Урок в 7 классе "Эволюция кровеносной системы"
материал по биологии (7 класс) по теме

Эволюция кровеносной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evalyuciya_krovenosnoy_sistemy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Эволюция кровеносной системы. Кровь.

Задачи: Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, составом крови, значением крови и кровообращения ; сформировать представления об эволюционном изменении

органов кровообращения, по мере усложнения  организации животного; развивать умение анализировать , обобщать.

Оборудование: «Эволюция кровеносной системы» , таблицы на доске.

Ход урока:

Орг. Момент.2 мин.

Фронтальный опрос:5 мин.

  1. Что такое эволюция?
  2. Как эволюционировали покровы тела у животных?
  3. Какую функцию выполняет подкожная жировая клетчатка у млекопитающих?
  4. Что вы знаете о наружном скелете?
  5. В чем отличие внутреннего скелета от наружнего?
  6. Хорда – это ……………?
  7. Назовите основные виды передвижения животных.
  8. Чем представлена дыхательная система рыб?
  9. Как дышат земноводные?
  10. В чем заключается особенность дыхания у птиц?
  11.   Как шла эволюция органов дыхания у позвоночных?

Да, эволюция органов дыхания шла по пути увеличения площади легких. А помните мы говорили, что дыхательная система развивалась параллельно с сердечной.

Объяснение нового материала:25-30 мин

Тема урока : «Кровеносная система. Кровь.»

На сегодняшнем уроке-конференции  нам предстоит проследить усложнение кровеносной  системы у разных групп организмов, состав крови, значение крови и кровообращение. На уроке мы будем  использовать презентацию , а в конце урока вы сможете оценить свою работу на уроке .

Может ли быть кровеносная система у простейших?  

Какая бывает кровеносная система?

В чем заключается ее строение? Слайд 2,3

(слайды 4,5)  «Брюхоногие моллюски»

По окончании рассказа вывешивает на доску схему строения кровеносной системы моллюсков.

 

(Слайд 6,7)«Тип Членистоногие»

По окончании рассказа вывешивает на доску схему строения кровеносной системы членистоногих.

(Слайд 8,9)«Дождевой червь»

Давайте посмотрим, что представляет кровеносная система у дождевого червя.

Замкнутая кровеносная система , по спинному сосуду кровь течет к головному концу, а по  брюшному -  к заднему за счет кольцевых сосудов передней части тела, появляются капилляры.

По окончании рассказа вывешивает на доку схему строения кровеносной системы Дождевого червя.

(Слайд 10,11,12)« Ланцетник»

Ланцетник  представитель хордовых, но имеет самое простое строение, сердце у него отсутствует.

Кровеносная система позвоночных характеризуется дальнейшем усложнением.

вывешивает на доку схему строения кровеносной системы Ланцетника и миноги..

(Слайд 13,14) «Рыбы»

Какие особенности кровеносной системы мы наблюдаем у этой группы?

Сердце двухкамерное ,состоит из предсердия и желудочка, от желудочка отходит крупный кровеносный сосуд-аорта. Она разветвляется на артерии, которые разветвляются на капилляры. В них происходит газообмен и превращение крови из артериальной -в венозную и наоборот. Возвращается кровь  в  сердце по венам, вывешивается  на доку схему строения кровеносной системы рыб.

(Слайд 15) «Основные понятия»  Работа в тетрадях.

Записать в тетради эти понятия. Аорта. Артерии. Вены. Капилляры. Незамкнутая система. Замкнутая система.

(Слайд 16,17) Тип «Земноводные»

Какое усложнение приобрела эта группа животных?

(два круга кровообращения, трехкамерное сердце).

Делает вывод. Вывешивает на доске таблицу Тип Земноводные.

(Слайд 18,19) «Пресмыкающиеся»

О кровеносной системе пресмыкающихся рассказывает Киселева Ольга. Делает вывод. Вывешивает на доске таблицу Тип Пресмыкающиеся.

 А теперь посмотрите, какое усложнение приобрели птицы и млекопитающие в процессе эволюции.

(Слайд20,21) «Птицы» (четырехкамерное сердце, артериальная и венозная кровь не смешиваются). Почему теплокровные? Делает вывод. Вывешивает на доске таблицу Тип Птицы.

(Слайд 22,23,24) Тип Млекопитащие.

Вывешивает на доске таблицу Тип Млекопитающие.

Учитель: (Слайд 25). Отличие строения сердца Птиц и млекопитающих.

ВЫВОД: Эволюция системы кровообращения шла  по пути  создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.

Учитель: По кровеносной системе  циркулирует кровь.

 Кровь относится к соединительной ткани. Более подробно вы с этим познакомитесь в курсе 8 класса «Человек».

Переносит к клеткам  тела кислород, вещества выделяемые железами внутренней секреции , ,питательные вещества, а выносит углекислый газ и продукты обмена.

Слайд 26. Виды крови.

Слайд27, 28  «Состав крови», Форменные элементы. Плазма состоит из воды и растворенных  в ней солей и питательных веществ.

Эритроциты –содержат гемоглобин участвуют в переносе кислорода.

Лейкоциты- захватывают и переваривают чужеродные частицы.

Тромбоциты- обеспечивают свертывание крови.

Найдите в учебнике на стр.219 ответ на вопрос: Как изменялся состав крови у животных, обитающих в разных средах.

Слайд29 «Функции крови»

(Слайд 30) ВЫВОД: Кровь -это жидкость обеспечивающая лучшее  приспособление различных групп животных к условиям среды.

 Закрепление.5-6 мин.

-Что называется венозной кровью?

-Что называется веной?

-Что такое аорта?

-Как шло усложнение системы у пресмыкающихся. Почему крокодилы все равно холоднокровные животные.

- Зачитать задачу.

Дом .зад.: параграф 41, составить рассказ- ошибку, решить задачи. 3 мин

 Рефлексия: Что удалось на уроке. 1мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Кровеносная система животных. "

Тема: Кровеносная система животных. Кровь. Цели:познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформиро...

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь."

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь" в 7 классе. Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы животных и обобщить знания обучающихся. Виртуальная экскурсия в музей "изобретени...

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Конспект урока по теме "Кровеносная система"

Урок выполнен с учетом системно -деятельностного подхода...

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Обобщающий урок-игра "Кровь. Кровеносная система"

Обобщающий урок-игра "Кровь. Кровеносная система"...