. Без использования компьютера такая работа была бы ни совсем полноценной и наглядной.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

1.     Демонстрация фильмов, анимации.

2.     Выделение (нужной области).

3.     Гиперссылки.

4.     Последовательность шагов.

5.     Интерактивность.

6.     Движение объектов.

7.     Моделирование.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.

 Место  презентации

Особенности данного вида

Основа урока

Выделяю    этапы урока,  определяю содержание текстового и мультимедийного материала, по необходимости добавляю методические рекомендации

Часть урока

Четко формулирую цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбираю, структурирую и оформляю презентацию. Время показа презентации ограничено.

Творческая работа, отчёт учащихся

 Определяю тему работы,  контекст работы в структуре урока, время на ее защиту.  

Для демонстрации практического опыта работы хочу предоставить вашему вниманию некоторые работы своих учеников. Это презентация на тему «Фотосинтез»,  которая была  выполнена учеником 9 класса Зверевым Дмитрием, совместно доработана и в дальнейшем использовалась как основа урока при объяснении нового материала.

Презентация-отчёт «Спасите наши души», которую выполнила ученица 7 класса Ладо Анна при решении проблемы антропогенного влияния на окружающую среду в рамках проекта «Мир вокруг нас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках биологии

Реализация и достижения учителя и учеников при использовании метода проектов...

Научная статья по педагогике «ИКТ и метод проектов на уроках биологии».

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской ...

Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»

В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии.  Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...

метод проектов на уроках биологии

Главное в проектной деятельности – труд учащегося. Такой подход труден для преподавателя, но зато он живее и веселее, чем инструкционный. Совсем нелегко выдвинуть предположения, гипотезы, заглянуть в ...

Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности.

Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности....

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...