рабочие программы
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме

Амирджанян Светлана Суреновна

Рабочая программа по природоведению к учебнику Н.И. Сонина- 5 класс (2часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разговор

о правильном

питании

                                                                                 

Урок составила и провела

учитель начальных классов

Митрофанова Наталья Юрьевна

 (в рамках конкурса)

2011г.

 

Тема:      Овощи. Где найти витамины весной?

Задачи: 1.Начать формирование привычки есть то, что требуется моему организму, а не

                    то, что хочет, есть человек.

              2. Расширить знания детей об овощах как полезных продуктах, содержащих в себе

                   питательные ценности; выделить особенно содержание в них витаминов,  

                   которых не хватает организму весной.

               3.Рассказать детям в доступной форме о целебных свойствах некоторых овощей.

                  Познакомить с русским старинным овощным блюдом – пареной тыквой.

               4.Повторить некоторые правила культуры питания.

Оборудование: Плакаты «Как правильно есть», «Что полезно есть», «Нужно есть то, что        требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я».

                               Салаты из свежих овощей.

                                Презентация «Овощи».

                                Буклеты рецептов.

           

  (Дети сидят за столами. На столах салфетки. На тарелочках салаты из сырых овощей: салат из моркови с добавлением сахара, заправленный майонезом; салат из капусты моркови и яблок; свёклы, лука, чеснока с добавлением изюма, заправленный майонезом. Вилки, стаканы с соком "Добрый").

(Входит сладкоежка. На нём гирлянда из разных сладостей. В одной руке фанта или пепси-кола, в другой пакет, в котором лежат коробка с тортом,  колбаса и конфеты) Сладкоежка.Я Сладкоежка – Сладкоежкин

                       Люблю вкусно поесть.

                       Мармелад, пирожное,

                       Отличное мороженое!

                       Булочки, ватрушки,

                       Сдобные пампушки.

                      «Марсы», чипсы и «Пикник»

                       Развивают аппетит.

                       Не люблю делиться,

                       Всё мне пригодится.

       (Садится за стол и достаёт из пакета содержимое.)

                    Этот тортик мне

                    И колбаска мне

                    И конфетки мне

                    Не подходи ко мне!

Учитель. (Подходит к Сладкоежке.) Не бойся, Сладкоежка, я у тебя ничего не заберу.

                  Только я не могу поверить, что это ты один можешь всё съесть.

Сладкоежка. Да, съем и никому не дам, ведь я сладости очень люблю.

                          Нету больше радости

                         Для меня, чем сладости.

Учитель. Дети, а вы любите сладости?

Сладкоежка. Ой, ой! Что-то у меня живот заболел! И в боку боль! Ой, и голова заболела!

                         А-а-а! И зубы болят! Побегу в больницу!

Учитель. Дети, почему Сладкоежка заболел?

                         (Он много ест сладостей. Сладости есть вредно.)

Учитель. Да, вы правы. Сладости мы любим все, но есть их нужно понемножку.

                  Иначе можно получить много разных болезней.  Нужно помнить, что сладостей  

                   сто, а здоровье одно.   Поэтому надо научиться отказывать себе в сладостях и       других вкусных продуктах, которые вредят нашему здоровью, например: чипсы, пепси, фанта. Нужно научиться выполнять правило здорового питания: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я.»

                - Пришла пора снова поговорить о правильном питании. Тему этого разговора вы

 определите сами, если правильно отгадаете загадки.

 (Дети называют отгадки, ведущий кладет на стол соответствующий овощ)

1.Говорят я горький, говорят я сладкий

  Стрелкой зелёной расту я на грядке.

  Я полезный самый, в том даю я слово.

  Ешьте меня всяким – будете здоровы.

                                                      (Лук.)

2. Вырастаю я в земле,

   Убираюсь я к зиме.

   Головой на лук похож.

   Если только пожуёшь

  Даже маленькую дольку,

  Будет пахнуть очень долго.

                                                     (Чеснок.)

                                                                                                               

3.Лето целое старалась –

   Одевалась, одевалась.

   А как осень подошла,

   Все наряды отдала.        

                       (Капуста.)                  

4.На ощупь очень гладкая,

   На вкус, как, сахар, сладкая,

   На цвет, конечно, яркая.

                              (Морковь.)

5.Я кругла и крепка,

   Тёмно – красные бока.

   Я гожусь на обед

   И в борщи, и в винегрет.

                      (Свёкла.)

                                                                       6.Что за овощ из земли жарили, варили?

                                                                          Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

                                                                                                     (Картошка.)

        Учитель. Все загадки отгадали, а «отгадки» лежат на столе.

                 - Так о чём пойдёт речь в нашем разговоре о правильном питании? (Об овощах.)

   - Часто покупают вам витамины родители?

                 - А ведь не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины с нами живут  

                  рядом. Вот они.

                                       (Показывает на овощи.)

 

- Сейчас идёт весна. Нужно знать, что именно весной наш организм нуждается

                в витаминах. Витамины не образуются в организме человека и не                накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Зимой мы в основном едим мясо и разные мясные продукты, они содержат белки, жиры, углеводы, а витаминов в них мало либо совсем  отсутствуют. Поэтому наш  организм становится слабым.   Сейчас по христианскому календарю идёт Великий пост. Его продолжительность 47 дней.  Мудрыми были наши предки, что вели этот пост весной. Он помогал набраться   сил, поправить здоровье, чтобы бодрыми и здоровыми выйти в поле и провести   все   весенние работы. Силы им очень были нужны, ведь все работы они  выполняли в ручную. В пост взрослые не едят мясные и молочные продукты, а едят фрукты и овощи. А вот детям обязательно нужно есть кроме овощей и фруктов молочные  продукты и пить молоко, потому что детский организм растёт и нуждается в белке, которым очень богаты молочные продукты.

          -Ребята, какие овощи вы любите?

          -А, какие не любите? Нужно есть все овощи.

         -Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы научиться выполнять правило: «Нужно                   есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я». Я думаю, что с      сегодняшнего дня вы полюбите все овощи, потому что узнаете о них много интересного     и полезного. А поможет вам в этом знаток здоровой пищи.

    Знаток здоровой пищи. Здравствуйте ребята.

                 Всем известно, всем понятно,

                 Что здоровым быть приятно.

                 Только надо знать,

                 Как здоровым стать.

                 Сегодня мы идём в здоровую страну.

                 Болезням там объявим мы войну.

                 О живительной силе поговорим,

                 Столовую здоровой пищи посетим.

                -Но сначала немного отдохнём.

            -Поиграем в игру «Вершки и корешки».

            -Если едим подземные части (корешки) надо присесть, если наземные (вершки)                                                                                                          встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис, капуста, лук, кабачок,   чеснок, горох, редька.

Учитель.  - Ребята, вы уже знаете, как в наших огородах появились: картофель, лук, чеснок, капуста свёкла, морковь. А  сегодня я вам расскажу об их питательных и целебных  свойствах.

Презентация  «Питательные и целебные свойства овощей» (диск)

                 Самый любимый овощ – картофель.

 Его считают вторым хлебом, так как он по содержанию углеводов не уступает злаковым растениям. В картофеле, кроме углеводов есть белки, клетчатка, органические кислоты, много  фосфора, калия, витаминов, которые необходимы нашему организму. Картофель не  только применяют в пищу, но и лечатся им. С его помощью боролись с болезнью дёсен. (цингой). Тёртым, сырым картофелем лечат ожоги, экземы кожи. Отварной картофель, но не жареный советуют, есть при больной печени.

       

              -Следующий не менее полезный овощ – лук.

 Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не

 от всех болезней. Не зря говорят: «Лук от семи недуг». Его рекомендуют для повышения

 аппетита, а ещё считают, что обилие лука в пище придаёт людям силу и храбрость. В

  луке   содержатся углеводы, белки, жиры, соли калия, фосфора, железа. Есть витамин С

  особенно в зелёных перьях.

               -Ребята, а что это за витамин С?

(Помогает росту костей, укрепляет стенки сосудов, повышает устойчивость к инфекциям.)

                 -А вы знаете, что можно вырастить лук дома на подоконнике. Для этого нужно взять банку с водой или горшочек с землёй и посадить лук.

                 -А это что за защитник, который помогает человеку быть здоровым?

                      (Показывает чеснок.)

                  -Да это чеснок, про него говорят: «Маленький, горький луку брат». Но по сравнению с луком чеснок богаче питательными веществами и эфирными маслами. Чесночный запах лечебный, он убивает вредные микробы. Правда, этот запах очень стойкий.

                   Чтобы его нейтрализовать, надо съесть яблоко, сырую морковь либо выпить стакан свежезаваренного чая. Чеснок служит главной составляющей частью эликсира  долголетия.

                   Не заболеть гриппом помогают лук и чеснок.

      -Что за скрип? Что за хруст?

       Это что ещё за куст?

       Как же быть без хруста,

       Если я ……  (капуста).

      -Белокочанной капустой в русских деревнях кормились почти целый год. «Щи да каша пища наша», гласит русская поговорка. С лета до осени выручали щи из свежей  капусты. В будни – постные, в праздники – с мясом. Хлебать их надо было молча, степенно, уважительно. В праздники пекли пироги с капустой. С зимы до половины  весны ели кислые щи из квашеной капусты. Заготавливали её на зиму, рубили тяпками упругие кочаны в деревянных корытах. Её даже сушили. Капуста щедра на витамины. В капусте съедобно всё. Очень полезно есть капусту сырой, в виде салата.

      -Попробуйте салат из капусты. Вспомните, как нужно держать правильно вилку.

                  Капуста отличный по вкусу продукт, да ещё богатый ценными витаминами. Именно в них   после зимы остро нуждается наш организм. Сок капусты улучшает пищеварение.

                  В ней содержится много витамина С. Сырая или квашеная капуста возбуждает аппетит, регулирует работу кишечника. Листом капусты можно полечить голову.

                 -Ребята, есть такие, у кого болит голова? Сейчас мы полечим.

  -Из каких ещё овощей салаты на ваших тарелочках?

                     (На тарелочках салаты из свёклы и моркови.)

     -  Свёкла благодаря своим вкусовым качествам и лечебным свойствам получила широкое распространение, так как она содержит витамины А и В, это витамины, которые  помогают нашим глазам сохранять зрение. По сравнению с другими овощами в свекле гораздо больше йода. Свёкольный сок ещё полезен здоровым и больным, молодым и старым – он оказывает общеукрепляющее действие и улучшает обмен веществ. Свёкольный сок также от насморка.

                  -Попробуйте ребята салат из свёклы.

      -У свёклы полезен не только корнеплод, но и ботва, особенно молодая. В ней гораздо

 больше, чем в корнеплоде витамина С, белка, каротина, а также минеральных веществ.

 Листья появляются ранней весной, именно тогда, когда после зимы остро ощущается

 недостаток  витаминов. В это время их постепенно и осторожно срезают, чтобы не

 ослабить развивающее растение. Можно снимать урожай ботвы зимой. Дома поставьте            на окно ящик с землёй, посейте семена и через 10-15 дней появятся листочки. Они    предназначены для салатов, похлёбок, борщей, добавок к различным блюдам.

 

      -Морковка, говорит про себя так.

      Про меня рассказ не длинный.

      Кто не знает витамины?

      Пей всегда морковный сок и грызи морковку.

      Будешь ты тогда. Дружок,

      Крепким, сильным, ловким.

                -Предлагаем вам, салат из свежей моркови.

                -Действительно, в ней масса полезных элементов. Это каротин, витамины. А, В, С, Д, глюкоза с клетчаткой, крахмал, пектиновые вещества, соли калия.

   Издревле знали о целебных свойствах моркови. Ею лечили заболевания носоглотки, сердца, печени, улучшает пищеварение. Сок усиливает сопротивляемость при гриппе, лечит    горло, бронхит, очищает кровь, выводит шлаки.

        Учитель. Ребята, сегодня у нас в гостях бабушка Лены Юсуповой, Исаева Татьяна Васильевна. Поприветствуем её!

                Татьяна Васильевна приготовила для вас сюрприз.

 

(Татьяна Васильевна  загадывает детям  загадку про тыкву. Рассказывает о своем трудном полуголодном детстве и о самом вкусном лакомстве – пареной тыкве. О том, как готовила это блюдо ее мама, и как готовит его теперь она сама. Обращает внимание детей на то, что кто ест тыкву, тот растет здоровым. Затем она угощает детей пареной тыквой.)

Учитель. Уважаемая, Татьяна Васильевна, большое спасибо Вам за минутки радости,

                  доставленные детям и нам. Вы помогли вспомнить мне детство, потому что               наша мама  нам часто парила тыкву, и я ее ела с удовольствием.

 Правда, ребята очень вкусная пареная тыква. Но самое главное она очень полезна.

Знаток полезной пищи.  По количеству железа тыква – чемпион среди овощей. В ней особенно  много калия, пектина, препятствующих возникновению воспалений толстого    кишечника. Тыква улучшает пищеварение, поэтому её включают в диетический рацион  при ожирении, болезнях почек. Плоды тыквы необычайно полезны. В её мякоти  обнаружен витамин Т, который способствует ускорению обменных процессов в

организме – интенсивному усвоению мяса и другой тяжёлой пищи.

Учитель.  Татьяна Васильевна, в память о нашей встрече примите от нас небольшой сувенир и вот эти полезные советы «Здоровье от овощей». Приглашаем Вас, испить напиток  здоровья - сок «Добрый». Желаем Вам крепкого здоровья на долгие годы.

( Дети,  Татьяна Васильевна, пьют сок)

  Учитель.  А  сейчас рекламы.

               

1.Частушки.

              Что-то наш Максим грустит,                                         Витя в счёте преуспел,

              Очень бледный он на вид.                                             Яблок много летом съел.

              На уроках он зевает –                                                     В яблоках железо есть -

              Витаминов не хватает.                                                   Это нужно всем учесть.

                       

             А у Настеньки беда –                                                        Пейте соки, ешьте фрукты!        

             Не растёт совсем она.                                                       Это вкусные продукты.

             Доктор Насте дал совет:                                                   Витамины принимайте    

             «Ешь морковку на обед».                                                 И здоровье укрепляйте.

           2.Овощи и фрукты – здоровые продукты.

           3.Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.

Учитель.   Дети, наш разговор о правильном питании подошёл к концу. Мы вам желаем  крепкого здоровья, и научиться выполнять правило здорового питания. Давайте его повторим: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я».

            А чтобы вы его никогда не забывали, мы вам его отпечатали. Кроме того, дарим вам тыквенные семечки, чтобы вы могли с родителями вырастить этот чудодейственный  овощ и рецепт приготовления сырого варенья из тыквы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...