Урок биологии в 9 классе на тему: "Круговорот веществ в природе и поток энергии в экосистеме."
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Дэр Валентина Павловна

Урок биологии в 9 классе по теме: "Круговорот веществ в природе" с использованием электронного приложения УМК "Сферы". при проведении урока используется технология критического мышления.

 Задачи

Учебные:

ü  дать хар-ку экосистеме как открытой системе, показать связь в экосистеме функциональных групп организмов;

ü  актуализировать и развивать знания о пищевых цепях и трофических уровнях;

ü  показать важность знаний экологических закономерностей для человека;

ü  научить составлять пищевые цепи.

Образовательные: продолжать формировать умения работать с таблицами, текстом учебника, анализировать и формулировать выводы.

Воспитательные:

 способствовать формированию убеждений учащихся в необходимости сохранения ценности и устойчивости экосистем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugovorot_veshchestv_v_prirode..doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

Круговорот веществ в природе и поток энергии в экосистеме.

Задачи

Учебные:

  1. дать хар-ку экосистеме как открытой системе, показать связь в экосистеме функциональных групп организмов;
  2. актуализировать и развивать знания о пищевых цепях и трофических уровнях;
  3. показать важность знаний экологических закономерностей для человека;
  4. научить составлять пищевые цепи.

Образовательные: продолжать формировать умения работать с таблицами, текстом учебника, анализировать и формулировать выводы.

Воспитательные:

 способствовать формированию убеждений учащихся в необходимости сохранения ценности и устойчивости экосистем.

Оборудование: проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.. по УМК «Сферы»

Ход урока.

  1. Стадия вызова.

Весь порядок природы построен на том, что

одни и те же частицы материи переходят из

 мертвого в живое тело в вечном круговороте.

Фердинанд Кон.

Что такое экосистема? Из каких частей она состоит? Какие группы организмов присутствуют в экосистеме? Какие организмы называются продуцентами, консументами, редуцентами? Что такое минерализация?  Чем экосистема отличается от биогеоценоза? Какие экосистемы различают?  Какие они могут быть по размерам? Как называются наиболее крупные наземные экосистемы?

  1. Стадия осмысления

Для сохранности урожая и для борьбы с малярийным комаром в 60-е годы 20-го века стали активно использовать различные пестициды, одним из которых был ДДТ или «дуст».  Это вещество ядовито для многих животных и человека, но особенно для птиц, рыб и беспозвоночных.  Вскоре  неожиданно для многих учёных явилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов Антарктиды – месте, весьма удалённом от районов его применения.

Как вы думаете, почему это произошло?

В качестве подсказки советую обратить внимание на девиз нашего урока.

(Учащиеся высказывают идеи, которые записываются на доске – Приём «Корзина идей»)

Итак, какую тему мы с вами будем изучать сегодня? Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

Одно из важнейших проявлений жизни – это обмен веществ. Чрезвычайно высокая интенсивность потоков вещества из неорганической природы в живые тела давно привела бы к полному исчерпанию всех необходимых для жизни соединений. Но этого не происходит, и жизнь не прекращается уже более 3,5 млр. лет, т.к. необходимые соединения обратно возвращаются в окружающую среду, благодаря круговороту веществ.

 Круговорот веществ - относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения вещества в природе.

 Как же возникает круговорот веществ? (Схема круговорота веществ из электронного приложения).

Учитель:

 Ребята, назовите главное условие существования биологического круговорота.

 Ответы учеников: Энергия солнца.

Да, действительно, это так. Недаром французский астроном  К. Фиаммарион сказал, что «Мы об этом не думаем, но всё, что ходит, двигается, живёт на нашей планете, есть дитя Солнца».

Назовите организмы, которые используют энергию Солнца для создания органических веществ из неорганических? Правильно, это продуценты. Эти организмы передают энергию по пищевой цепи.

 Ребята,

 Предлагаю вам познакомиться с текстом учебника, делая пометки на полях:

«V» — это я уже знал,

«+» — это для меня новое знание,

«—» — с этим я не согласен,

«?» — это я не понял, или хочу узнать больше.

Назовите знакомые вам сведения. Что нового вы узнали? О чём думали иначе? Что было непонятно?

Работая в парах с помощью учебника (§ 42) ответьте на вопрос: какие бывают виды пищевых цепей. Как называют каждое звено пищевой цепи? Приведите примеры. Что такое пищевая сеть? Приведите примеры.

 Обычно взаимоотношения в экосистеме между трофическими уровнями выражают в виде пирамид. У вас в учебнике есть три такие пирамиды.

Работаем в группах. Первая группа попробует объяснить, что выражаем пирамида под буквой А, вторая –под буквой б и третья  - под буквой в.

Какой вывод можно сделать, исходя из представленных пирамид? (на трофических уровнях происходит потеря энергии). Да, причём  на каждом последующем уровне используется только 10% энергии от предыдущего уровня (это правило 10%), 90% теряется. Почему пищевые цепи обычно короткие, обычно состоят из 4-5 звеньев? Какие животные – травоядные, всеядные или хищные наиболее эффективно извлекают энергию? Широкое одомашнивание нашими предками таких видов, как свиньи и куры, не случайно. Они характеризуются высоким коэффициентом использования энергии на рост, то есть перевода пищи в собственную биомассу (они способны усваивать не 10 % энергии, а больше – до 230%, поэтому их выгодно разводить).

Вернёмся теперь к случаю с пингвинами. Давайте проверим насколько правильными были ваши высказывания по поводу причин гибели этих птиц.  Какой вывод можно сделать о переносе по цепям питания веществ, какой  трофический уровень накапливает этих веществ в себе больше всего? Есть ли угроза для человека стать жертвой применения каких-либо веществ в с/х?

  1. Рефлексия.

Какой общий вывод можно сделать по теме урока? (Приём  «Размышление об обратном»).

Синквейн. Придумайте по теме урока.

 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Где вам в жизни могут пригодится знания, полученные сегодня на уроке?

Чтобы получить информацию о вашем самочувствии на уроке, прошу заполнить таблички.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Д/з . Зная правило 10 % рассчитать, сколько понадобиться фитопланктона, чтобы вырос один медведь весом 300 кг (пищевая цепь: фитопланктон-зооплактон-мелкие рыбы-лосось- медведь). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

 

Проанализируйте стихотворение Э. Дарвина, деда знаменитого Чарлза Дарвина, выявив цепи питания и число звеньев в каждой из них:

 Свирепый волк с кормящею волчат волчицею-

гроза невинных стад;

Орёл, стремясь из-под небес стрелою, грозит голубке

смертью злою;

Голубка ж, как овца, должна кормясь, губить

ростки и семена.

Охотнице-сове средь ночи тёмной не жаль певца любви

и неги томной,

А соловей съедает светлячка, не посмотрев на прелесть

огонька.

Светляк же, ночи светоч оживлённый, вползая вверх,

цветок съедает сонный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку в 9, 11 классе по теме "Круговорот веществ в природе"

Данная презентация может быть использована как иллюстративный материал к уроку по теме "круговорот веществ в природе"...

Конспект урока биологии в 9 классе.Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

Данный урок позволит учащимся развивать навыки коллективной мыслительной деятельности ; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения; развивать навыки групповой р...

Презентация к уроку 9 класс по теме: " Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме".

В презентацию включены все этапы урока по теме: "Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме"....

Круговорот веществ и поток энергии в природе

Материал содержит схемы большого и малого круговорота веществ, а также к схемам дается кратное объяснение....

Открытый урок географии для 6 класса на тему: "Круговорот воды в природе"

Цели: сформировать понятие «круговорот воды в природе и установить взаимосвязи в данном природном явлении....