Системный подход к обучению биологии
статья по биологии по теме

Составляющей частью развивающего обучения является системный подход к построению учебного материала, выбору методов и приемов работы, контроля и т.п. О накопленном опыте пойдет речь в данной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemnyy_podhod_k_obucheniyu_biologii.doc892 КБ

Предварительный просмотр:

1. Введение

Развитие современного общества предъявляет требования к развитию личности человека на современном этапе. Одной из главных задач российского образования и нашей школы в частности, является задача воспитания личности школьника, способной к самореализации и личностному росту, умеющей быть мобильной и жить в развивающемся обществе.

Учитель должен создавать такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась системная, развивающая учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. На уроке ученик должен чувствовать себя самим собой, не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником различных форм общественной жизни. Любая мелочь, усвоенная на уроке, любая черточка личности -это необходимая форма самой жизни.

Организовать полноценное учебное занятие сможет каждый учитель, если будет помнить, что только в системе, в развитии происходит развитие и самого человека, его самостоятельное мышление, инициатива.

Составляющей частью развивающего обучения является системный подход к планированию учебного материала, выбору методов и приемов работы, контроля и т.п.

О накопленном опыте работы по этому вопросу пойдет речь в данной работе.

2. Основная часть

 2.1. Системный подход к построению учебного материала.

В преподавании биологии есть свои трудности. На них указывал В.Б. Всесвятский. Он отмечал, что недостатком обучения предмету является отсутствие целостности и связи в содержании. Такие биологические дисциплины как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология преподаются зачастую изолированно. Это затрудняет работу по решению задач, которые стоят перед предметом «биология».

А именно:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
    жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
    биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
    методах познания живой природы;
  2. овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
    явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
    информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
    здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
    проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма,
    биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
    в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
    работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и
    здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
    растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой
    помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
    природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил
    поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний,
    травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.

Целостный и системный подход к обучению позволяет воспринимать биологию как единый предмет. Это определяет свои требования к преподаванию.

Красной нитью в обучении является понимание уровней организации живой материи и свойства, проявляющиеся на каждом из них. Именно этот материал дает возможность

1

обеспечить постепенное развертывание и усложнение материала в соответствии с возрастом и подготовленностью, логику усложнения на каждой ступени обучения.

Таблица 1.

Уровни организации живой природы и проявляющиеся свойства на каждом из них

Название уровня

Компонент его

Свойства живой материи,

составляющий

появляющиеся на нем

Кодирование и передача

1. Молекулярно-

наследственной

генетический

информации, обмен веществ

и превращение энергии

2. Клеточный

Молекула

Размножение, рост и

развитие организма

3. Тканевый

Клетка

Рост и развитие организма

4. Органный

Ткань

Выполнение функции,

присущей данному органу

Система органов, орган

Гомеостаз, химический

5. Организменный

состав и физиологические

(онтогенетический)

параметры в процессе

взаимодействия с

окружающей средой

6. Популяционно-видовой

Особи одного вида

Видообразование

7. Биогеоценотический

Вид

Круговорот веществ и

(экосистемный)

энергии

8. Биосферный (глобальный)

Биогеоценоз

Вещественно-

энергетические круговороты

На биологических уровнях организации живой материи проявляются свойства живой материи:

-обмен веществ и энергии;

-размножение;

-изменчивость;

-рост и развитие;

-раздражимость;

-дискретность;

-саморегуляция.

Выделение и изучение этого основополагающего материала дает возможность обеспечить преемственность и логику в преподавании на всех ступенях обучения биологии.

В 6 классе при изучении живого организма можно использовать модельные схемы при изучении растительного и животного организмов.

Схема 1

Солнечная энергия                      

Животные и человек

Растения (фотосинтез)

        Энергия веществаРас

Микроорганизмы

(разрушение органических веществ)

Минеральные вещества

Энергия (тепловая)

Приведенную схему можно использовать на протяжении всего курса изучения живого организма в 6 классе, а затем и в 11 классе при изучении темы «Круговорот веществ в биосфере».

2

Главная ценность данной работы: опора на знания учащихся, развитие последовательности и логики мышления.

Следующим, не менее важным этапом в работе, является выделение и изучение вышеуказанных биологических свойств и понятий в каждой большой теме.

Приведу пример урока в 6 классе по теме «Космическая роль зеленых растений» (Приложение № 1). Содержание урока, главные его выводы и стержневые понятия можно отобразить в представленной таблице:

Таблица 2 Космическая роль зеленых растений

В ходе изучения данной темы (процесса) происходит формирование целостных знаний, урок концентрируется вокруг ведущих биологических понятий: уровни организации жизни, свойства живого, а именно:

1).Участие клеток, тканей и органов в фотосинтезе (взаимосвязь и

целостность организма).

         2).Значение процесса для жизни растения (взаимосвязь органов в организме).

3).Зависимость процесса от окружающей среды (единство живой и

неживой природы).

Разумеется, задача решается на уровне в соответствии с возрастом

учащихся, но одновременно закладывается основа для дальнейшего изучения

материала в старших классах.

2.2. Системный подход к постановке триединых целей и задач урока

При проведении урока учитель на протяжении 40-45 минут должен решить

три вида задач: образовательные, развивающие и воспитательные. При этом учесть

возраст детей, психологические особенности класса и желательно каждого ученика. Такой подход требует не только удачный и методически правильный подбор

методов, приемов, средств обучения, форм организации деятельности своей и

учащихся. Поэтому правильная постановка целей урока, их комплексное

взаимодействие, поможет сделать урок современным, обеспечить системный

подход к преподаванию предмета.

Возьмем в качестве примера уже вышеназванный урок по теме «Космическая

роль зеленых растений» и разберем поэтапно всю подготовку.

1.        Формулирование учебно-воспитательных задач всей темы «Питание растений»
         Образовательные задачи. Обеспечить закрепление основных биологических понятий;

продолжить формирование общеучебных умений работать с тетрадью,

учебником; продолжить формирование специальных биологических навыков и

умений наблюдать, ставить опыт, исследовать.

            Развивающие задачи. Формировать умения выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать результаты опытов.

Воспитательные задачи. Привлечь внимание учащихся к вопросам охраны природы.

2.        Выделение общебиологических понятий темы «Питание растений»

1.) Связь между строением и функцией на разных уровнях организации.

  1. Обмен веществ.
  2. Взаимосвязь организма с окружающей средой.
  3. Круговорот веществ и энергии в природе.

3.        Выделение частных биологических понятий урока
1). Функции листа.

  1. Взаимосвязь строения и функции листа.
  2. Функции клеток и тканей листа (покровной, проводящей, основной).
  3. Роль хлорофилла и космическая роль зеленых растений.
  4. Влияние света на растение и процесс фотосинтеза.

4

6) Фотосинтез.

4.        Выделение опорных знаний урока.

  1. Понятия: хлоропласт, хлорофилл, фотосинтез, корневое давление.
  2. Признаки живого организма: дыхание, питание, обмен веществ.

5.        Планирование методов и приемов работы.

  1. Закладка опыта (помещение колеуса в темный шкаф на 3 дня).
  2. Проведение опытов:

  1. обнаружение крахмала в растении, стоявшего на свету;
  2. обнаружение крахмала в растении, несколько дней стоявшего в темном месте;

•        обнаружение на примере листьев колеуса места прохождения процесса
фотосинтеза).

  1. Работа по заполнению сводной таблицы (см. Таблицу № 2)
  2. Логические методы: анализ, обобщение, выделение главного.
  3. Наглядный (демонстрация видеофрагментов по истории изучения фотосинтеза:
    (опыты Дж. Пристли, Ван Гельмонта, К.А. Тимирязева).

6.        Планирование тематического контроля знаний.

В качестве примера я приведу итоговую проверочную работу, в которую включены задания с вопросами, изучавшимися на уроке и охватывающие весь материал в его целостности и последовательности (Приложение № 2).

При анализе итогов проверочной работы нужно обязательно подчеркнуть, что изучение темы будет продолжено в курсе общей биологии 9-го и 10-го классов и полученные знания пригодятся учащимся и особо отметить тех, кто отлично справился с проверочной работой и им не придется заново изучать данную тему.

Это положительно влияет на детей и позволяет воспитывать у них системный подход к изучению биологии с первых шагов.

2.3. Воспитание и развитие личности в процессе обучения биологии

Урок биологии, как любой школьный урок обязательно должен выполнять воспитывающую функцию. На всем протяжении учебного времени необходимо стараться развивать у учащихся творческие способности, развивать их духовную, интеллектуальные сферы, учитывать возможности каждого ученика. Это можно осуществить через следующие формы организации деятельности учащихся:

  1. выполнение домашних заданий;
  2. проведение исследований и экспериментов;
  3. проведение летних наблюдений;
  4. творческих работ учащихся (рефератов, слайдовых презентаций и т.п.).
    В-первых трех случаях от учащегося требуется максимум самостоятельности и

ответственности.

Выполнение домашних заданий.

Например, при изучении темы «Происхождение человека», 9 класс можно предложить на выбор разные домашние задания:

  1. составить кроссворд на тему;
  2. подготовить сообщения (работа с научно-популярной литературой);
  3. составить синквейн;
  4. подготовить вопросы для викторины по теме;
  5. написать рассказ или мини-сочинение (Приложение № 3).

Выдавая учащимся задания на выбор необходимо объяснить учащимся, что следует соблюдать определенные требования. В частности, по теме «Происхождение человека» нужно:

Естественно, на подготовку данных заданий отводится не 1 -2 дня, а больше. При таком подходе к домашнему заданию дается возможность блеснуть знаниями не только сильным учащимся, но и учащимся со слабой подготовкой. Это также дает возможность активизировать самостоятельную деятельность учащихся, усилить их познавательную активность, вселить уверенность при отличном выполнении задания.

5

Проведение исследований и экспериментов.

При изучении темы «Химический состав клетки» учащиеся 6-го класса получили задание проанализировать состав продуктов питания, указанный на упаковках и ответить на вопрос: «С какой целью производители на упаковках указывают не только состав, но и процентное содержание химических веществ и элементов?»

В результате проведенных исследований, учащиеся представили следующие результаты своей работы (см. Приложение № 4).

При изучении темы « Условия прорастание семян» учащиеся должны были не только заложить опыты, провести наблюдения, но и зафиксировать результаты с формулированием выводов в сводную таблицу - отчет и потом, основываясь на сделанных наблюдениях и выводах проводить урок.

Проведение летних наблюдений.

Еще большую самостоятельность учащиеся могут проявить при выполнении летних заданий. В течение года необходимо об этом говорить, а перед наступлением летних каникул, учащимся 6-7 классов можно предложить на выбор темы:

  1. Собрать гербарий сорных растений.
  2. Собрать гербарий простых и ложных листьев, стержневой и мочковатой
    корневых систем, различного типа стеблей, различного типа

листорасположения листьев на стебле, отметив, что собранный ими материал поможет учителю проводить лабораторные работы в следующем учебном году для младших школьников.

•        Сделать зарисовки цветов и соцветий.

•        Провести и описать свои наблюдения за поведением животных.
Определяя задачи летних работ, учитель должен выдвинуть требования

выполнения их:

  1. грамотно ведите себя в природе, не собирайте гербарии растений, взятых под
    охрану;
  2. не мешайте животным;
  3. подумайте о том, как вы будете использовать результаты летних заданий на уроках;
  4. позаботьтесь об оформлении заданий.

Впоследствии этот материал можно использовать на уроках, при проведении предметной недели, внеклассных мероприятиях.

Творческие работы учащихся.

Кульминацией, результатом совместной деятельности учителя и учащихся являются серьезные творческие работы учащихся. Над данными работами велась кропотливая работа на протяжении не одного месяца. В Приложении № 5 представлены творческие работы учащихся:

  1. слайдовая презентация по теме «Ученые биологи на службе науки»;
  2. реферат по теме «Наследственные болезни человека» с соблюдением всех основных
    требований к оформлению и написанию.

6

В конце хочется отметить, что, не смотря на объем и сложность выполненной работы, уже само по себе творчество ребенка радует больше, чем равнодушный, хотя и правильный ответ.

2.4. Системный подход к контролю знаний

Проверка результативности учебного процесса осуществляется через контроль знаний и умений учащихся.

Курс биологии - это единая система, в которой все представители живого мира взаимосвязаны, а из класса в класс знания постепенно усложняются, раскрываются в полной мере все свойства жизни и уровни организации живого, формируется системное мышление.

Поэтому при контроле знаний необходимо проверять:

        -усвоение биологических понятий;

        - связь и взаимозависимость между биологическими системами разного уровня, а
также с окружающей средой;

        -практические навыки учащихся через наблюдение, эксперимент,

лабораторные работы, решение биологических задач.

Предлагаемые учащимся задания для контроля должны содержать вопросы не только

теоретического, но и практического характера.

Для осуществления индивидуального подхода задания необходимо

дифференцировать по уровню сложности, обучать формам заданий, входящих в состав единого государственного экзамена. Одновременно задания должны быть направлены на развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, образного мышления, творчества, научности.

Контроль, осуществляемый учителем на уроках должен носить системный,

целостный характер, направленный на всестороннюю проверку знаний, умений и

навыков учащихся.

Приведу пример системного контроля знаний по теме «Строение клетки», 10 класс

(выписка из календарно-тематического планирования по биологии, 10-11  классы):

Приведу примеры заданий поурочного контроля.

Тема «Прокариотическая клетка»:

1.   Задания для индивидуального выполнения:

• составьте логические цепочки, соединив стрелочками правую и левую части:        

Вид бактерии        Форма клетки

кокки

бациллы        в виде запятой

вибрионы

спириллы        круглая

спирохеты

простекобактерии        в виде спирали

стафилококки

диплококки        палочковидная

стрептококки

Показать данные формы бактериальной клетки на таблице.

•        Заполните схему «Питание бактерий и приведите примеры».

Питание бактерий

а) способы питания

-изобразите рисунок и назовите все части бактериальной клетки.

- дайте определения следующим понятиям: прокариоты, эукариоты, автотрофы,
гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, сапрофиты, паразиты, аэробы, анаэробы.

- сделайте сообщения на тему:

1).«Значение бактерий в природе»;

2).«Значение бактерий в практической деятельности человека».

- выступите в роли врача - эпидемиолога и обоснуйте данные положения по поводу
того, что необходимо делать, чтобы не заразиться кишечными заболеваниями,
вызываемыми бактерией «кишечная палочка»:

Положения

Ваши обоснования

1. Скоропортящиеся продукты нужно хранить в холодильнике

2. Перед едой и после посещения туалета

8

необходимо мыть руки.

3. Соблюдать правила при приготовлении пищи: - хорошо проваривать или прожаривать мясо; - пользоваться разными разделочными досками.

4. Не употреблять в пищу просроченные продукты.

2.3адания для устного ответа:

  1. «Как размножаются бактерии?»
  2. «Почему бактерии - просто организованные формы живой материи существуют на
    нашей планете 3,5 млрд. лет и окружают нас повсюду?».

3. Тест

Пример заданий 1 варианта:

1)        К прокариотам относятся организмы:

  1. клетки которых не имеют оформленного ядра;
    Б) одноклеточные организмы;
  2. клетки которых содержат одно или несколько ядер.

2)        Бактерии представляют собой:

A)        одноклеточные организмы разной формы;

Б) одноклеточные и колониальные организмы различной формы;

B)        многоклеточные организмы.

3)        Бактерии передвигаются при помощи:

  1. жгутиков;
    Б) ресничек;
  2. фимбрий;

Г) скольжения по поверхности.

4)        Органеллы бактериальных клеток - это:

A)        ядро, митохондрии, пластиды;

Б) комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, рибосомы;

B)        рибосомы;

Г) хлоропласты, рибосомы.

5)        Нуклеоид - это:

  1. ДНК содержащая зона клетки прокариот;
    Б)ядро;
  2. азотистое основание.

6)        Бактериальные споры выполняют функцию:

A)        размножения;

Б) распространения;

B)        перенесения неблагоприятных условий, распространение.

7)        По способу питания бактерии являются:
А) автотрофами;

Б) гетеротрофами;

8)        миксотрофами;

Г) автотрофами, гетеротрофами;

Д) автотрофами, гетеротрофами, миксотрофами.

8) Что такое коньюгация у бактерий?

  1. нерасхождение клеток после деления;
    Б) образование колонии;
  2. способ прямой передачи участка ДНК от одной бактериальной клетки к другой.
    9) Цианобактерии отличаются от настоящих бактерий:

А) наличием ядра;

Б) отсутствием органелл;

9

В) наличием хлорофилла. 10) Азотфиксация - это:

  1. расщепление органических веществ бактериями с выделением аммиака;
    Б) процесс превращения бактериями аммонийных солей в нитраты;
  2. процесс превращения бактериями аммиака в аммонийные соли и нитраты;
    Г) связывание азота воздухом и перевод его в соединения, доступные живым

организмам (например, растениям).

Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»:

1. Повторите правила работы с микроскопом: выберите правильный ответ в каждом этапе и самостоятельно оцените свою работу, пользуясь таблицей:   

10

Тема урока «Строение и функции органоидов клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы».

  1. С помощью диапозитивов рассказать о строении и функциях данных органоидов
    клетки.
  2. Докажите, что между строением и функциями органоидов клетки существуют
    тесная взаимосвязь и зависимость на примерах:

  1. эндоплазматическая сеть - аппарат Гольджи;
  2. эндоплазматическая сеть - рибосомы;
  3. аппарат Гольджи - лизосомы.

Лабораторная работа «Строение растительной, животной, бактериальной клеток. Сравнительная характеристика».

По окончании выполнения лабораторной работы заполните таблицу:

Тема   Контрольно-обобщающий урок «Структура и функции органоидов клетки» (в форме единого государственного экзамена, Приложение № 6).

Таким образом, не только при обучении, но и при контроле знаний важно предоставлять учащимся возможность выбрать вид и путь решения учебной задачи.

Необходимо планировать и разнообразить контроль знаний, что приучит учащихся к системе в работе.

Необходимо использовать задания, направленные на проверку усвоения:

  1. биологических понятий;
  2. раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами
    разного уровня организации;
  3. осуществлять проверку практических умений и навыков;
  4. подбирать задания творческого характера и связанных с жизнью, дальнейшим
    профессиональным становлением..

2.5. Развивающая функция школьного биологического эксперимента

Очень важно научить детей как можно раньше уметь определять цели опыта, обобщать, анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, в конечном счете, самостоятельно мыслить.

Необходимо так научить детей, чтобы результаты их работы не сводились к описанию проделанного опыта (эксперимента), а через него они могли устанавливать биологические закономерности, приобретали умения исследователей, овладевали практическими навыками, умели связывать теоретический материал и его практическую (доказательную) сторону.

Приведу пример постановки эксперимента на уроке по теме «Космическая роль зеленых растений», 6 класс.

С этой целью предлагаю учащимся такой план.

1. Цель опыта (что хотим выяснить?).

11

  1. Ход опыта (что делаем?).
  2. Результат опыта (что получили?)
  3. Выводы (что выяснили?)

Такой план помогает учащимся 6-го класса логически последовательно проводить эксперимент. Одновременно поясняю, что данный план поможет им и должен использоваться в дальнейшей исследовательской деятельности на уроках биологии.

Сначала вместе формулируем цель эксперимента: выяснить, что такое «фотосинтез» и при каких условиях он проходит.

Затем демонстрирую опыты, часть которых была заложена накануне и по ходу демонстраций заполняем таблицу.

Таблица 6

        Опыты по фотосинтезу        

Составляющие         Условия прохождения опыта        

опыта            Кипящая вода         Кипящий          Раствор йода          Результат
        
спирт        

  1. Лист                    Окраска листа              Лист               Лист посинел      Под действием
    пеларгонии,            не изменилась       обесцветился,                                        йода синеет
    стоявший                                             спирт окрасился                                         крахмал
    постоянно на                                         в зеленый свет                                         (углевод)
    свету        
  2. Лист        Окраска не        Лист        Лист не посинел   Крахмал в
    пеларгонии,          изменилась           обесцветился,        листьях не
    стоявший                                             спирт окрасился        обнаружен
    несколько дней                                    в зеленый цвет

в темном месте        

3.        Лист колеуса,    Окраска не        Лист        Посинел край       Крахмал
стоявшего             изменилась           обесцветился,       (зеленый) листа    образовался в
постоянно на                                       спирт окрасился        хлоропластах,
свету        находящихся по

краю листовой
        
пластинки        

Затем вместе с учащимися формулируем выводы:

  1. Органические вещества образуются только на свету.
  2. Местом образования органических веществ являются клетки основной ткани,
    содержащие хлоропласта с хлорофиллом.
  3. Фотосинтезом называется процесс образования органических веществ в
    хлоропластах листа на свету с выделением кислорода (побочного продукта фотосинтеза).

Для того чтобы учащиеся хорошо усвоили суть опытов, предлагаю им на следующем уроке с соблюдением логической последовательности объяснить ход, результаты эксперимента и сформулировать обобщающие выводы.

В 10-м классе учащиеся уже подготовлены к более глубокому анализу теоретического материала. Поэтому больше времени уделяю теоретической подготовке, предшествующей лабораторной работе, в ходе которой учащиеся проводят опыт самостоятельно.

При изучении темы «Химическая организация клетки. Белки. Ферменты» планируется лабораторная работа по теме «Расщепление пероксида водорода ферментами, содержащимися в живых клетках».

Данную работу провожу после того, как учащиеся познакомятся с понятием, что такое фермент, его структурой, свойствами, механизмом действия.

Эксперимент учащиеся проводят самостоятельно, получив необходимое оборудование и инструктивную карточку - задание. На столы им раздается по две пробирки: в одной кусочек сырого мяса, в другой кусочек отварного и пероксид водорода.

В ходе выполнения работы учащиеся выполняют задания:

- нанести несколько капель пероксида водорода в пробирки на кусочки сырого и отварного мяса;

12

  1. наблюдайте результат.
    Ответьте на следующие вопросы:
  2. Почему реакция происходит только в пробирке с сырым мясом?
  3. Почему, на ваш взгляд, в эксперименте использовали пероксид водорода?
  4. Какое значение в жизни клетки имеет наблюдаемое явление?

Прошу результат опыта изложить в той же последовательности, что и в младших классах: цель, ход опыта, результат, вывод.

В ходе проведения лабораторной работы учащиеся находят подтверждение изученному накануне теоретическому материалу.

Постоянно проводимый школьный эксперимент, его усложнение из класса в класс, увеличение доли самостоятельности учащихся, позволяет использовать данный вид учебной работы для развития мышления, научности познания.

2.6. Обобщающие уроки в формировании системного мышления

Обобщающий урок занимает в процессе обучения важное место, так как должен строиться не на механическом повторении пройденного материала, а способствовать формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации и других форм учебной деятельности учащихся.

При планировании таких уроков надо учитывать их отличие от урока повторения и урока закрепления знаний.

Обобщающий урок выполняет следующие функции:

  1. систематизации знаний;
  2. установления взаимосвязи между объектами и биологическими явлениями;
  3. выявление биологических закономерностей;
  4. использование знаний для формирования собственного мировоззрения.
    Продемонстрирую, как можно реализовывать эти задачи на обобщающем уроке на

примере урока-обобщения, завершающего тему «Закономерности наследственности», 11 класс (Приложение № 7).

Образовательными и развивающими задачами этого урока являются:

  1. Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Генетика. Основные
    закономерности наследственности».
  2. Развитие умения характеризовать сущность генетических законов и
    закономерностей, иллюстрировать их проявление конкретными примерами,
    демонстрировать умение решать генетические задачи, объяснять с точки зрения законов их
    результаты.

Перед началом данного урока ставлю перед учащимися вопрос: «С какой целью нами изучались закономерности наследственности живых организмов?». Подобного рода вопроса я ставлю практически перед каждым уроком для того, чтобы учащиеся понимали значимость материала по биологии, необходимость его изучения и дальнейшего использования в деятельности и быту, у них была мотивация на уроке.

Перед началом урока на доске были выписаны опорные знания. Их можно обозначить под заголовком: «Что мы знаем о механизмах наследственности живых организмов».

  1. Основные генетические понятия.
  2. Законы Г. Менделя.
  3. Сравнительная характеристика законов Г. Менделя и Т. Моргана.
  4. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
  5. Взаимодействие генов.
  6. Новости генетики.

Учащимся были предложены следующие задания:

Урок был начат с проверки и краткого повторения основных генетических понятий в виде терминологического диктанта и анализа стихотворения, в тексте которого необходимо подчеркнуть слова, обозначающие такие понятия как генотип и фенотип.

Стихотворение:

В доме восемь, дробь один

У заставы Ильича

13

Жил высокой гражданин По прозванью Каланча По фамилии - Степанов И по имени - Степан, Из районных великанов Самый главный великан.

У Степана сын родился Малыша зовут Егор Возле мамы на кровати На виду у прочих мам Спит ребенок небывалый Не малыш, а целый малый, Весит он пять килограмм.

Богатырь, а не ребенок

Как не верить чудесам,

Вырастает из пеленок

Не по дням, а по часам.

Без знания данного материала учащиеся не смогут понимать сам язык науки генетики, понимать изучаемый материал.

Для установления основных генетических закономерностей, демонстрации умения решать задачи, использовать полученные знания в новых условиях и объяснять результаты с точки зрения изученных законов, несколько учащихся выполняли, а затем представляли индивидуальные задания.

Виды индивидуальных заданий:

  1. Задача для «кроликовода». На основе решения данной задачи обобщаются знания
    по 1 и 2 законам Г. Менделя.
  2. Задача для «садовода». На основе решения данной задачи обобщаются знания по 3
    закону Г. Менделя.
  3. Задача на закон Т. Моргана. На основе решения данной задачи обобщаются знания
    по закону Т. Моргана и делается одновременно сравнительная характеристика условий, при
    которых действуют 3 закон Г. Менделя и закон Т. Моргана.
  4. Решение задачи, результаты которой помогают ответить и практически убедиться в
    том, почему соотношение полов в органическом виде 50:50 и как наследуется признак пола.
  5. Задание с использованием межпредметного материала: исследование
    генеалогического древа английской королевской семьи на предмет наследования гемофилии,
    формулирование выводов.
  6. Задача на взаимодействие генов: определение групп крови.

Для того, чтобы учащиеся успели подготовиться и осмыслить полученные задания, несколько человек представляют новости генетической науки, рассказывают о необходимости и значимости прохождения медико-генетического консультирования.

Для развития познавательного интереса к предмету, использования всех возможностей учебно-материальной базы кабинета, использованы магнитные динамические модели и схемы.

В конце урока, учитывая высокий уровень подготовки класса, умение самим анализировать свою собственную деятельность были даны задачи на самоконтроль.

Таким образом, шаг за шагом, учащиеся в процессе активной мыслительной деятельности, убеждаются в том, что наследственность — свойство живых организмов, подчиняется определенным закономерностям и связана с наследственным аппаратом живых организмов. На уроке не только повторяются и закрепляются полученные знания, но и получают развитие ведущие биологические понятия такие  как свойства живого, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях.

14

Поэтому как сказано А. Дистербегом: «Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны».

2.7, Системный подход к построению уроков

Урок-семинар повторительно-обобщающего типа по теме «Обмен веществ и энергии в

клетке», 10 класс Задачи:

          1.Обобщить знания о функциях и роли химических веществ в клетке, опираясь на
понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойствах и функций.

        2.Систематизировать знания о процессах жизнедеятельности клетки.

           3.Проверить знания о биосинтезе белков, жиров и углеводов и фотосинтезе.

  4.Углубить понимание процесса превращения энергии в ходе биохимических

реакций.

5.Проверить понимание учащимися сущности метаболизма, как единства

взаимообусловленных и противоположно направленных процессов: анаболизма и катаболизма.

6.Расширить знания о ведущей роли ферментов во всех процессах

жизнедеятельности.

Ведущие понятия:

- Свойства живой материи. Гомеостаз.

- Этапы обмена веществ и превращения энергии.

- Взаимосвязь строения и функций в организме.

- Проявление свойств живой материи на различных уровнях организации жизни

2.        Решите задачи:

  1. В молекуле ДНК содержится 4 вида нуклеотидов: А, Т, Г, Ц. Какое
    максимальное число разных видов триплетов может быть образовано в ДНК при
    различном сочетании этих нуклеотидов по три. Достаточно ли такое число для
    кодирования 20 аминокислот?
  2. начальная часть молекулы ДНК имеет следующую структуру: цис-фен-тир.
    Какие т-РНК участвуют в синтезе белка?

        3.        Заполните таблицу  «Ферменты, участвующие в процессе биосинтеза белка»

Название фермента

Функция

Локализация

  1. ДНК-полимераза
  2. РНК-синтетаза
  3. Белок-синтетаза

        4. Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена»

Этапы энергетического обмена

Характерные изменения веществ

Биологическое значение

Подготовительный

Бескислородный

Кислородный

                  5.Объясните:

1).У человека со слабым нетренированным сердцем кислорода, доставляемого к
мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины молочной кислоты:

а)как происходит у него расходование глюкозы на накопление молочной кислоты в
мышцах при беге с такой же скоростью в течение 25 минут?

б)к чему это приведет?

2).В качестве запасного питательного вещества у большинства растений в тканях
откладываются углеводы, а у животных - жиры. Чем это можно объяснить?

3).При беге на дистанцию 100 метров вам стало жарко; у вас участилось дыхание,
но не сразу, а лишь после 50 метров бега. Почему?

4).При окислении 1 грамма белка выделяется столько же энергии, сколько при
окислении 1 грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник
энергии только в крайних случаях?

6.Заполните таблицу «Автотрофные и гетеротрофные организмы»

Организмы

Процесс

Значение для эволюции

Автотрофы

16

Выводы по  семинару:

  1. Метаболизм - свойство живой материи, проявляющееся на клеточном уровне и связан с различными мембранными структурами цитоплазмы.
  2. Выделяются два направления метаболизма: пластический (анаболизм),
    энергетический (катаболизм) обмен веществ и энергии.
  3. Примерами пластического обмена являются: биосинтез белка, фотосинтез,
    примером энергетического обмена — синтез АТФ.
  1. Все реакции метаболизма проходят в живом организме с участием ферментов.
  1. Наиважнейшей функцией процесса обмена веществ является поддержание
    постоянства внутренней среды клетки и организма (гомеостаза) в непрерывно
    меняющихся условиях существования.

3. Заключительная часть

На основании представленного описания опыта работы можно выделить следующие параметры системного и развивающего подхода к обучению предмету:

  1. мотивация ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;
  2. формирование системы знаний, умений и навыков через:

* системный подход к планированию учебно-воспитательных задач;

  1. системный подход к контролю знаний;
  2. широкое использование в практике работы эксперимента;
  3. разнообразие типов и форм уроков;
  4. системное обобщение изученного материала.

-        развитие познавательного интереса к предмету.

В дальнейшей работе я буду продолжать использовать предыдущий опыт, постепенно накапливая и углубляя данный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к обучению и воспитанию экологически ориентированной личности в образовательной деятельности

Моя педагогическая концепция в работе как учителя географии  и как классного руководителя за определенный период. В работе обобщено использование содержательно-образовательных технологий, обобщен...

Системно-деятельностный подход в обучении биологии детей с ОВЗ

Презентация о системно-деятельностном подходе в обучении биологии детей с ОВЗ...

Технология «Формирование устойчивого интереса к химии посредством системного подхода в обучении »

Ведущая идея технологии – идея формирования активной жизненной позиции учащегося, необходимой для продолжения образования в современных условиях....

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...

Доклад "Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии"

Доклад был представлен на педчтениях "Инновационные технологии и активные методы обучения один из факторов  повышения качества образования в свете ФГОС". Содержит описание применения СП...

«Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении биологии »

Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-9 классах....