Движение крови в организме. Органы кровообращения.
презентация урока для интерактивной доски по биологии (8 класс) по теме

Сафина Алсу Шарифзяновна

Обобщение и систематизация знания о кровеносной системе разных классов животных; изучение особенностей строения органов кровообращения человека; характеристика значения кровообращения для организма; формирование умений работать с источником.

Тип урока: комбинированный с элементами повторения курса зоологии, урок-презинтация.

Вид урока: урок-мозаика.

Методы урока: частично поисковый, решение проблемы в форме беседы.

Форма работы: групповая, фронтальный опрос, лабораторная работа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Гимназия №3 с татарским языком обучения» Кировского района г. Казани Движение крови в организме. Органы кровообращения. Составила учитель биологии Сафина А.Ш. Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 2

« Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, думать сообща » Борис Васильев Эпиграф урока: 2 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 3

1 группа. Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет? 2 группа. Какие бывают виды иммунитета ? Чем они отличаются? 3 группа. По каким признакам различают группы крови ? Какая группа самая распространенная, а какая нет? 4 группа. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация ? 3 слайд Повторение Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 4

Изучение нового материала Задание № 1 Сколько сердечных камер? Сколько кругов кровообращения? Какая кровь в сердце? Какой кровью питается весь организм? 4 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 5

Задание №2 Аорта - Артерии - Вены - Капилляры – Артериальная кровь – Венозная кровь – 5 слайд аорта вены артерии Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 6

Ответы: Аорта – самая крупная артерия. Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца. Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу. Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды. Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом. Венозная кровь – кровь , насыщенная углекислым газом. 6 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 7

Строение кровеносных сосудов 7 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 8

Строение сердца человека Задание №3 1. Сколько сердечных камер? 2. Как они называются? 3. Одинакова ли толщина стенок обоих половинок? 4. Почему не одинаковы? 8 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 9

Движение крови внутри сердца 9 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 10

Клапаны сердца 10 слайд Митральный – двустворчатый клапан Трикуспидальный – трехстворчатый клапан Аортальный, клапан легочной артерии – полулунные клапаны Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 11

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните. - Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет? - В какой руке клапаны были закрыты? 11 слайд Лабораторная работа №1. Функция клапанов вены. Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 12

В 17 веке Вильям Гарвей (1578 – 1657) открыл круги кровообращения. 12 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 13

Малый круг кровообращения 13 слайд Большой круг кровообращения Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 14

14 слайд Газообмен в капиллярах Капилляры образуют обширную сеть сосудов, пронизывающих все части тела. Диаметр капилляров составляет 7-10 мкм, а их стенки, состоящие из одного лишь эндотелия, проницаемы для воды и растворенных в ней веществ. Именно в капиллярах происходит обмен веществ между кровью и клетками тела . Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 15

Вопросы БКК МКК Где начинается? Где заканчивается? Как называются сосуды, относящиеся к этому кругу? Как изменяется кровь? Левый желудочек Правое предсердие Аорта, артерии, капилляры, нижняя и верхняя полые вены Из артериальной превращается в венозную Правый желудочек Левое предсердие Лёгочная артерия, лёгочные вены, капилляры в лёгких Из венозной превращается в артериальную Круги кровообращения 15 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 16

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи. - Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет? - Почему уменьшается чувствительность пальца? - Почему нельзя носить тесную обувь? - Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты? 16 слайд Лабораторная работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови. Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 17

Закрепление Задание №5: Синквейн. 1) одно слово, существительное, которое нужно осмыслить; 2) два прилагательных; 3) три глагола; 4) короткое предложение - фраза из 4 или нескольких слов; 5) синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. 17 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 18

Ответы задания №4: 1.Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов. 2.Движение крови называется кровообращением. 3.Различают большой (телесный) и малый (легочный) круги кровообращения. 4.В организме человека имеются сосуды: артерии, вены, капилляры. 5.Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. 6.Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии. 7.В большом кругу кровообращения по артериям течет артериальная , а в малом - венозная кровь. 8.В малом кругу кровообращения по венам течет артериальная , а в большом – венозная кровь. 9.В капиллярах происходит обмен веществ и газообмен. 18 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Слайд 19

Домашнее задание Читайте с.126 – 129, устный ответ на вопросы и тесты, выполните практическую работу в рабочей тетради – задания №97, 98, 101, составьте кроссворд самостоятельно. 19 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru



Предварительный просмотр:

Тема: Движение крови в организме. Органы кровообращения.

(8 класс)

Учитель биологии I кв. категории Сафина А.Ш. гимназии №3 с татарским языком обучения Кировского района г. Казани

Цель: обобщить и систематизировать знания о кровеносной системе разных классов животных; изучить особенности строения органов кровообращения человека; охарактеризовать значение кровообращения для организма; продолжить формирование умений работать с источником.

Задачи: 1. Повторение, закрепление и учет знаний по пройденному материалу. Овладение способами деятельности в новых условиях.

2. Привитие навыка самоконтроля. Воспитание собранности, сосредоточенности, умения работать в группе.

3. Развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации), логического мышления.

Тип урока: комбинированный с элементами повторения курса зоологии.

Вид урока: урок-мозаика.

Методы урока: частично поисковый, решение проблемы в форме беседы.

Форма работы: групповая, фронтальный опрос, лабораторная работа.

Оборудование: учебник, словарь, рабочая тетрадь, модель сердца человека, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

1. Введение. (2 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ученики! Послушайте небольшой рассказ (“мыслительная разминка”, наводящая к теме урока). В некой стране, населенной миллионами жителей, текут красные моря и реки, которые впадают в единый океан. Океан этот имеет 4 залива. В красной воде плывут корабли, следуя океаническим течениям. Одни из них товарные, транспортируют необходимый товар всем жителям страны, а также увозят “отходы” и так по кругу.

Таким образом, красная вода и корабли совершают полный круг всего за 23-28 с, делая за сутки 3700 оборотов.

  1. О чем идет речь? (Слушаются краткие ответы детей. Неверные ответы не исправляются учителем. Правильный ответ дети найдут в ходе урока и сделают вывод сами.)

Тема сегоднешнего урока «Движение крови в организме. Органы  кровообращения» (1 слайд). Форма работы урока - групповая. Класс делится на 4 группы: 1, 2, 3, 4. Эпиграфом нашего урока являются слова Бориса Васильева.

«Мне необходимо разобраться самому,

а чтобы разобраться самому,

думать сообща»

Борис Васильев

(2 слайд)

2. Повторение. (13 мин.)

Учитель: На прошлом уроке мы говорили об иммунитете, группах крови, поэтому сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов.  К нам из газеты пришел журналист. Он хочет проверить ваши знания и написать об этом. Желаю удачи! (Дети отвечают в группе.) (3 слайд).

1 группа. Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет? 

Ученик: Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. За иммунитет отвечают лейкоциты, лимфоциты. Лейкоциты, поглощающие микробов и чужеродные тела называются фагоцитами, а сам процесс – фагоцитоз. Лимфоциты выделяют антитела, которые обезвреживают болезнетворных бактерий и вирусов. В отличие от фагоцитов, действие антител специфично, т.е. они действуют только на те чужеродные вещества, которые послужили причиной их образования.

2 группа. Какие бывают виды иммунитета? Чем они отличаются? 

Ученик: 2 вида иммунитета: естественный и искусственный. Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный). Искусственный иммунитет возникает в результате введения в организм готовых антител – сыворотку (пассивный) или при введении вакцин – культур ослабленных микробов (активный).

3 группа. По каким признакам различают группы крови? Какая группа самая распространенная, а какая нет?

Ученик: Бывает 4 группы крови. Их различают в зависимости от сочетания в крови определенных белков: присутствующих в эритроцитах антигенов – агглютиногенов (А и В) и содержащихся в плазме антител – агглютининов (а и в). I группа содержит а и в, II – А и в, III – В и а, IV – А и В. Самая распространенная группа – I, составляет 40% у населения России, а IV – 6%. 

4 группа. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация? 

Ученик: Если при переливании группы крови донора и больного (реципиента) подобраны неправильно, то попав в организм больного, эритроциты склеиваются, т.е. наблюдается агглютинация, что приводит к свертыванию крови, закупорке сосудов и гибели человека. После переливания резус-положительной крови резус-отрицательному человеку в крови у последнего на чужеродный белок вырабатывается специфические антитела. Поэтому повторное введение может вызвать агглютинацию эритроцитов и тяжелое шоковое состояние.

3. Изучение нового материала. (25 мин.)

Учитель: Ученики, прежде чем приступить к изучению кровообращения человека вспомним курс зоологии. Это будет первое задание нашего урока. Оно  состоит из 4 вопросов, ответ устный. Вопросы у всех одинаковы, но классы животных разные: первой группе – класс рыбы, второй – класс земноводные, третей – класс пресмыкающиеся, четвертой – класс птицы. ( Для подготовки дается 2 мин).

Задание №1: (4 слайд)

1.Сколько сердечных камер?

2.Сколько кругов кровообращения?

3.Какая кровь в сердце?

4.Какой кровью питается организм?

Ответы:

1 группа. Класс рыбы.

1.Сердце двухкамерное: предсердие и желудочек.

2.Один круг кровообращения.

3.В сердце венозная кровь.

4.Организм питается артериальной кровью.

2 группа. Класс земноводные.

1.Сердце трехкамерное: левое и правое предсердия, желудочек.

2.Два круга кровообращения.

3.В левом предсердии артериальная, в правом – венозная, в желудочке смешанная кровь.

4.Организм питается смешанной кровью.

3 группа. Класс пресмыкающиеся.

1.Сердце трехкамерное: левое и правое предсердия, желудочек. У крокодила четырехкамерное, но кровь частично смешивается.

2.Два круга кровообращения.

3.В левом предсердии артериальная, в правом – венозная, в желудочке смешанная кровь.

4.Организм питается смешанной, а головной отдел артериальной кровью.

4 группа. Класс птицы.

1.Сердце четырехкамерное: левое и правое предсердия, левый и правый желудочки.

2.Два круга кровообращения.

3.В левой части сердца артериальная, в правой – венозная кровь.

4.Организм питается артериальной кровью.

Учитель: В чем состоит усложнение кровеносной системы в эволюции начиная с рыб до млекопитающих? (фронтальный опрос, решение проблемного вопроса в форме беседы)

Ответ: В связи с возникновением легочного дыхания у амфибий появляется второй (легочный) круг кровообращения. Наземный образ жизни пресмыкающихся приводит к более полному разделению артериального и венозного кругов кровообращения, благодаря чему головной отдел получает чисто артериальную кровь богатую кислородом. У птиц и млекопитающих наблюдается полное разделение предсердий и желудочков, поэтому кровь не смешивается.

Учитель: Кровь находится в постоянном движении. Органами кровообращения являются сосуды и сердце. Это можно показать такой схемой: сосуды+сердце=кровеносная система.

Различают 3 вида сосудов: артерии, вены и капилляры. Теперь откройте словари и используя учебник запишите самостоятельно определения следующих понятий: 

Задание №2: (5 слайд)

Аорта -

Артерии -

Вены -

Капилляры –

Артериальная кровь –

Венозная кровь –

Ответы: (6 слайд)

Аорта – самая крупная артерия.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.

Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.

Учитель: (Рассказывает, используя рисунок в учебнике «Строение кровеносных сосудов» или 7 слайд.) Стенки артерий и вен состоят из трех слоев, причем стенки артерий толще и эластичнее, чем стенки вен. А стенки капилляров образованы всего лишь одним слоем клеток, поэтому через них легко проникают газы, растворимые вещества и лейкоциты.

Центральным органом кровообращения является сердце. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце расположено в грудной полости между легкими немного левее от средней линии тела. Его размеры невелики, примерно с кулак человека, масса около 300 грамм. По форме сердце напоминает конус. (Учитель показывает модель сердца человека.)

Предлагаю вам упражнение «перевод с русского на русский» (на слух).

Например, на этот  орган кровообращения не распространяются законы дисциплинарного устава военнослужащих. (Сердцу не прикажешь.)

А теперь выполним 3 задание, ответим на вопросы устно, используя рисунок в учебнике (или на интерактивной доске). Оно называется «Строение сердца человека». (Для подготовки дается 1 мин.)

Задание №3: (8 слайд)

1. Сколько сердечных камер?

2. Как они называются?

3. Одинакова ли толщина стенок обоих половинок?

4. Почему не одинаковы?

Ученики:

1) 4.

2) Левое и правое предсердия, левый и правый желудочки.

3) Нет.

4) Стенки желудочков толще предсердий, особенно левого желудочка т. к. он выталкивает кровь в аорту с большой силой.

Учитель: Почему кровь в организме движется только в одном направлении? (Решение проблемы в форме беседы, рассказ учителя, используя таблиц «Строение сердца» и «Работа сердца» или  9,10 слайды.)

Это достигается благодаря клапанам. Продвижение крови из предсердий в желудочки регулируют створчатые клапаны, которые могут открываться только в сторону желудочков. В левой части сердца двустворчатый, в правой – трехстворчатый клапаны. Возврату крови из артерий в желудочки препятствуют полулунные клапаны в виде глубоких полукруглых карманов, которые под напором крови расправляются, раскрываются, заполняются кровью, тесно смыкаются и таким образом перекрывают обратный путь крови из аорты и легочного ствола в камеры сердца. При сокращении желудочков полулунные клапаны прижимаются к стенкам, пропуская кровь в аорту и легочный ствол.

- Как нарушается движение крови при некоторых заболеваниях (пороках сердца), когда створчатые или полулунные клапаны не смыкаются плотно? (беседа)

Полулунные клапаны имеются и в венах. Сейчас выполним лабораторную работу, которая докажет наличие, функцию этих клапанов.

Лабораторная работа №1. Функция клапанов вены (11 слайд).

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?

Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты.

Учитель: Откройте тетради и запишите: в 17 веке Вильям Гарвей открыл круги кровообращения. (12 слайд)

(Один ученик-ассистент выступает с докладом от имени В.Гарвея.)

Большой круг кровообращения (13 слайд) начинается в левом желудочке, откуда кровь выталкивается в аорту. Из аорты по разветвляющимся артериям она поступает ко всем органам и тканям. В органах мелкие артерии распадаются на капилляры. Через стенки капилляров кровь отдает в тканевую жидкость питательные вещества, кислород, насыщается углекислым газом, собирает продукты жизнедеятельности и становится венозной (14 слайд). Эта кровь из капилляров собирается в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие.

Из правого предсердия венозная кровь поступает в правый желудочек. От него начинается малый круг кровообращения (13 слайд). Сокращаясь, правый желудочек выталкивает кровь в легочный ствол, который разделяется на правую и левую легочные артерии, несущие кровь в легкие. Здесь, в легочных капиллярах, происходит газообмен: венозная кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и становится артериальной (14 слайд). По четырем легочным венам артериальная кровь возвращается в левое предсердие.

Круги кровообращения можно выразить в виде сравнительной таблицы (15 слайд).

Лабораторная работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?

Ответ: Тугая повязка затрудняет или останавливает движение крови. Капилляры расширяются, вены краснеют. Бледнеет потому, что повышается давление крови, и плазма крови выходит в межклеточное пространство тканей. Снижается деятельность рецепторов.

4. Закрепление. (2 мин.)

Учитель: А теперь закрепим пройденный материал, выполняя два задания письменно. Карточки с заданием №4 лежат на столах, нужно закончить предложения. Ответы проверим вместе. А в задании №5 необходимо составить каждой группе по одному синквейну по теме. Задания распределите в группе. (Здесь ребята осуществляют разделение труда.)

Задание №4: Закончите предложения. 

1.Кровеносная система человека состоит из …

2.Движение крови называется …

3.Различают … и … (легочный) круг кровообращения.

4.В организме человека имеются сосуды …

5.Большой круг кровообращения начинается от …и заканчивается в ...

6.Малый круг кровообращения начинается от … и заканчивается в …

7.В большом кругу кровообращения по артериям течет …, а в малом - …

8.В малом кругу кровообращения по венам течет …, а в большом - …

9.В капиллярах происходит …

Задание №5: Синквейн (17 слайд).

1) одно слово, существительное, которое нужно осмыслить;

2) два прилагательных;

3) три глагола;

4) короткое предложение - фраза из 4 или нескольких слов;

5) синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Ответы задания №4: (18 слайд)

1.Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов.

2.Движение крови называется кровообращением.

3.Различают большой и малый (легочный) круги кровообращения.

4.В организме человека имеются сосуды: артерии, вены, капилляры.

5.Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка и заканчивается в правом предсердии.

6.Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

7.В большом кругу кровообращения по артериям течет артериальная, а в малом - венозная кровь.

8.В малом кругу кровообращения по венам течет артериальная, а в большом – венозная кровь.

9.В капиллярах происходит обмен веществ и газообмен.

5. Обобщение. (1 мин.)

Учитель: И так, мы вспомнили эволюцию, строение кровеносной системы животных разных классов. Изучили и закрепили знания о строении и работе сосудов, сердца, кругов кровообращения в организме человека.

6. Домашнее задание. (1 мин.)

Учитель: Читайте с.126-129, устный ответ на вопросы и тесты, выполните практическую работу в рабочей тетради – задания № 97, 98, 101, составьте кроссворд самостоятельно (19 слайд).

7. Оценки за урок. (1 мин.)

Источники информации. Основные: учебник Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» для 8-го класса, с.126-129. Дополнительные: методическое пособие В.Н. Семенцова «Технологические карты уроков»;  учебно-методическое пособие по биологии В.В. Ксенофонтова «Анатомия и физиология человека»; рисунки, схемы, таблица из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение крови в организме. Органы кровообращения

Методическая разработка урока по теме: "Движение крови в организме. Органы кровообращения" с использованием мультимедиа презентации....

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

План- конспект открытого урока  с элементами повторения курса зоологии ....

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК В РАЗДЕЛЕ «КРОВЬ И ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ» ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕРДЦЕ?»

Грибова Ольга Петровна, учитель биологии МОУ СОШ №85 г. Уфы   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК В РАЗДЕЛЕ «КРОВЬ И ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ»   ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕРДЦЕ?»   ЦЕЛЬ УРОКА: ...

Открытый урок по теме: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения".

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения....

Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 6. Движение крови в организме человека

ЗАДАНИЕ:Просмотрите видеоролик «Круги кровообращения»Ссылка https://www.youtube.com/watch?v=0tsrJdCEMOUЗаполните таблицу «Круги кровообращения» (см. ниже)По видеоролику «...

План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"

План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...