Урок-презентация 7 класс по теме "Отряд перепончатокрылые"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Бешевец Елена Евгеньевна

Урок с использованием ИКТ "В гостях у шмеля". Тип урока: костюмированная ролевая игра.

Цели: Формировать понятие об особенностях строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; развивать понятие о многообразии перепончатокрылых, раскрыть черты их сходства, показать роль в природе и значении в жизни человека; воспитывать чувство необходимости охраны насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pereponchatokrylye.doc56.5 КБ
Office presentation icon urok_pereponchatokrylye.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Отряд перепончатокрылые»: «В гостях у шмеля»

 Провела: Бешевец Е.Е., учитель 1 кв. категории.

Цели: Формировать понятие об особенностях строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; развивать понятие о многообразии перепончатокрылых, раскрыть черты их сходства, показать роль в природе и значении в жизни человека; воспитывать чувство необходимости охраны насекомых.

Тип урока: урок - ролевая игра с применением ЦОР.

Оборудование: Коллекции перепончатокрылых, таблицы, презентация, мультимедийное оборудование, стол со скатертью, чайник с чашками, пиала с медом, колба с муравьиной кислотой, шарик в виде гусеницы, костюмы.

Планируемые результаты: знать особенности строения насекомых отряда перепончатокрылые, представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи; знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе; узнавать представителей данного отряда.

Ход урока:  I этап: Организационный момент. Запись в тетрадь темы урока.

                         II этап: Сообщение темы и целей урока.

                        III этап: Опрос домашнего задания:

 Фронтально устно: 1) Почему бабочки относятся к отряду Чешуекрылые?

                                   2) Почему древние римляне называли бабочек ожившими цветками?

                                   3) Какие бабочки одомашнены? Каково их значение в хозяйственной деятельности человека?

                                   4) Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

                                   5) Чем опасны каморы? Как с ними бороться?

                                   6) Особенности строения и жизнедеятельности комнатной мухи?

                                   7) Какой вред человеку наносят блохи и равнокрылые?

                        IV этап: Формирование новых знаний

Учитель: К отряду перепончатокрылые относится около 300 тыс. видов. Это пчелы, шмели, наездники, осы, шершни, муравьи и другие. Распространены они повсеместно, кроме Антарктиды. Отличительный признак представителей данного отряда – это 2 пары прозрачных крыльев, на которых жилок мало или почти нет. (показ слайда) Передние крылья больше задних, в полете они зацепляются и работают как одно целое. На голове располагаются усики, пара сложных глаз и 3 простых глазка, а также ротовой аппарат – грызущего или лижущего типа. Развитие у них с полным превращением.

А теперь пора в гости. Шмель нас уже заждался.

(Шмель сидит за столом и ждет гостей. Рассказ шмеля сопровождается показом слайдов)

Шмель: Длина тела рабочей самки 1,1—1,7 см, трутня  1,4—1,6, плодущей матки  2—2,3 см

Признаки: На груди и брюшке густые волоски образуют черные, рыжие и белые перевязи

Питание: Собирает пыльцу с клевера, вики, васильков, наперстянки, подорожника и ивы.

Размножение: Гнездится чаще всего в заброшенных норках мелких млекопитающих (мышей); оплодотворение молодых плодущих самок осенью, в последующую весну создание нового гнезда.

Места обитания: Предпочитает открытую местность и чаще всего встречается на лугах и полях, но иногда и в лесах на высоте до 1400 м; распространен по всей Европе.

Шмели — близкие родственники пчел  и отличаются от них прежде всего величиной и густыми длинными волосками, покрывающими тело. У земляного шмеля окраска черная с двумя рыжими перевязями на груди и брюшке и бело-серым кончиком брюшка. У других шмелей рисунок и окраска выглядят иначе.

В Европе живут более 50 видов шмелей, а во всем мире их насчитывается несколько сотен. Шмели — прилежные сборщики цветочной пыльцы, при этом они опыляют цветки. Биологи подсчитали, что один лишь полевой шмель во время полета, длящегося 100 минут, посещает 2634 цветка. Поэтому шмели очень важны для садоводов и полеводов. Благодаря густому волосяному покрову шмели способны опылять цветки и во время похолоданий, чего не могут пчелы. Вывод — шмелей нужно всячески беречь. Кроме того, эти насекомые совершенно безвредны. Жало у них такое же, как у пчел и ос, но кусают они очень редко, и их укусы не опасны.

Как и многие их родственники, шмели — общественные насекомые. Рой темного земляного шмеля состоит, например, из 100—600 особей, а на юге из 600—1000 особей. Гнезда часто устраиваются в заброшенных норах мелких млекопитающих. Их можно узнать по тому, что нагруженный пыльцой шмель исчезает в мышиной норке. Селятся они также в дуплах деревьев и расщелинах скал, в гнездовых ящиках для птиц и в других защищенных и сухих местах. Места для гнезд выбирает ранней весной плодущая матка. Осенью умирает все население гнезда, зимует лишь оплодотворенная матка. И будущий рой нередко гибнет, не родившись, когда крестьяне вспахивают осенью землю или ведется обширное строительство дорог.

( Стук в дверь. Входит пчела, в руках держит пиалу с медом)

                                           Рассказ пчелы сопровождается презентацией

Пчела: Здравствуй шмель, я принесла тебе гостинец – это очень полезный и вкусный мед. Шмель: Спасибо! Расскажи о себе.

Пчела: Мы живём большими семьями, в состав семьи входят: матка, трутень и рабочая пчела.

Трудиться рабочие пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы- санитары, чистильщицы ячеек. На 6-14 день происходит развитие мандибулярной железы, поэтому способны вырабатывать молочко, которым кормят матку и её потомство. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом.

Часть ячеек в сотах пчелы занимают пищевыми запасами- медом и пергой. Остальная часть предназначена для расплода: здесь матка откладывает яички и рабочие пчелы выращивают из них потомство. Для этой цели строят ячейки разных типов. На 21 день после откладки яиц из куколки выходит молодая пчелка. Трутень развивается 24 дня. Личинка матки пользуется особенно заботливым уходом, её кормят «молочком» без примеси меда и цветня. Поэтому развитие матки идет быстро -16 дней. К началу лета в улье появляются молодые пчелы, и населенье улья сильно увеличивается. В улье становится тесно и семья готовится к разделению. Среди пчел начинается волнение. Сначала появляются трутни, потом молодая матка. Но прежде, чем это произойдет , старая матка вместе с частью рабочих пчёл покидает улей: пчелы роятся. РОЙ- это семья пчел, образующих во главе с маткой обособленную группу, а РОЕНИЕ- это процесс образования роя.

Некоторое время вылетевший пчелиный рой кружится в воздухе и затем огромным клубком в 1-1,5 кг повисает где-нибудь на ветке дерева. Во время роения  пчеловоду надо быть на чеку и внимательно следить за поведением пчёл, чтобы не упустить и не потерять рой, иначе они найдут дупло, поселятся в нём и возвратятся к состоянию диких пчел.

Обильные запасы мёда и «хлебницы» (цветня), которыми пчелы заполняют летом соты, имеют большое значение осенью и зимой. Ведь пчелы не впадают зимой в оцепенение. Сбившись в кучу и образовав «зимний клубок», пчелы взаимно согревают друг друга, а не прекращающийся у них обмен веществ поддерживает температуру в 10 и даже в 15 градусов. Поэтому пчелы должны зимой питаться. Пчеловод оставляет на зиму около 12-14 кг меду.

Чтобы выработать 100 г меда, пчела должна посетить примерно 1 млн цветов. Она хоботком собирает с цветов нектар и наполняет им медовый желудочек, после чего летит в улей. Пчела летит со скоростью  65 км в час. Чтобы получился 1 кг мёда, пчеле нужно принести 120-150 тыс нош нектара. Если цветы находятся в 1,5 км от улья, то за каждой ношей ей приходится пролететь 3 км. Следовательно, 1 кг мёда будет собран, когда пчела проделает путь от 360 до 460 тыс км. Это расстояние в 8,5 -11 раз больше окружности земного шара по экватору. Одна пчелиная семья запасает за летний сезон до 150 кг меда.

Шмель: Да-а-а, пчела, трудная у вас жизнь и такое сложное поведение.

Учитель: Я хочу добавить ,что деятельность пчёл является врожденной, т. е. передается по наследству и называется инстинкт. (запись в тетрадь) ИНСТИНКТ- это последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители.

Мёд, пчелиный яд, прополис(пчелиный клей) имеют лечебное действие и поэтому человек использует их в медицине.

                                  ( Стук в дверь. Входит наездник)

                           Рассказ сопровождается презентацией

Шмель: Здравствуй мой дорогой друг наездник. А что это у тебя в руках?

Наездник: Это гусеница. Вот послушайте рассказ обо мне. Мы очень полезные насекомые и нас использует человек в биологической борьбе с насекомыми, вредящими сельскому и лесному хозяйствах, так как мы уничтожаем этих насекомых. Назвали нас так за позу, в которй самки откладывают яйца, располагаясь верхом на двигающейся жертве, например на гусенице. Удивляет способность наездников отыскивать своих хозяев, даже скрытых в древесине на глубине 2-4 см. Яйцеклад у таких наездников более чем в два раза длиннее тела, он имеет зазубринки на конце, и наездники вкручивают его в древесину как сверло. На это уходит несколько часов. Есть такие наездники, которые не откладывают свои яйца в тех хозяев, в которых уже отложены яйца других наездников. Иногда наездники парализуют яйцекладом своих хозяев на время откладки яиц. Мелкие наездники могут откладывать в крупных хозяев до 75 яиц. Среди жертв встречаются представители почти всех отрядов насекомых и пауки. Самый распространенный вид Белянковый наездник интересен тем, что исторически это был первый открытый учеными паразитический вид. Он паразитирует в гусеницах капустницы, репницы, боярышницы. Другой вид Трихограмма- яйцеед, имеющий очень мелкие размеры- до 1 мм, но она способна развиваться в яйцах более чем 80 различных видах чешуекрылых. Но у каждой расы трихограммы есть свой предпочитаемый хозяин. Из яйца трихограммы уже через несколько часов после откладки отрождается личинка. Полностью развитие завершается за 9-20 суток. Вот такие мы полезные животные.

Учитель: запишем в тетрадь БИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ БОРЬБЫ - это использование естественных врагов для уменьшения численности вредителей растений.

                                              (Стук в дверь. Входит муравей)

                                             Рассказ сопровождается презентацией

Шмель: Заждались мы тебя  муравей. Ты как всегда весь в работе?

Муравей: Здравствуйте. Муравьи- общественные насекомые, их не спутаешь не с кем: бескрылые, очень активные, все время что то ищут, суетятся. Редко увидишь одиночного муравья даже, вдали от гнезда обычно их всегда много. Это рабочие муравьи. Численность в одном гнезде измеряется тысячами, десятками тысяч, а в некоторых и до миллиона особей. Кроме них в семье бывает одна или несколько маток. Они тоже бескрылые, никогда не покидают гнездо. Раз в году в семье появляются крылатые молодые самцы и самки. Крылья у них слабые и для вылета в брачный полет они ждут безветренного дня. Самцы муравьёв после роения погибают. Оплодотворенные самки (царицы), опустившись на землю, сбрасывают, ставшие ненужными крылья и спешат спрятаться, найти укромное местечко, где можно основать новую семью. Впрочем, чаще их отыскивают рабочие муравьи из ближайшего муравейника и затаскивают в своё гнездо. Поэтому там может находиться несколько самок одновременно. Рабочие муравьи живут 1-3 года, царицы могут жить до 18 лет. А семья в целом живет десятки лет. Гнезда большинства муравьев связаны с почвой. Они могут иметь форму насыпных холмиков из почвы или растительных остатков, хвоинок, мелких веточек, кусочков коры. На первый взгляд кажется, что весь мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает. Интересно, что в муравейнике происходит постоянное перемещение строительного материала. В этом процессе влажный материал с глубины время от времени выносится на просушку на поверхность, что необходимо для защиты от заплесневения.

Преобладающее большинство муравьев- хищники, вскармливающих своих личинок животной пищей, в основном насекомыми. За лето они приносят до 3-8 млн насекомых. Рабочие муравьи питаются как правило, углеводной пищей, которую добывают на цветущей растительности или же «доением»» сосущих насекомых, преимущественно тлей. Приносят до 20 ведер сладких соков за лето. Тли в присутствии муравьев увеличивают концентрацию сахара в выделениях и выдавливают их в ответ на прикосновение усиков муравьев. Интересно, что жидкая углеводная пища, находящаяся в зобике муравья, принадлежит не только ему, а является общим достоянием и передается любому члену семьи по первому его требованию.

Между рабочими муравьями существует разделение труда. Только что появившиеся рабочие муравьи- это няньки, занимающиеся уходом за личинками и кормлением цариц. Более старшие разделывают принесенную добычу, убирают мусор, надстраивают гнездо. Затем они становятся фуражирами, одни из которых охотятся, другие добывают сладкую пищу, третьи таскают материал для надстройки гнезда.

Приобщении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном прикосновением друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. Выбрызгивает муравьиную кислоту, которая имеет резкий запах. Шмель я дарю её тебе, чтоб ты мог защищаться от врагов. На дорогах, по которым муравьи бегают, они выделяют следовые вещества. Все муравьи одного гнезда имеют общий запах. Который их отличает от других муравьев.        

                        V этап: Закрепление и обобщение

Учитель: Спасибо нашим героям за их рассказ. Шмель, а ты я слышала для всех гостей тоже  что то приготовил.  

Шмель: Да. Я составил для них кроссворд про пчелу, который прошу разгадать.

По горизонтали: 2. Отрасль сельского хозяйства. 5. Ячейка в улье. 6. Рабочая пчела. 7. Массовый вылет пчел. 10. Продукт питания пчел.

По вертикали: 1. Продукт пчеловодства. 3. Продукт пчеловодства. 4. Пчела-царица. 8. Сложный рефлекс. 9. Пчела- самец. 

Если останется время: Какие выводы вы можете сделать из сегодняшнего урока? 

                       VI этап : домашнее задание параграф 19. Найти информацию о том, как надо поступить, если вас ужалила оса или пчела. Какие необходимо соблюдать меры предосторожности, чтоб это не произошло.              

 (как надо поступить, если вас ужалила оса, пчела?

вынуть жало;

смазать ужаленное место спиртом, приложить подорожник;

если поднимется температура, появится отёк – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;

на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса не ужалила слизистую оболочку рта;

воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там

насекомого;

осы и пчёлы не очень любят жёлтый и синий цвет, пугаются, когда машут руками; )

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филология. Сколько языков на земле? - урок-презентация, 10 класс

Закрепление образования и употребления страдательного залога. Развитие коммуникативных навыков используя наглядный материал о Москве, Берлине. Развитие навыков просмотрового и изучающего чтения с испо...

Урок-презентация (5 класс) Тема: «My pet» (Module 5). Учебно-методическое обеспечение: УМК “Spotlight 5”

План-конспект урока (5 класс)  Тема: «My pet» (Module 5).Учебно-методическое обеспечение: УМК “Spotlight 5” учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Москва, Express Publish...

Урок - презентация 8 класс биология тема. Осанка

Цели урока: Образовательная: усвоение учащимися названий, расположения, а также назначения основных частей скелета; определение функций костей, мышц, суставов; формирование анатомо-физиологических пон...

Урок - презентация (6 класс). Повторение по теме "Имя числительное".

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме "Имя числительное".   Цель:  развить у учащихся представление о космических открытиях и вместе с тем показать, какую роль в нашей жи...

Конспект урока + презентация 5 класс по теме "Плесневые грибы"

Для достижения целей урока произведен в соответствии с темой отбор содержания учебного материала. Соблюдались принципы от простого к сложному. При выполнении лабораторной работы учащиеся показали навы...

Конспекты уроков_презентации_9 класс

Разработки уроков для 9 класса...