Урок контроля знаний по теме "Кровь и кровообращение"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" проводится в игровой форме, что способствует повышению познавательной активности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kontrolya_znaniy_po_teme.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                 УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

                                              ПО ТЕМЕ

                            «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»

                                 Разработала урок: Завалкина Татьяна Алексеевна-

                                                                 учитель   биологии высшей квалификации

                                                                 МОУ АСОШ №1 г.Андреаполя Тверской

                                                                 области.

Цели урока: закрепить терминологию по теме, процесс движения крови по кругам кровообращения, сердечный цикл, процессы образования тромба и формирование иммунитета.

Учащиеся должны знать:
1. терминологию по теме
2. названия элементов крови
3. сердечный цикл


Иметь представление:
1) о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их профилактике;
2) о вреде алкоголя, никотина и наркотиков на органы и системы органов;
3) о необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.

Учащиеся должны уметь:
1. Оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечений .
2. Уметь подсчитывать пульс.

Оборудование: -таблицы

                           -муляж сердца

                           -видеофрагмет фильма

                           -лабораторное оборудование.

Ход урока.

Учитель: Добрый день. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю солнце). А какое у вас настроение? (Солнце, солнце за тучей, туча).

 У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьезных, значимых вещах для нашего здоровья. Ребята, мы закончили изучение темы «Кровь и кровообращение» и сегодня у нас урок контроля знаний по данной теме. А урок мы проведем в игровой форме  по плану:

1.Разминка.

2.Кабинет «Функциональной диагностики».

3. «Если хочешь быть здоров…»

4.Кабинет «911»

5..Аптека

6.Кабинет «Криминалиста»

7.Кабинет «Тестирования».

8.Подведение итогов.

Работу организуем следующим образом : класс делим на 4 группы. У каждой группы на столе имеется « Зачетный лист», куда будут заноситься баллы за выполненные задания (каждое задание оценивается).

Задания

Ф.И. обучающегося

Баллы

Общий балл



Итак, начинаем наш урок.  Разминка – знание терминов (за правильный ответ-1 балл заносится в Зачетный лист)

           1.         Движение крови по кровеносным сосудам. ( Кровообращение.) 

2.         Самый крупный сосуд. ( Аорта.) 

3.         Красные кровяные клетки. ( Эритроциты.) 

4.         Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. ( Фагоцитоз.) 

5.         Кровь, насыщенная углекислым газом. ( Венозная.) 

6.       Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к   кровотечениям в результате несвертывания крови. ( Гемофилия.) 

7.        Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. ( Большой круг кровообращения.) 

8.       Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. ( Вакцина.) 

9.         Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты.) 

10.   Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. ( Иммунитет.) 

11.           Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. ( Вены.) 

12.      Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. ( Донор.) 

13.      Вещество, входящее в состав эритроцитов. ( Гемоглобин.) 

14.      Жидкая часть крови. ( Плазма.) 

15.      Группа крови универсального донора. ( I или 00.) 

16.     Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. ( Антитело.) 

17.      Кровь, насыщенная кислородом. ( Артериальная.) 

18.     Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. ( Пульс.) 

19.     Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. ( Малый круг кровообращения.) 

20.      Сосуды, несущие кровь от сердца. ( Артерии.)  

 

 

Давайте переместимся в кабинет «Функциональной диагностики»,   посмотрим видеофрагмент  о строении сердца и его работе (просмотр видео)

Учитель: На 18 день после зачатия в крохотном, не больше горошине комочке клеток, человеческом зародыше начинает биться и уже не останавливаться наше сердце до самой смерти.

Что такое сердце?

                                    Камень твёрдый?  

                           Яблоко с багрово – красной кожей?

                          Может быть, меж рёбер и аортой

                              Бьётся шар, на шар земной похожий?

     Так или иначе всё земное

       Умещается в его пределы,

           Потому что нет ему покоя,

                                 До всего есть дело!

Это   пожалуй единственный орган, который даже у отъявленных лентяев не увиливает от работы и трудится в хорошем темпе. За 100 лет человеческой жизни сердце успевает сделать 5 миллиардов сокращений. Известно, что чем больше подвижность, активность жизненных процессов, тем чаще сердцебиение.

Учитель:  Приведу несколько примеров. У птиц в минуту сердце сокращается 1 тыс. раз, у курицы-400, у коровы-80, тигра-60, верблюда-40, у слона-28 раз. Почти 2,5 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км. За 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили!»- и и упал мёртвым. Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения. Сейчас нам понятно, что спортсмен погиб от сильной нагрузки на сердце.

Давайте посмотрим как работает наше сердце в разных условиях. А для этого выполним  лабораторную работу.

Выполнение лабораторной работы - « Подсчет пульса в разных условиях» (1-5 баллов).

Инструктивная карточка №1 :

Для работы нужен секундомер. Порядок работы:

  1. Подсчитайте число ударов пульса за одну минуту в положении сидя.
  2. Сделайте такой же подсчет в положении стоя.
  3. Подсчитайте пульс после 10 приседаний.
  4. Полученные цифры запишите в таблицу:

                          Число пульсовых ударов в минуту

                           При покое

После 10 приседаний

В положении сидя

В положении стоя

Сравните и объясните результаты наблюдений.

5.Вычислите работу своего сердца по формуле  Р=МхДхС, где

М – масса крови = 0,07;

Д   - давление крови в аорте = 2

С  -  число пульсовых ударов за одну минуту ( каждый берет из таблицы свои данные)

Р  -  работа сердца в джоулях.

  1. Сделайте вывод о работе сердца в разных условиях.

Учитель подводит итог: после физической работы число сердечных сокращений, а значит и пульсовых ударов увеличивается.

Учитель: Какие из заболеваний занимают 1 место? Да, это заболевания ССС. Назовите, известные вам заболевания (гипертония, анемия, порок сердца, инфаркт миокарда, инсульт…). Для того, чтобы уберечь себя от этих заболеваний, мы должны знать причины их вызывающие и меры по предупреждению этих заболеваний. Следующий конкурс:

«Если хочешь быть здоров…».  Продолжите фразу и обоснуйте ответ.(1-3 балла)

1 группа.

1.Если у вас дурная привычка курить…..

2.Возрастная гипертония возникает в результате…

2 группа.

1.Если нетренированный человек пробежит марафон…

2.Если развивается малокровие…

3 группа.

1.Если происходит закупорка сосуда, снабжающего кровью сердце….

2.Если сильно загрязнена рана…

4 группа.

1.Если нерационально, неправильно питаться и вести малоподвижный образ жизни…

2.Если никогда не делать прививки….

Мы с вами познакомились с видами кровотечений у человека. Эти знания необходимы каждому для того, чтобы не смалодушничать  и вовремя оказать помощь человеку, попавшему в беду. Если это сделать вовремя – значит спасти жизнь человеку , а это важно. Поэтому мы сейчас  в кабинете «911»

Кабинет «911».(1-5 баллов)

     На столе лежат бинты, палочки для закрутки, резиновые трубки …

     Каждая  группа учащихся показывает и рассказывает приемы первой помощи при кровотечениях. (10 минут)

Примерные вопросы.

                                                         1 группа

1  .При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден, какую помощь надо оказать пострадавшему?

2 .     Остановите условное артериальное  кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника

2 группа

  1. Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему?

2.  Остановите условное венозное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника

                                                             3  группа.

1.Повреждена рука в области тыльной стороны ладони – кровь сочится. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему.

2. Остановите условно капиллярное кровотечение у одноклассника

.

                                                4 группа.

1.У пострадавшего бледный цвет лица, холодный липкий пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс. Определите тип кровотечения.

2. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?.

Учитель: Борьба с ССЗ – одна из основных проблем современного поколения людей. Поэтому , наряду с лекарственными препаратами, человек использует лекарственные растения. (Презентация обучающегося).

Конкурс «Аптека».

Сообщение обучающейся в форме презентации  о лекарственных растениях, произрастающих в нашем регионе, и используемых в народной медицине для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. (5 баллов).

 Кабинет «Криминалиста» (1-5 баллов)

   В группе на партах стоят микроскопы, даны образцы крови под №1 и №2  (№1-кровь человека, №2-кровь лягушки).

Учащимся  необходимо  решить задачу: криминалисту надо выяснить, какой образец крови (№1 или №2) принадлежит человеку, и доказать почему? (10 минут) .

Учитель: Наш урок подходит к концу, и в заключение всегда подводят итоги. Мы тоже не будем отходить от традиции – и проверим себя: как мы усвоили материал о ССС в кабинете «Тестирования».

(Предлагается решить тест из 11 вопросов, выбрав 1 правильный ответ).

Проверка теста в парах. (без ошибок-3балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки-1 балл)

Кабинет « Тестирования»

Внутренней средой организма являются:

А) кровь и лимфа;

б) кровь и тканевая жидкость;

В) кровь, тканевая жидкость и лимфа.

  1. Плазма крови от общего объема составляет:

А) 40%;

            Б) 60%;

В) 92%.

3.  Продолжительность жизни эритроцитов:

А) 10-20 дней

Б) 30 суток

В) 100-120 суток.

4.Функция эритроцитов состоит в переносе:

А) только кислорода;

Б) только углекислого газа;

В) кислорода и углекислого газа.

5.Содержание воды в плазме:

А)75%

Б)90-92%

В)95%.

6.Количество эритроцитов в 1 мм3 составляет в норме:

А)4-5 млн;

Б)4-5 тыс;

В)6 млн.

7.Эритроциты в основном образуются:

А) в плоских костях;

Б) в трубчатых костях;

В) в печени.

8. Лейкоциты и лимфоциты образуются:

А) только в красном костном мозге;

Б) только в селезенке и лимфатических узлах;

В) в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах.

9. Свертываемость крови заключается:

А) в склеивании эритроцитов и лейкоцитов;

Б) в переходе растворимого фибриногена в нерастворимый фибрин;

В) в разрушении тромбоцитов в месте травмы.

10. Естественный иммунитет вырабатывается в результате:

А) перенесенной болезни;

Б) введения в организм готовых антител;

В) введения лечебной сыворотки.

11.Вакцина – это:

А) жидкая часть плазмы после склеивания клеток крови;

Б) культура ослабленных микробов;

В) антитела, выделенные лимфоцитами.

Ответы: 1-в; 2-б; 3-в; 4-в; 5-б; 6-а; 7-а; 8-в; 9-б; 10-а; 11-б.

Подведение итогов урока.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков, остальные 85% в руках самого человека. Значит наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Помните об этом.

Физкультминутка «Ап –чхи».

БУДЬТЕ   ЗДОРОВЫ!!!!

Домашнее задание : написать небольшое сочинение на тему «О чем думает мое сердце?»

20  -  23б  -  «5»

16  -  19б  -  «4»

12  -  15б  -  «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...

Урок русского языка в 6 классе. Дидактический и демонстрационный материал к уроку контроля знаний по разделу «Морфология. Имя числительное»

Презентация снабжена дидактическим и демонстрационным материалом познавательного характера (серия «Знаете ли вы?») для проведения контрольного урока в 6 классе по разделу «Морфология. Имя числительное...

Урок контроля знаний по теме "Организмы" в 5 классе

Материал содержит тест с двумя группами заданий ( 1) выбрать один правильный ответ; 2) выбрать три правильных ответа, ) Такой подход позволит интенсивно развивать у пятиклассников культуру работы с те...

Урок контроля знаний по теме "Организмы" в 5 классе

Материал содержит тест с двумя группами заданий ( 1) выбрать один правильный ответ; 2) выбрать три правильных ответа, ) Такой подход позволит интенсивно развивать у пятиклассников культуру работы с те...

Конспект урока по активизации познавательной деятельности учащихся. Тема урока. Контроль знаний по теме: «Текстовый редактор».

Цель урока:·       проверить и оценить теоретические знания учащихся по теме «Текстовый редактор»;·       воспитывать стремление к овладению...

«Урок - смотр знаний по теме "Кровь. Кровообращение." 8 класс

Цели:Обобщить все знания, полученные при изучении темы «Кровь и кровообращение».Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчит...