Статьи, написанные для выступлений на Конференциях, съезде учителей биологии в МГУ
статья по биологии по теме

Статьи для Конференций учителей биологии в МПГУ 2010, 2011 г.г., Статья на съезд учителей биологии в МГУ 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОИИ

Гирдо Елена Анатольевна, аспирант кафедры методики преподавания биологии МПГУ, Учитель биологии ГОУ СОШ № 10 для детей и подростков

с девиантным поведением

Поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются – называют «социальным отклонением», или девиацией.

Социальные отклонения среди подростков принимают самые разные формы: гиперактивность (безрассудность, импульсивность, склонность к необдуманным проступкам, неусидчивость, заниженная или завышенная самооценка), делинквентность (прогулы, общение с асоциальными компаниями, хулиганства, агрессия по отношению к сверстникам и взрослым и т.д.), ранняя алкоголизация, психогенные патологии (воспитание в семьях с асоциальным поведением, психотравмирующие ситуации, хронические заболевания и др.). Эти нарушения ставят в тупик даже опытных учителей и воспитателей. К сожалению, из года в год количество детей и подростков с девиантным поведением увеличивается.

Несмотря на стандартный уровень интеллекта у большинства детей и подростков с девиантным поведением, освоение предложенных государственных программ затруднено в силу специфики их психо-физиологических показателей, состояния здоровья. Поэтому в общеобразовательных школах эти учащиеся получают в основном неудовлетворительные отметки, остаются на второй год, что приводит к озлобленности и нежеланию учиться.

Для таких учеников характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость – они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми. К сожалению, такие дети не могут выдержать школьный урок продолжительностью 40-45 минут. Для них необходимо чередовать этапы традиционного урока с 5-минутными перерывами на отдых. Работа с девиантами приводит к поиску новых методик и способов мотивации «трудных» детей к изучению общешкольных предметов, в том числе и биологии.

Методических разработок для работы в классе с такими учащимися очень мало. Для достижения успеха необходимо привлекать психологов, которые способны вскрыть истинные причины девиации и дать необходимые рекомендации.

Любой взрослый, а тем более учитель, в понимании «трудных» детей – это противник, человек, от которого нельзя ожидать ничего, кроме нравоучений, окриков, неприятия проблем подростка.  При общении с такими детьми учитель должен уметь разряжать атмосферу конфликта, достойно отвечать на реплики учащихся. Нельзя в общении с подростком в классе переходить на личности, так как это может ожесточить ученика и беседа не достигнет воспитательного результата. В обращении к ученику педагог не должен говорить «Ты должен…», лучше говорить «Ты можешь….» ведь эти слова могут вселить надежду в слабого ученика, быть ему стимулом для работы на уроке.

Очень часто учитель выражает угрозы в адрес учащегося, когда тот плохо себя ведет на уроке. Дети привыкли к крикам, упрекам со стороны взрослых и остаются глухими к замечаниям, особенно когда на практике многие угрозы остаются только на словах.

Для успешного проведения урока можно предложить:

- сосредоточить внимание учащегося на понимании необходимости изучения предмета,

- выслушивать точку зрения ученика, помня, что ребенок имеет право на ошибку. Если учитель не согласен с высказыванием ученика, надо тактично указать на ошибку и помочь в ней разобраться. Надо хвалить ребенка даже за самые скромные успехи в изучении материала и поведении на уроке.

- учитывать индивидуальные особенности ребенка с отклоняющимся поведением такие, как: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи, и даже состояние здоровья учащегося на момент урока.

- нельзя требовать от ребенка невозможного, ведь если он не сможет выполнить требуемое, он будет чувствовать себя униженным, неполноценным по сравнению с другими, более успешными. Если у ребенка что-либо не получается, обязательно надо подсказать ему, направить его мысли в правильное русло.

Я работаю в школе для детей с девиантным поведением уже 6 лет – с момента ее открытия. В нашем педагогическом коллективе уже наработан опыт обучения таких детей. В моей практике я стараюсь чаше проводить уроки-беседы, уроки-проблемы, на которых дети активно высказываются по обозначенной теме. Хорошие результаты достигаются при проведении уроков биологии на пришкольном участке, где наряду с изучением новой темы дети в минуты отдыха играют в активные игры. На уроке не оставляю без внимания  отвлеченные вопросы учащихся и, по возможности, перевожу ответ в сферу знаний предмета биологии. Отметки выставляю в совокупности за активность на уроке, за правильные вопросы, ответы, рисунки по теме, сделанные на уроке и даже за поведение. Итоговый контроль по теме также провожу в нетрадиционной форме – решение кроссвордов, заполнение карточек-заданий с использованием учебника (ведь при поиске ответа в учебнике ребята еще раз просматривают и прочитывают  материал).

В силу специфики поведения наших учащихся проведение урока-беседы наиболее актуально т.к. дети на уроке втягиваются в процесс обсуждения, даже те, кто не хотел отвечать, участвовать в беседе, урок проходит незаметно, у большинства – положительные отметки, которые стимулируют активное поведение и на следующих занятиях. Ученик раскрывает те качества, которые обычно скрыты у таких детей (интерес к предмету, умение и желание рисовать, рассказывать о своих наблюдениях). Таким образом, мы делаем упор не на то, что ребенок плохо умеет (читать, анализировать новый материал), а на то, что ему дается лучше. В дальнейшем у ребенка появляется стимул получить более высокую отметку, а иногда и задуматься о необходимости и пользе общеучебных навыков (читать, писать, сравнивать, анализировать).

В работе с детьми с девиантным поведением важно понимать проблемы, вызвавшие такое поведение, необходим индивидуальный подход к каждому ученику, ведь «трудный» подросток - это подросток, которому трудно!!!



Предварительный просмотр:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ С  ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ

Гирдо Е.А. (Москва, учитель биологии ГОУ

 специальной общеобразовательной школы № 10)

В последнее время, при разработке новой образовательной стратегии, изменилось отношение к учащимся, проявляющим некоторые отклонения в развитии и испытывающим трудности в обучении. Работа с такими учащимися не дифференцировалась  отечественной педагогикой в самостоятельную группу. Количество детей со школьной дезадаптацией в последнее время катастрофически выросло и приближается к 60% от количества учащихся общеобразовательных школ.

В работе с такими школьниками учителя стараются свести к минимуму учебный материал, который должны усвоить учащиеся в процессе изучения предмета, облегчить восприятие материала, не предавая внимания формированию личностных качеств ребенка. Школьная дезадаптация может привести к внутриличностным конфликтам, саморазрушению личности, блокированию личностного роста и деградации, что наблюдается у многих подростков с девиантным поведением.

В подростковом возрасте у детей возрастает познавательная активность, любознательность, формируются познавательные интересы, закладывается фундамент будущей жизненной позиции, социальных отношений. Этому возрасту должно быть характерно стремление к получению знаний, однако многие подростки впитывают как губка, копируют поведение своих родителей, старших товарищей, киногероев, которое по своей сути является  агрессивным, асоциальным, а в некоторых случаях и криминальным.

У большинства подростков с девиантным поведением полностью отсутствует мотивация к обучению, учителя, родители не являются для них авторитетами. В сложившейся ситуации педагогам приходится преодолевать негативное отношение со стороны подростков,  уделять постоянное внимание профилактике психической напряженности на уроке, мотивировать учебную деятельность подростков, создавать ситуацию успеха в познавательной сфере, сформировывать позитивное отношение подростков к обучению.

Для решения проблемы мотивации подростков с девиантным поведением к изучению общеобразовательных программ должны быть созданы определенные педагогические условия:

- создание благоприятного климата в классе;

- организация личностно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика;

- индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

- направление формирования познавательного интереса.

Я работаю в специальной общеобразовательной школе для детей и подростков с девиантным поведением с 2004 года. За это время мною накоплен опыт обучения и общения с такими детьми. В ходе урока я использую развивающие педагогические технологии, отличающиеся от традиционного урока.

Одним из способов мотивации подростков с девиантным поведением к изучению биологии является проектно-творческая деятельность, особенно с применением информационных технологий – создание презентаций, компьютерных моделей, расчет и оформление проектов. Здесь налицо интеграция информационных технологий, биологической и экологической культуры.

К хорошим результатам приводит работа со школьниками на пришкольном участке – благоустройство территории, создание ландшафтных композиций. Такие работы можно отнести к лабораторному практикуму по ботанике. Исходя из моего опыта, можно сказать, что «садовая терапия» - это новый инструмент социальной адаптации и реабилитации людей со специальными нуждами и особыми условиями воспитания (детей-сирот, детей и подростков с девиантным поведением, детей с отклонениями в умственном развитии) для улучшения качества жизни. Развития положительного мировоззрения, приобретения полезных навыков.

Польза садовой терапии просматривается в разных областях:

- интеллектуальная – улучшение навыков общения, пробуждение любопытства, получение новых профессиональных навыков;

- социальная – взаимодействие внутри группы, развитие личной ответственности за проделанную работу;

- эмоциональный подъем выражается в возможности выражения положительной творческой энергии;

- физическая польза – развитие и улучшение моторных навыков, улучшение мышечной координации, работа на свежем воздухе.

В заключение хочется сказать, что существует множество педагогических технологий, способных мотивировать подростков с девиантным поведением, школьной дезадаптацией к изучению общеобразовательных программ, необходимо только применять учителями творческий подход в решении этой проблемы.



Предварительный просмотр:

По данным Федеральной службы по гидрометеорологии за последние 100 лет (1907–2006 гг.) потепление в целом по России составило 1,29°С. Наибольшее увеличение минимальной и максимальной суточной температуры наблюдалось в холодный сезон.

Годовая сумма осадков по территории России увеличивалась (7,2 мм за 10 лет). Однако в характере региональных изменений осадков наблюдались значительные различия.

Ожидаемые изменения климата на территории России в XXI веке

 К середине века произойдет повышение наиболее низких в году суточных минимумов температуры на 4–6°С. Увеличение суточных максимумов температуры не превысит 3°С. Зимой ожидается увеличение осадков на всей территории России, а летом знак изменения осадков зависит от региона.

Увеличение сумм осадков зимой на ЕТР будет происходить в основном вследствие увеличения жидкой фазы, в то время как в Западной и Восточной Сибири основную долю осадков составит твердая фаза. В результате на ЕТР следует ожидать сокращения массы снега зимой и увеличения зимнего стока, а в Западной и Восточной Сибири, наоборот, накопления массы снега зимой и его интенсивного таяния весной.

По прогнозам службы по гидрометеорологии реакция урожайности сельскохозяйственных растений на дальнейшее потепление будет зависеть от характера изменения увлажнения:

— при уменьшении увлажнения на ЕТР урожайность зерновых и кормовых культур будет практически везде уменьшаться, кроме севера и северо-запада;

— при увеличении увлажнения урожайность в среднем по России будет расти, по крайней мере до середины XXI века. В дальнейшем урожайность зерновых в Нечерноземной зоне превысит современную на 11–29%.

При дальнейшем потеплении существенно увеличится общая площадь земледельческой зоны России, появятся возможности для расширения посевов теплолюбивых сельскохозяйственных культур.

Для использования благоприятных изменений климата в зоне достаточного увлажнения рекомендуют внедрять следующие меры адаптации растениеводства, направленные на использование дополнительных тепловых ресурсов:

— расширение посевов более позднеспелых и более урожайных видов (сортов);

— увеличение применения таких удобрений и средств химизации, которые более эффективны в условиях более теплого и влажного климата;

—повышение доли более теплолюбивых видов культур.

В зоне недостаточного увлажнения адаптационные меры должны быть направлены в том числе на экономное расходование водных ресурсов путем:

— более широкого внедрения влагосберегающих технологий (снегозадержание, уменьшение непродуктивного испарения и т. д.);

— расширения посевов более засухоустойчивых культур;

— расширения посевов озимых культур;

— расширения орошаемого земледелия, которое следует рассматривать как необходимое условие для наиболее полного использования в растениеводстве дополнительных тепловых ресурсов.

Принято считать, что Подмосковье находится в 4 зоне морозостойкости растений, но  такое зонирование следует принимать в качестве ориентировочной информации. В пределах каждой зоны могут находиться районы с микроклиматом более мягким или более ровным по отношению к среднему в данной зоне. Так же в пределах сада растения, растущие около какого-либо строения в защищенном месте, перенесут низкие температуры лучше, чем растения на южной или восточной стороне дома, подвергающиеся воздействию сильных ветров.

Следует помнить, что растения являются наиболее морозостойкими в начале зимы (декабрь, начало января), и по мере приближения весны их морозоустойчивость уменьшается – они теряют закалку. Даже очень устойчивые к морозам растения, после начала вегетационного периода и развития листьев, могут пострадать даже от небольших морозов (например актинидия). Самая большая угроза повреждения заморозками появляется в феврале, марте в местах с сильной солнечной активностью, когда после морозной ночи растения подвергаются нагреванию и не выдерживают скачка температуры. Это особенно опасно для вечнозелёных растений. Укрытие таких растений воздухопропускающим материалом или ветками хвойных растений может создать достаточную защиту. Молодые растения всегда более чувствительны к морозам, чем старые, имеющие глубокую корневую систему. Поэтому, молодые растения в первые годы жизни (2-4 года) нуждаются в особо тщательном укрытии.

Различные части растения по-разному относятся к морозу.  Например, корни более чем на десять градусов чувствительней к морозу, чем одеревесневшие побеги. В местностях, где бывают сильные морозы с небольшим снежным покровом, можно создать изоляционную прослойку, мульчируя почву вокруг растений. При этом основание растений присыпают на высоту 10-15 см, что позволяет сохранить нижнюю часть побегов со спящими почками, из которых растение может восстановиться, даже, если погибнет вся надземная часть. В тоже время мульча вокруг растения очень полезна и летом, поскольку задерживает влагу в почве и уменьшает появление сорняков.

Минимальная температура - это только один из критериев. Продолжительность летнего периода и средняя температура в период вегетации очень сильно влияют на морозоустойчивость растений. Чем длиннее лето и теплее погода - тем больше сахаров накопится в тканях и тем ниже температуру может выдержать растение зимой. Наличие или отсутствие влаги зимой - тоже важный показатель.

Некоторые  кустарники из 5 зоны могут пережить наши морозы и без укрытия, если много снега и их посадить в "правильном» месте. Например сортовые буддлеи (зона 5-8) в подмосковье зимуют с обмораживанием верхушек побегов, а при укрытии - практически без повреждения.

О многолетниках: почти всегда под легким (15-20 см листвы) укрытием перезимуют виды и сорта для 5 зоны. При хорошем укрытии (20-30см листвы или толстый кусок пенопласта + 1-2 слоя пленки) могут перезимовать растения из 6 зоны.

Есть еще и проблема дальневосточных растений - многие из них совершенно не выносят весенних заморозков, хотя зимуют они вполне нормально.

В настоящее время растительность любой страны и даже целых континентов состоит не только из представителей дикой флоры, произраставшей там на протяжении многих веков или даже целых эпох, но и из растений, занесенных туда в разное время различными агентами из других стран мира и постепенно прижившихся в новых условиях и размножившихся.

Благодаря интродукции многие красивоцветущие деревья и кустарники, многолетние и однолетние растения мы можем видеть в средней полосе России.

В моей дипломной работе я рассматриваю различные группы растений:

1.  Растения, которые давно зимуют в Подмосковье

(Калина, Магония падуболистная)

2. Условно-зимующие (сирень, роза)

3. Растения, которые раньше не цвели в Подмосковье (магнолия и буддлея Давида).

Все они требуют определенного подхода в подготовке к зиме. Многие привезены  к нам из более теплых стран:

Родина калины обыкновенной – средняя полоса России, а Гордовина родом из Молдавии, Украины, Западной Европы, Предкавказья, Дагестана.

 Магония падуболистная - из Северной Америки.

Сирень обыкновенная - из юго-восточной Европы, но есть и другие разновидности сирени, тоже интродуцированные в Россию из более теплых зон.

Дикорастущие розы (шиповники) произрастают в умеренном и теплом климате Северного полушария. Из них были выведены многочисленные культурные группы: Чайногибридные,  Плетистые,  Флорибунда, Миниатюрные, Почвопокровные.

Род Магнолия насчитывает 62 вида, произрастает в Северной и Центральной Америке, Юго-Восточной и Восточной Азии, на островах Суматра и Ява.

Будлея (насчитывает около 100 видов) родом из Америки, Азии и Южной Африки.

Как видим, география выбранных мною красивоцветущих деревьев и кустарников обширна, но благодаря потеплению климата, работе селекционеров и правильно выбранной агротехнике, у нас (в Подмосковье) появилась возможность применять эти растения в ландшафтном дизайне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска: успехи и проблемы»

Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска...

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....

Выступление на методическом объединении учителей биологии, химии и географии МКОУ СОШ№3, в 2013-2014 учебном году.

В МКОУ СОШ№ 3  в системе проводится работа по экологическому и трудовому воспитанию учащихся.Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Мы живем в социуме, поэтому в...

Выступление на методическом объединении учителей биологии

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании биологии....

Выступление на методическом объединении учителей биологии

Выступление на методическом объединении учителей биологии...